Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Тяжелые диагнозы - дети и медицина. Часть первая.

Тяжелые диагнозы - дети и медицина. Часть первая. Психологические аспекты болезни и выздоровления.

Наши дети иногда болеют, в большинстве своем легко и не требуя особых условий. Однако, бывают ситуации, когда ребенку требуется длительное лечение в больнице в результате травмы или болезни, либо родители слышат очень тяжелый диагноз… С этого момента жизнь семьи меняется, происходит смена приоритетов и отношений к ребенку и к себе. Психологически, болезнь ребенка – это трудное испытание для самого ребенка, у которого жизнь резко изменилась, но это сложный этап и для всей его семьи. Но, чтобы эффективно помогать ребенку в трудной ситуации, родителям нужно знать некоторые особенности в «психологии болезни», чтобы помочь ребенку выздороветь или существенно поправить свое здоровье, пережить сложный период.

Ребенок и его болезнь.
Болеющий ребенок или ребенок-инвалид достаточно сильно отличаются от здоровых детей, и дело не во внешних проявлениях, хотя и они существенно влияют на течение процесса. Болезнь меняет настроение детей – они обычно подавлены, плаксивы, замкнуты, хотят уединения, либо беспокоятся, внутренне тревожны, раздражительны, очень редко болезнь вызывает протест и отрицание – дети проявляют беспечность и благодушие. Кроме эмоций изменяется и внутренняя мыслительная деятельность – дети зацикливаются на мыслях о тяжести или смертельности болезни (хотя это часто не соответствует действительности), они боятся неизлечимости или самого лечения, боятся боли, вследствие чего могут отказываться от лечения (особенно если оно болезненное и длительное) или реабилитации.

Часто при болезни нарушаются поведенческие реакции – дети перестают играть в привычные игры, перестают контактировать с окружающими, стараясь избегать общества из-за ограничений, которые накладывает на них болезнь. Часто проявляются своеобразные формы протеста против заболевания – дети не соблюдают режим дня, не хотят ложиться спать, есть или не слушаются взрослых, шалят, поступают неуместно обстоятельствам, кричат, раздражаются. Это защитная реакция, при длительной болезни дети постепенно привыкают существовать по новым правилам и учатся жить болеющими.

Важно еще и то, как ребенок воспринимает и оценивает свою болезнь. В формировании внутреннего образа заболевания используется весь жизненный опыт, который помнит ребенок, и особенно тот, когда малыш болел ранее, и как он это делал. Жизненный путь ребенка относительно недолог, ему сложнее, чем взрослым людям, сопоставлять то, что его тревожит, с ранее пережитым, он не может обобщать все сведения, которые он имеет, и использует только их для понимания случившегося. Однако по мере взросления это получается все более правильно, и потому то, что переживалось ребенком не так давно, может сказаться в реакции на заболевание. Так, болезни других с благоприятными исходами, без наличия явного страдания и опасения от своих мамы и папы, создадут более оптимистический фон, чем например, недавние поминки по члену семьи или кончине соседа.

Понимание детьми этапа умирания и самой смерти своеобразно, и поэтому родители должны быть очень аккуратны в таких вопросах с малышом. Для понимания психики больного ребенка и его внутренней картины болезни следует знать о представлениях ребенка о смерти. Это особенно необходимо, когда ребенок страдает неизлечимой болезнью. Для дошкольников собственная смерть невероятна, и они о ней не думают, но могут поверить в смерть других людей. Они понимают смерть не как естественный конец жизни, а как результат враждебности других или наказание за плохое поведение.

Школьники знают о смерти, думают и могут говорить о ней, связывая ее с мыслями о возмездии за плохое поведение. Еще до 7-9 лет ребенок не может постичь процесс умирания. Различие представлений о смерти зависит также от познавательного уровня, психосоциального развития и пережитого опыта. Так или иначе, к 10 годам понимание смерти формируется у всех детей. Поэтому, во всех вопросах ребенка об исходе болезни (например, «мама, я умру?») вопрос смерти необходимо обходить и сглаживать. Ребенок должен быть твердо уверен в благоприятности исхода – это дает ему силы выздоравливать и бороться!


Сложности болезней детей заключаются и в других аспектах. Дети своеобразно воспринимают проводимое им лечение, из-за особенностей детских представлений о том, как влияют лекарственные вещества на их организм. Дошкольник может бояться переливаний крови, они могут думать, что с них может вытечь вся их кровь, а внутривенного вливания, из-за опасности утонуть.

Практически все дети не имеют представления, как бы они могли помогать ему пойти на поправку. Только небольшое число этих детей понимают, что если они будут находиться в постели – это будет одним из условий выздоровления. Около трети детишек воспринимают лечебный процесс как враждебность, опасность или наказание. У очень немногих детей лечебные воздействия в виде приема лекарственных препаратов в виде оральных форм, ограничения активности или операций воспринимаются адекватно. Детям необходимо специально объяснять необходимость принимать все прописанные лекарства и создавать положительное эмоциональное отношение к процессу лечению в целом.

Важно подружиться с врачом и сестрами, дать понять ребенку – что они друзья. Понимать роль медицинских работников, когда идет процесс лечения дети могут очень по-разному, и это зависит не только от психической зрелости самого малыша, влияет еще и предшествующий опыт раннего лечения, культура внутри семьи и психологическая атмосфера внутри нее. Дети очень часто просят ухаживающих на ними медсестер, которые были с ними ласковы и подбадривали, чтобы они были рядышком с малышами при всех врачебных манипуляциях или осмотрах, а после завершения острой фазы болезни с благодарностями вспоминают всех своих лечащих врачей и сестер. Понимать роль врачей с возрастом дети могут все более четко, и от этого взаимодействие с ними становится более простым.

Что помешает лечению?
Отрицательную роль в формировании правильной картины болезни могут сыграть наблюдаемые ребенком неоднократные обострения тяжелых хронических заболеваний у живущих совместно бабушек или дедушек, в особенности, если при этом встревоженные родители часто вызывают «скорую помощь». Это может создать у ребенка ощущение чрезмерной опасности своей болезни и страх («я умру, ведь ко мне ведь тоже приезжала скорая» - думает ребенок).

Собственные, даже множественные заболевания, которые были перенесены в период раннего детства, не оставляют такого осмысленного воспоминания и сильного эмоционального впечатления, как недавние. Особенно, если они восприняты как серьезная угроза здоровью, либо были очень болезненны, тяжело лечились или оставили увечья. Естественно, что опыт и менее болезненных заболеваний и процедур также участвует в создании внутренних картин его болезни. Дети спрашивают – «почему в прошлый раз мы пили только таблетки, а теперь нужно уколы?», «зачем мы в больнице, ведь раньше всегда были дома» и т.д.

Дети переживают тяжело не только факт болезни, но и ограничение активности, невозможность играть в любимые игры, бегать, прыгать, гулять. Те дети, кто постарше - сильно страдают от дефицита общения со сверстниками. В большой мере влияют формирование выраженных беспокойства и тревог, которые царят внутри семьи из-за возможных или развившихся у ребенка заболеваний.

Родители, семья и болезнь ребенка.
Болезнь ребенка, особенно если она тяжелая, либо если родители мало о ней знают, в большинстве семей воспринимается достаточно остро и тяжело. Это и понятно, современные семьи имеют небольшое число детей (обычно – один-два, реже больше), поэтому родители очень боятся потерять малышей, у них формируется глубокая привязанность к каждому ребенку, особенно если он родился поздно, были проблемы в здоровье или родители долго не могли иметь детей. Ребенок для родителей – продолжение самих себя, непрерывность рода, они возлагают на детей надежды, думая, что дети исполнят все их нереализованные мечты и воплотят в жизнь идеи, исправят ошибки.

На детей рассчитывают родители, думая о старости, они мечтают о том, что о них будут заботиться их повзрослевшие сын или дочь. Поэтому, при серьезном заболевании ребенка – это потенциальная угроза для всех, крушение планов и надежд, страх одиночества. Поэтому родители всеми силами пытаются создать для ребенка все условия, чтобы оградить их от опасностей, как реальных, так и в большинстве своем надуманных.

Кроме того, родители переживают еще и потому, что вами зачастую имеют проблемы в здоровье, опасаясь, что их собственные недуги стали причиной болезни ребенка, либо помешают им адекватно помогать в лечении малыша. Сейчас развиты средства массовой информации. Родители могут получать информацию о болезнях, порой очень недостоверную и противоречивую, которая пугает их, особенно если даются неблагоприятные прогнозы. Тогда наступает отрицание болезни, и родители начинают походы по врачам, в поисках такого специалиста, который бы сделал невозможное. Они пренебрегают рекомендациями, отказываются от лечения и реабилитации, прибегают к способам народной медицины и услугам сомнительных целителей, часто упуская драгоценное время, которое необходимо для лечения.

Во второй части статьи мы продолжим разговор об этой сложной проблеме.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Тяжелые диагнозы - дети и медицина. Часть первая.
  Психологические аспекты болезни и выздоровления.
Наши дети иногда болеют, в большинстве своем легко и не требуя особых условий. Однако, бывают ситуации, когда ребенку требуется длительное лечение в больнице в результате травмы или болезни, либо родители слышат очень тяжелый диагноз… С этого момента жизнь семьи меняется, происходит смена приоритетов и отношений к ребенку и к себе. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

отшельница
6 июня 2012 года
+6
ужасно это все. У нас на отделении лежа мальчик 16 лет с мамой. У мальчика, кажется, была миодистрофия какая-то, итог которой - смерть в конце концов. Мальчик - умница! развитый, рисовал, занимался много. Мать - просто еще большая умница: не смотря на то, что сын был неподвижен и паралич захватывал тело все выше и выше (только руки двигались), она ухаживала за ним так, что никаких пролежней не было, палата в стерильной чистоте была, читала ему, образовывала как могла. И все это - спокойно, четко. Я когда в палату заходила, у меня первое время слезы наворачивались - какой же это кошмар для матери - каждый день, каждую минуту осознавать, что несмотря на все твои усилия и заботы, твой ребенок умрет...
renechka
6 июня 2012 года
+1
neostar
2 мая 2017 года
0
Тяжёлое заболевание ребёнка – это не приговор! Обращайтесь за помощью и поддержкой, не замыкайтесь в своей семье, сохраняйте привычный круг общения. Ищите дополнительные ресурсы для себя и своего ребёнка. Если вы чувствуете, что уже не можете эмоционально самостоятельно справиться со всеми навалившимися проблемами, всегда есть возможность обратиться за профессиональной помощью и поддержкой. Возможно, сообщество родителей сможет оказать вам посильную помощь, поддержку и дать дельный совет. Как бы тяжело не был болен ребёнок, болезнь не должна стать единым центром всей семьи. Помните, ребёнок всегда остаётся ребёнком. Он не должен быть занят только лечением. Он нуждается в любви и комфорте, ласке и внимании, игре и общении. Тёплая эмоциональная атмосфера в семье, возможность заниматься продуктивными видами деятельности в значительной степени определяют качество его жизни и влияют на восстановление здоровья.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам