О Кресте Господнем. Отвечает о. Макарий.
Батюшка, благословите!
Меня уже давно интересует такая проблема, как "Молитва Честному Кресту". Как можно молиться неодушевленному предмету?
И ещё. Крест - это символ нашего спасения или нечто большее?
============
На первый вопрос дан исчерпывающий ответ в заметке "Молиться Кресту?", http://convent.mrezha.ru/_text/qnaPrayer.htm#4 :
В богослужениях и молитвах мы часто обращаемся к самому Кресту Господню, хотя это неодушевленный предмет. Как можно ему молиться?
Разумеется, к неодушевленному предмету невозможно обращаться в молитве. В молитвах мы как правило обращаемся к распятому на Кресте Господу Иисусу, хотя и говорим о Кресте. Эта фигура речи называется метонимией; в той или иной форме она нередко встречается в православной гимнографии (о чем шла речь в беседе с инославными).
Иногда, впрочем, нас подводит неточное понимание некоторых слов и выражений. Так, например, когда мы читаем: "Радуйся, Кресте Господень", мы вовсе не предлагаем деревянному кресту испытать чувство радости. Слово "Радуйся", хорошо знакомое нам по акафистам, - не что иное как обычное греческое приветствие. В точности так же мы говорим по-русски "Здравствуй, солнце", не имея в виду пожелать доброго здоровья небесному светилу...
На второй вопрос, при всей его размытости, ответить можно так: «Символ - это нечто большее, чем то, что под ним понимают недалёкие люди». А подробнее - послушайте об этом лекции проф. Зубова по "Истории религиозных идей, http://staroe.predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/ - "Категории религиоведения, Часть 1 и 2".
Меня уже давно интересует такая проблема, как "Молитва Честному Кресту". Как можно молиться неодушевленному предмету?
И ещё. Крест - это символ нашего спасения или нечто большее?
============
На первый вопрос дан исчерпывающий ответ в заметке "Молиться Кресту?", http://convent.mrezha.ru/_text/qnaPrayer.htm#4 :
В богослужениях и молитвах мы часто обращаемся к самому Кресту Господню, хотя это неодушевленный предмет. Как можно ему молиться?
Разумеется, к неодушевленному предмету невозможно обращаться в молитве. В молитвах мы как правило обращаемся к распятому на Кресте Господу Иисусу, хотя и говорим о Кресте. Эта фигура речи называется метонимией; в той или иной форме она нередко встречается в православной гимнографии (о чем шла речь в беседе с инославными).
Иногда, впрочем, нас подводит неточное понимание некоторых слов и выражений. Так, например, когда мы читаем: "Радуйся, Кресте Господень", мы вовсе не предлагаем деревянному кресту испытать чувство радости. Слово "Радуйся", хорошо знакомое нам по акафистам, - не что иное как обычное греческое приветствие. В точности так же мы говорим по-русски "Здравствуй, солнце", не имея в виду пожелать доброго здоровья небесному светилу...
На второй вопрос, при всей его размытости, ответить можно так: «Символ - это нечто большее, чем то, что под ним понимают недалёкие люди». А подробнее - послушайте об этом лекции проф. Зубова по "Истории религиозных идей, http://staroe.predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/ - "Категории религиоведения, Часть 1 и 2".
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: