Завуалированная жалость и унижение
Написание данного поста подвигла мысль, возникшая от беглого пробега по ресурсам интернета.
Все наверное знают, что такое жалость и унижение. Это два уничтожающих состояния, окрашенное чувствами стыда, дискомфорта, неудобства, которые втаптывают нас ( если они применяются именно к нам) в землю по самую шею, дополнительно усиливаясь другими эмоциями.
Но мало, кто догадывается, что эта парочка бывает завуалирована и подается другими как желание помочь (вроде бы) в трудной ситуации. А выглядит это со стороны вроде бы социально одобряемо: в магазине продавец ни с того ни с сего не просчитывает товар, который Вы купили, приговаривая - "Ой, как дорого получилось, Вы наверное позволить себе это не можете - вот вам подарочек", стоматолог оговаривая свои услуги произносит фразу "Для Вас это дорого, я Вам сейчас сделаю подешевле" - не смотря на то, что до этого Вы не обсуждали с ним свои финансовые составляющие; косметолог начинающий разговор с фразы "У меня дорого, если хотите дешевле - идите туда" (ставящей Вас этой фразой в неприятное ощущение, что Вы бедная и позволить себе эту процедуру не можете, не беря в расчет то, что Вы, собственно, интересуетесь её ценой). Все эти персонажи, как я уже говорила - хотят
помочь - сделать Вам дешевле! Какое благородство!
Если бы не одно большое НО!
Все вышеуказанные примеры - скрытое унижение и приукрашенная жалость. К Вам. Как к личности, как к платежеспособному клиенту...(список можете продолжить сами).
Нанести радость, причинить счастье - девиз желающих помочь без просьбы. Помощь других без Вашего желания, выглядит как грязная тряпка долетевшая до Вашего лица, хотя этого многие могут и не видеть.
Такой "помощью" мы преследуем (да-да именно так) других удовлетворяя свое самолюбие, возвышенность над ситуаций, гордыню, тчеславие - "приукрашивая" это социально одобряемыми вещами - желание помочь.
У Эрика Берна, автора книги "Люди, которые играют в игры...", есть иллюстрация игры, которая хорошо показывает завуалированные жалость и попытки унижения.
Что с этим делать?
1. Остановитесь и задайте себе вопрос: "Зачем мне пытаются помочь, если я об этом не прошу?"
2. Проясните: "Что Вы подразумеваете под данной скидкой, словами (и т. д.), что я не могу себе это позволить?
3. Прислушайтесь к себе и спросите себя "А сколько стою Я, как личность, как потребитель данного товара или услуги? В сколько я могу оценить себя?"
Начинайте ценить себя САМИ!
Вашу внутреннюю цену не перебъёт и не снизит никто!
В написании статьи использованы: личный опыт, цитаты из книги Э. Берна.
Все наверное знают, что такое жалость и унижение. Это два уничтожающих состояния, окрашенное чувствами стыда, дискомфорта, неудобства, которые втаптывают нас ( если они применяются именно к нам) в землю по самую шею, дополнительно усиливаясь другими эмоциями.
Но мало, кто догадывается, что эта парочка бывает завуалирована и подается другими как желание помочь (вроде бы) в трудной ситуации. А выглядит это со стороны вроде бы социально одобряемо: в магазине продавец ни с того ни с сего не просчитывает товар, который Вы купили, приговаривая - "Ой, как дорого получилось, Вы наверное позволить себе это не можете - вот вам подарочек", стоматолог оговаривая свои услуги произносит фразу "Для Вас это дорого, я Вам сейчас сделаю подешевле" - не смотря на то, что до этого Вы не обсуждали с ним свои финансовые составляющие; косметолог начинающий разговор с фразы "У меня дорого, если хотите дешевле - идите туда" (ставящей Вас этой фразой в неприятное ощущение, что Вы бедная и позволить себе эту процедуру не можете, не беря в расчет то, что Вы, собственно, интересуетесь её ценой). Все эти персонажи, как я уже говорила - хотят
помочь - сделать Вам дешевле! Какое благородство!
Если бы не одно большое НО!
Все вышеуказанные примеры - скрытое унижение и приукрашенная жалость. К Вам. Как к личности, как к платежеспособному клиенту...(список можете продолжить сами).
Нанести радость, причинить счастье - девиз желающих помочь без просьбы. Помощь других без Вашего желания, выглядит как грязная тряпка долетевшая до Вашего лица, хотя этого многие могут и не видеть.
Такой "помощью" мы преследуем (да-да именно так) других удовлетворяя свое самолюбие, возвышенность над ситуаций, гордыню, тчеславие - "приукрашивая" это социально одобряемыми вещами - желание помочь.
У Эрика Берна, автора книги "Люди, которые играют в игры...", есть иллюстрация игры, которая хорошо показывает завуалированные жалость и попытки унижения.
Игра "Я только пытаюсь Вам помочь"
Тезис.
В эту игру могут играть не только психотерапевты и работники служб помощи, но и представители других профессий. Но чаще всего, и в наиболее выраженной форме она встречается именно среди консультантов служб помощи с определенным типом подготовки. Характер этой игры прояснился для нас при любопытных обстоятельствах. Компания играла в покер, и все игроки, кроме двух, уже вышли из игры. Один из оставшихся был бизнесменом, другой - психологом-исследователем. Бизнесмен, у которого на руках были хорошие карты, объявил ставку; психолог, у которого был беспроигрышный расклад, повысил ее. Бизнесмен был явно озадачен, и тогда психолог шутливо заметил: "Не расстраивайтесь, я всего лишь пытаюсь помочь вам". Бизнесмен слегка поколебался, но в конце концов выставил свои фишки. Тогда психолог показал свой выигрышный расклад, а его партнер с досадой бросил карты. Теперь все присутствующие могли посмеяться над шуткой психолога, а проигравший уныло заметил: "Помогли, ничего не скажешь!" Психолог бросил многозначительный взгляд автору этих строк, как бы давая понять, что его шутка - это камешек в огород психотерапии. Именно в этот момент нам и стала ясна структура игры.
Работник службы помощи или терапевт (неважно, какой специализации) дает пациенту какой-то совет. При следующем посещении пациент сообщает, что предложение не произвело желаемого эффекта. Консультант, пожав плечами, покорно принимает известие о неудаче и делает следующую попытку.
Данная игра и ее варианты легко обнаружить в обыденной жизни. В нее играют друзья и родственники (например, "Могу вам это достать по дешевой цене" ), а также люди, которые работают на общественных началах с детьми. Это любимая игра родителей.
Антитезис.
В распоряжении профессионала имеются несколько способов справиться с приглашением поиграть в эту игру (*Например, привлечение одного из вариантов, которые я написала вЫше). Выбор способа будет зависеть от его взаимоотношений с пациентом, особенно от того, какой установки придерживается Ребенок пациента.
1. Наиболее радикальным и самым труднопереносимым для пациента является классический психоаналитический антитезис. Приглашение пациента поиграть в эту игру совершенно игнорируется (или задаётся прямой вопрос-прояснение. Смотри пункт "Что с этим делать?" ). Он предпринимает все новые попытки. В конце концов, он впадает в отчаяние, что проявляется в злости или депрессии, а это уже верный признак того, что игра сорвалась. Подобная ситуация может привести к полезному столкновению.
Цель игры: избавление от чувства вины.
Роли: Помощник, Клиент.
Иллюстрации: 1) дети учатся, родитель вмешивается в этот процесс; 2) работник службы помощи и клиент.
Психологическая парадигма: Родитель - Ребенок; Родитель: "Видишь, насколько я компетентен";
"Вознаграждения":
1) внутреннее психологическое - мученичество;
2) внешнее психологическое - помогает не замечать собственной некомпетентности;
3) внутреннее социальное - "Родительский комитет" проецирующего типа; неблагодарность;
4) внешнее социальное - "Психиатрия" проецирующего типа;
5) биологическое - упреки от клиента, "поглаживание" от начальства;
6) экзистенциальное - "Все люди неблагодарные".
Что с этим делать?
1. Остановитесь и задайте себе вопрос: "Зачем мне пытаются помочь, если я об этом не прошу?"
2. Проясните: "Что Вы подразумеваете под данной скидкой, словами (и т. д.), что я не могу себе это позволить?
3. Прислушайтесь к себе и спросите себя "А сколько стою Я, как личность, как потребитель данного товара или услуги? В сколько я могу оценить себя?"
Начинайте ценить себя САМИ!
Вашу внутреннюю цену не перебъёт и не снизит никто!
В написании статьи использованы: личный опыт, цитаты из книги Э. Берна.
Комментарии
А я,наверное халявщица и барыга
Меня никак не унижают предложения достать что-то подешевле.А так же всевозможные акции,скидки и прочее прочее.Наоборот,я могу с наглой рожей торговаться,пока не скину хоть чуточку-тогда мне приятно от осознания того,что я сэкономила Хотя могу себе позволить то, над чем торговалась
Всякие акции, где мне что-то подарят,воспринимаю с радостью и искренне удивляюсь людям,которых всё это,как то унижает.
Разные мы все ,всё-таки
Меня тоже скидки не унижают. Более того мне совершенно все равно, что думают окружающие о моем материальном положении, возрасте, весе, количестве мужей и детей...., за исключением круга значимых для меня людей и мнения моего работодателя, тут я блюду свою репутацию. Я себе давно все доказала про себя.
Нам "звездам" все равно, что о нас говорят, главное, чтобы говорили.
А я,наверное халявщица и барыга
Меня никак не унижают предложения достать что-то подешевле.А так же всевозможные акции,скидки и прочее прочее.Наоборот,я могу с наглой рожей торговаться,пока не скину хоть чуточку-тогда мне приятно от осознания того,что я сэкономила Хотя могу себе позволить то, над чем торговалась
Всякие акции, где мне что-то подарят,воспринимаю с радостью и искренне удивляюсь людям,которых всё это,как то унижает.
Разные мы все ,всё-таки
↑ Перейти к этому комментарию
Я говорю о том, как другие дают Вам скидку, как подачку (Вы её не просите и не обсуждаете).
Согласна,что автор нашумевшего поста,представила своё мероприятие,как "подачку" при помощи таких слов,как "накормить детей" Но я,как человек,которая частенько бывает на таких мероприятих,могу сказать,что кормёжка там совсем не лишняя.Дети развлекаются,что-то делают, играют,а потом хотят есть и очень рады,когда их кормят.Я даже больше скажу! Когда я езжу на всякие семинары,где присутствуют именитые педагоги и ходят мимо нас,задрав носы они тоже очень радуются,когда нас всех там бесплатно угощают( а простым языком-именно кормят всякими бутерами, булками и пирогами с чаем или кофе).
Так что ,я всё же думаю,что обижаясь на что-то,мы в первую очередь,выпускаем на волю,своих собственных тараканов.
Это ключевая фраза. Потому вы и не обижаетесь на подарки.
Согласна,что автор нашумевшего поста,представила своё мероприятие,как "подачку" при помощи таких слов,как "накормить детей" Но я,как человек,которая частенько бывает на таких мероприятих,могу сказать,что кормёжка там совсем не лишняя.Дети развлекаются,что-то делают, играют,а потом хотят есть и очень рады,когда их кормят.Я даже больше скажу! Когда я езжу на всякие семинары,где присутствуют именитые педагоги и ходят мимо нас,задрав носы они тоже очень радуются,когда нас всех там бесплатно угощают( а простым языком-именно кормят всякими бутерами, булками и пирогами с чаем или кофе).
Так что ,я всё же думаю,что обижаясь на что-то,мы в первую очередь,выпускаем на волю,своих собственных тараканов.
↑ Перейти к этому комментарию
Не читала посты, на которые Вы, видимо, ссылаетесь.
Я говорю о том, как другие дают Вам скидку, как подачку (Вы её не просите и не обсуждаете).
↑ Перейти к этому комментарию
Ну, это субъективное мнение. Как подачку, или как подарок - это только ваше восприятие. А как на самом деле, кто его знает. Мало ли жизнь подкидывает возможностей о которых мы не просили
↑ Перейти к этому комментарию
А вот про скидки... Блин, у меня инет-магазин. И я любимым покупателям делаю скидочки, кладу подарочки... Я думала - я их лояльность поддерживаю, приятное им делаю, от всей души. А оказывается - это подачки и я их унижаю?????? Во, ужас...
В интернет магазине такой способ не прокатит
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: