Учимся читать детские рисунки.

Конечно же изобразительное.
С младенчества человек тянется к рисованию и не зря. В нем он находит разрядку, успокоение и возможность самовыразиться.
Рисуя, малыш, да и взрослый, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок – это «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает.
Рисунок – всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Изображая что то или кого то человек непременно выдаст и свое отношение к этому.
Прежде всего ребенок пытается рисовать значимых людей.
Иногда "важных" людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные.
Из опыта:
- Юля, это кто? Лошадь?( на рисунке изображено животное на четырех лапах черного цвета)
- Да.Это бабушка Оля, она красивая...
Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех».
Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение либо вовсе его стирает («не получилось!») – это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься. Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.
Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации – то есть «прорабатывает» в своем подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью. А еще разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей.
Как понять есть ли у ребенка какой то страх?
Следите за рисунками. Испуганный малыш, как правило, будет рисовать большие, очень большие глаза, тем кого изображает.
Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их – это им вполне по силам. Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки-послания.
Что же еще мы можем «увидеть» в изображении?
Это цвет.
Выбор и сочетание цветов. Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру – не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Не стоит паниковать если Ваш малыш, увлекся черным и ли другим, мрачным по мнению взрослого, цветом. Каждый цвет - это забавная игрушка для малыша. Он не дифференцирует их, до определенного возраста( 5-7 лет). Однако, стоит обратить внимание если один цвет доминирует в серии рисунков малыша, в возрасте младшего школьного возраста.
Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно те из них, которые в данный момент отражают его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и их сочетания – например, сочетание ярко-красного и черного буду вызывать ощущение агрессивности, а синего и зеленого – спокойствия и равновесия. На самом деле, каждый цвет глубоко связан с определенными темами, несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Белый/черный – смерть, пустота;
Желтый/зеленый/голубой – жизнь, развитие, рост, материнство, детство;
Красный/желтый/оранжевый – материнство;
Синий/зеленый/черный/серый – отцовство;
Коричневый – дедушки и бабушки, предки, «корни».
Композиция рисунка.
Положите перед собой детский рисунок и мысленно проведите через центр две диагонали. Верхний правый угол – область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) – область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спроси малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение. Обратите внимание на то, какие чувства вызывает у вас этот рисунок, насколько он кажется вам тревожным, агрессивным, спокойным или радостным.
Рассказ о рисунке.
Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Рисующий ребенок напоминает приоткрывшуюся раковину моллюска: малейшее неосторожное движение, и створки схлопываются. Поэтому запомни правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и уж, само собой разумеется, никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал? Разве так бывает?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них.
Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения.
Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет, отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок.
Что фигуры на рисунке чувствуют по отношению друг к другу? Если они могут разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался передать в рисунке. Если удается разыграть беседу между героями рисунка, это замечательно – с помощью таких бесед многие эмоциональные проблемы не только высказываются вслух, но и изживаются.
Можно ли мне спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Давая ребенку возможность отвечать на твои вопросы за героев рисунка, ты можешь уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь.
Рисунок – это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному.
Для корректного пояснения изображения нужна специальная подготовка. Мы лишь приоткрыли занавес, указали путь, который поможет стать ближе, понять друг друга.
+102 |
![]() |
70 комментариев |
Комментарии
Реагируйте на две вещи:
1. Малыш сам идет к ВАМ со своим творением. Найдите время и немедленно. Позже он уже потеряет к своему рисунку интерес и связь будет утеряна.
2. В серии рисунков малыша присутствует один и тот же сюжет, цвет , тематика. Это не плохо, но на это следует обратить внимание, попытаться поговорить с ним.
"
"Вспомнила, как к нам в дом случайно пришла дама-психолог (я ее дочку учила). Спросила меня, не хочу ли я протестировать Лизу на предмет возможного семейного неблагополучия. Лизе в ту пору было лет шесть. Ей предложили нарисовать портрет семьи. Готовая картина была такая: на переднем плане огромный хомяк. Сзади (много меньше хомяка ростом) — папа. В огромных наушниках (больше головы). Потом весьма незначительная я с какой-то кастрюлей в руках. Ну и Лиза с громадным стаканом кока-колы (почти с нее ростом).
Психолог была в трансе. Наша семья стояла на грани гибели. Хомяк играл в жизни ребенка роль более важную, чем родители. Папа был страшно безразличен к дочери и заткнут наушниками от всех проблем ребенка, который (ребенок) от этого аццки страдал. Мама была занята домашней рутиной (кастрюля) и плевала на ребенка. Стакан кока-колы, если память мне не изменяет, символизировал стремление ребенка к иллюзорному и недостижимому (из-за нашей черствости) блеску материального мира.
Внимательно выслушав диагноз, я сообщила психологу следующее:
1. Хомяк был куплен сегодня утром у метро. Это, несомненно, важнейшее событие в жизни ребенка нашло свое отражение.
2. Вчера папа сломал свои наушники. Ребенок, изнывая от собственного благородства, вручил папе наушники от своего личного новенького плейера «на один день», и папа, естественно, спел дифирамб детской щедрости и великодушию, что тоже нашло свое отражение.
3. Это была не кастрюля. Это был старый аквариум, который я вытащила с антресолей для устройства в нем хомячьего жилища.
4. Про «блеск материального мира». Хомяка нам продали в поллитровом картонном стакане из-под кока-колы. Больше его не в чем было нести.""
"
"Вспомнила, как к нам в дом случайно пришла дама-психолог (я ее дочку учила). Спросила меня, не хочу ли я протестировать Лизу на предмет возможного семейного неблагополучия. Лизе в ту пору было лет шесть. Ей предложили нарисовать портрет семьи. Готовая картина была такая: на переднем плане огромный хомяк. Сзади (много меньше хомяка ростом) — папа. В огромных наушниках (больше головы). Потом весьма незначительная я с какой-то кастрюлей в руках. Ну и Лиза с громадным стаканом кока-колы (почти с нее ростом).
Психолог была в трансе. Наша семья стояла на грани гибели. Хомяк играл в жизни ребенка роль более важную, чем родители. Папа был страшно безразличен к дочери и заткнут наушниками от всех проблем ребенка, который (ребенок) от этого аццки страдал. Мама была занята домашней рутиной (кастрюля) и плевала на ребенка. Стакан кока-колы, если память мне не изменяет, символизировал стремление ребенка к иллюзорному и недостижимому (из-за нашей черствости) блеску материального мира.
Внимательно выслушав диагноз, я сообщила психологу следующее:
1. Хомяк был куплен сегодня утром у метро. Это, несомненно, важнейшее событие в жизни ребенка нашло свое отражение.
2. Вчера папа сломал свои наушники. Ребенок, изнывая от собственного благородства, вручил папе наушники от своего личного новенького плейера «на один день», и папа, естественно, спел дифирамб детской щедрости и великодушию, что тоже нашло свое отражение.
3. Это была не кастрюля. Это был старый аквариум, который я вытащила с антресолей для устройства в нем хомячьего жилища.
4. Про «блеск материального мира». Хомяка нам продали в поллитровом картонном стакане из-под кока-колы. Больше его не в чем было нести.""
↑ Перейти к этому комментарию
"
"Вспомнила, как к нам в дом случайно пришла дама-психолог (я ее дочку учила). Спросила меня, не хочу ли я протестировать Лизу на предмет возможного семейного неблагополучия. Лизе в ту пору было лет шесть. Ей предложили нарисовать портрет семьи. Готовая картина была такая: на переднем плане огромный хомяк. Сзади (много меньше хомяка ростом) — папа. В огромных наушниках (больше головы). Потом весьма незначительная я с какой-то кастрюлей в руках. Ну и Лиза с громадным стаканом кока-колы (почти с нее ростом).
Психолог была в трансе. Наша семья стояла на грани гибели. Хомяк играл в жизни ребенка роль более важную, чем родители. Папа был страшно безразличен к дочери и заткнут наушниками от всех проблем ребенка, который (ребенок) от этого аццки страдал. Мама была занята домашней рутиной (кастрюля) и плевала на ребенка. Стакан кока-колы, если память мне не изменяет, символизировал стремление ребенка к иллюзорному и недостижимому (из-за нашей черствости) блеску материального мира.
Внимательно выслушав диагноз, я сообщила психологу следующее:
1. Хомяк был куплен сегодня утром у метро. Это, несомненно, важнейшее событие в жизни ребенка нашло свое отражение.
2. Вчера папа сломал свои наушники. Ребенок, изнывая от собственного благородства, вручил папе наушники от своего личного новенького плейера «на один день», и папа, естественно, спел дифирамб детской щедрости и великодушию, что тоже нашло свое отражение.
3. Это была не кастрюля. Это был старый аквариум, который я вытащила с антресолей для устройства в нем хомячьего жилища.
4. Про «блеск материального мира». Хомяка нам продали в поллитровом картонном стакане из-под кока-колы. Больше его не в чем было нести.""
↑ Перейти к этому комментарию
Ваша подруга, поспешила с выводами, ведать хотела продемонстрировать свою значимость и профессионализм.
Детский рисунок - это не пиктограмма или сложное кодированное послание. Это отображение жизни, доступными для малыша средствами.
Порой хомяк - это просто хомяк, а кока кола просто кока кола.
"
"Вспомнила, как к нам в дом случайно пришла дама-психолог (я ее дочку учила). Спросила меня, не хочу ли я протестировать Лизу на предмет возможного семейного неблагополучия. Лизе в ту пору было лет шесть. Ей предложили нарисовать портрет семьи. Готовая картина была такая: на переднем плане огромный хомяк. Сзади (много меньше хомяка ростом) — папа. В огромных наушниках (больше головы). Потом весьма незначительная я с какой-то кастрюлей в руках. Ну и Лиза с громадным стаканом кока-колы (почти с нее ростом).
Психолог была в трансе. Наша семья стояла на грани гибели. Хомяк играл в жизни ребенка роль более важную, чем родители. Папа был страшно безразличен к дочери и заткнут наушниками от всех проблем ребенка, который (ребенок) от этого аццки страдал. Мама была занята домашней рутиной (кастрюля) и плевала на ребенка. Стакан кока-колы, если память мне не изменяет, символизировал стремление ребенка к иллюзорному и недостижимому (из-за нашей черствости) блеску материального мира.
Внимательно выслушав диагноз, я сообщила психологу следующее:
1. Хомяк был куплен сегодня утром у метро. Это, несомненно, важнейшее событие в жизни ребенка нашло свое отражение.
2. Вчера папа сломал свои наушники. Ребенок, изнывая от собственного благородства, вручил папе наушники от своего личного новенького плейера «на один день», и папа, естественно, спел дифирамб детской щедрости и великодушию, что тоже нашло свое отражение.
3. Это была не кастрюля. Это был старый аквариум, который я вытащила с антресолей для устройства в нем хомячьего жилища.
4. Про «блеск материального мира». Хомяка нам продали в поллитровом картонном стакане из-под кока-колы. Больше его не в чем было нести.""
↑ Перейти к этому комментарию
Но об этом его никто не спрашивал, а как обычно, психологи умничали и лечили симптомы.
Любой специалист к которому приходишь на консультацию и за советом, естественным образом, будет "лечить" и исследовать лишь то, что в его компетенции.
Родители, как люди постоянно, а не эпизодически, находящиеся возле малыша, не могли не заметить проблем с мочеполовой системой. Это явно заметно (болезненные мочеиспускания, недержание...и как следствие раздражительность, нервозность... )
Родителям для начала к терапевту бы сходить, а они, судя по рассказу, стали искать специалистов по "симптомам".
Психологи - не медиумы, не прорицатели и не колдуны. Это энтузиасты, взявшие на себя большую ответственность, постичь внутренний мир человека. Такой загадочный, неповторимый, индивидуальный.
↑ Перейти к этому комментарию
Скажу лишь одно, некомпетентность врачей, делающих скоропалительные выводы в постановке диагноза имеет плачевные последствия ( здесь я с Вами полностью согласна).
Не считаю нужным продолжать разговор относительно вышеупомянутого случая, так как он не соответствует теме статьи.
↑ Перейти к этому комментарию
Бегать по школе, привлекая посторонних, тем самым причиняя не меньшую травму ребенку и его родителям - не показатель компетенции.
"
"Вспомнила, как к нам в дом случайно пришла дама-психолог (я ее дочку учила). Спросила меня, не хочу ли я протестировать Лизу на предмет возможного семейного неблагополучия. Лизе в ту пору было лет шесть. Ей предложили нарисовать портрет семьи. Готовая картина была такая: на переднем плане огромный хомяк. Сзади (много меньше хомяка ростом) — папа. В огромных наушниках (больше головы). Потом весьма незначительная я с какой-то кастрюлей в руках. Ну и Лиза с громадным стаканом кока-колы (почти с нее ростом).
Психолог была в трансе. Наша семья стояла на грани гибели. Хомяк играл в жизни ребенка роль более важную, чем родители. Папа был страшно безразличен к дочери и заткнут наушниками от всех проблем ребенка, который (ребенок) от этого аццки страдал. Мама была занята домашней рутиной (кастрюля) и плевала на ребенка. Стакан кока-колы, если память мне не изменяет, символизировал стремление ребенка к иллюзорному и недостижимому (из-за нашей черствости) блеску материального мира.
Внимательно выслушав диагноз, я сообщила психологу следующее:
1. Хомяк был куплен сегодня утром у метро. Это, несомненно, важнейшее событие в жизни ребенка нашло свое отражение.
2. Вчера папа сломал свои наушники. Ребенок, изнывая от собственного благородства, вручил папе наушники от своего личного новенького плейера «на один день», и папа, естественно, спел дифирамб детской щедрости и великодушию, что тоже нашло свое отражение.
3. Это была не кастрюля. Это был старый аквариум, который я вытащила с антресолей для устройства в нем хомячьего жилища.
4. Про «блеск материального мира». Хомяка нам продали в поллитровом картонном стакане из-под кока-колы. Больше его не в чем было нести.""
↑ Перейти к этому комментарию
Искусство очень помогает сбросить напряжение. Рисовать можно в свое удовольствие,это как петь в ванной или на кухне.
Пусть славы не сыскать, по этому профилю, зато позитива море. А коровка ваша - одна единственная, неповторимая. В этом и соль искусства.
Прирожденный лидер изобразит солнышко.
Появится цветок – ваш ребенок эмоционален, легко раним и обладает высоким чувством стиля.
Если на рисунках малыша преобладают букеты, цветочные гирлянды – маленький художник нуждается в дружбе и нежности. Возможно, при видимом веселье ему очень грустно. Малышу нужна доброжелательная обстановка.
Если же цветы на рисунках вашего ребенка необычные – например, в виде звезд, кристаллов – вы воспитываете мечтателя, романтическую натуру. Такой человек всегда найдет контакт с людьми, а уж у противоположного пола будет всегда пользоваться успехом.
Трава также имеет определенное значение в рисунке малыша.
Судя по данному рисунку(однородный цвет зелени , "площадка" залита плавно до линии горизонта) - малышка гармонично сосуществует с окружающими, проблем в понимании не возникает. Разве что не большие( линия горизонта все же не ровная, хотя без "зубцов" ).
Если она(трава) изображена спиралями, волнистыми кругами – малыш не совсем в ладу с окружающими. Он не до конца понимает, чего от него хотят взрослые. Прислушайтесь к своему ребенку, постарайтесь понять причину его разлада с окружающими, если подобное возникнет.
Во всех цветочка, ваше дочки, есть сердцевина - знак открытого, отзывчивого, дружелюбного человека. Скорее всего она у Вас экстраверт(ориентация на внешний мир). Цвет желтый - тоже хорошо.
Рисование бутонов говорит о интроверсии, временных неблагоприятных факторах, либо же страхе, скованности. Но опять же повторюсь, стоит насторожится если бутоны присутствуют в серии ресунков .
Солнце- это Вы. Для ребенка мама - Бог, как для цветка - солнце. На рисунке оно не целиком, что говорит о занятости мамы ( работа, быт, вероятней у девочки есть братья и сестры). Солнце с лучами достающими до цветков - говорит о том, что детям маминого тепла хватает, хоть иногда приходится "выпрашивать" его( об этом говорит легкий наклон растений по направлению к светилу).
Все заканчиваю, а то еще чуть чуть и докторская
Прирожденный лидер изобразит солнышко.
Появится цветок – ваш ребенок эмоционален, легко раним и обладает высоким чувством стиля.
Если на рисунках малыша преобладают букеты, цветочные гирлянды – маленький художник нуждается в дружбе и нежности. Возможно, при видимом веселье ему очень грустно. Малышу нужна доброжелательная обстановка.
Если же цветы на рисунках вашего ребенка необычные – например, в виде звезд, кристаллов – вы воспитываете мечтателя, романтическую натуру. Такой человек всегда найдет контакт с людьми, а уж у противоположного пола будет всегда пользоваться успехом.
Трава также имеет определенное значение в рисунке малыша.
Судя по данному рисунку(однородный цвет зелени , "площадка" залита плавно до линии горизонта) - малышка гармонично сосуществует с окружающими, проблем в понимании не возникает. Разве что не большие( линия горизонта все же не ровная, хотя без "зубцов" ).
Если она(трава) изображена спиралями, волнистыми кругами – малыш не совсем в ладу с окружающими. Он не до конца понимает, чего от него хотят взрослые. Прислушайтесь к своему ребенку, постарайтесь понять причину его разлада с окружающими, если подобное возникнет.
Во всех цветочка, ваше дочки, есть сердцевина - знак открытого, отзывчивого, дружелюбного человека. Скорее всего она у Вас экстраверт(ориентация на внешний мир). Цвет желтый - тоже хорошо.
Рисование бутонов говорит о интроверсии, временных неблагоприятных факторах, либо же страхе, скованности. Но опять же повторюсь, стоит насторожится если бутоны присутствуют в серии ресунков .
Солнце- это Вы. Для ребенка мама - Бог, как для цветка - солнце. На рисунке оно не целиком, что говорит о занятости мамы ( работа, быт, вероятней у девочки есть братья и сестры). Солнце с лучами достающими до цветков - говорит о том, что детям маминого тепла хватает, хоть иногда приходится "выпрашивать" его( об этом говорит легкий наклон растений по направлению к светилу).
Все заканчиваю, а то еще чуть чуть и докторская
↑ Перейти к этому комментарию
Желаю и на будущее Вам взаимопонимания, дружеского общение и любовь.
Малыш имел наглядный пример( книги со схемами, чертежами...) запавший в душу, и отобразившийся в его творчестве. Может именно Ваш ребенок - индиго. Эти дети с детства четко знают свое предназначение в жизни.
По теме, случай из моей жизни:
К нам в класс, худ. школы,обеспокоенные родители привели сына (нам по шесть лет было). Подошли к учителю, пожилому художнику и замечательному психологу, говорят: " Наш сын все время рисует город. Ночной город и ничего иного..."
Художник успокоил их , принял мальчика в класс.
Обучение было очень лояльным, если не хочешь что либо рисовать - не рисуй... Рома( имя мальчика) расцвел. Он мог рисовать, что хочется (ночной город), без порицаний и обеспокоенного кудахтанья...Постепенно тематика рисунков Романа расширилась...
Три года назад была встреча выпускников по случаю 20- летия основания худ.школы. Был и Роман. Со сцены говорил слова благодарности учителю, принявшему его, таким какой он есть.Сейчас Рома ведущий специалист в государственном градостроении. Все рисует и рисует свой "ночной город".
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Не старайтесь подмять ее рисунок: "Чтоб как у всех". Общество еще научит симметричные грибочки рисовать.
Относительно черного цвета почитайте здесь. Очень доступно и хорошо написано.
http://www.montessorivlad.ru/page/biblio/soveti/esli_rebenjk_risuet_cherniym.html
Старайтесь в рисовании, с маленьким ребенком, избегать штампов, клише(небо синее, трава зеленая...) Не используйте трафареты и подобное.
Рисование - это творчество. Его ценность в индивидуальности. С возрастом знание относительно цвета, формы, композиции... "придут". А собственный "почерк" можно потерять, благодаря излишним назиданиям.
ревность к младшим братьям, сестрам;
проблемы взаимоотношений в семье, конфликты;
конкуренция в учебном заведении;
телевидение и т д
Рекомендую, Вам, лично встретиться с психологом (онлайн сложно, разобраться). Возьмите серию рисунков, малышку(только подготовьте ее. Не пугайте, что к доктору поведете... Скажите, что к вашей старой знакомой, например, идете. Рисунками похвастаетесь, она специалист, в искусстве знает толк.)
Не оставляйте подобное творчество без внимания, мол:"Само пройдет..."
Есть такая практика: "какого цвета музыка". Под музыкальное сопровождение(чаще классическое) дети рисуют образы навеянные им музыкальным произведение. Это позволяет раскрыть творческий потенциал, абстрактное мышление..., выявить ряд проблем, комплексов, которые прячет подсознание.
Именно "каляки-маляки" и являются стартом, возможностью самовыразиться, показать свой почерк в искусстве. Не спешите учить "как правильно". Позвольте ребенку быть собой. Чувствовать свободу.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: