Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме...

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме... Бывает так, что близкий человек ведет себя противоречиво и непредсказуемо. В детстве этим единственным близким человеком является мать. И так случается, что ребенок растет среди парадоксов типа: «Приказываю тебе не выполнять моих приказов» или «Не разрешаю тебе выполнять мои приказы». То есть ребенку посылаются два невыполнимых требования – одно на вербальном уровне, а другое выражается невербально. Требование обычно посылается в очень эмоциональной форме или в абсолютно неэмоциональной (холодной), но содержит в себе большой эмоциональный заряд.

Это про то, что: говорю одно, делаю или показываю жестом, тоном, позой другое. Желаю одно, а поступаю по-другому. В итоге: хочется как лучше, получается как всегда. Но это в легкой форме.

Противоречивые послания могут быть такими, например: на словах я тебя люблю, а невербально – я тебя ненавижу. На словах – ты свободен и делай что хочешь, невербально или косвенными действиями – ты дрянь и будешь делать то, что я скажу.

Американский ученый Грегори Бейтсон в 60-х годах так и назвал концепцию противоречивых требований: двойное послание, или double bind. Он описал ситуацию, в которой субъект получает одновременно взаимно противоречивые указания. Эти указания принадлежат к разным уровням коммуникации – на словах, то есть сознательно, одно, а эмоционально, жестами, тоном, то есть бессознательно – другое.

Ребенку предлагают говорить свободно, но критикуют и заставляют замолчать каждый раз, когда он это делает. Например, заставляют замолчать родительским гневом.
Ребенку говорят, что его любят, но всем поведением и эмоциями показывают, что он не нужен, или ему завидуют, или его ненавидят.
На ребенка могут внезапно агрессивно напасть (к примеру, орут и ругают на него в ответ: никогда не ори на меня, скотина!), могут сильно наказывать за вранье, в то время как сами постоянно врут ему, посылая двойные послания. Или «желать лучшего», а делать худшее (запрещать подростковые романы, лишать подростковой спонтанной жизни, заставляя разными способами рано взрослеть, требовать достижений и так далее).

Суть в том, что ребенок здесь – жертва, и он не может защищаться и обвинять мать в том, что она общается с ним с помощью двойных посланий. У него нет возможности понять это интеллектуально, так как двойные послания вовсю посылаются тогда, когда говорить-то толком ребенок еще не умеет. К тому же мать - это слишком близкий для него человек, в общении с которым больше чувств, эмоций и зависимости, поэтому даже когда ребенок повзрослел, не вовлекаться в двойные послания трудно. Разрыв связи - это прямая конфронтация с тем единственным человеком, который на этом белом свете обеспечивает жизнь ребенка.
То есть мягкая конфронтация невозможна, так как есть сильная зависимость и сильные эмоции и чувства. Разрыв отношений тоже затруднителен, так как ребенок слишком мал. Следовательно, покинуть ситуацию нет шансов. Более вербальные и сложные проявления двойных посланий, когда ребенок уже подросток – это всегда следствие простых и более сильных по своему травмирующему эффекту противоречивых посланий в детстве (люблю – ненавижу, люблю – завидую, ждала ребенка – желала избавиться от него и т. п.).

В полной семье раскачивать психику ребенка, формируя нарциссическое расстройство, или закрывать ее в шизоидный мир противоречивыми посланиями могут оба родителя – один противоречит другому. Double bind повторяется и повторяется, закрепляется, то есть является повторяющимся травматичным переживанием. И еще раз – вербально одно, невербально (тоном, жестами, действиями) – другое. Другое – потому что у родителя самого был опыт double bind, который он теперь бессознательно воспроизводит. Выйти из ситуации невозможно, поговорить об этих противоречивых странностях тоже нельзя (например, родитель реагирует гневом, агрессией, обидой или избеганием общения).

Так вот – концепция двойного послания по Бейтсону играла ключевую роль в развитии шизофрении. То есть в расщеплении психики. В других вариантах мы можем говорить о шизоидном характере, когда ребенка любят-ненавидят, нарциссическом характере, когда ребенка любят-завидуют. То есть речь идет о спектре ранних расстройств (с начала жизни ребенка и до 1,5 года жизни ребенка). Довербальных (это важно).

Итог – уход в себя, невозможность выстраивать связи с другими людьми, уход в интеллект, в фантазии, в интровертированный мир. В аутоагрессию, сильный гнев, который проявляется как психически во снах (пугающие раскалывающие разрезающие униичтожающие образы), так и соматически (об этом напишу). Это могут быть резкие перепады настроения, сильное появление энергии и через какое-то время сильное опустошение. Это – излишняя независимость, это про бесчувственность и сильное компенсаторное мышление. Или очень сильные чувства. Это вовлечение в неадекватные ситуации, избегание близких связей и контактов. Это одиночество, такая вечная зима, когда за окном – весна.

Это страхи, часто беспочвенные, это привычка воспринимать все буквально, это боязнь будущего и постоянные мысли о будущем в негативном свете. Жизнь превращается из самоотдачи и восполнения в постоянную систему самосохранения с повышенным требованием безопасности. Все, что близко, интимно, или не удается увидеть буквально (например, новые отношения, возможности или будущее) – сразу у человека включается «restricted area». Запретная зона, проход запрещен. Не трожьте.

Это то, что является центральным для проживания, прочувствования, проработки в психотерапевтическом пространстве. В безопасных новых доверительных отношениях с четкими границами, с желанием освободиться. В близких отношениях без двойных посланий для полной, сложной, разной жизни.

О родительских посланиях Вы можете почитать тут:
https://www.stranamam.ru/post/5500476/
https://www.stranamam.ru/post/5500493/
https://www.stranamam.ru/post/5500507/
https://www.stranamam.ru/post/5500521/

Источник:http://frengs.livejournal.com/43239.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме...
  Бывает так, что близкий человек ведет себя противоречиво и непредсказуемо. В детстве этим единственным близким человеком является мать. И так случается, что ребенок растет среди парадоксов типа: «Приказываю тебе не выполнять моих приказов» или «Не разрешаю тебе выполнять мои приказы». Читать полностью
 

Комментарии

Анастасия Б
9 октября 2014 года
0
arietis
9 октября 2014 года
0
Как знакомо
Литвинова Ангелина (автор поста)
9 октября 2014 года
+1
arietis
9 октября 2014 года
+2
Спасибо за Ваши посты
Аполинария2012
9 октября 2014 года
0
говорят, что его любят, но всем поведением и эмоциями показывают, что он не нужен, или ему завидуют - а если с мужем у мееня такое происходит?говорит что любит и потом орет или ругается сильно или обижает..
и второй момент если я много читаю и немного научилась как вести себя с ребенком что б не навязывать ему свои поведения и не создавать ему словами своими комплексы(у меня есть и пытаюсь понять и разобратся с ними и не хочу что б у ребенка они были) а муж не парится по этой теме - и особо не учавствует в жизни ребенка хоть и проживаем вместе то это может быть потом такой табл бинг у ребенка?
и еще - у мужа боязнь -Это страхи, часто беспочвенные, это привычка воспринимать все буквально, это боязнь будущего и постоянные мысли о будущем в негативном свете. Жизнь превращается из самоотдачи и восполнения в постоянную систему самосохранения с повышенным требованием безопасности - и делать он с этим ничего не хочет(матючча только в ответ) соглашается что есть проблемы - мол предложи выход - когда я ему предлагаю варианты(психотерапевт в больнице, частный психолог, литература для сам.чтения, тенинги) - в ответ матюки(((
Литвинова Ангелина (автор поста)
9 октября 2014 года
0
Аполинария2012
10 октября 2014 года
0
хотелось бы обсудить с вами ситуации вышенаписаные.как себя мне вести.
Литвинова Ангелина (автор поста)
10 октября 2014 года
0
Алина, поведением ситуацию не исправишь.
Аполинария2012
10 октября 2014 года
0
хорошо. тогда что можно сделать?
Литвинова Ангелина (автор поста)
10 октября 2014 года
0
Мы уже разговаривали с Вами об этом.
Продолжая так жить сложно что-то дать детям.
Ведь мы "воспитываем" детей не только словами, но и собственными поступками и примерами из собственной жизни.
Аполинария2012
10 октября 2014 года
0
да я помню... сегодня ходила в сад -психолог на больничном
. для себя уже все решила ... только время нужно на исполнение задуманного. сама же копаюсь все равно.. читаю..думаю.. и детей думаю воспитываем в основном поступками...
спасибо вам!
Литвинова Ангелина (автор поста)
10 октября 2014 года
0
Удачи Вам в работе со специалистом!
Аполинария2012
10 октября 2014 года
+2
главное что б специалист оказался специалистом.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам