Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Зрение детей - возрастные особенности проблемы

Зрение детей - возрастные особенности проблемы Итак, мы продолжим наш разговор о проблемах зрения у детей. Вчера мы обсуждали развитие органа зрения внутриутробно и остановились на вопросах, касающихся его развития в первый год жизни. Что же может нарушаться в этот период?

Проблемы развития зрения у детей в раннем возрасте

Если в раннем возрасте будет происходить ограниченное поступление световых лучей на сетчатку из-за проблем с прозрачностью каких-либо отделов оптической системы глаза – тогда зрение может пострадать. Не менее важно и нарушение в фокусировке на предметах, например, при наличии близорукости, либо проблемы с восприятием зрительных образов в целом из-за повреждений зрительных нервов или области зрительных центров в коре головного мозга. В таких случаях зрение может не формироваться до нормальных значений или не развивается совсем. Как же происходит развитие зрения этом периоде? В возрасте одного месяца ребенок может фиксировать взгляд на крупных и ярких предметах – лампочке, яркой картинке с контрастным фоном, крупной игрушке. Затем к возрасту двух-трех месяцев малыш начинает следить глазами за перемещением предметов на небольшом от его глаз расстоянии – это могут быть двигающиеся игрушки на подвесном «мобиле», передвижение по комнате взрослых. Постепенно ребенок начинает учиться рассматривать детали у крупных предметов, присматриваться к мимике родителей, разглядывать свое отражение в зеркалах или следить за движением предметов уже на достаточно больших расстояниях – машины за окном, птички, листики.

После годовалого возраста за счет повышения остроты зрения возникает возможность интересоваться теми предметами, которые могут находиться на достаточно удаленном месте от ребенка. При получении большого количества активных стимулов со стороны зрения, у ребенка возникают выраженные потребности к движениям, чтобы взять и рассмотреть интересующие его объекты. Таким образом, он начинает совершать первые осознанные попытки к тому, чтобы вставать на ножки и делать свои первые в жизни шаги. Поэтому, отмечено, что дети с выраженными нарушениями зрения начинать самостоятельно ходить значительно позже хорошо видящих сверстников. На втором году жизни детишки начинают произносить первые отдельные слова и простые предложения. В развитии таких речевых навыков им помогает накопление большого зрительного опыта по восприятию речи окружающих его взрослых и детей. Младенцы всегда внимательно изучают мимику родителей при произнесении ими звуков и затем они пытаются воспроизводить какие-то подобные им звуки самостоятельно.

Естественно, если по уровню развития зрения у ребенка нет возможности воспринимать артикуляцию в речи родителей, тогда у детей будут формироваться плохие навыки в звуко- или словообразовании. К трем годам у детей при правильной постановке вопросов есть возможность самостоятельного ответа о том, что или как он видит. Поэтому в этом возрасте родители уже могут проконтролировать развитие зрительного анализатора, если обращают внимание ребенка на описание различных объектов в окружающем их мире. К возрасту трех лет детишки должны без ошибок узнавать любые предметы размерами около 10 см с расстояния не менее 5-6 метров, они должны различать летящие в небе самолеты или небольших птиц, сидящих на верхушке деревьев. Естественно, что дети в таком возрасте могут закапризничать или путать правильные ответы, но тогда можно просто предложить ему альтернативы, спросив – что ты видишь, зайчика или кошечку? Ребенок должен выбрать правильный ответ.

Помните, что детям до двух лет нельзя позволять смотреть телевизор и разные передачи-мультики. Смысла происходящего на экране они пока не могут понять, и телевизор ими воспринимается как универсальная, мигающая звуковая игрушка. При этом мышцы глаз малышей в таком возрасте просто физически не готовы к такой зрительной нагрузке и напряжению. Далее, в возрасте четырех-шести лет на глазки ребенка накладываются нагрузки, которые практически соизмеримы со школьными нагрузками – дети занимаются в детском садике, группах подготовки к школе, вырезают, лепят и рисуют. Но именно в этот период важно не перегружать глаза и мышцы глаз, нужно делать частые перерывы в зрительных нагрузках – занятия и статичные творческие уроки не должны превышать 20-30 минут в день и перерывы между ними не должны быть менее 15 минут. В этом возрасте можно смотреть и мультики, но при просмотре их дети должны находиться на максимальном от телевизора расстоянии, исходя из диагонали экрана, но не менее трех метров.

При любой возможности стоит отказаться от использования электронных развивашек и игр с маленькими экранами на телефонах, так как они вынуждают глазки малыша длительно и сильно напрягаться, чтобы глаза моли рассмотреть мелкие детали на экране. Нужно помнить о том, что даже получасовое занятие подобными видами развлечений может давать выраженный спазм в области зрительных мышц на протяжении нескольких часов, а иногда и на несколько дней. Первыми признаками таких спазмов являются боли в глазках и их покраснение, истечение слезы, а также жалобы ребенка на головные боли и на расплывчатость в видении предметов вдали. При постоянных таких серьезных нагрузках и длительном существовании спазмов зрительных мышц может провоцироваться развитие близорукости.

К возрасту шести-семи лет зрение у детей достигает уровня взрослого человека, то есть острота их зрения становится равной «единице». При таком зрении глаза вполне отлично могут различать предметы как вдалеке, так и на достаточно близком расстоянии, и рефракция глаз становится соразмерной или эмметропической. Одним словом – глаза видят стопроцентно. При прохождении световых лучей фокус изображения попадает точно на сетчатку и воспринимается максимально четко. И таким образом, именно в этом возрасте органы зрения, наряду со всем остальным организмом, могут быть полностью готовы к обучению в школе. С той целью, чтобы к началу активных школьных занятий все отделы зрительной системы малыша были отлично подготовлены к предстоящей им нагрузке, и ничего в дальнейшем не мешало работе органа зрения, важно с самого раннего возраста проводить регулярный профилактический осмотр в кабинете врача-офтальмолога и своевременная коррекция возможных нарушений зрения.

Выявление заболеваний глаз с раннего возраста

Важно регулярное обследование глаз ребенка у врача, и впервые зрение проверяют еще в родильном доме, когда можно выявить основные признаки многих из врожденных заболеваний глаз. Одним из них является врожденная катаракта – это помутнение хрусталика, который в норме должен быть абсолютно прозрачным. Катаракта проявляется в виде сероватого свечения в зоне зрачка, при этом зрачок сам выглядит не черным, а имеет серый цвет. Обычно лечение этого заболевания осуществляется хирургически, путем удаления помутневшего хрусталика. Если этого не делать, при длительном существование помех в прохождении лучей света в зону сетчатки глаза приводит к формированию резкой задержки в развитии зрения. После проведения подобной операции ребенку нужно будет ношение специальных очков или контактных линз, заменяющих хрусталик. Но некоторые из видов катаракты нельзя оперировать в раннем детском возрасте, и при таких условиях будут проводиться периодические курсы стимулирующей терапии. При таком лечении на глаза будут воздействовать световым или лазерным излучением, магнитными и электрическими полями, проводить занятия по специальным компьютерным программам, назначать необходимые лекарственные препараты, что позволит оттянуть период хирургической коррекции до более старшего возраста ребенка, когда будет возможность для проведения имплантации искусственной линзы-хрусталика.

Очень похожими изменениями с катарактой могут проявиться и другие, более серьезные поражения глаз ребенка. Одной из самых серьезных патологий будет являться ретинобластома – злокачественное поражение сетчатки опухолью. На ранних стадиях на опухоль возможно воздействие лучевыми методами. Особые конструкции лучевых аппликаторов – пластин с нанесенными на них радиоактивными материалами, пришивают непосредственно к области склеры в месте проецирования опухоли. Место пришивания будет определяться при проведении операции и просвечивании склеры особым прибором, похожим на фонарик – диафаноскопом. Там, где выявляется тень от опухоли, подшивается аппликатор. Радиоактивные материалы разрушают ткани опухоли сквозь склеру. Однако, в поздних стадиях опухоли, когда может возникать угроза распространения тканей опухоли за территорию глаза, прибегают только к единственному пути – удалению пораженного глазного яблока.

Это далеко не все заболевания глаз, выявляемые при первых осмотрах у офтальмолога, и завтра мы продолжим с вами обсуждение вариантов развития и лечения многих из врожденных и ранних приобретенных поражений зрения у детей.
Еще статьи на тему "Зрение и все о нем":
Зрение детей - как оно устроено?
Зрение детей - патологии раннего возраста
Зрение детей к первому году
Зрение детей - старше 2 лет.
Зрение детей: возможные нарушения и их коррекция
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Зрение детей - возрастные особенности проблемы
  Итак, мы продолжим наш разговор о проблемах зрения у детей. Вчера мы обсуждали развитие органа зрения внутриутробно и остановились на вопросах, касающихся его развития в первый год жизни. Что же может нарушаться в этот период?
Проблемы развития зрения у детей в раннем возрасте Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

evishneva68
15 апреля 2015 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам