Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Как формируется речь детей. Пятый-шестой год. Чтение и письмо.

Как формируется речь детей. Пятый-шестой год. Чтение и письмо. Итак, мы с вами подробно разобрали речь детей с рождения до достижения ими трех-четырех лет (https://www.stranamam.ru/article/3800387). Теперь ваш малыш уже достаточно взрослый и его речь уже понятна и объемна. Порой его вопросы и высказывания могут даже поставить в тупик взрослого. Однако
В развитии речи есть свои закономерности и порядок, поэтому, необходимо подробнее обсудить речь ребенка далее. Итак, продолжим…

Речь ребенка в возрасте от четырех до пяти лет.
В этом возрасте ребенок становится полноценным собеседником для взрослого – он может поддерживать беседу долго и полноценно отвечать на многие вопросы. В активном словаре ребенка к пятому году жизни можно насчитать уже более трех тысяч слов, конечно не все из них сложные, большинство слов ребенка все еще достаточно простые по своему произношению и смыслу. Значение многих слов в словаре ребенка постоянно подвергается уточнению и обобщаются слова по смыслу, обогащается детская речь.

Однако, пока еще ребенок может неверно или искаженно понимать или использовать в речи те или иные слова, например, образовывать глаголы от существительных проводя аналогии, например, «выливать из бутылки» характеризовать словом «бутылить», или делать наоборот, создавать от глаголов существительные, которые не существуют, например, из глагола «сажать» делать слово «садилка», называть вещи не своими именами, а проводить аналогии по их приложению – например, называть лопату словом «копалка». Однако, не смотря на всю его неправоту, образование слов таким образом может говорить о новом витке умственного развития его способностей – он проводит аналогии между предметами и действиями с ними. Ребенок накапливает таким образом речевой опыт общения, и уже на основании этого опыта начинает формировать свой речевой потенциал и строит с вами разговор.

Особенности грамматического строя
При разговорах и в высказываниях дети начинают активно использовать такими грамматическими структурами, как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения – «потом, когда я пришла домой, мне давали подарки – разные конфетки, шарики, игрушки». То есть высказывания вашего ребенка носят характер небольшого рассказа о недавних событиях или прочитанном, услышанном или увиденном. При беседе он может параллельно отвечать на ваши вопросы, причем это уже будут развернутые ответы с пояснениями.

Произношение звуков.
В возрасте с четырех до пяти лет окончательно пропадают возрастные неправильности в произношении слов, и это происходит за счет уже вполне достаточного совершенствования и развития речевого аппарата и способностей к правильному восприятию и дальнейшему воспроизведению звуков. Начинает проходить смягченное произношение многих согласных, теперь уже большинство звуков начинает произноситься полноценно, правильно и достаточно чисто, пропадают замены шипящих звуков и свистящих на упрощенные. Лишь только некоторые звуки и их произношение могут быть еще не окончательно сформированными – ребенок может недостаточно четко произносить шипящие звуки, и не каждый ребенок в этом возрасте может произносить звуки «р» и «л».

Особенности речи в возрасте от пяти до семи лет.
Особенностью словаря ребенка в этом возрасте является его активное расширение до десяти тысяч и более слов. К шестому году в словаре уже имеются многие обобщающие слова и понятия, дети уже совершенно верно называют достаточно большое количество предметов и явлений окружающего их мира, причем могут выстроить их в длинные логические цепи. Они могут достаточно четко и связно рассказать об окружающей природе и явлениях, составить развернутое повествование об увиденном и услышанном. При постоянном употреблении слов дети совершенствуют произношение всех слов, в речи ребенка обычно уже нет никаких пропусков, он не делает перестановок в слогах и в звуках речи. Исключение могут составлять только отдельные сложные для произношения слова – «гидромелиорация» например.

В области грамматического строя речи детей ближе к шести годам происходят изменения – дети начинают усваивать основные закономерности в том, каким способом можно изменять слова и каким образом их можно соединять в предложения. В речи детей начинает активно нарастать количество простых распространенных или сложных повествовательных предложений. Когда малыш оформляет фразы, он пользуется всеми частями речи – использует глаголы, существительные, прилагательные и предлоги.

Без какой либо помощи и подсказок ребенок может самостоятельно составить пересказ небольших сказок или рассказов, которые имеют длину около сорока-пятидесяти предложений. Все это показывает явный успех ребенка в овладении самым сложным из видов разговорной речи – искусством монологовой речи. По мере развития речи происходит формирование контекстной речи – то есть это отвлеченная и обобщенная, лишенная наглядных форм и опоры речь.
Вначале проявлении контекстной речи проявляются в пересказах рассказов, сказок, представлений, а затем при рассказах о каких-либо событиях из собственного опыта малыша, его собственных переживаний или впечатлений от увиденного, прослушанного или рассказанного старшими.

В произношении звуков к шестому году жизни дети способны замечать особенности произношения звуков у других детей и могут замечать и поправлять недостатки в своей собственной речи. Если правильно воспитывать ребенка в плане речевого развития, если при нем все говорят правильно и у ребенка нет анатомических дефектов, нарушающих звукопроизношение, дети к шести годам полностью говорят правильно и полноценно овладевают речью на родном языке, правильно употребляют все звуки и части речи.

Навыки чтения и письма.
Овладение навыками чтения и письменной речи напрямую зависит от речи ребенка. В дошкольном периоде ребенок должен активно заниматься устной речью, а в раннем школьном овладевать зрительными образами букв и цифр, что координирует зрение, слух и речь в единое целое. То есть ребенок учится на бумаге воспроизводить, что он слышал и видел. Насколько быстро дети будут овладевать письменной речью зависит от того, насколько быстро они овладевают устной. На начальном этапе необходимо установление связи между звуками и их письменном выражении буквами.

Первоначально необходимо сопоставить звуковое и письменное отображение слов в виде проговаривания их при написании. Так делают и взрослые, когда пишут сложное для написания и произношения слово. После этого этапа происходит последовательная запись букв в слово под контролем только зрения.

Когда дети читают, они проводят анализ слова глазами, трансформируя буквы в звуки и произнося их в верном порядке, это и есть чтение. Кроме того, это управляется мозгом в виде осознания смысла прочитанного и запоминание его. Обучение чтению проходит с несколько этапов, пока не выработаются навыки беглого осмысленного чтения текстов. Способность читать и писать очень тесно между собою связаны, и необходимо обучать ребенка этим навыкам параллельно.

При чтении ребенком осуществляется две задачи:
- он распознает графические обозначения слов, могут перевести письменную речь в устную,
- понимает текст и улавливает общий его смысл.
При распознавании текста в самом начале обучения чтению происходит несколько последовательных этапов – ребенок сначала определяет сочетания звук-буква, затем складывает звуки в слоги, а затем складывает уже полный звуковой образ слова. Сложнее всего даются детям слоги и складывание их в слова.

Чтобы быстро овладевать навыками чтения и письма, необходимо следующее – фонематическое восприятие, это способность к различению звуков, фонематический анализ – это возможность выделить из речи отдельных звуков. Малыш должен проводить зрительный анализ и процессы синтеза – то есть он может определить сходства и различия у разных букв, и также может запомнить зрительные образы каждой из букв.

Вам необходимо понимать, что для ребенка, впервые начинающего читать, буквы – это не просто графические элементы, это сложные по составу объекты, состояние из нескольких деталей, которые по-разному расположены в пространстве. Чтобы малыш мог отличить необходимую букву от других, особенно от похожих на нее по написанию, малышу необходимо проводить зрительный анализ буквы, разложив ее мысленно на составные части. Отличия у многих букв могут быть в пространственной позиции некоторых элементов относительно друг друга. Именно поэтому усвоить полный зрительный образ буквы ребенок сможет только тогда, когда у него уже развито пространственное представление.

Если ребенок усвоил букву, он сможет прочитать слоги или слова с этой буквой, но на первом этапе основой его восприятия при чтении будет именно буква. Сначала малыш воспринимает слово как набор букв, соотносит каждую букву со звуком, распознает вторую букву и соотносит ее со звуком и соединяет их в слог, то есть он складывает слово из букв. Постепенно малыш читает уже по слогам и складывает слоги в слова. Скорость чтения в этот период медленная. Но по мере запоминания букв и слогов она будет ускоряться. Первоначально полезно читать только вслух и только четко проговаривая все слоги.

Часть 1. Как формируется речь детей. Первый-второй год: https://www.stranamam.ru/article/3792070/
Часть 2. Как формируется речь детей. Второй-четвертый год: https://www.stranamam.ru/article/3800387/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Как формируется речь детей. Пятый-шестой год. Чтение и письмо.
Тэги: дети, речь

  Итак, мы с вами подробно разобрали речь детей с рождения до достижения ими трех-четырех лет (https://www.stranamam.ru/ Теперь ваш малыш уже достаточно взрослый и его речь уже понятна и объемна. Порой его вопросы и высказывания могут даже поставить в тупик взрослого. Однако
В развитии речи есть свои закономерности и порядок, поэтому, необходимо подробнее обсудить речь ребенка далее. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

МамАринки
1 сентября 2012 года
+1
педиатр Алена пишет:
это не просто графические элементы, это сложные по составу объекты, состояние из нескольких деталей, которые по-разному расположены в пространстве
наверное по этому из всего алфавита Куська путает Б,В и П ,Г, хотя И и Й она не путает и ЪиЬ знак отличает...

А это нормально в стихах слова переставлять местами? нам 3г10м? И можно ли ее вести к логопеду. Стала говорить картавую Р... уж лучше пусть сипилявит!
N_J_D
1 сентября 2012 года
+1
спасибо за статью
natulek30
2 сентября 2012 года
0
А если по Гвоздевой?
Нам вот объявили, что нормы менять не собираются.
Mary-Lea
2 сентября 2012 года
0
педиатр Алена пишет:
Насколько быстро дети будут овладевать письменной речью зависит от того, насколько быстро они овладевают устной.
- неправда....
Причем очень и очень вредная неправда!
педиатр Алена пишет:
Первоначально полезно читать только вслух и только четко проговаривая все слоги.
- а вот это - важно.
На самом деле о важном-то - почти ничего не написано.....
N_J_D
2 сентября 2012 года
0
Mary-Lea пишет:
педиатр Алена пишет:Насколько быстро дети будут овладевать письменной речью зависит от того, насколько быстро они овладевают устной.- неправда....
Причем очень и очень вредная неправда!
вы думаете? а можно чуточку подробнее а то я переживаю, у меня средняя устной речью совсем плохо владеет(( сейчас, правда, читать стала с интересом, есть "пробуксовки", но думаю со временем мы их устраним
Mary-Lea
2 сентября 2012 года
+1
Скорость - и - главное! качество овладения устной и письменной речью зависят от многих причин. Далеко не все между собою связаны.
Автор пишет о норме, о "средней температуре по больнице".
Я могу привести "личную статистику".
Старший молчал до трех лет, потом заговорил - очень плохо, "с кашей во рту". Устные логопедические проблемы устраняли до школы, до 6,5 лет - долго, трудно, с привлечением всех возможных ресурсов.
Зачитал (почти сразу перешел на толстые книжки) и научился писать почти мгновенно, в те же 6 лет.
Второй научился говорить очень рано, года в полтора уже хорошими фразами и очень чисто. Научился читать тоже легко и непринужденно в 4 года - за компанию с братом. Толку - ноль. С письмом долго "боролись"....
Третий - дислексик, это вообще отдельная песня. Заговорил года в 2, - в общем все было в той самой норме, про которую пишет автор. И чиать и писать начл медленно учиться лет с 5... И... застыл...
Если б я меньше читала книжек с "нормами", а лучше приглядывалась к собственному ребенку - я бы забила тревогу раньше, чем мы чухнулись с его письменной речью - только в 3-ем классе разобрались что к чему. А все, вроде как, было "в норме", деточка не отставал в развитии и читать-писать учился. И учился. И учился. И никак не мог научиться

N_J_D пишет:
средняя устной речью совсем плохо владеет
- что такое "плохо владеет"? Что-то не выговаривает? Молчунья? Речь не связная?
N_J_D
2 сентября 2012 года
+1
до 2 лет молчала, потом слова коверкала и до сих пор еще есть это коверканье. Я и сама исправляла, как только слышала, и к логопеду ходили, но все равно есть еще остаточные явления. в играх разговаривает нормально, единственно ударения в словах неправильно порой, а если пересказ прочитанного - вообще глухо(( предложения не может составить. однословные все какие-то((
Mary-Lea
2 сентября 2012 года
+1
А причин Вам никаких логопеды не говорили?
Я могу только посоветовать "из общих соображений" - исправлять - это Вы верно делаете.
С пересказом - однозначно работать. Не обязательно прочитанного, и чтобы она не воспринимала это как работу. просто - просить пересказать фильм, рассказать какой-то случай, который она видела. Прямо клещами вытягивайте. У меня дислексик - молчун, я его вечно старалась "разговорить" про все подряд - потому что сама болтушка, мне скучно с ним ходить, скажем, в садик без разговоров было....
N_J_D
2 сентября 2012 года
0
Mary-Lea пишет:
А причин Вам никаких логопеды не говорили?
нет
спасибо за совет. будем стараться
Diana-1976
2 сентября 2012 года
0
Интересно,я английский сейчас активно учу и заметила что писменно выражаю мысли гораздо лучше , чем устно . Устно страдает грамматика, и произношение ,и вокабуляр.
Хотя ,помню, говорила и писала лучше всех в первом классе.
Tina777
3 сентября 2012 года
+2
Всё индивидуально. Нам буквы все дались легко. И пишем и произносим...а когда дело доходит до чтения слогов....тут тупик. Не может он понять, что надо быстро соединять две буквы. Но в саду сказали, что до шести лет по слогам научится читать. Муштруем)))
tamaram
3 сентября 2012 года
+1
аналогичная проблема.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам