Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Воспитание талантов

Последнее время тема раннего развития стала чрезвычайно популярна... честно говоря, я отношусь несколько настороженно к чрезмерному увлечению всяческими методиками, по которым дети начинают писать, считать и ходить на горшок одновременно:... но всё-таки в основе этих методик лежат очень интересные и полезные вещи, и не думаю, что от них стоит отмахиваться.

Вот, хочу поговорить о методике Судзуки (это тот самый педагог, у которого дети в 3 - 4летнем возрасте уже играли на скрипке сложные произведения).
Собственно, статья основана на моей рецензии на книгу "Взращённые с любовью".

(писала рецензию на книгу для... ну, короче в учебных целях, поэтому текст изначально был написан отвратительным наукообразным языком. пока читала книгу и писала рецензию, подумала, что и вам это может быть интересно... правда, оказалось, что тема эта в интернете совсем не новая и муссируют её уже давно, но всё-таки "перевела" статью на относительно человеческий язык и выкладываю.)

Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов. Синити Судзуки


Талант - это не случайность, данная при рождении


В книге всемирно известный скрипач и педагог излагает философию и принципы обучения, способствующие раскрытию природных талантов каждого ребёнка, демонстрирует конкретными примерами поразительные успехи описываемой методики.
Книга "Взращённые с любовью" - это не методическое пособие и не биография Синити Судзуки, это рассказ о его творческом пути, как педагога и музыканта-исполнителя. Все выводы и принципы, изложенные в книге, основаны на его собственном жизненном и педагогическом опыте. По методике Судзуки занятия с ребёнком начинаются с самого раннего возраста.

В книге "Взращённые с любовью" рассказывается, как вырастить из ребёнка не только музыканта, но и тонко чувствующую личность. Ведущий принцип обучения Судзуки: "сначала характер, потом способности!".

Зачастую, перед тем, как ребёнка принять в школу, педагоги оценивают его способности, задатки, его интеллектуальный уровень с помощью разного рода заданий или тестов. Конечно, очень важно оценить уровень ребёнка, ведь его необходимо учитывать при дальнейшем обучении, но Синити Судзуки говорит о том, что в ходе этих тестов и заданий выявляются не природные способности ребёнка, а то, чему он успел (или не успел) научиться до момента «тестирования».
Философия методики Судзуки основывается на том, что "талант - это не случайность, данная при рождении" и что "любую заурядную личность можно превратить в выдающуюся".

Я давно хотела прочитать эту книгу: меня очень интересовала методика Судзуки, ведь именно благодаря ему вся Япония заиграла на скрипке, результаты его учеников поражают воображение! Я думала, что эта книга является серьёзным методическим пособием и что в ней наверняка описаны какие-нибудь невероятные, неизвестные ране принципы, способы и методы. Но читая книгу, я с удивлением обнаружила, что в ней нет никаких удивительных тайн и открытий...

Все основные принципы методики и философии и способы обучения нам известны, вот они:

1) терпение и повторение;
2) радость узнавания (ребёнок радуется, когда слышит знакомую музыку);
3) музыкальный талант не наследуется, его надо учиться вырабатывать в ходе образования и воспитания;
4) благоприятная среда - залог выдающихся способностей;
5) главная цель занятий - не превращение ребёнка в профессионала, а развитие его, как личности! ("Человек с чистым и добрым сердцем найдёт своё счастье");
6) "природные способности проявляются только в ходе тренировки";
7) "в первую очередь надо учить не детей, а их родителей", потому что основное место обучения (маленьких) детей - семья;
8) обучение начинается с игры;


Казалось бы, ну что в этом нового и неизвестного? Разве не эти же принципы лежат в основе нашего образования, так в чём же секрет?

Мне кажется, в том, что мы, педагоги, не всегда следуем собственным утверждениям... Например, все мы знаем, что прежде всего должны вырастить из ученика достойного человека и личность, но на деле пытаемся воспитать в нём профессионального музыканта.
Всем хорошо известно, что родители играют огромную роль в обучении детей музыке, но как часто мы пренебрегаем ими!
О большинстве остальных принципов можно: нам они известны, но либо не используются, либо используются не в полной мере.

По методике Судзуки большое внимание уделяется так же развитию памяти. Хорошая память - залог хорошей успеваемости в школе. "Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти"Д. Сузудзуки.
развитие памяти на заучивании хайку, при этом хайку подбираются с учётом интересов детей, в зависимости от их настроения или времени года. Через какое-то время после такой (каждодневной!) тренировки дети вдруг сами начинают сочинять хайку!

Пример:

Утром я проснулся
Качусь на велосипеде,
Везя с собой пышную розовую пену
вишнёвых цветов.


И всё-таки в этой книге автор акцентирует внимание не на способах развития именно музыкальных способностей, а на важности развития личности и воспитания доброты и честности в детях.

Вся книга основана на реальных событиях из жизни Судзуки, и мы видим, что из каждого события он извлекает урок (кстати, тоже достойный пример!). Всё, что Синити рассказывает, написано с глубоким уважением и любовью к тем людям и детям, с которыми он столкнулся на своём жизненном пути.

Не могу не процитировать то, что Судзуки пишет о 4-5-летних детях, об истоках методики их обучения:

«они не допускают даже мысли, чтобы предать себя;
они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них;
они умеют любить и ещё ничего не знают о ненависти;
они любят справедливость и досконально выполняют все правила;
они радуются жизни, и вся жизнь их наполнена радостью;
они не знают страха и живут с ощущением безопасности.»


Эта книга написана простым и ясным языком и рассчитана скорее не на профессиональных педагогов и музыкантов, она для широкого круга читателей (хотя, безусловно, профессионалам тоже было бы интересно и полезно её прочитать).

Зачем нужно прочитать книгу Синити Судзуки? Ну, как минимум, для того, чтобы вспомнить, что дети "взращённые с любовью" счастливее.
"А чего ищет человек в жизни? Любви, истины, достоинства и красоты. Это касается и вас, и меня, и каждого".

Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Воспитание талантов
Последнее время тема раннего развития стала чрезвычайно популярна... честно говоря, я отношусь несколько настороженно к чрезмерному увлечению всяческими методиками, по которым дети начинают писать, считать и ходить на горшок одновременно:... но всё-таки в основе этих методик лежат очень интересные и полезные вещи, и не думаю, что от них стоит отмахиваться. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Последние читатели:



Комментарии

Лина Дианова
28 июня 2011 года
+2
Не в первый раз наталкиваюсь на упоминание о С.Судзуки,пожалуй,стОит купить книгу и почитать.Спасибо за статью
Соня_К
28 июня 2011 года
+1

Да, я честно говоря, когда брала книгу, не ожидала, что она окажется такой популярной: всё-таки педагогическая литература, да ещё и от педагога-скрипача, то есть по идее тема довольно-таки специфическая. Но на самом деле в книге нет ничего такого, о чём можно было бы сказать: "это применимо только в узкой области скрипичной педагогики".
Вообще её читать легко и приятно (в отличие от большинства педагогических трудов)))))
...думаю теперь купить ещё книгу "Школа скрипичной игры"(тоже авторства Судзуки).

*мне кажется, я видела "Взращённых с любовью" где-то выложенных в интернете
Лина Дианова
28 июня 2011 года
0
Я лучше бумажную куплю,так мне больше читать нравится
Соня_К
28 июня 2011 года
0
Да, я сама не очень люблю читать большие тексты с экрана, но кому-то это вполне подходит.
Лина Дианова
28 июня 2011 года
0
mom
29 июня 2011 года
+1
Когда мой сын начал заниматься музыкой, то несколько лет он играл по книгам Судзуки.
Соня_К
29 июня 2011 года
0
Ой, это очень интересно!!
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями... а то чисто умозрительно мне пока очень нравится эта философия и методика, а как оно на деле?
mom
29 июня 2011 года
0
Я может огорчу вас, но в методику я не вникала. Просто в 4-м классе всех детей школы приглашают в играть в оркестре, не зависимо от способностей и слуха. Со всех 4-х классов набирается около 50-60-ти желающих. Детей учат по книгам Сузуки. Их учат держать инструмент, пользоваться смычком и сразу , что бы они не потеряли интерес, играть лёгкие мелодии. Гаммы дети не играли, но песенки в книге подобранны так, что на них хорошо отрабатывать технику и в тоже время красиво звучит.
Соня_К
30 июня 2011 года
0
Понятно... ну, всё равно интересно...
nadinart
30 июня 2011 года
+1
В ответ на комментарий mom
Я может огорчу вас, но в методику я не вникала. Просто в 4-м классе всех детей школы приглашают в играть в оркестре, не зависимо от способностей и слуха. Со всех 4-х классов набирается около 50-60-ти желающих. Детей учат по книгам Сузуки. Их учат держать инструмент, пользоваться смычком и сразу , что бы они не потеряли интерес, играть лёгкие мелодии. Гаммы дети не играли, но песенки в книге подобранны так, что на них хорошо отрабатывать технику и в тоже время красиво звучит.

↑   Перейти к этому комментарию
А дальше он стал заниматься? Вопрос не праздный. Дело в том, что я неоднократно видела деток, занимающихся по этой методике, но ни разу не видела взрослого профессионала, который бы так научился. Вот мне и интересно было бы найти человека, который выучился по этой методике от начала до конца. С детства - до профессиональной работы... Есть тут кто?
Соня_К
30 июня 2011 года
0
Насколько я понимаю, в данном случае педгоги пользуются только нотным материалом и, возможно, некоторыми принципами, а не ведут детей по этой методике от начала до конца, поэтому тут трудно судить об её успешности...
Мне бы тоже было интересно послушать людей, у кого дети так учились: с раннего возраста, вместе с родителями и тд...
nadinart
1 июля 2011 года
0
Я сталкивалась только с одним "продуктом" этой методики. У меня была частная ученица 8 лет, англичанка. Мне с ней было очень трудно: и с руками, и учить нотам. Т.е., буквально тупик. И я так и не поняла, как с этого переходить на нормальное чтение нот и какие варианты с постановкой (что планировалось дальше). Мы, конечно, справились, но с большим трудом. Для представителя русской школы это выглядит как ужас-ужас. Я почитала книжку - очень здорово для того, чтобы быстро начать извлекать какие-то звуки, не потерять интерес, помузицировать без дальнейших последствий и т.д.. Но как предполагается при таком начале растить профессионалов мне непонятно. Ведь переучивать придется практически всему, как мне кажется... Вот мне и интересно, как этот момент обходят. Ведь есть же, наверное, примеры успешной реализации...
mom
1 июля 2011 года
0
В ответ на комментарий nadinart
А дальше он стал заниматься? Вопрос не праздный. Дело в том, что я неоднократно видела деток, занимающихся по этой методике, но ни разу не видела взрослого профессионала, который бы так научился. Вот мне и интересно было бы найти человека, который выучился по этой методике от начала до конца. С детства - до профессиональной работы... Есть тут кто?

↑   Перейти к этому комментарию
Мой сын продолжает заниматься музыкой, даже пишет немного. В этом году ездил в лагерь для детей, которые пишут музыку. Но я полностью согласна с Соня К, что учителя используют нотный материал, а не методику. Сын всё это делает для души, как хобби, да и в школе(общеобразовательной) созданны все условия, для занятий музыкой, но как своё будущее он в музыке не видит.
nadinart
1 июля 2011 года
+1
Как здорово
вреднаязая
29 июня 2011 года
+1
Хайку(всегда думала, что это хокку) я честно признаться и сама не запомню и сочинять не смогу,и читать тоже для меня они в стиле ""Наш незнайка был голодный, проглотил утюг холодный". Хотя может у меня просто искаженное восприятие поэзии , или я просто не следую тупо моде на все японское, если не нравится, то не нравится как бы это мне не рекламировали ИМХО
Соня_К
29 июня 2011 года
0
Ну, это была цитата из книги, сама бы я тоже сказала "хокку", но я не очень сильна в восточной литературе, так что могу и ошибиться...
Вообще я думаю, что эти хайку-хокку приведены просто как пример, любую методику и систему всегда нужно адаптировать под окружающую среду, поэтому в нашей стране вполне логично тренировать память запоминанием не хокку, а стихов (например, Пушкина учить)). Главное в этом примере не то, что конкретно дети учат, а то, что это происходит систематически. Вот)))
fenechek
29 июня 2011 года
+1
Спасибо, прочитала вашу статью, купила книгу. Сейчас сяду читать. У меня дочь занимается скрипкой по методу Сузуки.
Соня_К
29 июня 2011 года
0
Очень интересно было бы узнать ваше мнение по поводу занятий!
В теории мне пока всё очень нравится, но как оно происходит на практике?
*кстати, у Судзуки есть ещё книга "Школа игры на скрипке", думаю, что Вам она тоже будет интересна))

Дочка - красавица!!
А она всегда так держит смычок?)
(...я так понимаю, что этой методике постановка рук происходит несколько иначе, чем принято у нас.)
fenechek
29 июня 2011 года
0
Проблема в том, что занятия проходят без меня. Это часть программы в садике. Я сама хотела походить на занятия, но у меня уроки в это время, я никак не попадаю. У нас в садике просто все воспитатели и дети учатся играть. И родителям тоже предлагаются занятия. НО вот только для работающих мамочек трудно вклинить такое занятие. Поэтому и хочу почитать книгу, чтобы понять лучше подход и помочь уже дома.
Соня_К
30 июня 2011 года
0
Ой, да... это сложно, когда не можешь сам посмотреть и послушать... я бы вот и сама бы поприсутствовала на таких уроках, хотя у меня уже есть какой-никакой опыт...
Удачи Вам!
fenechek
30 июня 2011 года
+1
Спасибо, стараюсь
BLESSk
30 июня 2011 года
+1
Вопрос к педагогам: имеет ли смысл ребенку, у которого нет музыкального слуха, заниматься музыкой?
nadinart
30 июня 2011 года
+2
Для общего развития - в любом случае полезно! Разовьете, по крайней мере, чувство прекрасного! Не говоря уже о слухе, чувстве ритма и пр.
А сколько ребенку? Как проверяли слух? Я сталкивалась, например, с тем, что детки не совсем понимают, чего от них хотят, или не владеют голосом, или... еще миллион вариантов. Тем более, что все развивается. И даже если ребенок не станет профессионалом, то уж ценить музыку, понимать слушать - научится. А это , мне кажется, главное
mom
1 июля 2011 года
+1
+ 1000!!! Могу подписаться под каждым словом!
nadinart
1 июля 2011 года
+1
olalena
31 августа 2011 года
0
В ответ на комментарий nadinart
Для общего развития - в любом случае полезно! Разовьете, по крайней мере, чувство прекрасного! Не говоря уже о слухе, чувстве ритма и пр.
А сколько ребенку? Как проверяли слух? Я сталкивалась, например, с тем, что детки не совсем понимают, чего от них хотят, или не владеют голосом, или... еще миллион вариантов. Тем более, что все развивается. И даже если ребенок не станет профессионалом, то уж ценить музыку, понимать слушать - научится. А это , мне кажется, главное

↑   Перейти к этому комментарию
Извините, пожалуйста, а мне вот интересно услышать от специалиста, что подразумевается под "владеть голосом" (слышала от кого-то об отсутствии координации между слухом и голосом). Можно ли научиться владеть голосом и как?
nadinart
31 августа 2011 года
+1
Владеть голосом на уровне сольфеджирования - чисто петь простые мелодии. Об отсутствии координации между слухом и голосом я написала в статье про музыкальные способности в этой же группе - почитайте. Научиться владеть голосом на уровне сольфеджирования может практически любой человек (речь ведь не идет о том, чтобы поставить голос. Это - отдельная тема). Собственно, этим занимается любая мало-мальски квалифицированная учительница сольфеджио. Конкретных методик я не знаю (я не теоретик и не методист), но из общих соображений могу предложить поделать простые упражнения с ребенком: попищать (максимально высоко) - при этом смыкаются связки и голос потом лучше слушается; потом помычать (пониже). Потом можно попробовать попеть под рояль, дублируя нотки. Не переходить к следующей ноте, пока не совпадет голос с ф-но. Следующий этам - простые распевки. Ну и т.д., на эту тему есть много литературы.
olalena
31 августа 2011 года
0
Большое спасибо!!!
nadinart
31 августа 2011 года
0
Tasya87
4 июля 2011 года
+1
Соня_К
4 июля 2011 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам