Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Нервные срывы у детей - механизмы развития

Нервные срывы у детей - механизмы развития Мы продолжаем обсуждать вопрос о нервных срывах в детском возрасте. Почему же именно маленькие дети подвержены нервным срывам более других? Все дело в особенностях самого дошкольного возраста и тесной связи развития психики с физическим состоянием и самочувствием ребенка. Конечно, во взрослом возрасте состояние психики также во многом определяется состоянием общего здоровья, но в детском возрасте такие связи непосредственнее и проявляются ярче. Чаще всего особенно нервными бывают дети с физически ослабленным здоровьем и наличием многих хронических патологий. Кроме того, в периоде раннего детства и дошкольного возраста возникает большинство инфекционных заболеваний, которые и дают также благоприятную почву для развития неврозов и нервных срывов.

Особенности раннего детства и влияния на психику

Если изучить истории болезни детей с неврологическими отклонениями или нервными срывами, можно найти массу упоминаний о разного рода факторах, которые неблагоприятно воздействовали или воздействуют на нервную систему ребенка. К этим неблагоприятным факторам можно отнести дородовые проблемы матери и неблагополучное течение беременности, травмы во время родов или ушибы головного мозга, инфекции после родов. Каждый из этих факторов может стать причиной самостоятельного и порой очень серьезного заболевания, но чаще всего такие факторы просто ослабляют нервную систему детей и затрудняют их приспособление к внешней среде. При наличии слабой нервной системы приспособление детей к окружающим явлениям среды страдает, детям сложно преодолевать даже мелкие трудности, с которыми легко справится ребенок со здоровой нервной системой. Поэтому, именно дети с такой особенностью и слабостью нервной системы чаще всего и страдают различыми неврозами.

Обычно у дошкольников или младших школьников при развитии неврозов может нарушаться именно та функция в организме или страдают те внутренние органы, которые изначально были истощены или ослаблены в результате заболеваний. Например, развитие нервной рвоты или расстройство функций кишечника на нервной почве (медвежья болезнь), нарушения аппетита возникают после перенесенных кишечных инфекций или перенесенных заболеваний системы пищеварения. Кроме того, могут расстраиваться функции тех органов и систем, которые созревают и укрепляются позже всех – это, например, возникновение энуреза (недержания мочи днем и ночью), нарушения в речи с ее расстройством, заиканием или полной потерей речи (такое возникает нечасто и в основном при сильных потрясениях). Проблемы в речевых функциях возникают у детей с имевшимися задержками развития речевой функции, с наличием дефектов речи или отклонений в формировании функций речи.

Если ребенок уже школьник

У детей пред-школьного и младшего школьного возраста могут проявляться свои, особенные и другие симптомы нервности, к примеру, это могут быть двигательные нарушения с тиками или навязчивыми движениями. При этом, разного рода симптомы нервных срывов никогда не возникают как единичное явление, при расстройстве нервных функций меняется весь внешний вид ребенка и его поведение. При этом дети становятся безынициативными и очень вялыми, либо же наоборот, становятся чрезмерно подвижными или суетливыми, могут терять над собой и своим поведением контроль, делают необдуманные поступки, кричат, шумят. Кроме того, у подобных детей резко снижается работоспособность и обучаемость, резко ухудшается внимание, сосредоточение. Если не устранить причины такого нервного срыва и если патогенный фактор действует и далее, постепенно начинает меняться характер ребенка, у него уже на уровне характерологических черт закрепляется безынициативность или вялость, возбудимость, отсутствие дисциплины, чрезмерная суетливость и подвижность. Дети с нервными срывами и проблемами по неврологии гораздо легче подвергаются патологическим влияниям и дурным компаниям, вредным привычкам, так как они просто не способны к достаточному нервному напряжению, и просто не могут противостоять своим собственным, в том числе и патологическим, влечениям. Но не стоит сразу переживать и представлять себе мрачную картину будущего ребенка – при обследовании уже взрослых людей, которые в детстве проходили курсы лечения и реабилитации от нервных расстройств, указывают на то, что большая часть их них вполне здоровы, отлично выучились и активно работают. Важно помнить, что детская психика очень гибкая и очень жизнеспособна, при создании для ребенка благоприятных условий существования, он быстро поправляется.

Каков же механизм развития нервного срыва у детей?

В нормальных условиях и при здоровой нервной системе за счет активации процессов торможения может подавляться чрезмерная активность в наших с вами поступках, в выполнении какой-либо деятельности, которая могла бы привести к нежелательным конфликтам в окружающей нас среде, прежде всего – социальной сфере. Ранее в науке бытовало мнение, что практически вся психическая деятельность человека сосредотачивается в области коры головного мозга. Но сегодняшняя наука свидетельствует о том, что немалую роль в психических процессах играют расположенные в глубине мозга, подкорковые центры и образования. Их работа и общее состояние во многом обуславливает процессы как возбуждения, так и торможения в клетках коры. Кроме того, на состояние и работу всей коры головного мозга будет влиять, кроме того, и состояние всего организма. При наличии у ребенка тех или иных особенностей конституции, чаще всего будут развиваться особенные формы невротических реакций. Общесоматические заболевания – инфекции, заболевания крови, эндокринная патология, могут ослаблять организм в целом, также ослабляют и неразрывно с ним связанную нервную систему. За счет этого нервная система становится более ранимой, повышается вероятность формирования невроза при воздействии разного рода психологически негативных факторов, которые по сути и будут являться причинами нервных срывов, проблем, неврозов у детей.

Школа неврологов во главе с И.Павловым установили, что неврозы или нервные срывы возникают в результате действия трех физиологических механизмов:
- перегрузка процессов возбуждения,
- перегрузка процессов торможения,
- столкновение процессов возбуждения и торможения, нарушение баланса этих процессов.

Самыми частыми механизмами, которые дают формирование нервных срывов, расстройств, неврозов у детей, являются процессы сильной и выраженной перегрузки процессов возбуждения в нервной системе. Так, когда на прием к неврологу или психиатру приходят родители с ребенком, у которого развилось какое-либо нервное заболевание по типу ночных страхов, раздражительности, бессонницы, заикания, капризов, подергиваний или ночных кошмаров, они хотят знать причины подобного явления. В подавляющем большинстве случаев родители утверждают, что причиной подобного состояния стали различные психические повреждения нервной системы, в большинстве это сильный испуг. Казалось бы, с первого же взгляда все понятно и нужно уже приступать к лечению. У детей еще очень ослаблена нервная система и резкие и пугающие впечатления могут оказаться для них слишком сильными раздражителями. Отсюда сразу же вытекают и первые же рекомендации по терапии нервных расстройств – создать такому малышу особый щадящий и охранительный режим, который будет лишен всяческих чрезмерно ярких впечатлений.

Однако, не все так просто – и, если мы с вами вдумаемся в механизмы формирования нервных срывов, истерик, неврозов у детей, если мы внимательно присмотримся к тому, что происходит и проанализируем происходящее, перед нашим взором будет открываться совершенно иная картина формирования нервных проблем. Так, по неоднократным замечаниям и выводам ведущих отечественных психиатров и психоневрологов, неврозы и нервные срывы даже у взрослых никогда не возникают только из-за силы или характера раздражителя. Они возникают только как «пусковой механизм» для запуска определенной программы и режима работы нервной системы. То есть, по сути нервные срывы и неврозы возникают не в результате воздействия самих слуховых, зрительных, болевых и других ярких впечатлений, а только от того, какие факты и события связаны с этими стимулами в подсознании человека, в его прожитом жизненном опыте. Так, к примеру, вид горящего дома или здания сам по себе невроза не вызовет, но вот если в сознании человека этот образ закреплен с гибелью дорогого человека или утраты каких-либо особенно ценных для него вещей – тогда этот раздражитель будет вызывать состояние нервного срыва, так как задействует подсознательные глубинные проблемы. Ребенок же не имеет пока обширного жизненного опыта и будет судить об опасности того или иного предмета или события, считывая реакции с окружающих его взрослых – родителей, родственников, учителей и воспитателей.
Еще статьи на тему "Нервные срывы и истерики у детей":
Нервные срывы у детей - откуда это?
Нервные срывы у детей - разбор причин и обстоятельств
Нервные срывы у детей - что вам делать?
Истерики у детей - причины
Роль нервной системы в формировании истерик
Способы справиться с истериками у детей
Истерики у детей - когда нужны врачи?
Синдром гиперактивности и дефицит внимания: что это?
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Нервные срывы у детей - механизмы развития
  Мы продолжаем обсуждать вопрос о нервных срывах в детском возрасте. Почему же именно маленькие дети подвержены нервным срывам более других? Все дело в особенностях самого дошкольного возраста и тесной связи развития психики с физическим состоянием и самочувствием ребенка. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам