Неврозы у детей. Часть вторая.
В первой части статьи мы начали разговор о неврозах (https://www.stranamam.ru/article/3123310/) и обсудили истерию и ее основные признаки. Однако, мы не поговорили об одной особенности истерии – наличии истерических припадков.
Признаки истерических припадков.
Иногда бывают случаи, например, при возникновении конфликтных ситуации или психических травм, что слабая по натуре нервная система у детей и подростков с истерией не может с ними справиться – тогда дети начинают реагировать на ситуацию проявлениями истерического припадка.
Обычно истерические припадки развиваются сразу же, формируя аффект, они сопровождаются плачем или истеричным хохотом. Ребенок начинает падать, причем очень аккуратно, чтоб не травмироваться, состояние сознания может быть частично затемнено, могут появиться судороги и гримасы на лице, иногда дети могут выгибаться и принимать очень вычурные или нелепые позы. Характерным отличием от эпилептических припадков является отсутствие пены изо рта, прикусывания кончика языка, также не бывает самопроизвольных дефекации и мочеиспускания. У истериков при приступе зрачки адекватно реагируют на свет.
Иногда припадок истерии может выражаться в наступлении оцепенения, снижении чувствительности участков тела – это называют истерическим ступором. Очень редко бывает развитие на высоте истерики или нервных срывов проявлений парезов (частичная утрата движений) и параличей (полная утрата движений конечности) – тогда может отниматься половина тела, может быть слабость в ногах или руках, они обездвиживаются.
У малышей одним из проявлений неврозов может стать временная потеря речи или слуха – это называется мутизмом и сурдомутизмом, а также может происходить потеря голоса – ее называют истерической афонией.
Все эти проявления в отличие от органических поражений мозга, имеют временное действие, обычно при них нет никаких нарушений в строении головного и спинного мозга. Они являются результатом формирования в коре головного мозга очагов резкого и патологического застойного торможения, из-за чего временно ослабляется или полностью выключается из деятельности чувствительная или двигательная функция.
Особенностью истерического невроза у малышей могут стать приступы повышенной капризности, плаксивости и протестов. Дети такого склада характера могут плакать часами, они будут требовать к себе повышенного внимания, требуют от родителей или окружающих, чтоб все выполняли их желания. При отказе взрослых от выполнения желаний дети кидаются на пол, кричат, бьются ногами и головой об пол, дерутся и кусаются. Проявляется признак эгоцентризма, который вообще свойственен истерикам, но в таких случаях это будет желанием настоять на своем мнении или желании, чтобы привлечь к себе как можно больше публики, быть центом внимания, безраздельно властвовать в семье и детском коллективе. Такие малыши могут стать настоящими деспотами и тиранами в собственной семье, пользуясь слабостью родителей, используют их в достижении своих целей и желаний, причем порой в грубой форме.
Особенностью подростковой истерической личности является проявление агрессивности к тем, кто не желает признавать его лидером и не подчиняется влиянию такого ребенка. Они сами по себе натуры слабые. Хотя и стремятся стать лидерами и превосходить других. Если их желание не принимают как должное и не дают власти, подростки начинают искать обходных путей, чтобы доказать свою исключительность и превосходство. Появляется патологическая лживость, приукрашивание своих способностей и возможностей, выдумывание историй о влиятельных и известных родственниках, запугивание и угрозы. Часто такие подростки попадают в дурные компании и скатываются в асоциальное поведение – так прикрывается собственная неполноценность и слабость.
Неврастения и ее особенности.
Неврастению у детей и подростков характеризует общее истощение в работе нервной системы из-за переутомления, плохого питания, при общем ослаблении физического здоровья или токсикоза, возникает из-за тяжелых переживаний или тревожности. Даже внешне такие дети выглядят по-особенному, они обычно очень худенькие – как говорят «кожа да кости», кожа у них бледная, глаза глубоко запавшие в области орбит, с синими кругами под глазами не зависимо от времени дня, иногда выражен особенный блеск в глазах, осанка обычно ссутуленная, во всех движениях проявляется неуверенность и порывистость с нетерпеливостью.
Дети с неврастенией обычно имеют повышенную раздражительность, гневливы, имеют неустойчивое настроение. Таким детям трудно подниматься по утрам, они просыпаются с трудом и в плохом настроении, они капризные и плачут долго по мелким поводам. Особенно негативные эмоции вызывает поход в детский сад. По вечерам таких малышей нелегко уложить спать, они безудержно веселятся и возбуждаются, вследствие чего очень беспокойно спят. Воспитатели детского сада могут рассказать о них. Что они быстро истощают сое внимание, им трудно интеллектуально сосредоточиться. У них неважная память и рассредоточено внимание. Часто отмечаются задержки в развитии интеллекта, могут быть дефекты речи – торопливость и смазанность ее с возможным заиканием.
Имеется ряд отклонений в работе вегетативной нервной системы, особенно резко проявляющееся в соматических проявлениях – родителями отмечаются усиленная потливость, могут возникать сосудистые спазмы из-за неустойчивости сосудистого тонуса. Из-за этой неустойчивости возникают различные проявления нездоровья – частые и резкие головные боли на пустом месте, болезненность в области желудка и кишечника (коликоподобные), неприятные проявления со стороны сердца – чувство перебоев, замирания и сердцебиения. Часто отмечаются нарушения и отсутствие аппетита, развиваются беспричинные приступы тошноты и рвоты.
Иногда, при отдельных тяжелых случаях неврастении развивается проявление ночного недержания мочи - энуреза. Энурез может принимать упорный характер и длительно лечиться. Однако, энурез это проявление многих неврологических патологий, в том числе и поражения головного и спинного мозга и самой мочевой системы, поэтому, диагноз будет статьи только врач (об энурезе поговорим отдельно в другой статье).
Одним из проявлений неврастении может стать двигательное нарушение нервной системы в виде тиков – это особые подергивания век, уголков рта или головы. Однако, проявления тиков могут стать и симптомами поражения нервной системы – поэтому, опять же с диагнозом будет определяться врач.
Астения и ее проявления.
Астенические расстройства у малышей и подростков относят к неврозам достаточно условно, они могут возникать у детей после длительных инфекций, особенно с вовлечением нервной системы. Или после перенесенных травм головы – переломы, черепно-мозговые травмы.
Особым видом невроза становится церебральная или мозговая астения – это выраженное истощение работы нервной системы, при данном состоянии будут наблюдаться ослабление всех основных нервных процессов – дети плохо спят, плохо учатся, мало запоминают и быстро устают. Их настроение крайне неустойчиво, быстро сменяются периоды подъема настроения и его спада, вплоть до слез и истерик. В нервной системе проявляется наклонность к тормозимости всех процессов. Кроме того, параллельно могут проявляться расстройства циркуляции ликвора (спинно-мозговой жидкости) по ликворной системе. Это выражается в головных болях, тошноте и головокружениях.
Из-за понижения возможностей коры головного мозга адекватно реагировать на возникающие раздражения, происходят некоторые изменения в течении рефлекторной деятельности и формировании новых рефлексов. У детей отмечаются замедленность и заторможенность всех реакций, мышление развивается вяло, нарушается память и процесс запоминания новой информации, дети не могут долго сидеть на занятиях. Их внимание и силы быстро истощаются. Это отражается на работоспособности малыша.
Зачем нужно знать?
Понятие о неврозах важно для проведения границ между реально болезненными и нервными детишками и педагогически запушенными малышами. В обеих группах могут иметься сходные черты личности и поведения – нарушения настроения, грубость и склонность к аффективным поступкам, агрессия и нарушение успеваемости. Однако, природа нарушений различна – поэтому их важно различать. Если первую группу детей необходимо лечить и проводить физиотерапевтическую работу, второй группе детей необходима коррекция воспитания и помощь психолога. Однако при неврозе детей важно научить умениям сдерживать себя в коллективе, владению собой и желанию добиваться целей, уравновесить у них процессы возбуждения и торможения.
Конечно, и патологические воздействия не проходят бесследно, они изменяют работу нервных процессов. Как результат могут формироваться нарушения в работе нервной системе, что отражается на поведении и характере ребенка. В этих случаях понадобится помощь специалиста.
Это не все неврозы, в третьей части мы продолжим обсуждать неврозы – поговорим о синдроме навязчивостей и нервных тиках.
часть 1: https://www.stranamam.ru/article/3123310/
часть 3: https://www.stranamam.ru/article/3133615/
Признаки истерических припадков.
Иногда бывают случаи, например, при возникновении конфликтных ситуации или психических травм, что слабая по натуре нервная система у детей и подростков с истерией не может с ними справиться – тогда дети начинают реагировать на ситуацию проявлениями истерического припадка.
Обычно истерические припадки развиваются сразу же, формируя аффект, они сопровождаются плачем или истеричным хохотом. Ребенок начинает падать, причем очень аккуратно, чтоб не травмироваться, состояние сознания может быть частично затемнено, могут появиться судороги и гримасы на лице, иногда дети могут выгибаться и принимать очень вычурные или нелепые позы. Характерным отличием от эпилептических припадков является отсутствие пены изо рта, прикусывания кончика языка, также не бывает самопроизвольных дефекации и мочеиспускания. У истериков при приступе зрачки адекватно реагируют на свет.
Иногда припадок истерии может выражаться в наступлении оцепенения, снижении чувствительности участков тела – это называют истерическим ступором. Очень редко бывает развитие на высоте истерики или нервных срывов проявлений парезов (частичная утрата движений) и параличей (полная утрата движений конечности) – тогда может отниматься половина тела, может быть слабость в ногах или руках, они обездвиживаются.
У малышей одним из проявлений неврозов может стать временная потеря речи или слуха – это называется мутизмом и сурдомутизмом, а также может происходить потеря голоса – ее называют истерической афонией.
Все эти проявления в отличие от органических поражений мозга, имеют временное действие, обычно при них нет никаких нарушений в строении головного и спинного мозга. Они являются результатом формирования в коре головного мозга очагов резкого и патологического застойного торможения, из-за чего временно ослабляется или полностью выключается из деятельности чувствительная или двигательная функция.
Особенностью истерического невроза у малышей могут стать приступы повышенной капризности, плаксивости и протестов. Дети такого склада характера могут плакать часами, они будут требовать к себе повышенного внимания, требуют от родителей или окружающих, чтоб все выполняли их желания. При отказе взрослых от выполнения желаний дети кидаются на пол, кричат, бьются ногами и головой об пол, дерутся и кусаются. Проявляется признак эгоцентризма, который вообще свойственен истерикам, но в таких случаях это будет желанием настоять на своем мнении или желании, чтобы привлечь к себе как можно больше публики, быть центом внимания, безраздельно властвовать в семье и детском коллективе. Такие малыши могут стать настоящими деспотами и тиранами в собственной семье, пользуясь слабостью родителей, используют их в достижении своих целей и желаний, причем порой в грубой форме.
Особенностью подростковой истерической личности является проявление агрессивности к тем, кто не желает признавать его лидером и не подчиняется влиянию такого ребенка. Они сами по себе натуры слабые. Хотя и стремятся стать лидерами и превосходить других. Если их желание не принимают как должное и не дают власти, подростки начинают искать обходных путей, чтобы доказать свою исключительность и превосходство. Появляется патологическая лживость, приукрашивание своих способностей и возможностей, выдумывание историй о влиятельных и известных родственниках, запугивание и угрозы. Часто такие подростки попадают в дурные компании и скатываются в асоциальное поведение – так прикрывается собственная неполноценность и слабость.
Неврастения и ее особенности.
Неврастению у детей и подростков характеризует общее истощение в работе нервной системы из-за переутомления, плохого питания, при общем ослаблении физического здоровья или токсикоза, возникает из-за тяжелых переживаний или тревожности. Даже внешне такие дети выглядят по-особенному, они обычно очень худенькие – как говорят «кожа да кости», кожа у них бледная, глаза глубоко запавшие в области орбит, с синими кругами под глазами не зависимо от времени дня, иногда выражен особенный блеск в глазах, осанка обычно ссутуленная, во всех движениях проявляется неуверенность и порывистость с нетерпеливостью.
Дети с неврастенией обычно имеют повышенную раздражительность, гневливы, имеют неустойчивое настроение. Таким детям трудно подниматься по утрам, они просыпаются с трудом и в плохом настроении, они капризные и плачут долго по мелким поводам. Особенно негативные эмоции вызывает поход в детский сад. По вечерам таких малышей нелегко уложить спать, они безудержно веселятся и возбуждаются, вследствие чего очень беспокойно спят. Воспитатели детского сада могут рассказать о них. Что они быстро истощают сое внимание, им трудно интеллектуально сосредоточиться. У них неважная память и рассредоточено внимание. Часто отмечаются задержки в развитии интеллекта, могут быть дефекты речи – торопливость и смазанность ее с возможным заиканием.
Имеется ряд отклонений в работе вегетативной нервной системы, особенно резко проявляющееся в соматических проявлениях – родителями отмечаются усиленная потливость, могут возникать сосудистые спазмы из-за неустойчивости сосудистого тонуса. Из-за этой неустойчивости возникают различные проявления нездоровья – частые и резкие головные боли на пустом месте, болезненность в области желудка и кишечника (коликоподобные), неприятные проявления со стороны сердца – чувство перебоев, замирания и сердцебиения. Часто отмечаются нарушения и отсутствие аппетита, развиваются беспричинные приступы тошноты и рвоты.
Иногда, при отдельных тяжелых случаях неврастении развивается проявление ночного недержания мочи - энуреза. Энурез может принимать упорный характер и длительно лечиться. Однако, энурез это проявление многих неврологических патологий, в том числе и поражения головного и спинного мозга и самой мочевой системы, поэтому, диагноз будет статьи только врач (об энурезе поговорим отдельно в другой статье).
Одним из проявлений неврастении может стать двигательное нарушение нервной системы в виде тиков – это особые подергивания век, уголков рта или головы. Однако, проявления тиков могут стать и симптомами поражения нервной системы – поэтому, опять же с диагнозом будет определяться врач.
Астения и ее проявления.
Астенические расстройства у малышей и подростков относят к неврозам достаточно условно, они могут возникать у детей после длительных инфекций, особенно с вовлечением нервной системы. Или после перенесенных травм головы – переломы, черепно-мозговые травмы.
Особым видом невроза становится церебральная или мозговая астения – это выраженное истощение работы нервной системы, при данном состоянии будут наблюдаться ослабление всех основных нервных процессов – дети плохо спят, плохо учатся, мало запоминают и быстро устают. Их настроение крайне неустойчиво, быстро сменяются периоды подъема настроения и его спада, вплоть до слез и истерик. В нервной системе проявляется наклонность к тормозимости всех процессов. Кроме того, параллельно могут проявляться расстройства циркуляции ликвора (спинно-мозговой жидкости) по ликворной системе. Это выражается в головных болях, тошноте и головокружениях.
Из-за понижения возможностей коры головного мозга адекватно реагировать на возникающие раздражения, происходят некоторые изменения в течении рефлекторной деятельности и формировании новых рефлексов. У детей отмечаются замедленность и заторможенность всех реакций, мышление развивается вяло, нарушается память и процесс запоминания новой информации, дети не могут долго сидеть на занятиях. Их внимание и силы быстро истощаются. Это отражается на работоспособности малыша.
Зачем нужно знать?
Понятие о неврозах важно для проведения границ между реально болезненными и нервными детишками и педагогически запушенными малышами. В обеих группах могут иметься сходные черты личности и поведения – нарушения настроения, грубость и склонность к аффективным поступкам, агрессия и нарушение успеваемости. Однако, природа нарушений различна – поэтому их важно различать. Если первую группу детей необходимо лечить и проводить физиотерапевтическую работу, второй группе детей необходима коррекция воспитания и помощь психолога. Однако при неврозе детей важно научить умениям сдерживать себя в коллективе, владению собой и желанию добиваться целей, уравновесить у них процессы возбуждения и торможения.
Конечно, и патологические воздействия не проходят бесследно, они изменяют работу нервных процессов. Как результат могут формироваться нарушения в работе нервной системе, что отражается на поведении и характере ребенка. В этих случаях понадобится помощь специалиста.
Это не все неврозы, в третьей части мы продолжим обсуждать неврозы – поговорим о синдроме навязчивостей и нервных тиках.
часть 1: https://www.stranamam.ru/article/3123310/
часть 3: https://www.stranamam.ru/article/3133615/
Комментарии
Это же и есть манипуляция! Помню как то сказала, что это ненормально, на меня все накинулись, сказали, что это кризисы и они бывают у всех. Но у нас не было, мой малыш никогда ничего не добивался таким путем
Невролог после 3 минут осмотра вынесла диагноз - гипервозбудимость и выписала тенотен...не помогло...
Алена, а вы будите писать о том как помочь детка родительскими силами?
Невролог после 3 минут осмотра вынесла диагноз - гипервозбудимость и выписала тенотен...не помогло...
Алена, а вы будите писать о том как помочь детка родительскими силами?
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: