Слабые дети сильных матерей
945 год. Русь зажата между Византией и Хазарией. Смерть князя Игоря ставит государство на грань катастрофы. Малолетство его сына Святослава не позволяет ему принять правление. И на престол вступает вдова Игоря княгиня Ольга.
Она объединила враждующие славянские племена. С ее правления начинается каменное градостроительство на Руси. Именно Ольга ввела порядок в систему налогообложения. Очаровав византийского василевса, она крестилась в Святой Софии и принесла православие на Русь. Благодарные потомки назвали ее Ольга — Равноапостольная.
Сын ее, Святослав, был замечательным воином. Он побеждал в схватках, но не выиграл ни одной войны. Он сгинул в одном из походов, не дожив до зрелого возраста. О нем известно только потому, что он был сыном великой княгини Ольги.
*****
Сильные, успешные, энергичные женщины. Часто возникает вопрос, почему дети не наследуют их силу и энергию? Почему так часто они пассивны и инертны, а если и активны, то в области, очень далекой от той, в которой занята их мать? Ограничимся ли мы банальной фразой: «природа отдыхает на детях гениев», переложив ее в контекст силы и достижений? Или пойдем чуть дальше и посмотрим, как в отношениях матери и ребенка формируется Судьба?
Каждый психотерапевт хотя бы раз сталкивался в своей работе с энергичной женщиной средних лет, которая настаивает на том, чтобы привести с собой взрослую дочь, (иногда уже замужнюю), или сына, перешагнувшего двадцатилетний возраст. Из самых лучших побуждений эта женщина ищет помощь для своего великовозрастного ребенка, который: «ничего не хочет делать», «целыми днями сидит за компьютером», «безынициативен, и в институте приходится договариваться за него». Дочь/сын может обучаться в Америке (Великобритании и т. д.), куда ее/его «поступила» мама. И теперь «не занимается спортом», «ест в фастфудах», «не имеет друзей». Мать хотела бы, чтобы психолог поработал с «ребенком» по скайпу и помог ему/ей стать более самостоятельным.
У этой женщины или нет мужа, или он алкоголик, или «он лежит на диване», что вызывает ее крайнее раздражение. И есть взрослый ребенок. Это «дитя» она продолжает контролировать, наставлять и воспитывать, ругая за пассивность, безделье и безответственность. Когда психолог указывает на явную безрезультатность ее «педагогических усилий», она не может остановиться в воспитательном процессе, прекратить свою опеку.
Вам может показаться, что мы не столько сочувствуем положению, в котором оказывается эта сильная женщина, сколь осуждаем ее. Это совершенно не так. Как психологи мы работаем именно с этими женщинами, а не с их детьми. И в терапии исследуется, как так получилось, что ее успешная во многих сферах жизнь складывается столь несправедливо во взаимоотношениях с детьми и мужем. Как получилось, что эти отношения не дают заслуженную радость, а воспринимаются как крест, который надо нести всю жизнь?
В поисках ответов на эти вопросы мы исследуем историю жизни нашей клиентки, отношения в ее родительской семье. Судьба человека формируется в детстве. Это базовое положение любой аналитической психотерапии. Еще до 7 лет ребенок получает от родителей целый набор предписаний, которые определяют его дальнейшее отношение к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Предписания – это переданные ребенку, (вербально и невербально), приказания, как ему жить. Трагизм ситуации в том, что, во-первых, предписания токсичны, то есть действуют на дальнейшую жизнь ребенка разрушительно, а во-вторых, родители совершенно не осознают процесс передачи этих указаний. Одновременно с этим взрослыми транслируется множество положительных посланий, (в трансактном анализе их называют разрешениями). Но сейчас не о них речь, мы разбираем формирование проблем у нашей клиентки.
Рассмотрим конкретный пример. Семья. Первенец - долгожданный ребенок. Он очень важен для родителей, так как именно с его появлением они ощутили себя папой и мамой, стали, по сути, семьей. А вторая дочь оказывается в тени своего брата. Гораздо большее внимание уделяется именно старшему сыну. Конечно, это делается не специально, не потому что ее не любят. Просто сын значимее для родителей, и по полу, (хотели мальчика), и по очередности рождения. Для очень многих семей рождение первого ребенка является чудом, (все впервые), а появление второго становится почти рядовым событием. Дочь начинает ощущать себя менее нужной, менее важной для родителей по сравнению со старшим братом. В трансактном анализе считается, что дочь в таком случае получает предписание «Не будь значимой». И ребенок подвергает сомнению свою ценность. Она ощущает себя самой незначительной частью семьи. Это пример очень распространенного предписания и последующего за ним детского представления о самой себе.
Кроме предписаний в трансактном анализе выделяют еще и драйверы – инструкции родителей относительно того, каким они хотят видеть ребенка. Для иллюстрации продолжим описывать судьбу нашей клиентки. Семья становится многодетной, и жизнь девочки меняется коренным образом. Родители испытывают дефицит времени, и заботу о родившихся младших сестрах перекладывают на плечи старшей. Девочка начинает обретать ценность, нянчась с ними. «Я полноценна, когда забочусь о других», - таким становится ее представление о себе – сценарное убеждение, определяющее дальнейшую судьбу
Забота о других становится более важной, чем собственные потребности. А так как родители еще требовали от нее хороших оценок, говорили, что надо делать все «на отлично» и служить примером для младших, то у девочки включаются драйверы «Будь сильной», (надейся, прежде всего, на себя) и «Будь совершенной», (то есть делай все идеально). Таким образом, можно перечислить полный набор принятых от родителей посланий, (предписаний и драйверов), которые ведут нашу клиентку по жизненному пути. Или, как говорят в психотерапии, формируют ее Сценарий: «Ты ценна, когда заботишься о других», ««Будь сильной, надейся только на себя», «Будь совершенной, делай все идеально».
Девочка выросла. И превратилась в сильную женщину, которая успешна в карьере, достигла очень многого в жизни, но совершенно несчастна в отношениях с мужем и детьми. В своей семье она не просто лидер, а лидер абсолютный. Она настолько активна, что семейное окружение стало пассивным. Им просто не остается ничего другого. Она беспощадна к себе, когда делает что-либо, (драйвер «Будь совершенной»). И настолько же жестко она оценивает деятельность своих детей. Ведь ей полагается быть «идеальной матерью». Когда дети пытаются что-то делать самостоятельно - сталкиваются с ее драйвером. Под прицелом ее перфекционизма дети выбирают пассивность. Трансактный анализ считает, что они живут с предписанием «Не делай».
В процессе психотерапии эта женщина может, наконец, разрешить себе то, что неосознанно запретили ЕЕ родители – начать заботиться о себе и ценить себя независимо от своих достижений. Наша клиентка изменяет свой драйвер «Будь лучшей» на разрешение «Ты и так достаточно хороша». И тогда она начитает просто жить, предоставив своим детям свободу собственных выборов.
Источник: Игорь Гожий, Алексей Сивов.
Планета психологии http://www.planeta*psy.ru/ (без *)
Она объединила враждующие славянские племена. С ее правления начинается каменное градостроительство на Руси. Именно Ольга ввела порядок в систему налогообложения. Очаровав византийского василевса, она крестилась в Святой Софии и принесла православие на Русь. Благодарные потомки назвали ее Ольга — Равноапостольная.
Сын ее, Святослав, был замечательным воином. Он побеждал в схватках, но не выиграл ни одной войны. Он сгинул в одном из походов, не дожив до зрелого возраста. О нем известно только потому, что он был сыном великой княгини Ольги.
*****
Сильные, успешные, энергичные женщины. Часто возникает вопрос, почему дети не наследуют их силу и энергию? Почему так часто они пассивны и инертны, а если и активны, то в области, очень далекой от той, в которой занята их мать? Ограничимся ли мы банальной фразой: «природа отдыхает на детях гениев», переложив ее в контекст силы и достижений? Или пойдем чуть дальше и посмотрим, как в отношениях матери и ребенка формируется Судьба?
Каждый психотерапевт хотя бы раз сталкивался в своей работе с энергичной женщиной средних лет, которая настаивает на том, чтобы привести с собой взрослую дочь, (иногда уже замужнюю), или сына, перешагнувшего двадцатилетний возраст. Из самых лучших побуждений эта женщина ищет помощь для своего великовозрастного ребенка, который: «ничего не хочет делать», «целыми днями сидит за компьютером», «безынициативен, и в институте приходится договариваться за него». Дочь/сын может обучаться в Америке (Великобритании и т. д.), куда ее/его «поступила» мама. И теперь «не занимается спортом», «ест в фастфудах», «не имеет друзей». Мать хотела бы, чтобы психолог поработал с «ребенком» по скайпу и помог ему/ей стать более самостоятельным.
У этой женщины или нет мужа, или он алкоголик, или «он лежит на диване», что вызывает ее крайнее раздражение. И есть взрослый ребенок. Это «дитя» она продолжает контролировать, наставлять и воспитывать, ругая за пассивность, безделье и безответственность. Когда психолог указывает на явную безрезультатность ее «педагогических усилий», она не может остановиться в воспитательном процессе, прекратить свою опеку.
Вам может показаться, что мы не столько сочувствуем положению, в котором оказывается эта сильная женщина, сколь осуждаем ее. Это совершенно не так. Как психологи мы работаем именно с этими женщинами, а не с их детьми. И в терапии исследуется, как так получилось, что ее успешная во многих сферах жизнь складывается столь несправедливо во взаимоотношениях с детьми и мужем. Как получилось, что эти отношения не дают заслуженную радость, а воспринимаются как крест, который надо нести всю жизнь?
В поисках ответов на эти вопросы мы исследуем историю жизни нашей клиентки, отношения в ее родительской семье. Судьба человека формируется в детстве. Это базовое положение любой аналитической психотерапии. Еще до 7 лет ребенок получает от родителей целый набор предписаний, которые определяют его дальнейшее отношение к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Предписания – это переданные ребенку, (вербально и невербально), приказания, как ему жить. Трагизм ситуации в том, что, во-первых, предписания токсичны, то есть действуют на дальнейшую жизнь ребенка разрушительно, а во-вторых, родители совершенно не осознают процесс передачи этих указаний. Одновременно с этим взрослыми транслируется множество положительных посланий, (в трансактном анализе их называют разрешениями). Но сейчас не о них речь, мы разбираем формирование проблем у нашей клиентки.
Рассмотрим конкретный пример. Семья. Первенец - долгожданный ребенок. Он очень важен для родителей, так как именно с его появлением они ощутили себя папой и мамой, стали, по сути, семьей. А вторая дочь оказывается в тени своего брата. Гораздо большее внимание уделяется именно старшему сыну. Конечно, это делается не специально, не потому что ее не любят. Просто сын значимее для родителей, и по полу, (хотели мальчика), и по очередности рождения. Для очень многих семей рождение первого ребенка является чудом, (все впервые), а появление второго становится почти рядовым событием. Дочь начинает ощущать себя менее нужной, менее важной для родителей по сравнению со старшим братом. В трансактном анализе считается, что дочь в таком случае получает предписание «Не будь значимой». И ребенок подвергает сомнению свою ценность. Она ощущает себя самой незначительной частью семьи. Это пример очень распространенного предписания и последующего за ним детского представления о самой себе.
Кроме предписаний в трансактном анализе выделяют еще и драйверы – инструкции родителей относительно того, каким они хотят видеть ребенка. Для иллюстрации продолжим описывать судьбу нашей клиентки. Семья становится многодетной, и жизнь девочки меняется коренным образом. Родители испытывают дефицит времени, и заботу о родившихся младших сестрах перекладывают на плечи старшей. Девочка начинает обретать ценность, нянчась с ними. «Я полноценна, когда забочусь о других», - таким становится ее представление о себе – сценарное убеждение, определяющее дальнейшую судьбу
Забота о других становится более важной, чем собственные потребности. А так как родители еще требовали от нее хороших оценок, говорили, что надо делать все «на отлично» и служить примером для младших, то у девочки включаются драйверы «Будь сильной», (надейся, прежде всего, на себя) и «Будь совершенной», (то есть делай все идеально). Таким образом, можно перечислить полный набор принятых от родителей посланий, (предписаний и драйверов), которые ведут нашу клиентку по жизненному пути. Или, как говорят в психотерапии, формируют ее Сценарий: «Ты ценна, когда заботишься о других», ««Будь сильной, надейся только на себя», «Будь совершенной, делай все идеально».
Девочка выросла. И превратилась в сильную женщину, которая успешна в карьере, достигла очень многого в жизни, но совершенно несчастна в отношениях с мужем и детьми. В своей семье она не просто лидер, а лидер абсолютный. Она настолько активна, что семейное окружение стало пассивным. Им просто не остается ничего другого. Она беспощадна к себе, когда делает что-либо, (драйвер «Будь совершенной»). И настолько же жестко она оценивает деятельность своих детей. Ведь ей полагается быть «идеальной матерью». Когда дети пытаются что-то делать самостоятельно - сталкиваются с ее драйвером. Под прицелом ее перфекционизма дети выбирают пассивность. Трансактный анализ считает, что они живут с предписанием «Не делай».
В процессе психотерапии эта женщина может, наконец, разрешить себе то, что неосознанно запретили ЕЕ родители – начать заботиться о себе и ценить себя независимо от своих достижений. Наша клиентка изменяет свой драйвер «Будь лучшей» на разрешение «Ты и так достаточно хороша». И тогда она начитает просто жить, предоставив своим детям свободу собственных выборов.
Источник: Игорь Гожий, Алексей Сивов.
Планета психологии http://www.planeta*psy.ru/ (без *)
Комментарии
но все равно как-то думается: а вдруг я чего упускаю из виду. Сама-то вся в родительских "косяках"...
↑ Перейти к этому комментарию
Возможно, я тоже не идеальна. Тем неменее стараюсь переспрашивать себя - достойно ли я объяснила ребёнку, удовлетворён ли он моим ответом, не вру ли я детям, сама ли последовательна в словах и действиях и т.д.
тоже разговаривала с психологом на эту тему. правда тренинг групповой был.
не помню как подошли к этому . только речь шла о зависимостях, и вот объясняла почему многие "терпят" алкоголиков, наркоманов и пр.
Тоже приводила в пример успешную женщину, которая на протяжении 15-ти лет пытается "вылечить" наркомана
я ходила на групповые занятие по снижению веса, ну а параллельно как-то беседы на все темы велись, вот все и спрашивали кого что интересует.
я про ребенка больше. тоже уж не помню как, в общем подошли к тому, что все зависимости в детстве формируются.
вот она говорит: алкоголизм- от 0 до 6 месяцев формируется(если проблемы с вскармливанием были, грубо говоря человек не "наигрался" с бутылочками, вот и результат)
наркомания- если у ребенка стресс был, и в первые дни от матери отлучен был на время.
Т.е. она не говорит, что если, например, мама после экстренного КС в реанимации и ребенок не с ней, то он обязательно станет наркоманом,
но если разобраться с детством наркомана, то у него были именно такие предпосылки
Я так понимаю, что Вы психолог, что скажете по этому поводу?
Меня особенно волнует вопрос вскармливания, так как ребенок на ИВ. Вот перепугалась...((( Я правда, до сих пор, когда кормлю, раздеваюсь, прикладываю к себе, чтобы телесный контакт был, разговариваю, в глазки смотрю.. Правильно ли я делаю?
ух скока накатала...)))
Что касается ИВ и ГВ то тут много мифов растёт и с одной и с другой стороны.
Можно кормить ИВ и вырастить здорового психически ребёнка (и Вы тут всё пишите правильно: это и максимально телесный контакт с ребёнком, и кормление до 6 мес. только матерью (!!!!), и своевременное отражение потребностей малыша и много-много другого) ;
А можно кормить ГМ (ГВ) и быть "садистической матерью" (это шантаж грудью, наказывания во время сосания, отучения зелёнкой\йодом\горчицей и т.д.)
Дело то не в способе вскармливания, а в психологии и подходах самой женщины.
↑ Перейти к этому комментарию
2) https://www.stranamam.ru/post/5500493/
3) https://www.stranamam.ru/post/5500507/
↑ Перейти к этому комментарию
я ходила на групповые занятие по снижению веса, ну а параллельно как-то беседы на все темы велись, вот все и спрашивали кого что интересует.
я про ребенка больше. тоже уж не помню как, в общем подошли к тому, что все зависимости в детстве формируются.
вот она говорит: алкоголизм- от 0 до 6 месяцев формируется(если проблемы с вскармливанием были, грубо говоря человек не "наигрался" с бутылочками, вот и результат)
наркомания- если у ребенка стресс был, и в первые дни от матери отлучен был на время.
Т.е. она не говорит, что если, например, мама после экстренного КС в реанимации и ребенок не с ней, то он обязательно станет наркоманом,
но если разобраться с детством наркомана, то у него были именно такие предпосылки
Я так понимаю, что Вы психолог, что скажете по этому поводу?
Меня особенно волнует вопрос вскармливания, так как ребенок на ИВ. Вот перепугалась...((( Я правда, до сих пор, когда кормлю, раздеваюсь, прикладываю к себе, чтобы телесный контакт был, разговариваю, в глазки смотрю.. Правильно ли я делаю?
ух скока накатала...)))
↑ Перейти к этому комментарию
А я как раз после КС была в реанимации первую ночь, ребенка увидела только часов через 15 после его рождения...
А я как раз после КС была в реанимации первую ночь, ребенка увидела только часов через 15 после его рождения...
↑ Перейти к этому комментарию
http://www.elfikarussian.ru/skazka-ot-ehlfiki-mama-st..
http://www.elfikarussian.ru/skazka-ot-ehlfiki-mama-st..
↑ Перейти к этому комментарию
А если серьёзно - то осознаванием, работой с собой, своими чувствами и истинными желаниями.
Хорошая книга : Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости.
Стало мне страшно, вдруг мой сын мною "подавлен"?. В силу обстоятельств пришлось мне на несколько лет стать не то чтобы железной леди, но каменной бабой. Откуда силы взялись, не знаю, но решила я немало мужских дел, в том числе и дом построила( и буквально тоже). На характере моём и отношениях в семье, конечно это сказалось, шашкой я, конечно, махать научилась. И вот, цель достигнута, я полгода назад села в кресло и сказала:"Всё, мои дорогие, кроме маникюра и магазинов ничем не занимаюсь". Переглянулись мои мужики и сказали:"А чё так?"-"А потому что я - девочка".-"Ну ладно".
Не поздно ли я опомнилась?
Сижу вечером перед телевизором в шелковом халатике, на ногах ажурные чулки (ноги на журнальном столике), кофий пью. Мимо сын идёт:"Мать, ты что? В таких чулках только танцовщицы из Лас- Вегаса ходят. А ты - мать"
Стало мне страшно, вдруг мой сын мною "подавлен"?. В силу обстоятельств пришлось мне на несколько лет стать не то чтобы железной леди, но каменной бабой. Откуда силы взялись, не знаю, но решила я немало мужских дел, в том числе и дом построила( и буквально тоже). На характере моём и отношениях в семье, конечно это сказалось, шашкой я, конечно, махать научилась. И вот, цель достигнута, я полгода назад села в кресло и сказала:"Всё, мои дорогие, кроме маникюра и магазинов ничем не занимаюсь". Переглянулись мои мужики и сказали:"А чё так?"-"А потому что я - девочка".-"Ну ладно".
Не поздно ли я опомнилась?
↑ Перейти к этому комментарию
Да, всё правильно. Оказывается, интуитивно я грамотно решала многие воспитательные моменты. Ну а над собой отчего же не посмеяться. Есть у меня скелеты позорные в шкафу..Увы..
Стало мне страшно, вдруг мой сын мною "подавлен"?. В силу обстоятельств пришлось мне на несколько лет стать не то чтобы железной леди, но каменной бабой. Откуда силы взялись, не знаю, но решила я немало мужских дел, в том числе и дом построила( и буквально тоже). На характере моём и отношениях в семье, конечно это сказалось, шашкой я, конечно, махать научилась. И вот, цель достигнута, я полгода назад села в кресло и сказала:"Всё, мои дорогие, кроме маникюра и магазинов ничем не занимаюсь". Переглянулись мои мужики и сказали:"А чё так?"-"А потому что я - девочка".-"Ну ладно".
Не поздно ли я опомнилась?
↑ Перейти к этому комментарию
сейчас тоже смотрю на сына с мыслью что "подавлен"
иногда он изрекает, что никому не нужен... первая любовь - без взаимности... есть куча неудач...есть комп...
нет желания жить и дышать полной грудью
Я то не то чтобы успокоилась, но хоть научилась делать вид, что я в него верю, что всё идёт так как надо... Но переживаю очень, что уверенности ему не хватает..Тоже компом живёт. Но реальная жизнь не игра, тут заново не переиграет. Мне кажется, ему просто страшно.
↑ Перейти к этому комментарию
но он как - то уходит от реальности, что ли... им нужно управлять, сам собой управлять не может или не хочет, этот я конечно сама в. нем взрастила, чего уж там...
работал на дядю, хорошо работал, а взамен ни стажа, ни трудовой, ни отпускных... и всего остального
пять лет отработал, а время идет
ему нужен хороший лидер, положительный, хотя сам уже возглавлял бригаду, и мог это делать успешно
но все равно в душе он будто в своём мире сидел, комп,игры, бессонные ночи, будто терялся...
объяснять что - то было бесполезно, я когда это поняла, когда я поняла, что его ситуация - это мой результат, мой "косяк", совсем успокоилась и всех родственников попросила оставить его в покое, и молчать
вот он вроде сам потихоньку стал очухиваться
как говорит моя дочь, надоело сидеть в болоте и квакать
я до сих пор не знаю где он учится, лично мне он ничего не сообщал, перед фактом не ставил, все знали, я - как бы нет
то есть ему тяжело со мной разговаривать, советоваться, жаловаться...
ему не хочется, вот я и отстала, я дала ему то, что он хотел
получается так
чтобы не было огорчений не только у меня, но и в их жизни
честно говоря, мне кажется я и в постели, не могу до конца из-за этого расслабиться...
Не подскажите, что почитать на эту тему, кроме Берна ...
мне пришлось очень много перестраивать себя, когда я начала встречаться с будущим мужем. я буквально душила его своим Я. сейчас я конечно тоже почти все контролирую, но стараюсь это делать ненавязчиво. не всегда конечно получается, но я работаю над этим. я начала жить по принципу (для мужа) "я не хочу ничего решать. я девочка и хочу новое платье". и думаю, что ему это нравится болше, чем образ боевой бой-бабы.
например ситуация. у нас сломалась машина. детали надо заказывать из России. прошло две недели, прежде чем детали пришли. потом не могли найти нормального мастера. прошла еще неделя. и тут муж уезжает в командировку... та да да дам!... а мне без машины очень сложно, т.к. надо лететь за ребенком в садик после работы. так вот пока он в командировке, я по знакомым нашла мастера, отвезла машину и отремонтировала. за один (!!!) день. раньше я бы устроила мужу разбор полетов за то, что не подсуетился и до своего отъезда не сделал машину. сейчас я просто позвонила и сказала: Лапуня, все нормально, машину забрала, еду на мойку
я очень боюсь стать такой, как вы описали в статье...
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: