Интервью двукратной олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике, московской динамовки Лидии Ивановой для газеты "Север столицы".
Советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка Лидия Иванова - из тех спортсменов, которые приезжали на турнир только за победой и готовы были выкладываться для этого на полную. Дверь в большой спорт ей открыл московский клуб "Динамо", цветам которого Лидия Гавриловна верна до сих пор, хотя жизнь ее супруга - одного из самых титулованных футболистов Советского Союза Валентина Иванова - была связана с московским клубом "Торпедо".
Завершившийся недавно чемпионат Европы по футболу Лидию Иванову очень сильно расстроил. «Мне небезразлично положение футбола в нашей стране, особенно в преддверии домашнего чемпионата мира, - говорит спортсменка. - Во время первого матча с Англией я испытала такое счастье, как будто сама была на поле. Появилась некоторая уверенность, что ребята могут выступить достойно. Но потом все было хуже и хуже, а закончилось совсем грустно. Вы же под флагом России выступаете, надо было бороться! Это просто предательство, я считаю. Не верю, что в такой огромной стране, как Россия, нет талантливых игроков. Почему какая-то маленькая Исландия произвела такой фурор на турнире? Ребята добились этого трудом, старанием и любовью к родине. Нельзя сказать, чтобы они были сильнее всех, но выступили достойно. Думаю, нам есть чему у них поучиться. В годы моей молодости была прекрасная плеяда футболистов, возглавляемая Львом Яшиным, – Виктор Понедельник, Эдуард Стрельцов, мой супруг Валентин Иванов. Эти люди играли не за деньги, а из огромной любви к спорту. Они были первыми в Советском Союзе чемпионами Европы. Валя рассказывал, что они начинали матч в красных футболках, а заканчивали в белых, потому что пот разъедал всю краску. Вот как они выкладывались! Я не понимаю спортсменов, которые работают вполсилы. Суть спорта — побеждать, и, выступая на соревнованиях, я всегда руководствовалась этим правилом».

Ученица обыкновенной московской школы Лидия Иванова (в девичестве Калинина) заболела гимнастикой, когда увидела показательные выступления на спортивном празднике. «У нас в школе была секция, которую вела девочка всего на три года старше меня. На одном из спортивных праздников она выступила с акробатическим этюдом, делала и мостики, и шпагат. Это было так красиво, что я даже дома попробовала повторить эти элементы, - вспоминает Лидия Гавриловна. - Потом пошла в секцию, и преподавательница предложила мне пойти заниматься прямо в спортшколу, куда ходила она сама. Правда, туда брали только с тринадцати лет, а мне было одиннадцать. Но я так хотела заниматься, что прибавила себе два года. Тренеры тогда, видимо, по моему тщедушному виду поняли, что я младше, и сказали приходить через год». От своего намерения заниматься гимнастикой будущая олимпийская чемпионка не отказалась, спортшколу в Кировском районе окончила уже мастером спорта.
«Мой тренер Борис Станкевич тогда поступил очень разумно: передал меня, свою лучшую ученицу, другому наставнику - Алексею Александрову, одному из лучших тренеров страны. Тогда же я впервые попала на стадион "Динамо" на тренировку сборной Советского Союза, - продолжает спортсменка. - Помню, меня тогда потряс зал: шикарный бордовый ковер, на котором разминаются спортсмены в тренировочных костюмах и у каждого на груди надпись "СССР".
Начиная с 1955 года, Лидия Иванова тренировалась на стадионе "Динамо", который стал для нее своего рода путеводной звездой. «Динамо" — это святое, это главный клуб моей жизни, который дал мне путевку в большой спорт, - признается гимнастка. - Всю свою спортивную карьеру я построила здесь, отсюда я попала в сборную Советского Союза. Для меня и по сей день здесь все родное. Я состою в ветеранском движении, в организации ветеранов Московской городской организации Общества «Динамо» (или сокращенно МГО ВФСО «Динамо») и постоянно встречаюсь с динамовцами — нам всегда есть что обсудить, что вспомнить. А самое главное — это такой заряд энергии, благодаря которому ты понимаешь, что живешь».
В "Динамо" будущая олимпийская чемпионка тренировалась с лучшими гимнастками того времени — Ларисой Латыниной, Тамарой Маниной, Галиной Шамрай, Полиной Астаховой. Вместе спортсменки попали и в олимпийскую сборную, которая поехала на Игры 1956 года в Мельбурне. «Я до этого никуда не выезжала, а тут сразу в такую даль кромешную - Австралию, - вспоминает Лидия Иванова. - Даже на карте было страшно посмотреть, как далеко этот материк находится от нашей Москвы». Последние месяцы перед Олимпиадой спортсмены готовились на сборах в Ташкенте, поскольку ученые сочли узбекские климатические условия наиболее приближенными к австралийским. «Потом был длиннющий перелет, мы сменили несколько самолетов, - рассказывает гимнастка. - Зато когда оказались в Олимпийской деревне, просто обомлели. Это не была деревня в привычном нам смысле, а шикарный городок с клубами и ресторанами. Помню, мы с Тамарой Маниной как-то налопались десертов. Сейчас-то все эти люда кажутся привычными, а тогда мы видели такое впервые: нам подали по четыре пиалы с мороженым, вафлями, бананами, киви. Мы даже таких фруктов не знали».

На старт советские гимнастки выходили последними. При этом именно Лидии Ивановой предстояло открывать выступления нашей сборной. «Я была первой из команды, выступала на брусьях. А тогда как раз были события в Венгрии (Вооруженное восстание против просоветского режима. - Примеч. ред.) и советским спортсменам надо было на голову выше работать, чтобы не засудили, - вспоминает Лидия Иванова. - А еще мне нужно было выступить безупречно, чтобы остальные девочки по цепной реакции не попадали - такое в гимнастике бывает довольно часто. И вот я выхожу, а глаза у судей неродные. Наши судьи на чемпионате Союза и кивнут, и улыбнуться. А эти прямо совсем не симпатичные. И в эти несколько секунд перед стартом у меня перед глазами Родина сжалась в маленькую точку — до места, где ты родился, где учился, где прошло детство. Я вдруг подумала, а что если упаду, как вернусь в страну, в родную Москву, что скажут во дворе? Какой стыд будет, как я людям в глаза буду смотреть? Ощущение ответственности было невероятное».
Выступление советских гимнасток в Австралии было блестящим, по сумме баллов спортсменки взяли золото. «Заиграл гимн, слезы душат — это невозможно объяснить, – продолжает Лидия Гавриловна. - Ради этого стоит жить, стоит напрягаться и страдать. Потому что большой спорт - это не прогулка по проспекту, это бесконечное преодоление себя».
Во время Олимпиады в Мельбурне в жизни Лидии Ивановой произошло еще одно судьбоносное событие, здесь у нее завязались отношения с будущим мужем, знаменитым футболистом и также новоиспеченным олимпийским чемпионом Валентином Ивановым. «Познакомились мы еще в Ташкенте, - рассказывает гимнастка. - Там на республиканском стадионе были показательные выступления и футбольный матч. Я сидела рядом с Галей Шамрай, а она была замужем за Ильиным (Анатолий Ильин, советский футболист, олимпийский чемпион 1956 года. - Примеч. ред.). И вдруг Галя толкает впереди сидящего парня: "Валя, хочешь, я тебя с девочкой познакомлю?" Так и познакомились. Наши футболисты тоже летели в Мельбурн, там в клубе Валя первый раз пригласил меня на танец. Что творилось у меня в душе в этот момент, думаю, объяснять не надо».
После успешного выступления влюбленных ждал целый месяц обратной дороги: советские спортсмены три недели плыли на теплоходе, а потом еще неделю ехали на поезде. Вернувшись в Москву, молодые люди, конечно, планировали продолжить встречаться, однако с постоянными сборами это оказалось не просто. «О женитьбе мы тогда и не думали — были молодые, все в спорте, - продолжает Лидия Иванова. - Три года просто дружили, пока в один прекрасный день Валя не позвонил и не попросил захватить с собой на встречу паспорт. Я даже не поняла зачем. А потом смотрю: он стоит с другом, а у того бутылка шампанского подмышкой. Оказывается, мы должны были идти подавать заявление. На бланке я натыкаюсь на вопрос: "Какую фамилию хотите взять после замужества?" Я сначала хотела свою оставить — Калинина, а то Ивановых-то пруд пруди, но Валя на меня так посмотрел, что я сразу подписалась его фамилией и вот с 1959 года ношу ее с гордостью».
На Олимпиаде 1960 года в Риме Лидия Гавриловна выступала уже под фамилией мужа, и снова нашу сборную ждала победа. Возможно, гимнастка стала бы и трехкратной олимпийкой чемпионкой, но в 1964 году в Токио уже не попала - получила травму колена и была вынуждена закончить спортивную карьеру. «Наверное, ни один спортсмен высокого класса не может смириться с уходом из спорта, но у меня, к счастью, была семья: любимый муж, маленький сын Валя, поэтому мне было не так тяжело, - вспоминает олимпийская чемпионка. - Хотя, когда я провожала девчонок из сборной в аэропорту, сердце защемило — все-таки мы с ними прожили такую яркую молодую жизнь. Со всеми, кстати, до сих пор созваниваюсь, дружу. Но у меня началась другая жизнь, на свет родилась дочь Олечка».
Тем не менее, долго без спорта Лидия Иванова жить не смогла. В 1966 году Лариса Латынина после выступления возглавила сборную СССР по спортивной гимнастике и пригласила подругу стать тренером молодежного состава. «Это было очень ответственно и почетно. Я ездила по всей стране, выискивала молодых девочек, способных встать под знамена сборной, - рассказывает Лидия Гавриловна. - Среди этих талантливых молодых девчонок были и Нелли Ким, и Маша Филатова, и Лена Наймушина, и Люда Турищева».
Одновременно с этим Лидии Ивановой доверили другую серьезную миссию. «Двадцать пять лет я была судьей на международных соревнованиях, - рассказывает спортсменка. - С 1972 года я судила все Олимпиады. Это место я называла электрическим стулом — работа была очень тяжелая. Окончила я свою судейскую деятельность с золотым значком от международной федерации гимнастики, чем очень горжусь. И вроде только я притихла, но тут Леонид Аркаев попросил меня помочь прокомментировать какой-то старт на НТВ+ с Юлей Бордовских. И вновь я оказалась в гуще событий — комментировала мировые первенства, Олимпийские игры. Потом подружилась с каналом «Россия» и до сих пор продолжаю с ним плотно сотрудничать».
И все-таки с уходом из большого спорта главным в жизни Лидии Ивановой стала семья. «Я понимала, что для Вали на первом месте всегда был футбол, и никогда этому не препятствовала, - признается супруга футболиста. - Мы прожили вместе пятьдесят три года, понимали друг друга с полувзгляда. Закончив спортивную карьеру, муж стал главным тренером «Торпедо». Для него это была жуткая нервотрепка, он очень переживал за своих ребят. Поэтому когда наш сын заинтересовался футболом, он не спешил отдавать его в спортивную школу. Тем не менее, Валентин стал мастером спорта по футболу. Однако здоровье не позволило ему продолжить заниматься этим видом спорта профессионально, тогда на семейном совете было принято решение отдать его на курсы арбитров. В результате он добился успеха, судил матчи на чемпионатах мира и в настоящее время возглавляет судейский корпус в РФС. А дочка спорту предпочла искусство и стала балериной, солисткой Большого театра».
С тех пор как Валентина Козьмича не стало, Лидия Гавриловна постоянно живет на даче. «Когда мы с Валей купили этот участок, он посадил здесь замечательный сад — очень его любил, ухаживал за ним. Для меня это, конечно, память, - говорит Лидия Иванова. - Здесь очень уютно, поэтому дачу я стараюсь покидать редко. Тем не менее, меня очень часто зовут на разные мероприятия и соревнования, которые нужно комментировать. Кроме того, у меня теперь есть и другая важная роль — бабушки и прабабушки. Так что жизнь продолжается».
Московская городская организация ВФСО «Динамо» благодарит редакцию окружной газеты "Север столицы" за сотрудничество, патриотическое воспитание молодежи, пропаганду физической культуры и спорта в столице.
Материал: Александра Рыбакова, газета "Север столицы"
Фото: Елена Михайлова, megabook.ru
Комментарии: