Нужно ли ходить в храм, если Бог у меня в душе?
У каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение. Иногда оно изливается в слова: “Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру, тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешние ритуалы. Да вспомни, как недавно сатирик Михаил Задорнов сказал: “Для общения с Богом мне не нужны никакие посредники!”.
Как пояснить таким людям наше поведение? Как всегда, есть два пути: нападения и защиты. Критика подобного рода житейской “философии” не трудна. В конце концов, толики здравого смысла достаточно, чтобы понять, что общество, в котором шуты (по нынешнему – “сатирики”) воспринимаются в качестве экспертов в области богословия и духовной жизни, весьма больно. Болеет оно как минимум утратой чувства юмора: оно уже не способно смеяться, видя, как шут залезает на проповедническую кафедру…
Не стоит серьезного отношения и заверение в том, будто у наших критиков “Бог в душе”. Да, конечно, такое состояние является высшим идеалом духовной жизни. Этого для нас желал еще апостол Павел: “Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал. 4, 19); “да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши" (Ефес. 3,16-17).
Если бы слова “Бог у меня внутри” сказал преподобный Серафим Саровский – эти слова имели бы вес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Если бы пустынник сказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленность храма, который он посещает лишь изредка, для него уже не чувствительна – в таких устах такие слова тоже были бы оправданны.
В результате каких же именно духовных подвигов Вы достигли такого успеха? Бог у Вас в душе? Поясните, каким же был путь Вашей молитвы? Как часто вы читаете Молитву Господню?.. Что?.. “Отче наш” Вы плохо помните?.. Ладно, тогда хотя бы расскажите, как именно Вы переживаете присутствие Бога в Вашей душе? Какие плоды даров Духа Вы в себе ощущаете? Вот Вам подсказка: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5,22-23). Есть в Вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары. Дар – это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашу жизнь, обновило ее? Не помните Вы такого обновления?
Вы можете отличить в Вашем душевном опыте: вот это - “присутствие Бога”, а вот это – проявление обычных человеческих качеств: ощущение красоты, гармонии, совестное чувство, человеческая приязнь?.. Не можете? Значит, Вы не заметили того момента, когда Бог, Творец Вселенной, вошел в Вашу жизнь и в Вашу душу? Разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил?
Так, может, Вы спутали - и отождествили веру в Бога с присутствием Самого Бога? Впрочем, подождите, а вера-то в Вас есть? Вера ведь не просто пассивное согласие: “ну ладно, я согласна, что Что-то там такое есть…”. Вера - это стремление к тому, чтобы оказалось правдой то, что решилась полюбить душа… Вера не пассивно уступает давлению авторитетов или доводов; вера активно жаждет: “я хочу, мне нужно, чтобы так было!”.
Вера – это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело… Вера – это желание нового опыта. Но те, кто говорят: “у меня моя вера, и она в душе” говорят это с такими тусклыми глазами, что трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.
Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Так же нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Роза, которую дарят любимой, сама по себе ей не нужна. Этот цветок ей дорог не своей собственной красотой, а тем отблеском, который положила на него любовь подарившего. Цветы купленные и цветы подаренные совсем по-разному оживляют комнату. Если человек утверждает, что он любит кого-то, но он ничего не делает во имя своей любви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует – значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: “мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!”.
Итак, вы, утверждающие, что у вас “Бог в душе” – что вы сделали для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем вы позвали Его? Как Вы храните Его в себе? Что изменилось в вас от этой Встречи? Полюбили ли вы Того, Кого встретили? И что вы делаете ради этой любви? Если эти вопросы повергают вас в недоуменное молчание – так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Вечно стоящие – не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!
Такие вопросы можно задать тем, кто свою леность оправдывает своей мнимой “духовностью”.
Но ведь и нам самим важно осознать – зачем мы-то ходим в храм. Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: “Непрестанно молитесь”. Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм?
Более того, некоторые люди говорят, что если они хотят помолиться, то они уходят в лес, к речке или к морю, и там, в Богозданном Храме, им легче ощутить величие Творца и восславить Его. Зачем же, говорят они, нам из бескрайнего Храма заходить под тесные своды храма рукотворного?
... Важнейшая проблема языческих религий – это вопрос о том, какие жертвы люди должны приносить богам. Когда надо приносить жертву. Кто должен их приносить. В чем должна состоять эта жертва. По какому ритуалу она должна быть принесена. Какому из многочисленных богов… Об этом говорят книги, изъясняющие языческие церемонии.
Но в Евангелии мы видим нечто противоположное. Если язычники говорят о том, какую жертву люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям: “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20,28); “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3,16).
Бог Библии настолько превышает всю вселенную, что не может быть и речи о том, что Он слабеет при творении мира. Да, Бог Своей силой, Своей энергией поддерживает существование космоса. Но Его бесконечная мощь от этого нисколько не убывает. А потому и не нуждается в восполнении со стороны людей.
Поэтому библейские жертвоприношения нужны не Богу, а людям. Люди просто должны научиться быть благодарными. Люди должны научиться хотя бы часть своей жизни, своего имущества и своего времени (вспомните заповедь о субботе) уметь отставлять от себя и предлагать пред лице Господне. Не потому, что Богу нужна эта уделенная Ему часть. А потому, что люди тем самым учатся жертвенной любви.
Лишь на десятую или сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в религии то, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей. Главное в религии не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма.
То, что мы можем принести Богу, мы можем принести Ему в любом месте. Все, что есть в мире, и так принадлежит Ему. Но есть такая частичка бытия, в которой Бог позволил царствовать не Себе, а другому. Это моя душа. Эта та комнатка в бесконечном здании Вселенной, куда Зиждитель не входит без спроса. И от нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли мы служить Богу, или себе самим и своим прихотям и похотям. Единственное, чем мы можем обогатить беспредельную власть Господа – это если мы и свою свободную волю предадим Ему. Поэтому – “жертва Богу дух сокрушен” (Пс. 50,19). И эту жертву может принести любой из нас. И в этом смысле любой из нас – священник. В этом смысле надлежит понимать слова ап. Петра о том, что христиане – это народ, стоящий из священников (1 Петр. 2,9). Никто не сможет вместо меня принести Богу в жертву мою волю. Только я сам владею ей и я сам могу принести ее ко престолу Божию. Принести же присягу на верность и сказать: “Господи, воля Твоя, а не моя да будет! Благодарю Тебя за все, что Ты пожелаешь привнести в мою жизнь! Дай мне возможность послужить Тебе каждым моим дыханием!" – можно в любом месте.
Для того, чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме. Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.
Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу – хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: “Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…”. Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского, – “не ради Иисуса, а ради хлеба куса”. А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?
Зачем призывает Его Слово: “Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии” (Мф. 11,28)?.. Нет у этого призыва продолжения в роде: “И вы отдадите Мне то-то…”. Иным предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: “И Я успокою вас… найдете покой душам вашим”.
Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – “Научитесь от Мене”... Дух – “Примите от духа Моего”... Любовь, мир и радость – “Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам… Радость Моя в вас да будет…”. Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое…
“Пребудьте во мне, и Я в вас… Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая…”. Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность.
В современной медицине есть такая процедура: человеку делается переливание его же собственной крови. Из его тела выводится его кровь, она очищается от каких-то вредных примесей или, напротив, обогащается теми компонентами, которые организм больного уже не может сам вырабатывать в необходимом количестве. И такая, обеззараженная и обогащенная кровь тут же вливается обратно в тело человека. Нечто подобное происходит и в наших отношениях со Христом. Бог становится человеком. Он берет в Себя наше естество, впавшее в состояние тления, в Себе его исцеляет, насыщает Божественностью, Вечностью, Бессмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшее через смерть и воскресшее, возвращает нам. Свою человеческую кровь, насыщенную Божественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресения и были причастниками Вечности.
Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм - это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Поэтому посещение храма – не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать “причастниками Божеского естества”. Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.
Бог искал нас. И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые дары раздает людям. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма – стоит ли нам отворачивать нос и твердить “Бог у меня и так в душе”?
Христос сказал, где он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни – для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одиноки.
Те, кто говорит, что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, который вместо них как раз и принес жертву и освободил людей от необходимости что-то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливать божков. Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары?
Диакон Андрей Кураев
Как пояснить таким людям наше поведение? Как всегда, есть два пути: нападения и защиты. Критика подобного рода житейской “философии” не трудна. В конце концов, толики здравого смысла достаточно, чтобы понять, что общество, в котором шуты (по нынешнему – “сатирики”) воспринимаются в качестве экспертов в области богословия и духовной жизни, весьма больно. Болеет оно как минимум утратой чувства юмора: оно уже не способно смеяться, видя, как шут залезает на проповедническую кафедру…
Не стоит серьезного отношения и заверение в том, будто у наших критиков “Бог в душе”. Да, конечно, такое состояние является высшим идеалом духовной жизни. Этого для нас желал еще апостол Павел: “Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал. 4, 19); “да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши" (Ефес. 3,16-17).
Если бы слова “Бог у меня внутри” сказал преподобный Серафим Саровский – эти слова имели бы вес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Если бы пустынник сказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленность храма, который он посещает лишь изредка, для него уже не чувствительна – в таких устах такие слова тоже были бы оправданны.
В результате каких же именно духовных подвигов Вы достигли такого успеха? Бог у Вас в душе? Поясните, каким же был путь Вашей молитвы? Как часто вы читаете Молитву Господню?.. Что?.. “Отче наш” Вы плохо помните?.. Ладно, тогда хотя бы расскажите, как именно Вы переживаете присутствие Бога в Вашей душе? Какие плоды даров Духа Вы в себе ощущаете? Вот Вам подсказка: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5,22-23). Есть в Вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары. Дар – это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашу жизнь, обновило ее? Не помните Вы такого обновления?
Вы можете отличить в Вашем душевном опыте: вот это - “присутствие Бога”, а вот это – проявление обычных человеческих качеств: ощущение красоты, гармонии, совестное чувство, человеческая приязнь?.. Не можете? Значит, Вы не заметили того момента, когда Бог, Творец Вселенной, вошел в Вашу жизнь и в Вашу душу? Разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил?
Так, может, Вы спутали - и отождествили веру в Бога с присутствием Самого Бога? Впрочем, подождите, а вера-то в Вас есть? Вера ведь не просто пассивное согласие: “ну ладно, я согласна, что Что-то там такое есть…”. Вера - это стремление к тому, чтобы оказалось правдой то, что решилась полюбить душа… Вера не пассивно уступает давлению авторитетов или доводов; вера активно жаждет: “я хочу, мне нужно, чтобы так было!”.
Вера – это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело… Вера – это желание нового опыта. Но те, кто говорят: “у меня моя вера, и она в душе” говорят это с такими тусклыми глазами, что трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.
Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Так же нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Роза, которую дарят любимой, сама по себе ей не нужна. Этот цветок ей дорог не своей собственной красотой, а тем отблеском, который положила на него любовь подарившего. Цветы купленные и цветы подаренные совсем по-разному оживляют комнату. Если человек утверждает, что он любит кого-то, но он ничего не делает во имя своей любви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует – значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: “мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!”.
Итак, вы, утверждающие, что у вас “Бог в душе” – что вы сделали для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем вы позвали Его? Как Вы храните Его в себе? Что изменилось в вас от этой Встречи? Полюбили ли вы Того, Кого встретили? И что вы делаете ради этой любви? Если эти вопросы повергают вас в недоуменное молчание – так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Вечно стоящие – не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!
Такие вопросы можно задать тем, кто свою леность оправдывает своей мнимой “духовностью”.
Но ведь и нам самим важно осознать – зачем мы-то ходим в храм. Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: “Непрестанно молитесь”. Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм?
Более того, некоторые люди говорят, что если они хотят помолиться, то они уходят в лес, к речке или к морю, и там, в Богозданном Храме, им легче ощутить величие Творца и восславить Его. Зачем же, говорят они, нам из бескрайнего Храма заходить под тесные своды храма рукотворного?
... Важнейшая проблема языческих религий – это вопрос о том, какие жертвы люди должны приносить богам. Когда надо приносить жертву. Кто должен их приносить. В чем должна состоять эта жертва. По какому ритуалу она должна быть принесена. Какому из многочисленных богов… Об этом говорят книги, изъясняющие языческие церемонии.
Но в Евангелии мы видим нечто противоположное. Если язычники говорят о том, какую жертву люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям: “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20,28); “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3,16).
Бог Библии настолько превышает всю вселенную, что не может быть и речи о том, что Он слабеет при творении мира. Да, Бог Своей силой, Своей энергией поддерживает существование космоса. Но Его бесконечная мощь от этого нисколько не убывает. А потому и не нуждается в восполнении со стороны людей.
Поэтому библейские жертвоприношения нужны не Богу, а людям. Люди просто должны научиться быть благодарными. Люди должны научиться хотя бы часть своей жизни, своего имущества и своего времени (вспомните заповедь о субботе) уметь отставлять от себя и предлагать пред лице Господне. Не потому, что Богу нужна эта уделенная Ему часть. А потому, что люди тем самым учатся жертвенной любви.
Лишь на десятую или сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в религии то, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей. Главное в религии не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма.
То, что мы можем принести Богу, мы можем принести Ему в любом месте. Все, что есть в мире, и так принадлежит Ему. Но есть такая частичка бытия, в которой Бог позволил царствовать не Себе, а другому. Это моя душа. Эта та комнатка в бесконечном здании Вселенной, куда Зиждитель не входит без спроса. И от нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли мы служить Богу, или себе самим и своим прихотям и похотям. Единственное, чем мы можем обогатить беспредельную власть Господа – это если мы и свою свободную волю предадим Ему. Поэтому – “жертва Богу дух сокрушен” (Пс. 50,19). И эту жертву может принести любой из нас. И в этом смысле любой из нас – священник. В этом смысле надлежит понимать слова ап. Петра о том, что христиане – это народ, стоящий из священников (1 Петр. 2,9). Никто не сможет вместо меня принести Богу в жертву мою волю. Только я сам владею ей и я сам могу принести ее ко престолу Божию. Принести же присягу на верность и сказать: “Господи, воля Твоя, а не моя да будет! Благодарю Тебя за все, что Ты пожелаешь привнести в мою жизнь! Дай мне возможность послужить Тебе каждым моим дыханием!" – можно в любом месте.
Для того, чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме. Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.
Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу – хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: “Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…”. Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского, – “не ради Иисуса, а ради хлеба куса”. А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?
Зачем призывает Его Слово: “Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии” (Мф. 11,28)?.. Нет у этого призыва продолжения в роде: “И вы отдадите Мне то-то…”. Иным предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: “И Я успокою вас… найдете покой душам вашим”.
Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – “Научитесь от Мене”... Дух – “Примите от духа Моего”... Любовь, мир и радость – “Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам… Радость Моя в вас да будет…”. Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое…
“Пребудьте во мне, и Я в вас… Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая…”. Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность.
В современной медицине есть такая процедура: человеку делается переливание его же собственной крови. Из его тела выводится его кровь, она очищается от каких-то вредных примесей или, напротив, обогащается теми компонентами, которые организм больного уже не может сам вырабатывать в необходимом количестве. И такая, обеззараженная и обогащенная кровь тут же вливается обратно в тело человека. Нечто подобное происходит и в наших отношениях со Христом. Бог становится человеком. Он берет в Себя наше естество, впавшее в состояние тления, в Себе его исцеляет, насыщает Божественностью, Вечностью, Бессмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшее через смерть и воскресшее, возвращает нам. Свою человеческую кровь, насыщенную Божественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресения и были причастниками Вечности.
Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм - это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Поэтому посещение храма – не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать “причастниками Божеского естества”. Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.
Бог искал нас. И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые дары раздает людям. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма – стоит ли нам отворачивать нос и твердить “Бог у меня и так в душе”?
Христос сказал, где он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни – для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одиноки.
Те, кто говорит, что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, который вместо них как раз и принес жертву и освободил людей от необходимости что-то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливать божков. Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары?
Диакон Андрей Кураев
+27 |
![]() |
96 комментариев |
Комментарии
Спасибо за статью!
А в церкви иногда приятно побыть, чувствуешь благодать, но не во всех церквях это чувствуется. я привыкла доверять себе и своим ощущениям, они меня ещё никогда не подводили, а не каким-то авторитетам.
Ваше право верить этой статье , она согласовывается с тем, что вы знали и слышали до сих пор, и у вас не возникает никаких противоречий, что ж вы нашли свой путь - удачи вам!
как там сказано в Писании? "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?(Иер 17:9)"
И при таком подходе всё же выходит, что истины как таковой и нет, а всё - субъективно...
чьё-то может и испорчено, а своему я верю!
Я уже не говорю о духовной жизни - сколько тех же жертв тоталитарных сект, которые тоже были уверены в возвещаемой им "истине". А научный способ познания? нам вот кажется, что земля вращается вокруг Солнца, да и вообще, что она - плоская...
Тут субъективизм вообще не катит. А почему? признать какую-то свою ограниченность в том, что касается познания (научного и вненаучного) - я лично не вижу тут ничего унизительного.
Как шутил профессор Осипов - дайте мне митру, я вам на все вопросы отвечу!...
Мне не понятно почему вы верите другим людям, а себе нет. ТО, что люди ошибаются, да бывает, но и сердце должно быть зрячим. Не всегда любовь слепа. Если вашей родственнице не повезло э то ещё не повод не верить себе и в себя. Даже в пословице говориться, на Бога надейся, но и сам не плошай!
это опять же говорит только о человеческой глупости, конечно некоторым просто фатально не везёт, но те, кто ищет очередных жертв в секты выбирают определённый склад людей, одиноких, отчаивавшихся, наивных, ими удобно управлять. Чтобы не попасть в секты нужно быть сильным, иметь на всё свою точку зрения, отстаивать её спокойно и рассудительно, без фанатизма.
логика , здравый смысл + интуиция - ещё как катят! во всём надо достигать гармонии, а не перекладывать поиск истины на чужие плечи.
Я тоже не знаю ответов на все вопросы, но вовсе не собираюсь признавать себя ограниченной. С чего это вдруг? Сейчас вы скажите,ч то во мне говорит гордыня, нет во мне говорит свободный человек. Бог дал каждому из нас свободу, надеюсь этого вы не станете отрицать. я свободна и совершенна, так как создана по образу и подобию Бога. Если вы станете отрицать, что человек совершенен, то следовательно вам придётся признать и несовершенство бога. А знаю, что Бог - совершенен и я его очень люблю. И очень благодарна ему за то, что он сотворил мир таким прекрасным!
Опять же, можно этому не верить - но это личное дело каждого. Я предпочитаю надёжные ориентиры, а не зыбкие вроде интуиции. ещё методы научного исследования и абстрагирование. теория относительности или квантовая механика с точки зрения здравого смысла абсурдны.
Почему так часто встречаются люди среди христиан именно, которые не приемлют другие религии, учения, сразу отрицают всё, утверждая. что только их религия единственно верная?
Можно этому верить, можно - нет. Я лично верю.
А в церкви иногда приятно побыть, чувствуешь благодать, но не во всех церквях это чувствуется. я привыкла доверять себе и своим ощущениям, они меня ещё никогда не подводили, а не каким-то авторитетам.
Ваше право верить этой статье , она согласовывается с тем, что вы знали и слышали до сих пор, и у вас не возникает никаких противоречий, что ж вы нашли свой путь - удачи вам!
↑ Перейти к этому комментарию
Значит душа в храм приведет. Не сразу, со временем.
А в церкви иногда приятно побыть, чувствуешь благодать, но не во всех церквях это чувствуется. я привыкла доверять себе и своим ощущениям, они меня ещё никогда не подводили, а не каким-то авторитетам.
Ваше право верить этой статье , она согласовывается с тем, что вы знали и слышали до сих пор, и у вас не возникает никаких противоречий, что ж вы нашли свой путь - удачи вам!
↑ Перейти к этому комментарию
Для христианина нет слаще и вожделеннее слов Христа, прочитанных в Евангелии: "Кто будет есть плоть Мою и пить кровь Мою, тот будет во Мне, а Я в нем". Вот и бежим в храм в воскресенье соединиться со Христом и это таинство является для нас таинством собрания, таинством совместного причащения (соединения) Богу.
к тому же я не ем хлеб и не пью спиртное.
Но, если Вы не веруете во Христа, то для Вас Причастие ничего не значит...
Подробнее об уникальности христианства можно прочитать в книге о. А. Кураева "если Бог есть любовь":
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=577
А почему вы выбрали Христа? так проще всего было?
По-моему это и ужасно. мёртвый бог не может быть лучше Живого Бога.
согласна, что уникальная религия - создавалась только для евреев, а сейчас кто угодно ей пользуется, только не евреи.
Воскрес-то, это я знаю. Но зачем христиане носят символ распятого Иисуса, мне не понятно. Это же символ смерти. Я Иисуса очень уважаю, восхищаюсь его деяниями, но для меня он живой, поэтому не приемлемо носить его мёртвый лик на груди.
потому что он и другие люди понимали Бога по-разному, как и сейчас каждый понимает и чувствует его по-своему, кто-то поклоняется, а кто-то просто любит.
сама с ними пыталась общаться, но редко встречала среди них хотя бы "психолога", в основном "фанатики" - а с ними я долго говорить не могу. именно с верой, они больше боятся веры, а не креста.
Искупления чего? грехов? ох, как я этого не люблю. Иисус был очень хорошим человеком, мудрым, любящим, умеющим прощать, но зачем этот миф о том, что он дескать погиб за наши грехи???
Если Иисус - просто человек, то нет более мерзкой религии, чем религия Евангелия....
Сейчас статью размещу - там прочитаете, ссылку дам.
https://www.stranamam.ru/post/1596922/
Воскрес-то, это я знаю. Но зачем христиане носят символ распятого Иисуса, мне не понятно. Это же символ смерти. Я Иисуса очень уважаю, восхищаюсь его деяниями, но для меня он живой, поэтому не приемлемо носить его мёртвый лик на груди.
↑ Перейти к этому комментарию
А почему вы выбрали Христа? так проще всего было?
По-моему это и ужасно. мёртвый бог не может быть лучше Живого Бога.
согласна, что уникальная религия - создавалась только для евреев, а сейчас кто угодно ей пользуется, только не евреи.
↑ Перейти к этому комментарию
Искупление было нужно всем - все мы потомки согрешившего Адама. Почему иудеям поначалу была открыта истина об Истинном Боге, о котором люди почти забыли с начала времён, а другим - не было, можно как раз прочитать в книге Кураева "Дары и анафемы: что христианство принесло в мир" по той же ссылке. Смирение не есть согласие со злом. Смирение - это осознание того, что мы в принципе не можем изменить. А если человек может бороться со злом, особенно, если притесняют не его самого, а другого - то он просто должен это делать.
н
ну да, а любая женщина грешна вдвойне, из-за Евы, которая подтолкнула Адама съесть яблоко! Если христианство такое благо, то как вы тогда объясните то, что насаждалось оно силой, огнём и мечом? у вас есть ответ на этот вопрос?
а разве это не одно и то же? ведь человек перестаёт действовать в обоих случаях, а это и нужно власти.
О яблоке в Писании нет ни слова, там сказано - плод. Но это так, по мелочи... Во-первых, далеко не везде. На Руси христиане были ещё во времена княгини Ольги и даже ранее, со времён Аскольда. Просто христианство не было государственной религией. Это во-первых. А, во-вторых, если некоторые христиане недостойны своего имени, то это не Христос виноват. в Его окружении тоже Иуда был.
1. Поклонение языческим богам само по себе не может быть светлым: эти духи существуют реально, и это - отнюдь не ангелы. Другое дело, что язычники часто просто обожествляли силы природы и поклонялись твари вместо Творца - но можете ли Вы с уверенностью утверждать, что язычники при этом не имели никакой духовной связи с бесами? судя по тому, какие способности иногда проявляются у шаманов, например - явно, что эти "дары" - духовные. И ясно, от какого они духа....
В группе я разместила тему об оккультизме и колдовстве, зайдите, там много интересного.
https://www.stranamam.ru/post/1523581/
2. Давайте вспомним, что нам известно о языческой Руси. Навскидку - языческое празднование в честь Ивана Купала отмечалось мужчинами и женщинами тем явлением, которое впоследствии Церковь назвала "свальным грехом". Это - чистота?
3. Как-то на кураевском форуме зашла речь о жертвоприношлениях у язычников-славян. Один археолог рассказал, что в жертву в Киевской Руси приносили в основном животных - звериные и птичьи кости были обнаружены в раскопках под Киевом. Но, как минимум, известен один случай, когда в жертву богам принесли людей - варяга-христианина и его несовершеннолетнего сына (а это случилось за 5 лет до крещения Руси). случай описан в "Повести временных лет".
Есть также мнение, что такое празднование, как прыжки ячерез костёр, тоже было формой жертвоприношения богам. Именно этот сюжет воспроизводит сказка "Снегурочка": тот, кто не перепрыгнул, а упал в огонь и сгорел - и есть желанная жертва для богов.
Я знаю, откуда Ваше мнение: это родноверие. В группе также я разместила материалы об этом движении:
https://www.stranamam.ru/post/1499090/
знакома конечно и с этим течением, могу сказать только,что там всё более понятно, чем в христианстве.
Кстати, расхожее выражение "хороший человек" тоже нуждается в комментариях. Он ПО ВНЕШНОСТИ хороший, но мы не знаем, каков он НА САМОМ ДЕЛЕ. впрочем, я и сама про себя не знаю, на что могу быть способна в каких-то экстремальных ситуациях... поэтому Господь и призывает нас никого не судить. Кто на самом деле хороший, а кто - плохой, ведомо лишь ему. история с женщиной и щенком - не показатьель: может, эта женщина и вправду милосердна, а может, она таким образом хотела что-то доказать тем, кто там трапезничал... я этого не знаю, поэтому и не сужу. Но щенка я бы покормила - потому как люблю зверей.
Впрочем, подобного рода явления - не единичны. Культы плодородия во многих культурах сопровождались жертвоприношениями (часто - и человеческими), и храмовая проституция у древних хананеев была. Так что - не уникальный случай. Судить надо по историческим источникам. Археологические раскопки - вещь достоверная. Все язычники древности совершали жертвоприношения своим богам. Или Вы знаете примеры обратного? Нет. Но сказку тоже не так просто сочинили, верно? В марксизме-ленинизме всё ещё более понятно.
Вот как раз непонятность и парадоксальность христианства и есть свидетельство того, что это - не человеческая выдумка. Человек как раз выдумает "всё понятно".
И не перед природой, ни уж тем более перед тёмными силами, бесами я не преклоняюсь, а стремлюсь к добру, свету. гармонии. В этом есть что-то плохое? В том, что люди любят природу?
Язычники не могут считать природу созданием Божиим - потому как они в Бога-Творца не верят... а обожествляют силы природы. Я тоже. Вообще-то Господь дал в пищу человеку мясо только после потопа. До этого люди тоже не ели животных.
Я вот не могу и не считаю для себя нужным отказаться от мяса. Нет, это хорошо и нормально. Если, опять же, видеть в природе именно создание, а поклоняться всё-таки Создателю. Язычники же Создателю как раз и не поклоняются...
но быть причастным к убийствам творений божьих, как -то не гуманно.
https://www.stranamam.ru/post/1603340/
Кстати, летопись "Повести временных лет" признают все академические учёные (и ранее признавали), хотя в те времена летописи вообще только монахи писали. Если летописям не верить - тогда вобще истории как науки нет, считайте. Правда, есть ещё археология...
историк есть историк, неважно, каковы его убеждения - он работает с фактами. Христианские историки не гнушались читать работы древних историков-язычников (а о жизни античного мира мы ведь знаем именно по свидетельству этих самых язычников - и верим им).
Кстати, расхожее выражение "хороший человек" тоже нуждается в комментариях. Он ПО ВНЕШНОСТИ хороший, но мы не знаем, каков он НА САМОМ ДЕЛЕ. впрочем, я и сама про себя не знаю, на что могу быть способна в каких-то экстремальных ситуациях... поэтому Господь и призывает нас никого не судить. Кто на самом деле хороший, а кто - плохой, ведомо лишь ему. история с женщиной и щенком - не показатьель: может, эта женщина и вправду милосердна, а может, она таким образом хотела что-то доказать тем, кто там трапезничал... я этого не знаю, поэтому и не сужу. Но щенка я бы покормила - потому как люблю зверей.
Впрочем, подобного рода явления - не единичны. Культы плодородия во многих культурах сопровождались жертвоприношениями (часто - и человеческими), и храмовая проституция у древних хананеев была. Так что - не уникальный случай. Судить надо по историческим источникам. Археологические раскопки - вещь достоверная. Все язычники древности совершали жертвоприношения своим богам. Или Вы знаете примеры обратного? Нет. Но сказку тоже не так просто сочинили, верно? В марксизме-ленинизме всё ещё более понятно.
Вот как раз непонятность и парадоксальность христианства и есть свидетельство того, что это - не человеческая выдумка. Человек как раз выдумает "всё понятно".
↑ Перейти к этому комментарию
про язычество слишком мало доподлинно известно, только от самих же христиан, а как они могут говорить о том. с чем борются хорошо. Если бы они говорили, что там было что-то хорошее, то зачем тогда внедрять новую религию, да ещё огнём и мечом. Я не защищаю язычников, но я за свободу выбора, у них не было выбора кем быть. О том как праздновались языческие праздники мы знает только от тех же христиан, которые хорошего не могут сказать о том, с чем борются. я не знаю ни одного источника достоверного о том, что правда то, о чём написали вы. Покажите его. Конкретики я нигде не нашла. тут вообще ничего не понятно, кроме основных постулатов. а то, что сейчас на разных языках в Библии многие факты трактуются по-разному, как вы объясните? И где гарантия, что за столько лет учение не претерпело изменений, да ещё и при переводе?
Я уже рекомендовала к прочтению книгу Кураева "Дары и анафемы", там автор очень много приводит научных источников - где, когда и какие жертвы приносили язычники.
Скачивайте:
http://zaozernaya.ru/view-postlist/forum-16-literatura-i-iskusstvo/topic-18-chto-xristianstvo-prineslo-v-mir.html
Главу из этой книги "Жертва человеческая и Божеская" я помещу в качестве отдельной темы.
это я помню. пока не дошла до этой книги, но это опять же христианский источник, он не может объективно оценить то, от чего так истово избавлялся.
Ещё раз повторюсь, почему не могу поверить в жертвоприношение у язычников.
ОНИ СЛИШКОМ любят природу, чтобы приносить её в жертву часть её. Они даже дерева не могли рубить просто так, не то что уж убивать животных и людей.
Поинтересуйтесь, почему язычники римляне ненавидели тех же хананеев и призывали разрушить Карфаген (ханаанскую колонию в Северной Африке): именно потому, что ханаанское язычество было чем-то невероятно ужасным - они приносили в жертву Ваалу своих детей, и это подтверждается раскопками. Весьма жуткая сцена такого жертвоприношщения описана в романе Г. Флобера "Саламбо".
А почему испанцы-конкистадоры так яростно убивали ацтеков? "просто так" язычники не срубали деревья и не убивали живтоных. А вот с некоторыми ритуалами - да. Нужно было обязательно попросить прощения у духа убиваемого зверя - даже на охоте, даже ради пропитания. Современные язычники среди народов Сибири тоже так делают (не раз читала репортажи, к сожалению, сейчас не смогу найти, где именно).
А что означает выражение "удачи Вам"? желание прекратить дискуссию?
Насчёт "удачи вам", просто мне показалось,ч то наш разговор плавно зашёл в тупик, вот и подумала,е сть ли смысл его продолжать?
Есть и в Сибири вегетарианцы и сыроеды, было бы желание и стремление.
про язычество слишком мало доподлинно известно, только от самих же христиан, а как они могут говорить о том. с чем борются хорошо. Если бы они говорили, что там было что-то хорошее, то зачем тогда внедрять новую религию, да ещё огнём и мечом. Я не защищаю язычников, но я за свободу выбора, у них не было выбора кем быть. О том как праздновались языческие праздники мы знает только от тех же христиан, которые хорошего не могут сказать о том, с чем борются. я не знаю ни одного источника достоверного о том, что правда то, о чём написали вы. Покажите его. Конкретики я нигде не нашла. тут вообще ничего не понятно, кроме основных постулатов. а то, что сейчас на разных языках в Библии многие факты трактуются по-разному, как вы объясните? И где гарантия, что за столько лет учение не претерпело изменений, да ещё и при переводе?
↑ Перейти к этому комментарию
придётся признать тогда тот факт, что язычники тоже охотились и ели мясо - как минимум.
А вот среди язычников людоеды были и есть. Почему аборигены съели Кука?
Подробнее об уникальности христианства можно прочитать в книге о. А. Кураева "если Бог есть любовь":
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=577
↑ Перейти к этому комментарию
а вы бы стали читать что-нибудь, если бы я вам порекомендовала? или вам вера не позволяет.
к тому же я не ем хлеб и не пью спиртное.
↑ Перейти к этому комментарию
а у вас потрясающее чувство юмора
но Бог в душе не от частоты молитв ... вера наполняет.
а уж молитва должна быть как само собой разумеющееся, без нее ни как.
надо бы в храм сходить... соскучилась)
хорошая интересная статья, познавательно.
обычно благодарю Господа за спасение, за его милость, за все что у меня есть.
если нужно что то решить, прошу мудрости, направить меня, что бы правильно поступить .
бывает сделаю что то не то и каюсь. защиты прошу для дочки. иногда просто разговариваю...
то есть вы не читаете заученные молитвы, половины слов в которых не очень-то понятны?
я тоже просто говорю с ним, своими словами, главное, чтобы они шли от сердца, от души.
Благодарю его за мир, который он создал, за то, что часто помогает и наставляет, даже когда я этого не прошу. Я вообще стараюсь его поменьше просить, разве что о том, чтобы помог мне самой найти в себе силы сделать что-то, понять что-то, чтобы в моей жизни появились люди, которые мне нужны, которые меня поймут и не осудят. Прошу помочь его найти в себе силы простить кого-либо, кого простить трудно.
Благо-дарю тебя Отец Небесный за всё!!!
но от сердца мне как то лучше.
ну не удобно мне с Отцом по бумажке разговаривать
люблю псалмы вслух читать, стараюсь с осознанием и душей.
полностью с вами согласна. Мне тоже неудобно, глупо как-то получается. Я представляю страшную картину, например подходит ко мне мой ребёнок и начинает говорить со мной по-бумажке, слова, значение которых он не очень понимает. Считаю, что с Отцом надо говорить осмысленно.
многие люди хорошо понимают то что написано в молитвеннике,
и наверное переживают это в душе когда читают. некоторым трудно подобрать слова.
можно по разному общаться, главное что было общение а не просто произнесение слов
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: