Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Родительские предписания или как НЕ быть успешным...(финал)

Родительские предписания или как НЕ быть успешным...(финал) Восьмая директива – «НЕ ПРИНАДЛЕЖИ»

1. «Ты – моя единственная опора».
2. «Что бы я без тебя делал(а)!?».
3. «Я понимаю, твой друг сделал глупость, но ты-то как мог(ла) такое совершить?».
4. «Ты же у меня особенный(ая), не такой(ая), как все».
5. «Я от тебя я этого не ожидал(а)».



Ее передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». Смысл ее может быть расшифрован так: «не принадлежи никому, кроме меня».


А мотив здесь в том, что родители хотят всячески подчеркнуть исключительность, непохожесть своего ребенка на других, причем в положительном смысле («ты ведь у меня не такой, как все»).

С возрастом самооценка ребенка становится, как правило, адекватной. Он не чувствует себя ни выше, ни ниже других, но в любой компании чувствует себя как бы «отдельно». Ему не знакомо чувство «слияния с группой». Причем причины такого ощущения человек сам понять не может, ведь он делает в компании то же, что и другие, и старается быть как все. К примеру, вот как сформулировал эту проблему молодой человек, обратившийся за консультацией: «Вчера я был в компании, и там пели под гитару. Но я все время чувствовал: они поют хором, а я пою отдельно, хотя никто об этом не догадывался».

Можно сказать, что, став взрослыми, подобные люди обречены чувствовать себя не такими, как все, и их всегда будет тянуть в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не найдут. Чего и добивались родители.

Полностью такие ощущения уходят лишь в ситуации группового противостояния какой-либо угрозе, когда возникающее чувство солидарности и товарищества замещает прежние инфантильные личностные переживания. Другой вариант освобождения — крепкий и надежный брак, построенный на уважении и доверии супругов друг к другу.




Девятая директива — «НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ»

1. «Не откровенничай с чужими людьми».
2. «Мужчинам (женщинам) доверять нельзя».
3. «Ты думаешь, ты ему (ей) нужен(а) со своими чувствами?».
4. «Никому нельзя доверять, даже себе».
5. «Мужчины (женщины) непостоянны, с ними надо быть осторожней».
6. «Не бери угощение у чужих людей».



Эта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная – в отношениях с одним близким человеком.
Родители, передающие эту директиву, внушают ребенку, что никому, кроме них, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы – «любая близость опасна, если это не близость со мной». В причине директивы – собственный горький опыт родителя.

Но, если никому не доверять, в том числе и представителям противоположного пола, которые, по директиве родителей, подводятся под одну черту – «все они одинаковые» – как можно откровенно признаться в своих чувствах? На что тогда рассчитывать в тех отношениях, которые вы строите? Если не доверяешь сам, то и другие не будут доверять тебе.
Взрослые, получившие в детстве такую директиву, нередко имеют трудности в сексуальных отношениях. В других случаях они имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах. Во взаимоотношениях с противоположным полом они постоянно оказываются в роли жертвы, которую все обманывают и бросают.

Но надо сказать, что, несмотря на их подозрительность, ситуация предательства и обмана преследует их не только в сфере личных отношений, но и в деловых ситуациях. Все дело в том, что, честно выполняя директиву «не доверяй», они так и не смогли научиться анализировать ситуации: где, кому и до какой степени доверять можно. Им как раз и нужно посоветовать учиться такому анализу.




Десятая директива — «НЕ ДЕЛАЙ»

1. «Будешь делать задание, когда я приду с работы».
2. «Сначала я начну, ты посмотришь, а потом будешь делать сам(а)».
3. «Не мешай мне (готовить, мыть посуду, чистить обувь...)».
4. «Я сама это сделаю».



Смысл этой директивы расшифровывается так: «не делай сам — это опасно, за тебя буду делать я». Родитель пытается жить за своего ребенка, не давая получить ему необходимый жизненный опыт.

Взрослые, несущие в себе влияние этой директивы, испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого — будь то сочинение романа, вязание свитера или стирка белья. В противоположность носителям директивы «не достигай успеха», испытывающим трудности при завершении дела.

Они постоянно откладывают начало своих действий, часто попадают в цейтнот и, конечно, не догадываются, что всего лишь послушно следуют родительскому требованию: «не делай сам, подожди меня». Такие люди часто упрекают себя в слабоволии, но дело здесь не в воле, а в послушании, которое стало уже совершенно бессмысленным – ведь мама уже не придет ни к вашему станку, ни к письменному столу.

Таким людям, также как и «обладателям» директивы «не достигай успеха», можно порекомендовать начинать дело при свидетелях или вместе с группой единомышленников, что не позволит оставаться «наедине» со своей директивой.




Одиннадцатая директива – «НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ»

1. «Почему твой друг (подруга) умеет это делать, а ты нет?».
2. «Делай, как я».
3. «Посмотри на меня, перед тобой живой пример (будь как я)».
4. «Твоя тетя (...) – не в пример тебе».
5. «Я в твоем возрасте...».
6. «Если бы ты был(а) девочкой (мальчиком), у меня было бы меньше проблем».



Директива выступает в двух основных вариантах. Первый состоит в недовольстве родителей полом ребенка (например, ждали мальчика, а родилась девочка). Второй вариант выражается в высказываниях типа: «будь похожим на...», «стремись к идеалу», «почему твой друг это может, а ты – нет?».

Порыв родителей: «хотел сделать как лучше» в результате имеет один и тот же результат: «а получилось как всегда». Явный смысл данной директивы – вызвать неудовлетворенность своим нынешним состоянием и подвигнуть ребенка на действия – в скрытой форме стимулирует человека к непрерывной беготне по замкнутому кругу. Ведь будучи постоянно неудовлетворенным собой и мотивированным завистью (к кому-то или к чему-то), он начинает постоянно убегать от самого себя (от своих задач), будучи убежденным, что чужое всегда лучше, чем его собственное.

А таким человеком, как известно, очень легко управлять. Главное – постоянно создавать ему новые приманки: материальные, интеллектуальные или духовные.
Взрослый человек, несущий в себе подобную директиву, постоянно неудовлетворен собой и почитает это чуть ли не за моральную добродетель. Про таких говорят: «критичен к себе больше, чем к другим». И понятно, почему это происходит. Ведь ему постоянно надо превосходить других, хотя бы по высоте требований, предъявляемых к себе самому. «Вы ниже меня, и поэтому я не могу от вас требовать того, что требую от себя».

Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Что же, «возлюбите ближнего как самого себя» – и тогда придете к внутренней гармонии.




Двенадцатая директива – «НЕ ЧУВСТВУЙ СЕБЯ ХОРОШО»

1. «Несмотря на то, что у моего сына (дочери) мало времени, он(а) все успевает».
2. «Несмотря на то, что у него(нее) была высокая температура, он(а) выучил(а) все стихотворение».
3. «Несмотря на то, что он(а) много пропустил(а) занятий, он(а) получает высокие отметки».



Эта директива передается родителями, говорящими в присутствии ребенка: «несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5» или «хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку».

Родительский мотив – желание развить в ребенке чувство своей значимости.

Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. Такой человек всегда будет обозначать свои качества, возвышающие его над остальными.

Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл этого поведения такой – «вам должно быть стыдно: ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».

Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.




Справедливо возникает вопрос: а можно ли вырваться из этого круга, можно ли в принципе, воспитать ребенка без всяких директив? Теоретически это возможно. Но для этого мы, взрослые, должны полностью решить все свои внутренние проблемы, осознать их. А практически это достаточно сложно. Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми своих родителей. Вы скажете – и что же теперь делать? К чему тогда весь этот разговор?
Зависимость от директив вовсе не так уж фатальна. «Дорогу осилит идущий» – сделайте первый шаг.


Источник:
Журнал "Искусство быть вместе" №2 2007 г.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Родительские предписания или как НЕ быть успешным...(финал)
  Восьмая директива – «НЕ ПРИНАДЛЕЖИ»
1. «Ты – моя единственная опора».
2. «Что бы я без тебя делал(а)!?».
3. «Я понимаю, твой друг сделал глупость, но ты-то как мог(ла) такое совершить?».
4. «Ты же у меня особенный(ая), не такой(ая), как все».
5. «Я от тебя я этого не ожидал(а)».
Ее передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». Читать полностью
 

Комментарии

alia
28 апреля 2013 года
0
Прочитала все части. Наводит на размышления и в отношении себя (какие у меня директивы оказывается) и в отношении ребенка - какие установки я ему невольно даю

Забавно, я сама в итоге к этому пришла
ЛитГалла пишет:
Таким людям, также как и «обладателям» директивы «не достигай успеха», можно порекомендовать начинать дело при свидетелях или вместе с группой единомышленников, что не позволит оставаться «наедине» со своей директивой.
)))
Литвинова Ангелина (автор поста)
28 апреля 2013 года
0
alia пишет:
Забавно, я сама в итоге к этому пришла ЛитГалла пишет:Таким людям, также как и «обладателям» директивы «не достигай успеха», можно порекомендовать начинать дело при свидетелях или вместе с группой единомышленников, что не позволит оставаться «наедине» со своей директивой. )))
Skyflower
28 апреля 2013 года
0
В ответ на комментарий alia
Прочитала все части. Наводит на размышления и в отношении себя (какие у меня директивы оказывается) и в отношении ребенка - какие установки я ему невольно даю

Забавно, я сама в итоге к этому пришла
ЛитГалла пишет:
Таким людям, также как и «обладателям» директивы «не достигай успеха», можно порекомендовать начинать дело при свидетелях или вместе с группой единомышленников, что не позволит оставаться «наедине» со своей директивой.
)))

↑   Перейти к этому комментарию
alia пишет:
Забавно, я сама в итоге к этому пришла

ЛитГалла пишет:
Таким людям, также как и «обладателям» директивы «не достигай успеха», можно порекомендовать начинать дело при свидетелях или вместе с группой единомышленников, что не позволит оставаться «наедине» со своей директивой.

)))
точно-точно
Видишь, какая ты молодец
Я тоже у себя пару-тройку "директив" родительских сходу насчитала...
alia
28 апреля 2013 года
0
я точно - две
AnnyZi
28 апреля 2013 года
+2
Хорошая статья.Многое о себе становится понятно.Давно задумывалась на вопросом: Как объяснить своему ребенку до 1 года,что подходить к розеткам и что-то в них засовывать-опасно? Понятно,что перенести их на безопасное расстояние,закрыть заглушками и прочее,но тем не менее- он берет что-либо в руки и идет к розетке,пытаясь вставить в нее. Не акцентировать на этом внимание,когда-нибудь надоест - неизвестно когда это надоест и не дай бог,розетка не дома и открыта; молча уводить дитенка,переключая внимание, - истерика: от любимого дела оторвали; объяснять"Ай,ай - там нельзя, укусит, опасно"- внушение страха и запрета. Подобные ситуации иногда возникают не только с розетками.Как лучше донести до несмышленыша осознание опасности, не внушая при этом ему страхи и не ограничивая физически? Ведь реальная угроза жизни - это не то,на чем стоит приобретать собственный опыт!
Литвинова Ангелина (автор поста)
28 апреля 2013 года
0
AnnyZi пишет:
он берет что-либо в руки и идет к розетке,пытаясь вставить в нее. Не акцентировать на этом внимание,когда-нибудь надоест - неизвестно когда это надоест и не дай бог,розетка не дома и открыта; молча уводить дитенка,переключая внимание, - истерика: от любимого дела оторвали; объяснять"Ай,ай - там нельзя, укусит, опасно"- внушение страха и запрета.
Когда запрет стоит на уровне вопроса "жизни и смерти" - опасность розеток - никакого внушения не будет. Это естетственная защита родителем собственного ребёнка.
Erika 77
7 мая 2013 года
0
ЛитГалла пишет:
. «Будешь делать задание, когда я приду с работы».
2. «Сначала я начну, ты посмотришь, а потом будешь делать сам(а)».
3. «Не мешай мне (готовить, мыть посуду, чистить обувь...)».
4. «Я сама это сделаю».
это про меня в отношении старшего сына.Через силу себя заставляю позволить ему делать уроки самостоятельно! А ребенок уже 2 класс заканчивает!
Литвинова Ангелина (автор поста)
7 мая 2013 года
0
Ta-Jel-Mil
11 июня 2013 года
+1
Увы, девятую директиву я сама для себя сформулировала, узнав, что я - приёмный ребёнок. Я очень, очень любила своих родителей (приёмных) и до, и после, как узнала об этом. И био-мама была не самой лучшей, на самом деле, ни как женщина, ни как мать для детей, оставшихся с ней. Но всё равно - бросила-то она только меня.

Нет, я снова и снова доверялась людям - подругам, потом и мужчинам. Первые есть у меня до сих пор, но давно заметила, что с ними я не откровенничаю, "поплакаться в жилетку" кому-либо для меня стресс бОльший, чем повод для "поплакушек". Вторые... А что вторые... Ххе.. Через две недели мне будет 38. Я не была замужем, у меня нет даже любовника. Как говорится, далее комментарии излишни. Пишу и плАчу... Извините. Я знаю, что ничего не изменится, если я не буду доверяться. Но страх снова испытать боль слой за слоем наращивает мой панцирь.
Литвинова Ангелина (автор поста)
11 июня 2013 года
+1
Можно начать путь доверия с доверия себе: своих истинных чувств, эмоций, желаний.
medmed
24 июня 2013 года
0
ЛитГалла пишет:
6. «Не бери угощение у чужих людей».
это же правила личной безопасности
Литвинова Ангелина (автор поста)
24 июня 2013 года
0
Имело ввиду, кого считают чужим говоря эти слова.
ммОЛЬГАмм
10 января 2014 года
0
В ответ на комментарий medmed
ЛитГалла пишет:
6. «Не бери угощение у чужих людей».
это же правила личной безопасности

↑   Перейти к этому комментарию
Смотря какая мотивация.
Альгунчик
12 октября 2014 года
+1
Спасибо огромное за этот материал Как же хорошо, что я это прочла и главное вовремя. Узнала на себе действие некоторых директив и своему сыну тоже уже начала раздавать Теперь буду себя контролировать больше. Спасибо
Литвинова Ангелина (автор поста)
12 октября 2014 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам