8 сентября – день рождения директора фехтовального клуба «Динамо-Москва» Надежды Александровны Арской.
Предлагаем вашему вниманию интервью Надежды Александровны Арской для журнала «Динамо», взятое за два дня до ее отъезда на Олимпийские игры в Рио.
Фехтовальщики – один из краеугольных камней олимпийской сборной России. Не было такого, чтобы на крупных турнирах наши мастера клинка оставались без медалей. И у «Динамо» в этом виде спорта давние и славные традиции. Как вырастить поколение действующих чемпионов, чем привлечь детей сегодня в спорт и как самой в 70 лет выигрывать с рапирой в руках первенство мира... Обо всем этом рассказывает Надежда Александровна Арская, чемпионка мира 1971 года, член исполкома Федерации фехтования России и просто символ фехтовального клуба московского «Динамо», который она возглавляет с 1979 года.
– Забудьте, что вы Саши, Маши, Даши... Теперь вы все фехтовальщики, – звучит на площадке перед зданием фехтовального клуба молодой и звонкий голос Надежды Александровны. Юные спортсмены отправляются на две недели в летний лагерь. Мальчишки весело таскают ворота для мини-футбола, ракетки для бадминтона и тенниса. У каждого из ребят есть и объемистая сумка со снаряжением фехтовальщика. Арская подхватывает огромный тюк с футбольными и волейбольными мячами и, улыбаясь, тащит его к автобусу.
– Распорядок дня чтобы соблюдали беспрекословно, – последнее напутствие будущим чемпионам. – Нормативы после лагеря проверю лично. Не забывайте, что в сентябре у нас уже турнир. Ну, в добрый час!
За будущих динамовских фехтовальщиков можно быть спокойным. Они в надежных руках...
СЕСТРА ЧЕРНЫШЕВА И КОСМОНАВТ
– Пойдемте, я вам наш спортзал покажу, – тянет меня Арская в опустевший корпус. – Тут у нас восемь фехтовальных дорожек. Хорошие условия. А на стенах...
На стенах чуть ли не вся история фехтования нашей страны. Интересно, многие ли современные болельщики хоккейного «Динамо», почитающие как святыню имя Аркадия Ивановича Чернышева, знают, что его родная сестра, Раиса Чернышева, была одной из первых фехтовальщиц и тренеров в СССР, трехкратной чемпионкой страны и, естественно, коренной динамовкой?
– Среди наших известных спортсменов есть даже космонавт – Алексей Елисеев, – указывает мне на одну из фотографий Надежда Александровна. – Он дважды летал в космос, а до этого стал мастером спорта по фехтованию. Раньше был такой вид – фехтовали на карабинах с примкнутым штыком. Кстати, Алексей тренировался под руководством моего отца. Он ведь тоже тренером работал. У нас целая династия. Но вообще я считаю, что самый большой вклад в развитие этого спорта у нас в стране внес Иван Ильич Манаенко.

За каждой фотографией в динамовском клубе жизнь, наполненная борьбой и победами. Есть там и современные герои, которые защитят честь нашей страны на Олимпиаде в Рио.
ОЛИМПИЙСКАЯ ШПАГА – ИЗ «ДИНАМО»
– Женская шпажная олимпийская команда – это «Динамо» в полном составе, с гордостью рассказывает Арская. То есть мы в Рио выступаем клубом! Три девочки из Москвы. Татьяна Логунова, которая едет уже на свои пятые Олимпийские игры, с двух предыдущих уже привозила золотые медали. Настоящий лидер команды. Виолетта Колобова, двукратная чемпионка мира, чемпионка Европы прошлого года в личном зачете. Она очень много сделала, чтобы наша команда отобралась на Олимпиаду. Борьба была очень серьезной. Наши спортсмены прошли двенадцать этапов Кубка мира. Ведь в фехтовании в Рио выступает всего восемь команд, причем представительство от Европы ограничено! Третья участница Оля Кочнева. Она на последнем предолимпийском Гран-при, который, кстати, тоже проходил в Бразилии, заняла третье место в личном зачете. И этим отсекла всех других претенденток на место в команде. Ольга за четырехлетний олимпийский цикл успела родить ребенка, восстановиться и выйти на лидирующие позиции. Четвертая Люба Шутова из новосибирского «Динамо». Это титулованная спортсменка. Чемпионка мира 2009 и 2014 годов. Очень опытный боец.

Ну а у мужчин «Динамо» представляет Леша Якименко. Бронзовый призер ОИ-2004 и девятикратный чемпион мира. Сейчас он выступает очень уверенно, несмотря на то, что в марте получил серьезную травму – клинок сломался и на три сантиметра вошел ему в плечо. Из-за этого Алексей пропустил два этапа Кубка мира, но все равно остался его лидером. Кстати, вы знаете, что нынешнюю Олимпиаду сократили на два командных вида – мужскую саблю и женскую рапиру? Так вот: в олимпийский год по этим видам, снятым с Олимпиады, проводится отдельный чемпионат мира. И Якименко в составе нашей команды в апреле завоевал золотую медаль! Девчонки, кстати, тоже выиграли. Вот так. Остались бы эти виды в программе Игр – у нас было бы две награды высшей пробы. Очень обидно! Какие-то немыслимые виды тянут на Олимпиаду, а фехтование, которое было там изначально, сокращают. Хотя сейчас это очень зрелищный вид! Приходишь на финал, гаснет свет, софиты освещают только помост. Белоснежные костюмы, блестящие клинки... Чудо как красиво!
– А ведь наша команда вообще могла не попасть в Рио из-за санкций.
– Это был бы ужас. Для любого спортсмена Олимпиада праздник, которого ждешь четыре года. Слава богу, что все утряслось. Потому что допинг вообще не наша тема. Мы были уверены, что все будет в порядке. На чемпионате Европы, который проходил в Польше за полтора месяца до начала Игр, вся наша команда сдала тест на допинг, который проверялся в Германии. Все чисто! Так что если бы наши спортсмены не полетели в Рио, это была бы чудовищная несправедливость. Тем более что у нас в команде сразу два мировых лидера Софья Великая и Алексей Якименко.
– Как я понимаю, в вашем виде спорта допинг просто не нужен.
– Я знаю, что известный итальянский рапирист Андреа Бальдини пропустил Олимпиаду в Пекине из-за проблем с допингом. Но, пожалуй, это единственный случай. Понимаете, фехтование это в первую очередь борьба характеров. А характер допингом не исправишь!
ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДДЕРЖКИ ОТ МОСКОМСПОРТА
– Чем объяснить успехи российских фехтовальщиков в последние годы, когда наш спорт переживает не самые лучшие времена?
– В 90-е годы нам тоже тяжело пришлось. Это я по проблемам своего клуба знаю. Приходилось учиться выживать. Денег на спорт не было. Многие наши фабрики-спонсоры при распаде СССР оказались за рубежом. В органах тоже были проблемы с финансами.
Я помню, как Таня Логунова попала на свое первое первенство мира в Америку. Она шла первым номером в рейтингах. А денег на поездку в федерации нет. На турнир летели не лучшие, а те, кто может за себя заплатить! Так я перед одним бизнесменом буквально на коленях стояла, чтобы он нам дал эти четыре тысячи долларов. И он дал. Таня полетела, и это была ее первая золотая медаль. Вот так приходилось свои славные традиции отстаивать. В том числе и на коленях!
За свой зал, который тогда был под футбольной трибуной, мы платили футбольному клубу. Потому что он получил акции на стадион, а мы нет. И деньги с нас драли будь здоров! Такие счета за свет и воду выставляли, что пришлось срочно счетчики ставить, чтобы платить в несколько раз меньше. Да и сейчас у нас материальное положение очень трудное. Хотелось бы видеть от Москомспорта больше поддержки. Ведь не могут тренеры жить в Москве на зарплату в 20 тысяч, которая еще и выплачивается не вовремя. Значит, надо что-то придумывать! И уж хотя бы не бить по рукам тех, кто как-то пытается эту ситуацию исправить.
– Но фехтование при этом в России не исчезло!
– Более того, мы гордимся, что в нашем динамовском клубе дети до сих пор занимаются бесплатно, хотя этот вид спорта во всем мире дотационный. Требуется дорогая экипировка, от которой зависит безопасность спортсмена.
А успехи идут от тренеров. И у нас они очень высокой квалификации. В фехтовании тренерский труд особенно скрупулезный и трудный. Ведь как идет работа? Наставник надевает полную экипировку и, если речь идет о подготовке члена сборной, дает спортсмену индивидуальный урок. Минимум час. А это означает, что ты должен двигаться вместе со спортсменом, создавать определенные ситуации. И если ты пришел на тренировку после ночной гулянки или просто не следишь за своей формой... Так ты этот урок дать физически не сможешь. Еще тренер должен быть очень хорошим психологом, уметь настроить спортсмена на каждый бой. Это колоссальный труд.
Вообще «Динамо» много сделало для фехтования. Всех ведущих спортсменов аттестовали, то есть дали им погоны. Многим после училища негде было жить, «Динамо» предоставило ребятам квартиры. Зато сколько наших специалистов работает сейчас в федерации, возглавляет различные сборные! И еще немало наших воспитанников трудятся тренерами уже в других клубах.
По факту же в «Динамо» сейчас работает семь тренеров по фехтованию. В МГФСО, для сравнения, – 43, в «Юности Москвы» – порядка 30. А на Олимпийские игры от нас едут четыре человека. И мы вырастили не только их, а уже несколько поколений спортсменов.

НАДЕЕМСЯ НА УСМАНОВА И БАХА
– Получается, что «Динамо» – флагман фехтования в стране?
– Так тоже нельзя сказать. Многие наши центры сильно пострадали после распада Союза. Некоторые хорошие школы вообще оказались за рубежом – на Украине, в Белоруссии, в Эстонии. Там шпага была только динамовская. В России сейчас фехтование у «Динамо» развивается в Москве, Казани, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Кстати, из Питера на Олимпиаду поехал саблист Коля Ковалев. Вот ведь несправедливость! У нас за последние три года в сабле три чемпиона мира в личном зачете. В 2013 году Решетников, в 2014 Ковалев и вот теперь Якименко. А от страны в Рио могут выступать всего двое. Вся надежда связана с тем, что нынешний президент МОК Томас Бах – тоже фехтовальщик. Может быть, они с нашим Алишером Усмановым (президент международной федерации фехтования. – Прим. ред.) расширят представительство фехтования в олимпийской программе. Ведь миллионы людей занимаются нашим видом спорта, а в личном зачете на Олимпиаде выступят всего 32.
–Давно хотел узнать мнение специалиста: что помешало нашим фехтовальщикам выступить лучше на ОИ-2012 в Лондоне? Там мы до золота так и не добрались.
– Немножко неправильно подготовились. У нас буквально за месяц до Олимпиады проводился чемпионат Европы, и оттуда все наши спортсмены вернулись с золотыми медалями. Это был просто фейерверк! Все эмоции выплеснулись там. А на Олимпиаде мы получили, если говорить конкретно по динамовским спортсменам, три четвертых места. И судьба медалей решалась в одном уколе. Был просчет – раньше времени на пик формы вышли.
– Какие виды фехтования в «Динамо» особенно сильны?
– Пляшем от тренерского состава. Поэтому сейчас лучше всего развиваются женская и мужская шпага. В рапире и сабле работаем больше с начинающими спортсменами.
ИДЕМ НА ЭКСПЕРИМЕНТ
– Меня впечатлил отъезд ваших воспитанников в летний лагерь. Почти тридцать юных «мушкетеров» насчитал. Как удается привлекать детей в спортивную секцию?
– У нас хорошая реклама. И отдел общественных связей хорошо помогает. Делаем публикации на сайте и в прессе. А еще – наследственность! Многие бывшие фехтовальщики приводят детей именно к нам. Так что у нас целые династии уже. У меня дочка - тоже мастер спорта. Сейчас у нас порядка 150 человек занимается. И новые наборы проходят каждый год.

– Обратил внимание, что девчонок гораздо больше, чем мальчишек. Раза в три.
– Просто так получилось, что на тренерскую работу перешли наши фехтовальщицы Гараева, Фахрутдинова, Рыбакова. Они набирали девчонок. А вот в этом году закончили выступления некоторые наши мужчины – они будут набирать мальчиков. Так что перекоса нет. Вот раньше женщин в фехтовании, наоборот, всегда было меньше. Потому что нам разрешали сражаться только на рапирах.
– Во многих видах спортсменов начинают готовить с самого раннего возраста. А в фехтовании?
– Вот мы тоже решили пойти на эксперимент – набираем шестилеток.
– Они же ростом меньше шпаги!
– Ничего, мы специально для них закупили укороченные клинки. Будем работать. Вообще, фехтование – очень многогранный вид спорта. Ведь помимо спортивного есть еще и историческое фехтование, когда спортсмены облачаются в реальные доспехи, берут в руки выкованные специально для них мечи и устраивают поединки. Или артистическое фехтование, по которому даже проходят чемпионаты мира. В нем поединок постановочный, со своим сюжетом. Там тоже очень красивые костюмы. Мушкетерские шляпы, плащи...
Фехтование – очень джентльменский вид спорта. Каждый бой начинается с красивого приветствия судьи, публики, соперника. И точно так же – ритуальным приветствием – поединок заканчивается. Это искусство владения оружием.
– Знаю, что сейчас есть и паралимпийское фехтование.
– Конечно. И оно набирает популярность. Хотя это очень непростой вид спорта – спортсмены выезжают на дорожку в колясках. Для резкого маневра они могут использовать только движение корпуса. Хотя соревнуются азартно, людям нравится. Лидерство в нем сейчас захватили китайцы. Они почти все выигрывают. У нас пока только первые успехи. Но выступаем и соперничаем с ними.
ПОЛТОРА ГОДА РАБОТАЛА ТОКАРЕМ
– Что вам запомнилось больше всего из личной спортивной истории? 11 побед на чемпионатах СССР, шесть Кубков Европы, чемпионат мира... Внушительный список!
– Медалей действительно много. Муж недавно целый уголок славы из них дома устроил. Хотя мне лично кажется, что ничего такого я и не добилась. Не хватало так называемой спортивной злости. Хотя, когда я стала чемпионкой мира в 1971-м, очень многих пришлось «подвинуть», чтобы пробиться в команду. Очень серьезно побороться.
Но еще больше мне запомнился 1963 год. Я тогда закончила образцовую школу Зои и Шуры Космодемьянских. Поступила в Московский авиационный институт. И тогда же на юниорской Спартакиаде заняла третье место в личном зачете и выиграла решающий бой в командном первенстве. Помню, как меня потом качали! Благодаря этой победе команда Москвы превзошла РСФСР в общекомандном зачете. Необыкновенно счастливый год. Хотя и тяжелый.

- Почему?
– Я поступила в МАИ. И первая запись в моей трудовой книжке – токарь-револьверщик второго разряда. Я полтора года отстояла за станком. Хотя и училась на дневном отделении, и спортом занималась.
– Вы полтора года работали токарем?!
– Ну да, и зарплату получала. Все умела. Сейчас часто слышу от спортсменов: «тяжело». Но я-то знаю, что в жизни очень многое можно совмещать. Надо просто уметь себя организовать.
– Может, раньше просто тренировались меньше?
– Конечно, сейчас перед Олимпиадой ребята вообще по несколько месяцев не вылезали со сборов. Даже семей своих не видят. Только и летают с одного этапа Кубка мира на другой. Но тренировки тяжелее не стали. А вот соревноваться раньше было намного труднее! У нас же была круговая система. Приезжаешь, к примеру, на Кубок Мартини. Всего участников 250-300 человек. А в финал выходят шесть. Я однажды там за три дня провела 67 боев. И так весила всего ничего, а тут еще на семь килограммов похудела за это время. И мне тренер мой, Иван Ильич Манаенко, на третий день говорит: «Надя, вставай». А уже не встается. Сил на финал нет. Система просто на износ. Сейчас нагрузка уже не та. Особенно для фаворитов. Если ты входишь в число шестнадцати лучших, то первый тур пропускаешь. Попадаешь сразу в сетку шестидесяти четырех. Но зато и ответственность выше. Система олимпийская – на вылет. Чтобы выиграть этап, надо одержать шесть побед. Пройти соревнование без осечки в течение одного дня.

НАДЯ, ТЫ НУЖНА КОМАНДЕ
– Назовите качество, без которого стать хорошим фехтовальщиком невозможно.
– У нас есть выражение: «Фехтование – шахматы на дорожке». Надо очень много и постоянно наблюдать за противником. Я даже записывала приемы соперников. Особенно тех, с кем бои были неудачными. Обязательно надо вести такой дневник. Мы это и сейчас советуем делать всем ребятам. Что получается, что нет, как готовиться. Мне, например, мой тренер за три дня до соревнований вообще тренироваться не давал – чтобы я соскучилась по фехтованию.
Это очень многогранный вид спорта. И он дает возможность компенсировать одно качество другим. Не случайно у нас нет жестких антропометрических требований к спортсмену. Можно быть очень высоким, использовать длинные руки. Но есть и олимпийские чемпионы среди мужчин ростом 165 сантиметров. Я, например, была маленькой, но очень хорошо растянутой. Любой выпад – в полдорожки. Еще имеют преимущество левши, это влияет на отбор спортсменов. Причем доходит до того, что на некоторых турнирах левшей в финале уже больше, чем правшей. Но главное – фехтовать может каждый.
– До какого возраста можно сражаться на чемпионатах мира и Олимпиадах?
– Сейчас фехтование стало более зрелым. Взять любого из ведущих шпажистов – им всем хорошо за тридцать. А Олимпиаду можно выиграть и в 43 года. Огромную роль играет опыт. А в связи с тем, что поменялась система соревнований, что они стали менее утомительными, опыт вообще выходит на первое место.
– Насколько я знаю, вы тоже до сих пор не расстаетесь с рапирой и выходите на помост в рядах сборной России.
– Да, существует ведь еще ветеранское фехтование, которое позволяет заниматься любимым видом спорта, даже несмотря на то, что в 1995 году я попала в тяжелую автокатастрофу. Врачам пришлось потом серьезно со мной повозиться. Шесть часов операции. Пострадали шейные позвонки, грозил полный паралич. Но я себя преодолела. А в 2002 году, когда среди ветеранов уже проводили чемпионаты мира и Европы, мне позвонили: «Надя, ты нужна команде!» Пришлось наплевать на все болячки и начать тренироваться. Я поехала на свой первый после очень долгой паузы чемпионат мира в Бельгию. И там 9 мая, в День Победы, мы в финале встретились с немками, у которых в составе было две олимпийских чемпионки. Я за своего деда, погибшего на войне, выиграла решающий бой. С тех пор с рапирой уже не расстаюсь. Чемпионаты мира или Европы – ежегодно. А ездить на турниры чаще пенсия не позволяет.
– У ветеранов ведь тоже есть возрастные категории.
– В команде «юниоров» должно быть два 40-летних и один 50-летний. А я сейчас выступаю в разряде «ветераны гранд» – два 60-летних и один 70-летний. Так что я по-прежнему востребована! Недавно четыре укола за десять секунд отыграла.
– Что вы пожелаете фехтовальщикам из «Динамо» и сборной страны?
– А можно я лучше стихи тогда прочту? Написала их еще перед Сочи. Но они, по- моему, актуальны для любой Олимпиады.
***
Волненье, трепет, ожиданье:
Олимпиады чувствуем дыханье!
Миллионы соберет экран,
Спортсмены будут править бал.
Олимпиада, Сочи и Россия –
Весь мир услышит это имя
И будет повторять опять на разных языках,
На континентах и на островах.
Россией будем мы гордиться,
Побед мы ждем от наших олимпийцев,
Медалей столько, чтоб не счесть,
И гимн России в нашу честь!
Коллектив сотрудников, спортсменов, тренеров и ветеранов Московской городской организации ВФСО «Динамо» поздравляет Надежду Александровну Арскую с Днем рождения!
Искренне желаем Вам здоровья на долгие годы, счастья и благополучия, бодрости духа и оптимизма!
Материал: Егор Еремин
Фото: Сергей Снегирев, Платон Шиликов, Лада Чернова, из личного архива Надежды Арской
Комментарии: