А ваш ребенок готов к школе?
Это только кажется, что до школы еще целый год и можно успеть, подготовить малыша потом, попозже. Ваш ребенок любознательный, с удовольствием лепит и рисует, в меру самостоятелен и рассудителен? С удовольствием играет «в школу» и учит буквы, а также неплохо осваивает счет? Замечательно! Первый шаг к настоящей школе сделан. Но, положа руку на сердце, ответьте себе честно: а на самом ли деле малыш готов к школе? Давайте будем разбираться, а заодно и подумаем, как подготовить кроху к школе за этот год?
Без труда не вытянешь и рыбки из пруда
В возрасте 5-6 лет у ребенка закрепляются в его речи звуки Ш, Ж, Ч, Л, Щ и Р, которые считаются трудными. И родители часто надеются на то, что процесс этот пройдет сам по себе, а к моменту начала учебы малыш уже научится правильно говорить. Плюс к этому, он сам приобретет каким-то чудесным образом навыки к письму и чтению.
Как в сказке просто! А в жизни все не так: прежде, чем что-то получить, надо поработать. Родителей, которые рассуждают таким ошибочным образом, в момент собеседования в школе ждет разочарование: требования, которые школа предъявляет к необходимым на момент поступления в учебное заведение, очень заметно разнятся с теми, которые есть у вас. И вот тут наступает момент истины: талантливый, по-вашему, мнению, ребенок не может ответить на достаточно простые вопросы и при этом почему-то не может внятно разговаривать.
Таким образом, мы подошли к главному вопросу данной статьи: как правильно подготовить ребенка к школе?
Словарный запас будущего школьника
Для начала немного терминологии: словарный запас – это тот объем слов, которым владеет человек. Он может быть пассивным (это слова, которые человек распознает при чтении, на слух, но не использует в данный момент в речи и письме, он намного больше активного), активный запас слов – те слова, которые человек использует постоянно при общении и письме.
Чтобы ребенок к моменту поступления к школе имел хороший словарный запас актива и пассива слов – нужно с самого рождения с ним общаться. Не сюсюкать, сознательно коверкая слова, искажая их произношение, а наоборот, говорить правильно, читать ребенку книги, декламировать стихотворения, петь песни.
Начинаем с имен существительных
На примере любимой игрушки ребенка, кукле или машинке, попросите ребенка назвать каждую ее часть или деталь. Чем больше он назовет – тем лучше, не подсказывайте. Вы можете просто показать ту деталь, которую он не назвал еще – пусть тоже назовет. Малыш должен в подготовительной группе понимать разницу между предметами, схожими по назначению, но разными по названию, например, кресло и стул – предметы мебели, на которых сидят. Чтобы закрепить эти знания, приобретите или сделайте сами тематические наборы, такие как «Мебель», «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Профессии» и так далее и прорабатывайте каждую тему отдельно.
Словарь признаков
Дошкольник должен уметь называть минимум три признака одного и того же предмета, действия и так далее. Например, попросите его описать, какую он видел птицу или машину. Если ребенок не смог вспомнить хотя бы три-четыре признака – нужно обратить на это внимание и восполнить пробел с помощью регулярных занятий в данном направлении.
Детское словотворчество
Речь идет об образовании прилагательных от существительных. Например, предложите малышу поиграть в игру «У кого чей хвостик». Цель игры – правильно научиться образовывать прилагательные. Раскладываем перед ним картинки с животными и просим назвать каждый хвостик, лапку, носик и так далее. В процессе выполнении задания вы увидите, над чем можно и нужно поработать.
Поработайте над наречиями
Для того, чтобы речь малыша была правильной и красивой одних только существительных и прилагательных недостаточно. Обязательно учите ребенка образовывать наречия от тех же прилагательных. Как пример: горячий – горячо, веселый – весело, умный – умно и так далее.
И про глаголы
Очень часто детки на слух путают значение слов, близких по звучанию. Это больше относится к глаголам, как правило, означающим действие. Проверить это можно на примере тематического материала, например, картинок с действиями. Тут же, в процессе отработки этого момента, можно и проверить или же поработать над правильностью понимания временных форм (прошлое, настоящее и будущее время): смотрел, смотрю, буду смотреть.
Также, поработайте со словами-предметами: карандаш рисует, разукрашивает, чертит; щенок лает, кусает, играет. При работе с такими словами очень уместно вводить понятие деепричастий: рычащая, кусающая, рисующий, сидящий и так далее.
Для занятий по отработке глагольных форм логопеды советуют использовать тему профессий. Например, учитель – он учит, рассказывает, проверяет тетради, объясняет.
Советы логопедов
Чтобы понять, есть ли пробелы у ребенка в речевом развитии, нужно обратить внимание на следующие моменты, которые он должен уже уметь выполнять или иметь в запасе:
- правильное произношение всех звуков (ни искажение, ни замещение недопустимо),
- словарный запас должен быть в пределах возрастной нормы (как активный, так и пассивный), для 5-7 лет это примерно 3000-3500 тысячи слов,
- в предшкольном возрасте ребенок уже должен уметь правильно построить предложения, формировать свои мысли, исключение составляют сложные по звучанию слова, которые не используются часто,
- умение вести осмысленный диалог,
- к 6-7 годам он может пересказать услышанную сказку, просмотренный мультфильм по памяти, а также самостоятельно составить рассказ.
Если у вас не получается подойти к такому тестированию объективно, то лучше обратиться за помощью к специалисту – логопеду. Проведя тестирование ребенка, побеседовав с ним, он обязательно составит вам картину знаний и умений ребенка и порекомендует, на что обратить внимание в его развитии. Не переживайте, если реальная картина окажется далека от той, которую вы видите, лучше поработайте над тем, что у малыша не получается, только не переусердствуйте. Регулярные, непродолжительные занятия, которые доставляют радость вам обеим - вот залог успеха!
Задача – найти свое место в коллективе
Когда малыш станет школьником, перед ним сразу возникнет очень много задач и одна из них, очень важная: найти свое место в коллективе. Умение отстаивать свою точку зрения и при этом слышать своего собеседника, уважая его мнение – это ценное качество. А если ребенок до этого не сосуществовал в большом коллективе, например, в детском саду, то в школе ему будет первое время сложно. Поэтому, если малыш не ходит в сад, то постарайтесь ему обеспечить общение со сверстниками, чтобы к школе он уже имел опыт общения в коллективе и наработанные социальные навыки.
Мы, родители будущих первоклашек, уделяем пристальное внимание школьной форме, ранцу и принадлежностям, а вот о речевой подготовке думаем в последнюю очередь. Если вообще придаем этому значение. У вас есть в запасе еще один год, за который можно успеть многое, дорогие мамы и папы. Не откладывайте на завтра – начинайте уже сегодня, чтобы к школе малыш был подготовленным и уверенным в себе ребенком!
Без труда не вытянешь и рыбки из пруда
В возрасте 5-6 лет у ребенка закрепляются в его речи звуки Ш, Ж, Ч, Л, Щ и Р, которые считаются трудными. И родители часто надеются на то, что процесс этот пройдет сам по себе, а к моменту начала учебы малыш уже научится правильно говорить. Плюс к этому, он сам приобретет каким-то чудесным образом навыки к письму и чтению.
Как в сказке просто! А в жизни все не так: прежде, чем что-то получить, надо поработать. Родителей, которые рассуждают таким ошибочным образом, в момент собеседования в школе ждет разочарование: требования, которые школа предъявляет к необходимым на момент поступления в учебное заведение, очень заметно разнятся с теми, которые есть у вас. И вот тут наступает момент истины: талантливый, по-вашему, мнению, ребенок не может ответить на достаточно простые вопросы и при этом почему-то не может внятно разговаривать.
Таким образом, мы подошли к главному вопросу данной статьи: как правильно подготовить ребенка к школе?
Словарный запас будущего школьника
Для начала немного терминологии: словарный запас – это тот объем слов, которым владеет человек. Он может быть пассивным (это слова, которые человек распознает при чтении, на слух, но не использует в данный момент в речи и письме, он намного больше активного), активный запас слов – те слова, которые человек использует постоянно при общении и письме.
Чтобы ребенок к моменту поступления к школе имел хороший словарный запас актива и пассива слов – нужно с самого рождения с ним общаться. Не сюсюкать, сознательно коверкая слова, искажая их произношение, а наоборот, говорить правильно, читать ребенку книги, декламировать стихотворения, петь песни.
Начинаем с имен существительных
На примере любимой игрушки ребенка, кукле или машинке, попросите ребенка назвать каждую ее часть или деталь. Чем больше он назовет – тем лучше, не подсказывайте. Вы можете просто показать ту деталь, которую он не назвал еще – пусть тоже назовет. Малыш должен в подготовительной группе понимать разницу между предметами, схожими по назначению, но разными по названию, например, кресло и стул – предметы мебели, на которых сидят. Чтобы закрепить эти знания, приобретите или сделайте сами тематические наборы, такие как «Мебель», «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Профессии» и так далее и прорабатывайте каждую тему отдельно.
Словарь признаков
Дошкольник должен уметь называть минимум три признака одного и того же предмета, действия и так далее. Например, попросите его описать, какую он видел птицу или машину. Если ребенок не смог вспомнить хотя бы три-четыре признака – нужно обратить на это внимание и восполнить пробел с помощью регулярных занятий в данном направлении.
Детское словотворчество
Речь идет об образовании прилагательных от существительных. Например, предложите малышу поиграть в игру «У кого чей хвостик». Цель игры – правильно научиться образовывать прилагательные. Раскладываем перед ним картинки с животными и просим назвать каждый хвостик, лапку, носик и так далее. В процессе выполнении задания вы увидите, над чем можно и нужно поработать.
Поработайте над наречиями
Для того, чтобы речь малыша была правильной и красивой одних только существительных и прилагательных недостаточно. Обязательно учите ребенка образовывать наречия от тех же прилагательных. Как пример: горячий – горячо, веселый – весело, умный – умно и так далее.
И про глаголы
Очень часто детки на слух путают значение слов, близких по звучанию. Это больше относится к глаголам, как правило, означающим действие. Проверить это можно на примере тематического материала, например, картинок с действиями. Тут же, в процессе отработки этого момента, можно и проверить или же поработать над правильностью понимания временных форм (прошлое, настоящее и будущее время): смотрел, смотрю, буду смотреть.
Также, поработайте со словами-предметами: карандаш рисует, разукрашивает, чертит; щенок лает, кусает, играет. При работе с такими словами очень уместно вводить понятие деепричастий: рычащая, кусающая, рисующий, сидящий и так далее.
Для занятий по отработке глагольных форм логопеды советуют использовать тему профессий. Например, учитель – он учит, рассказывает, проверяет тетради, объясняет.
Советы логопедов
Чтобы понять, есть ли пробелы у ребенка в речевом развитии, нужно обратить внимание на следующие моменты, которые он должен уже уметь выполнять или иметь в запасе:
- правильное произношение всех звуков (ни искажение, ни замещение недопустимо),
- словарный запас должен быть в пределах возрастной нормы (как активный, так и пассивный), для 5-7 лет это примерно 3000-3500 тысячи слов,
- в предшкольном возрасте ребенок уже должен уметь правильно построить предложения, формировать свои мысли, исключение составляют сложные по звучанию слова, которые не используются часто,
- умение вести осмысленный диалог,
- к 6-7 годам он может пересказать услышанную сказку, просмотренный мультфильм по памяти, а также самостоятельно составить рассказ.
Если у вас не получается подойти к такому тестированию объективно, то лучше обратиться за помощью к специалисту – логопеду. Проведя тестирование ребенка, побеседовав с ним, он обязательно составит вам картину знаний и умений ребенка и порекомендует, на что обратить внимание в его развитии. Не переживайте, если реальная картина окажется далека от той, которую вы видите, лучше поработайте над тем, что у малыша не получается, только не переусердствуйте. Регулярные, непродолжительные занятия, которые доставляют радость вам обеим - вот залог успеха!
Задача – найти свое место в коллективе
Когда малыш станет школьником, перед ним сразу возникнет очень много задач и одна из них, очень важная: найти свое место в коллективе. Умение отстаивать свою точку зрения и при этом слышать своего собеседника, уважая его мнение – это ценное качество. А если ребенок до этого не сосуществовал в большом коллективе, например, в детском саду, то в школе ему будет первое время сложно. Поэтому, если малыш не ходит в сад, то постарайтесь ему обеспечить общение со сверстниками, чтобы к школе он уже имел опыт общения в коллективе и наработанные социальные навыки.
Мы, родители будущих первоклашек, уделяем пристальное внимание школьной форме, ранцу и принадлежностям, а вот о речевой подготовке думаем в последнюю очередь. Если вообще придаем этому значение. У вас есть в запасе еще один год, за который можно успеть многое, дорогие мамы и папы. Не откладывайте на завтра – начинайте уже сегодня, чтобы к школе малыш был подготовленным и уверенным в себе ребенком!
Комментарии
У нас этому качеству даже не все взрослые обучены, что уж о детях говорить
статья полезная, моей дочери сейчас 4 с половиной года. Они пытается читать, но пока у нас с этим загвоздка. Рассказывает сказки (популярные, про Репку, про Колобка) она мне, а не я ей.Очень любит учить стихи, сына невозможно было заставить в этом возрасте. НО, у нас есть немало звуков, которые мы не выговариваем. По привычке она говорит некоторые слова неправильно, хотя МОЖЕТ говорить правильно. Исправляю.
↑ Перейти к этому комментарию
У мужа сестра -учитель начальной школы, говорит, что дети разные приходят, одни готовы на все сто, а других по полгода в туалет за ручку приходилось водить.
Младшему 5 лет, думали в этом году в школу, но в связи с обстановкой решили повременить. К школе готов!
Я поняла одно, что чем раньше начать развивать своего ребенка, тем легче будет ему и ,соответственно, родителям в дальнейшем.
Очень хорошая статья
Я заметила, что многие дети это очень ценят, а сюсюканье их часто раздражает , да и малышам нормальное общение очень помогает быстрее научиться говорить.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: