Один год до школы. Грамота 3.
На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.
1.
Назови, что ты видишь на картинке
- Что ты сейчас произносил?
- Что обозначают слова, которые ты называл?
2.
- А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты - дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
- Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
- Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
- Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)
- Что ты сейчас произносил?
- Эти слова обозначали предметы?
- Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
- Придумай сам слова, которые обозначают действие.
...
- Слова - действия отвечают на вопрос "Что делает?" или "Что делал?"
- Рассмотрите картинки. Назовите слова - действия.
3.
- А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
- Лечит -
- Учит -
- Шьёт -
- Рисует -
- Фотографирует -
...
4.
- А теперь поиграем в игру "Я молодец". Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
- Я читаю - Я молодец, я уже прочитал.
- Я рисую - Я молодец, я уже нарисовал.
- Я леплю - Я молодец, я уже слепил.
- Я купаюсь - Я молодец, я уже искупался.
- Я гуляю - Я молодец, я уже погулял.
...
Закончить можно несерьёзным предложением:
- Я дерусь - Я молодец, я уже подрался.
5.
- Скажи, что делает мальчик.
- Если я произнесу слово "мальчик" и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
- Если я произнесу слово "спит" и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?
Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)
- Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
- Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.
- Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.
- Что ты сейчас составлял? (Предложения и схемы предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Послушай и скажи, это предложение или нет: девочка, купаться, берёза.
- Почему ты так думаешь? (Вспомните правило)
6.
Проведите любую известную вам пальчиковую гимнастику.
7.
Графическое упражнение
1.
Назови, что ты видишь на картинке
- Что ты сейчас произносил?
- Что обозначают слова, которые ты называл?
2.
- А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты - дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
- Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
- Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
- Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)
- Что ты сейчас произносил?
- Эти слова обозначали предметы?
- Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
- Придумай сам слова, которые обозначают действие.
...
- Слова - действия отвечают на вопрос "Что делает?" или "Что делал?"
- Рассмотрите картинки. Назовите слова - действия.
3.
- А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
- Лечит -
- Учит -
- Шьёт -
- Рисует -
- Фотографирует -
...
4.
- А теперь поиграем в игру "Я молодец". Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
- Я читаю - Я молодец, я уже прочитал.
- Я рисую - Я молодец, я уже нарисовал.
- Я леплю - Я молодец, я уже слепил.
- Я купаюсь - Я молодец, я уже искупался.
- Я гуляю - Я молодец, я уже погулял.
...
Закончить можно несерьёзным предложением:
- Я дерусь - Я молодец, я уже подрался.
5.
- Скажи, что делает мальчик.
- Если я произнесу слово "мальчик" и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
- Если я произнесу слово "спит" и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?
Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)
- Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
- Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.

- Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.
- Что ты сейчас составлял? (Предложения и схемы предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Послушай и скажи, это предложение или нет: девочка, купаться, берёза.
- Почему ты так думаешь? (Вспомните правило)
6.
Проведите любую известную вам пальчиковую гимнастику.
7.
Графическое упражнение
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: