Современные методики развития для наших детей
Каждый современный родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был самым умным, сообразительным и потому, уже практически с момента зачатия подбирает методики для его развития. Предлагаю вам рассмотреть наиболее популярные и востребованные методики, а также когда лучше начинать и стоит ли вообще.
Психологи утверждают, что на сегодняшний день намечается небольшой спад в популярности развивающих методик? Почему? Потому что те мамы, которые усердно и старательно занимались со своими детками, через некоторое время замечали, что те в свою очередь теряют интерес к занятиям в старшем возрасте, возникают неврологические проблемы. Однако, это совершенно не означает, что раннее развитие детям во вред. Отнюдь, им нужно заниматься, но только при этом соблюдать меру, не перегружать малышей.
Самый главный мотив
Прежде, чем предложить ребенку развивающие занятия, стоить понять, для чего это нужно ребенку: чтобы он научился чему-то новому или чтобы на детской площадке утереть нос менее расторопным подругам? Или же вы хотите открыть перед своим малышом новые горизонты? А может, мечтаете, что он вырастет самым-самым на зависть всем?
Если в ваших родительских мечтах есть желание разбудить в малыше любознательность и жажду новых знаний – скорее всего, что занятия буду на пользу, а вот если только для того, чтобы утереть нос остальным – вас ожидает полное фиаско. Поэтому, стоит держать курс на сам процесс, а не на конечный результат. Причем, вам придется принимать самое непосредственное участие во всем этом, значит отнеситесь к приобретению новых знаний и умений, как к веселому приключению и тогда успех вам обоим точно гарантирован!
Выбираем самый лучший вариант
Итак, вы уже определились с тем, что малышу нужно развиваться с помощью развивающих методик, самое время выбрать. Вот тут торопиться и бросаться на первую попавшуюся точно не стоит. Уделите время, чтобы ознакомиться с наиболее популярными методиками, почитайте отзывы мам, рекомендации специалистов, подумайте – будет ли интересно вашему малышу, а также готов ли он? Не исключено, что вам придутся по душе несколько вариантов сразу – почему бы их не объединить?
Сразу настройтесь на то, что это будет игра, в процессе которой малыш будет получать новые знания. Ни в коем случае не преподносите методику, как занудную учебу с бесконечной муштрой. Так вы отобьете малейшее желание крохи чему-то учиться, да еще и вместе с вами. Чтобы результат был более успешным – ищите союзников. Во-первых, для обмена опытом, во-вторых, для обмена материалами. Может быть, это будет тематический сайт с онлайн поддержкой или развивающий центр в вашем городе, либо ваши подруги с малышами. Словом, компаньоны вам точно не помешают.
Начинать лучше сначала
Над развитием малыша стоит работать еще в тот момент, когда он находится внутри мамы. Перинатальная психология в данном случае выступает за то, что ребенок, проходя этап внутриутробного развития, все понимает, чувствует и слышит и именно поэтому стоит с ним общаться, читать книги, слушать музыку. Такое общение стимулирует кроху на то, чтобы подключать все свои внутренние ресурсы и настраиваться на «общую волну» мамы и папы, пытаясь их понимать, слушать. Мой сын, например, когда хотел общаться – всячески давал мне это понять: начинал активничать, а на более поздних сроках показывал свой локоток или пяточку. И как только я начинала с ним общаться – он успокаивался, внимательно меня слушая. И очень любил слушать музыку, у меня до сих пор хранится аудиокассета со сборником детских песен, который очень ему нравился.
Если вы ожидаете малыша – не отказывайте себе в удовольствии пообщаться с ним сейчас, это пойдет на пользу и вам, и крохе!
Знакомимся с методиками
Методика Монтессори
Основоположник методики, итальянский педагог-психолог Мария Монтессори, разработала ее, основываясь на своем богатом опыте общения с детьми. Главный принцип обучения – все сам. Необходимо создать вокруг малыша соответствующие условия, в которых он будет жить, а также обучаться, самостоятельно. Таким образом, он будет формировать свою моторику, сенсорные навыки, физическую форму, набираться опыта согласно возрасту, а также вырабатывать умение упорядочивать и сопоставлять предметы, формы, явления. То есть, на деле это выглядит так: малыш сам выбирает себе средства и способы для своего развития.
Методика Масару Ибука
Автор – один из основателей корпорации Sony, а также «Японской ассоциации раннего развития детей». Не будучи профессиональным педагогом, тем не менее он разработал уникальную методику, согласно которой нужно бояться не перегрузки мозга ребенка, а, наоборот, недостаточной нагрузки.
Суть методики заключается в том, что для каждого ребенка подбирается своя программа с учетом того, что малыш еще не понимает, что есть трудно, а что легко. То есть, уводя ребенка от таких привычных нам штампов, методика позволяет расширить его горизонты познания и таким образом у него вырабатывается потребность к новым знаниям. И вот тут задача родителей постоянно поддерживать эту жажду.
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука»
Методика Глена Домана
В основе данной методики, разработанной более полувека назад американским врачом-нейрохирургом Гленом Доманом, лежит задача развития способностей малыша, заложенных ему еще при зачатии. Обучаться рекомендуется с момента рождения с помощью карточек, которые изначально показываются малышу по несколько секунд, а со временем, по мере взросления малыша увеличивать как продолжительность, так и количество занятий. Начальный учебный материал – это карточки с надписями, числами, картинками.
«Цель моей методики - дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребёнок, кем он решит стать, что приглянётся ему из длинного списка возможностей. Глен Доман»
Методика Сесиль Лупан
Однажды, молодая мамочка Сесиль, узнав о методике Глена Домана, заинтересовалась более подробно ею и посетила семинар, посвященный данной методике. Изучив подробно философию методики, она создала в свою очередь, свою – более адаптированную под интересы своих дочерей. Методом проб и ошибок возникла новая методика, в основе которой лежит следующее:
- нет лучшего учителя для своего ребенка, чем его родители;
- любое обучение должно быть только в радость, каждое занятие должно заканчиваться до того момента, когда малыш устанет;
- ребенку не нужны никакие проверки;
- всячески поддерживайте и поощряйте любознательность своего ребенка.
Главная цель методики – учеба должна быть в радость и ребенку, и учителю. Кстати, Сесиль уделяет особое внимание обучению плаванию младенца, считая, что это очень важно для его развития. И вот тут она с удовольствием следует опыту своей коллеги, Клэр Тиммерманс.
Методика Клэр Тиммерманс
Методика раннего плавания, точнее ее задатки у Клэр возникли совершенно случайно, принимая ванну со своей новорожденной малышкой и спасаясь от жары, она пришла к выводу, который и лег в основу ее методики: малышей до года можно и нужно обучать плаванию.
Помимо курса для здоровых детей, Клэр, будучи профессиональным тренером по плаванию, разработала цикл занятий для детей с ДЦП, при гипертонусе и гипотонусе. Самое главное условие: малыш учится плавать вместе со своей мамой, поэтому если вы не готовы к такому - лучше и не пробовать.
Методика Никитиных
Эта методика основана на играх, совместных играх с ребенком, которые помогают развивать его интеллект. Это многочисленные головоломки, с определенным набором задач, которые малыш должен решить. Философия методики заключается в том, что детские способности проявляются, если соблюдены следующие моменты:
- для малыша создана благоприятная атмосфера. То есть его окружают обучающие игрушки, которые словно подталкивают кроху к дальнейшему обучению;
- малыш физически здоров и крепок. Здоровьем нужно заниматься с самого рождения: закаливание, зарядка, занятия спортом;
- для того, чтобы у ребенка наблюдался успех в развитии – важна заинтересованность родителей. Они нужны для поддержки, одобрения, без принуждения и ущемления свободы и права выбора крохи должны помогать развиваться малышу.
Методика Зайцева
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики – кубики Зайцева. Кстати, они были и у моего ребенка. Эта методика направлена на то, чтобы обучить малыша чтению.
В основе обучения лежат следующие принципы:
-обучающий материал подается исключительно в виде игры;
- обучение проводится на наглядных материалах;
- занятия должны проводиться регулярно, продолжительность и время проведения – удобное для ребенка.
Вальфдорская система
Нет раннему развитию – вот основной смысл данной системы. До 7 лет ребенка никто не нагружает информацией, ребенок обучается только опытным путем. Для занятий предполагается использовать только природные материалы: песок, камни, семена, крупы, натуральное дерево и так далее. С малышами занимаются лепкой, тем самым разрабатывают мелкую моторику.
Уважение личности и никаких оценок, давления и принуждения. Тут нет общепринятых рамок и норм, для которых нужно соответствовать, поскольку считается, что в ожидании оценок ребенок не действует исходя из своих желаний. Справедливости ради, стоит все же отметить, что отсутствие системы оценок совершенно не означает безразличиее по отношению к ребенку, наоборот, в школах и садах, где приветствуется такая методика, царит всеобщая любовь и доброжелательность. В вальфдорской педагогике слово «нет» звучит редко, есть несколько причин, исходя из которых можно запретить или отказать малышу:
- желание сделать что-то может навредить здоровью крохи (например, побегать осенью по луже без резиновых сапог или выйти в прохладную погоду без теплой верхней одежды);
- действия малыша могут навредить или причинить неудобства окружающим его людям;
- если в процессе игры могут пострадать вещи или предметы (например, когда крохе захотелось порисовать на стене).
Существует такое мнение, что чем реже малыш слышит слово «нет», тем больший вес оно имеет, запрет должен быть твердым, четким и без возражений.
Подведем итоги
Разумеется, в одной статье рассмотреть все, ныне существующие, методики и системы невозможно. Также, как и подробно описать те, о которых я рассказала выше. У каждой методики есть плюсы и минусы, о которых родители с удовольствием делятся на форумах. И если вы хотите заняться ранним развитием своего малыша – ищите, читайте, учитывая возможности и способности крохи, а также его желания. Помните главное правило: «Не давить и не навязывать».
Психологи утверждают, что на сегодняшний день намечается небольшой спад в популярности развивающих методик? Почему? Потому что те мамы, которые усердно и старательно занимались со своими детками, через некоторое время замечали, что те в свою очередь теряют интерес к занятиям в старшем возрасте, возникают неврологические проблемы. Однако, это совершенно не означает, что раннее развитие детям во вред. Отнюдь, им нужно заниматься, но только при этом соблюдать меру, не перегружать малышей.
Самый главный мотив
Прежде, чем предложить ребенку развивающие занятия, стоить понять, для чего это нужно ребенку: чтобы он научился чему-то новому или чтобы на детской площадке утереть нос менее расторопным подругам? Или же вы хотите открыть перед своим малышом новые горизонты? А может, мечтаете, что он вырастет самым-самым на зависть всем?
Если в ваших родительских мечтах есть желание разбудить в малыше любознательность и жажду новых знаний – скорее всего, что занятия буду на пользу, а вот если только для того, чтобы утереть нос остальным – вас ожидает полное фиаско. Поэтому, стоит держать курс на сам процесс, а не на конечный результат. Причем, вам придется принимать самое непосредственное участие во всем этом, значит отнеситесь к приобретению новых знаний и умений, как к веселому приключению и тогда успех вам обоим точно гарантирован!
Выбираем самый лучший вариант
Итак, вы уже определились с тем, что малышу нужно развиваться с помощью развивающих методик, самое время выбрать. Вот тут торопиться и бросаться на первую попавшуюся точно не стоит. Уделите время, чтобы ознакомиться с наиболее популярными методиками, почитайте отзывы мам, рекомендации специалистов, подумайте – будет ли интересно вашему малышу, а также готов ли он? Не исключено, что вам придутся по душе несколько вариантов сразу – почему бы их не объединить?
Сразу настройтесь на то, что это будет игра, в процессе которой малыш будет получать новые знания. Ни в коем случае не преподносите методику, как занудную учебу с бесконечной муштрой. Так вы отобьете малейшее желание крохи чему-то учиться, да еще и вместе с вами. Чтобы результат был более успешным – ищите союзников. Во-первых, для обмена опытом, во-вторых, для обмена материалами. Может быть, это будет тематический сайт с онлайн поддержкой или развивающий центр в вашем городе, либо ваши подруги с малышами. Словом, компаньоны вам точно не помешают.
Начинать лучше сначала
Над развитием малыша стоит работать еще в тот момент, когда он находится внутри мамы. Перинатальная психология в данном случае выступает за то, что ребенок, проходя этап внутриутробного развития, все понимает, чувствует и слышит и именно поэтому стоит с ним общаться, читать книги, слушать музыку. Такое общение стимулирует кроху на то, чтобы подключать все свои внутренние ресурсы и настраиваться на «общую волну» мамы и папы, пытаясь их понимать, слушать. Мой сын, например, когда хотел общаться – всячески давал мне это понять: начинал активничать, а на более поздних сроках показывал свой локоток или пяточку. И как только я начинала с ним общаться – он успокаивался, внимательно меня слушая. И очень любил слушать музыку, у меня до сих пор хранится аудиокассета со сборником детских песен, который очень ему нравился.
Если вы ожидаете малыша – не отказывайте себе в удовольствии пообщаться с ним сейчас, это пойдет на пользу и вам, и крохе!
Знакомимся с методиками
Методика Монтессори
Основоположник методики, итальянский педагог-психолог Мария Монтессори, разработала ее, основываясь на своем богатом опыте общения с детьми. Главный принцип обучения – все сам. Необходимо создать вокруг малыша соответствующие условия, в которых он будет жить, а также обучаться, самостоятельно. Таким образом, он будет формировать свою моторику, сенсорные навыки, физическую форму, набираться опыта согласно возрасту, а также вырабатывать умение упорядочивать и сопоставлять предметы, формы, явления. То есть, на деле это выглядит так: малыш сам выбирает себе средства и способы для своего развития.
Методика Масару Ибука
Автор – один из основателей корпорации Sony, а также «Японской ассоциации раннего развития детей». Не будучи профессиональным педагогом, тем не менее он разработал уникальную методику, согласно которой нужно бояться не перегрузки мозга ребенка, а, наоборот, недостаточной нагрузки.
Суть методики заключается в том, что для каждого ребенка подбирается своя программа с учетом того, что малыш еще не понимает, что есть трудно, а что легко. То есть, уводя ребенка от таких привычных нам штампов, методика позволяет расширить его горизонты познания и таким образом у него вырабатывается потребность к новым знаниям. И вот тут задача родителей постоянно поддерживать эту жажду.
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука»
Методика Глена Домана
В основе данной методики, разработанной более полувека назад американским врачом-нейрохирургом Гленом Доманом, лежит задача развития способностей малыша, заложенных ему еще при зачатии. Обучаться рекомендуется с момента рождения с помощью карточек, которые изначально показываются малышу по несколько секунд, а со временем, по мере взросления малыша увеличивать как продолжительность, так и количество занятий. Начальный учебный материал – это карточки с надписями, числами, картинками.
«Цель моей методики - дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребёнок, кем он решит стать, что приглянётся ему из длинного списка возможностей. Глен Доман»
Методика Сесиль Лупан
Однажды, молодая мамочка Сесиль, узнав о методике Глена Домана, заинтересовалась более подробно ею и посетила семинар, посвященный данной методике. Изучив подробно философию методики, она создала в свою очередь, свою – более адаптированную под интересы своих дочерей. Методом проб и ошибок возникла новая методика, в основе которой лежит следующее:
- нет лучшего учителя для своего ребенка, чем его родители;
- любое обучение должно быть только в радость, каждое занятие должно заканчиваться до того момента, когда малыш устанет;
- ребенку не нужны никакие проверки;
- всячески поддерживайте и поощряйте любознательность своего ребенка.
Главная цель методики – учеба должна быть в радость и ребенку, и учителю. Кстати, Сесиль уделяет особое внимание обучению плаванию младенца, считая, что это очень важно для его развития. И вот тут она с удовольствием следует опыту своей коллеги, Клэр Тиммерманс.
Методика Клэр Тиммерманс
Методика раннего плавания, точнее ее задатки у Клэр возникли совершенно случайно, принимая ванну со своей новорожденной малышкой и спасаясь от жары, она пришла к выводу, который и лег в основу ее методики: малышей до года можно и нужно обучать плаванию.
Помимо курса для здоровых детей, Клэр, будучи профессиональным тренером по плаванию, разработала цикл занятий для детей с ДЦП, при гипертонусе и гипотонусе. Самое главное условие: малыш учится плавать вместе со своей мамой, поэтому если вы не готовы к такому - лучше и не пробовать.
Методика Никитиных
Эта методика основана на играх, совместных играх с ребенком, которые помогают развивать его интеллект. Это многочисленные головоломки, с определенным набором задач, которые малыш должен решить. Философия методики заключается в том, что детские способности проявляются, если соблюдены следующие моменты:
- для малыша создана благоприятная атмосфера. То есть его окружают обучающие игрушки, которые словно подталкивают кроху к дальнейшему обучению;
- малыш физически здоров и крепок. Здоровьем нужно заниматься с самого рождения: закаливание, зарядка, занятия спортом;
- для того, чтобы у ребенка наблюдался успех в развитии – важна заинтересованность родителей. Они нужны для поддержки, одобрения, без принуждения и ущемления свободы и права выбора крохи должны помогать развиваться малышу.
Методика Зайцева
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики – кубики Зайцева. Кстати, они были и у моего ребенка. Эта методика направлена на то, чтобы обучить малыша чтению.
В основе обучения лежат следующие принципы:
-обучающий материал подается исключительно в виде игры;
- обучение проводится на наглядных материалах;
- занятия должны проводиться регулярно, продолжительность и время проведения – удобное для ребенка.
Вальфдорская система
Нет раннему развитию – вот основной смысл данной системы. До 7 лет ребенка никто не нагружает информацией, ребенок обучается только опытным путем. Для занятий предполагается использовать только природные материалы: песок, камни, семена, крупы, натуральное дерево и так далее. С малышами занимаются лепкой, тем самым разрабатывают мелкую моторику.
Уважение личности и никаких оценок, давления и принуждения. Тут нет общепринятых рамок и норм, для которых нужно соответствовать, поскольку считается, что в ожидании оценок ребенок не действует исходя из своих желаний. Справедливости ради, стоит все же отметить, что отсутствие системы оценок совершенно не означает безразличиее по отношению к ребенку, наоборот, в школах и садах, где приветствуется такая методика, царит всеобщая любовь и доброжелательность. В вальфдорской педагогике слово «нет» звучит редко, есть несколько причин, исходя из которых можно запретить или отказать малышу:
- желание сделать что-то может навредить здоровью крохи (например, побегать осенью по луже без резиновых сапог или выйти в прохладную погоду без теплой верхней одежды);
- действия малыша могут навредить или причинить неудобства окружающим его людям;
- если в процессе игры могут пострадать вещи или предметы (например, когда крохе захотелось порисовать на стене).
Существует такое мнение, что чем реже малыш слышит слово «нет», тем больший вес оно имеет, запрет должен быть твердым, четким и без возражений.
Подведем итоги
Разумеется, в одной статье рассмотреть все, ныне существующие, методики и системы невозможно. Также, как и подробно описать те, о которых я рассказала выше. У каждой методики есть плюсы и минусы, о которых родители с удовольствием делятся на форумах. И если вы хотите заняться ранним развитием своего малыша – ищите, читайте, учитывая возможности и способности крохи, а также его желания. Помните главное правило: «Не давить и не навязывать».
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: