День искушений
«Батюшка, правильно ли я живу?» – «Правильно, но зря...» (Из анекдота)
В 9 часов вечера Манана Схиртладзе, 65-летняя учительница музыки, по давно заведённому правилу открыла дневник, чтобы проанализировать свои грехи за прошедший день и тем самым обеспечить духовный рост на завтра.
В толстой тетради её исхудалые пальцы аккуратно вывели:
«22.06.10. Была в храме св. Александра Невского. Знакомство с р. Б. Сандро. Разговор о последних временах. Искушение. Вспомнила о запретном. Положить 10 пок.».
Манана, зная, что всё в жизни управляется Промыслом Божьим, обращала внимание даже на самые малозначительные встречи и
искала в них тайный смысл. Особенно ей нравились на эту тему слова о. Александра Ельчанинова: «Постоянно Бог посылает нам
людей, обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о себе...»
Идея осмысливать прожитый день пришла к ней после прочтения «Неизданного дневника Иоанна Кронштадтского». Несмотря на кажущееся однообразие – церковь и «келия», как она именовала свои трёхкомнатные апартаменты на Вашлисджвари*, – каждый день жизни пенсионерки неизменно давал пищу для размышлений.
Сегодня тоже было о чём подумать.
После службы Манана осталась ждать одну прихожанку, чтобы вручить ей обещанную книгу. Неожиданно рядом возник интеллигентного вида мужчина, приблизительно её ровесник. Разговорились. Представился новый знакомый как Сандро.
– Трудно спасаться в последние времена, – вздохнула Манана, перебирая чётки. Тема о последних временах была всегда к месту. Обычно вторая сторона тут же откликалась своими примерами, а потом диалог благополучно затухал. Вроде и общение, и празднословия нет.
Но на сей раз произошло по-другому. Сандро как-то странно взглянул на неё и сказал, отводя взгляд:
– Моя мама ждала прихода антихриста всю жизнь. Царство ей Небесное, – он осенил себя широким крестом, положив его по всем правилам, а не так, как многие, – будто мух отгоняют. Сразу было видно – мужчина серьёзный. Да и абсолютно грамотная русская речь выдавала в нём человека образованного.
– Всё моё детство и юность прошли под знаком поднятого пальца к небу: «Будь осторожен! Время близко!» – продолжил он. – В школьном кружке мне прочили будущее великого шахматиста, но мама сказала, что это «развивает тщеславие». И шахматы были забыты. Для меня не существовало ни дней рождений одноклассников, ни походов в театр. Всё это считалось «духовно неполезным».
Манана поспешно перекрестилась и, желая поставить точку на этом смущающем её разговоре, заключила:
– На всё воля Божья.
– Да-да, – охотно закивал новый знакомый и встал со скамейки. – Извините, сам не знаю, зачем я рассказал вам всё это.
Попрощался и пошёл к выходу через строй нищих, не подав никому.
Конечно, это были типичные проделки лукавого. Ибо сказано: «По плодам узнаете». Плоды были налицо. В Манане эта встреча всколыхнула то, что было давно похоронено на дне души.
Ираклий – физик и тайная любовь её молодости – 10 лет назад, умирая от рака, просил: «Давай поженимся хоть под конец. Мне так будет легче уйти туда». Манана, превозмогая свои многочисленные болячки, носила ему духовную литературу, которая не давала ему утешения, и свои обеды, которые, чтоб не обидеть, он ел через силу.
Она горячо молилась о нём дома, клала земные поклоны на плохо сгибающихся коленях, прося об исцелении тяжко болящего, но о браке не хотела и слышать. Ведь в Евангелии чётко написано: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7, 38).
Собравшись с мыслями, Манана сделала в дневнике новую запись:
«После церкви инцидент с беспризорником. Помолиться о направлении на путь истинный заблудшего».
Не дождавшись той прихожанки («Вот тоже нерадивость какая. Хотя стоп, это уже осуждение», – поймала себя Манана), она очутилась на улице.
Тут к ней подскочил какой-то мальчишка, сжимая стопку бумажных иконок св. Георгия, и стал тянуть заученно:
– Тётя, купите икону! Один лар! Купите! Очень прошу!
Дома было два таких же образа, поэтому покупать третью копию казалось бессмысленным. Манана пошла дальше, творя Иисусову молитву.
Мальчишка заматюкался вслед, сделал какой-то отвратительный жест рукой. Настроение было испорчено. А значит, и благодать, полученная на службе, тут же отошла от неё. Вот что значит хотя бы мимолётно кого-то осудить.
Мальчишка был весь какой-то отталкивающий. Грязный, с сальными волосами, к тому же ещё нахал. Нет, всё-таки хорошо, что она в своё время не решилась на усыновление. Могла проявиться дурная наследственность.
И рядом с Мананой сейчас бы находился такой же хабитус. Вот и возраст совпадает. Хорошо, что Господь отвёл.
Манана вывела в дневнике следующую строчку:
«Вечером инцидент с соседкой. Очередное нападение тёмных сил».
Соседей, как известно, не выбирают. Их надо принимать как данность. Манана жила в трёхкомнатной квартире, оставшейся от родителей. Время от времени продавала кое-что из дома, на это и существовала. Многие, зная её нужду и постоянные траты на лекарства, советовали бездумно: «Квартирантку пусти или поменяй на меньшую площадь с доплатой».
Но оба варианта не годились. Чужого в дом пускать – искушений не оберёшься. У каждого свой греховный шлейф. Квартиру продавать ей, одинокой женщине, тоже страшновато. Всякое бывает, да и здесь уже место намоленное, а на новом поди пойми, какая энергетика. Нет, надо тихо нести свой крест там, куда Господь вселил.
Не успела Манана немного отдохнуть после церкви, как в дверь позвонила соседка Заира Каладия. Эта беженка из Абхазии, мать троих несносных детей, была ходячим искушением. Заира разносила на базаре хачапури и кое-как сводила концы с концами. Толстая, бесцеремонная, коричневая от постоянного загара, базарная тётка каждый вечер сотрясала фанерные стены своим ором. Причин для этого всегда было выше крыши.
Ну-ка почитай акафист в такой обстановке! Прямо экзамен на терпение.
Кроме того, Заира никогда не упускала случая высказать своё мнение о её, Мананином, образе жизни.
– Ты зачем живёшь как мёртвая? – возмущалась Заира, плюхаясь без приглашения на стул в кухне. – Пройдись туда-сюда. Ко мне в гости заходи. У меня всегда гоми**с сулгуни есть. Э, да разве здесь умеют делать настоящее гоми?.. А ты как неродная. Только и знаешь своё: «Пост, пост». Вай, шен сацодаво***!
И дальше в том же духе, если её вовремя не выпроводить.
Тут дело было даже не в Заире. Любое внецерковное общение неизменно влекло за собой празднословие и всё то, что в исповедании грехов зовётся «опився, объядохся, без ума смеяхся».
А смех, как известно, духовно расслабляет. Верующему более к лицу тихая улыбка и как можно меньше эмоций. Исходя из этого, Манана вообще ходила в гости по особо важным делам и только к верующим.
Скандальную же Заиру она откровенно не любила, в чём часто каялась духовнику: «Не получается у меня, батюшка. Борюсь с раздражением, а в сердце всё равно пусто». Сегодня Заира барабанила в дверь кулаком и кричала на весь подъезд:
– Вай, Манана, я твою душу мотала. Выходи! Мне один чокнутый на базаре 50 лар подарил. Вот и кейп теперь у нас с соседями.
Видя, что ей не открывают, Заира от приглашения перешла к обвинению: «Какая из тебя грузинка?!
Ни с людьми посидеть, ни время провести не умеешь! – и окончательно припечатала: – Святоша недоделанная».
Манана сидела тихо, как мышка, делая вид, что её нет дома. Часы показывали 22.30. Пора было читать вечернее правило и ложиться спать. Ещё один день был прожит более или менее богоугодно.
Под тиканье старых часов, купленных отцом-хирургом, уютно думалось: «Дай, Господи, и оставшиеся дни провести так же: в смиренномудрии и покаянии».
А что ещё пожелать верующей душе, ищущей спасения?
* Название нового района в Тбилиси
** Кукурузная каша, традиционное блюдо в Западной Грузии
*** „Ты несчастна“ (груз.)
В 9 часов вечера Манана Схиртладзе, 65-летняя учительница музыки, по давно заведённому правилу открыла дневник, чтобы проанализировать свои грехи за прошедший день и тем самым обеспечить духовный рост на завтра.
В толстой тетради её исхудалые пальцы аккуратно вывели:
«22.06.10. Была в храме св. Александра Невского. Знакомство с р. Б. Сандро. Разговор о последних временах. Искушение. Вспомнила о запретном. Положить 10 пок.».
Манана, зная, что всё в жизни управляется Промыслом Божьим, обращала внимание даже на самые малозначительные встречи и
искала в них тайный смысл. Особенно ей нравились на эту тему слова о. Александра Ельчанинова: «Постоянно Бог посылает нам
людей, обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о себе...»
Идея осмысливать прожитый день пришла к ней после прочтения «Неизданного дневника Иоанна Кронштадтского». Несмотря на кажущееся однообразие – церковь и «келия», как она именовала свои трёхкомнатные апартаменты на Вашлисджвари*, – каждый день жизни пенсионерки неизменно давал пищу для размышлений.
Сегодня тоже было о чём подумать.
После службы Манана осталась ждать одну прихожанку, чтобы вручить ей обещанную книгу. Неожиданно рядом возник интеллигентного вида мужчина, приблизительно её ровесник. Разговорились. Представился новый знакомый как Сандро.
– Трудно спасаться в последние времена, – вздохнула Манана, перебирая чётки. Тема о последних временах была всегда к месту. Обычно вторая сторона тут же откликалась своими примерами, а потом диалог благополучно затухал. Вроде и общение, и празднословия нет.
Но на сей раз произошло по-другому. Сандро как-то странно взглянул на неё и сказал, отводя взгляд:
– Моя мама ждала прихода антихриста всю жизнь. Царство ей Небесное, – он осенил себя широким крестом, положив его по всем правилам, а не так, как многие, – будто мух отгоняют. Сразу было видно – мужчина серьёзный. Да и абсолютно грамотная русская речь выдавала в нём человека образованного.
– Всё моё детство и юность прошли под знаком поднятого пальца к небу: «Будь осторожен! Время близко!» – продолжил он. – В школьном кружке мне прочили будущее великого шахматиста, но мама сказала, что это «развивает тщеславие». И шахматы были забыты. Для меня не существовало ни дней рождений одноклассников, ни походов в театр. Всё это считалось «духовно неполезным».
Манана поспешно перекрестилась и, желая поставить точку на этом смущающем её разговоре, заключила:
– На всё воля Божья.
– Да-да, – охотно закивал новый знакомый и встал со скамейки. – Извините, сам не знаю, зачем я рассказал вам всё это.
Попрощался и пошёл к выходу через строй нищих, не подав никому.
Конечно, это были типичные проделки лукавого. Ибо сказано: «По плодам узнаете». Плоды были налицо. В Манане эта встреча всколыхнула то, что было давно похоронено на дне души.
Ираклий – физик и тайная любовь её молодости – 10 лет назад, умирая от рака, просил: «Давай поженимся хоть под конец. Мне так будет легче уйти туда». Манана, превозмогая свои многочисленные болячки, носила ему духовную литературу, которая не давала ему утешения, и свои обеды, которые, чтоб не обидеть, он ел через силу.
Она горячо молилась о нём дома, клала земные поклоны на плохо сгибающихся коленях, прося об исцелении тяжко болящего, но о браке не хотела и слышать. Ведь в Евангелии чётко написано: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7, 38).
Собравшись с мыслями, Манана сделала в дневнике новую запись:
«После церкви инцидент с беспризорником. Помолиться о направлении на путь истинный заблудшего».
Не дождавшись той прихожанки («Вот тоже нерадивость какая. Хотя стоп, это уже осуждение», – поймала себя Манана), она очутилась на улице.
Тут к ней подскочил какой-то мальчишка, сжимая стопку бумажных иконок св. Георгия, и стал тянуть заученно:
– Тётя, купите икону! Один лар! Купите! Очень прошу!
Дома было два таких же образа, поэтому покупать третью копию казалось бессмысленным. Манана пошла дальше, творя Иисусову молитву.
Мальчишка заматюкался вслед, сделал какой-то отвратительный жест рукой. Настроение было испорчено. А значит, и благодать, полученная на службе, тут же отошла от неё. Вот что значит хотя бы мимолётно кого-то осудить.
Мальчишка был весь какой-то отталкивающий. Грязный, с сальными волосами, к тому же ещё нахал. Нет, всё-таки хорошо, что она в своё время не решилась на усыновление. Могла проявиться дурная наследственность.
И рядом с Мананой сейчас бы находился такой же хабитус. Вот и возраст совпадает. Хорошо, что Господь отвёл.
Манана вывела в дневнике следующую строчку:
«Вечером инцидент с соседкой. Очередное нападение тёмных сил».
Соседей, как известно, не выбирают. Их надо принимать как данность. Манана жила в трёхкомнатной квартире, оставшейся от родителей. Время от времени продавала кое-что из дома, на это и существовала. Многие, зная её нужду и постоянные траты на лекарства, советовали бездумно: «Квартирантку пусти или поменяй на меньшую площадь с доплатой».
Но оба варианта не годились. Чужого в дом пускать – искушений не оберёшься. У каждого свой греховный шлейф. Квартиру продавать ей, одинокой женщине, тоже страшновато. Всякое бывает, да и здесь уже место намоленное, а на новом поди пойми, какая энергетика. Нет, надо тихо нести свой крест там, куда Господь вселил.
Не успела Манана немного отдохнуть после церкви, как в дверь позвонила соседка Заира Каладия. Эта беженка из Абхазии, мать троих несносных детей, была ходячим искушением. Заира разносила на базаре хачапури и кое-как сводила концы с концами. Толстая, бесцеремонная, коричневая от постоянного загара, базарная тётка каждый вечер сотрясала фанерные стены своим ором. Причин для этого всегда было выше крыши.
Ну-ка почитай акафист в такой обстановке! Прямо экзамен на терпение.
Кроме того, Заира никогда не упускала случая высказать своё мнение о её, Мананином, образе жизни.
– Ты зачем живёшь как мёртвая? – возмущалась Заира, плюхаясь без приглашения на стул в кухне. – Пройдись туда-сюда. Ко мне в гости заходи. У меня всегда гоми**с сулгуни есть. Э, да разве здесь умеют делать настоящее гоми?.. А ты как неродная. Только и знаешь своё: «Пост, пост». Вай, шен сацодаво***!
И дальше в том же духе, если её вовремя не выпроводить.
Тут дело было даже не в Заире. Любое внецерковное общение неизменно влекло за собой празднословие и всё то, что в исповедании грехов зовётся «опився, объядохся, без ума смеяхся».
А смех, как известно, духовно расслабляет. Верующему более к лицу тихая улыбка и как можно меньше эмоций. Исходя из этого, Манана вообще ходила в гости по особо важным делам и только к верующим.
Скандальную же Заиру она откровенно не любила, в чём часто каялась духовнику: «Не получается у меня, батюшка. Борюсь с раздражением, а в сердце всё равно пусто». Сегодня Заира барабанила в дверь кулаком и кричала на весь подъезд:
– Вай, Манана, я твою душу мотала. Выходи! Мне один чокнутый на базаре 50 лар подарил. Вот и кейп теперь у нас с соседями.
Видя, что ей не открывают, Заира от приглашения перешла к обвинению: «Какая из тебя грузинка?!
Ни с людьми посидеть, ни время провести не умеешь! – и окончательно припечатала: – Святоша недоделанная».
Манана сидела тихо, как мышка, делая вид, что её нет дома. Часы показывали 22.30. Пора было читать вечернее правило и ложиться спать. Ещё один день был прожит более или менее богоугодно.
Под тиканье старых часов, купленных отцом-хирургом, уютно думалось: «Дай, Господи, и оставшиеся дни провести так же: в смиренномудрии и покаянии».
А что ещё пожелать верующей душе, ищущей спасения?
* Название нового района в Тбилиси
** Кукурузная каша, традиционное блюдо в Западной Грузии
*** „Ты несчастна“ (груз.)
Комментарии
К основным эмоциям можно отнести следующие:
Интерес - это положительное эмоциональное состояние, которое способствует приобретению новых навыков и развитию человека.
Радость - одна из самых положительных эмоций. Как правило, она сопровождается самоудовлетворённостью или удовлетворённостью окружающим миром. Радость возникает у человека, когда он удовлетворяет свою актуальную потребность.
Удивление. Эта эмоция достаточно нейтральна. Она не имеет чёткого положительного или отрицательного знака. Особенность удивления в том, что оно тормозит предыдущие эмоции и может перерастать в интерес. Как можно с этим бороться?
Страдание - достаточно распространённое отрицательное эмоциональное состояние. Страдание можно сравнить с состоянием стресса. Его наиболее тяжёлая форма - горе.
Гнев - эмоциональное состояние появляющееся в ответ на препятствие в достижении поставленной цели.
К самым распространённым можно также отнести отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Эти эмоции разрушают и бороться с ними на благо человеку.
Все нужно делать с рассуждением и по силам, Господь никого не насилует, я считаю хорошо, что бунт начался. Я думаю стоит поразмыслить над запретами и сверить их с учением Христа и увидите очень много ненужного и глупого.
Помыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие ничто иное, как мечтательные образы вещей мира сего, сказал преп. Исихий. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение.
Господу ваше доверие нужно, а не то- краситесь вы или нет.
↑ Перейти к этому комментарию
потому что нет любви, а одно сплошное "смиренномудрие"
простите, если что )
св Вонифатий вообще алкоголиком был, а вот поди ж ты..
-она не увидела боль молодого человека, который пожаловался как неразумное "рвение" мамы портило ему жизнь, а посчитала это правильным действием;
-осудила за то, что не дал милостыню, а может быть ему нечего было подать;
- не посочувствовала Ираклию, который просил перед смертью пожениться, даже и в мыслях не было, что она не права и это понимание слов:
«Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7, 38). вряд ли является в данном примере добродетелью;
-она равнодушно отнеслась к беспризорнику, проявила неприязнь. для нее это не ребенок, требующий внимания и заботы, а хабитус (внешний вид ребенка);
-из истории с квартирой видно, что нет упования на Бога, а слова (У каждого свой греховный шлейф) показывают, что и людей она не уважала, про любовь вообще молчу;
- с соседями не общалась, осуждала и превозносилась (Только и знаешь своё: «Пост, пост»)
-Скандальную же Заиру она откровенно не любила, в чём часто каялась духовнику: «Не получается у меня, батюшка. Борюсь с раздражением, а в сердце всё равно пусто». Исповедь есть, покаяния (стремления исправить ситуацию) не видно.
-Ещё один день был прожит более или менее богоугодно. Далеко не Богоугодно - нет исполнения главных заповедей- Возлюби Господа и ближнего своего.
а все потому, что она, бедная, прожила жизнь без семьи, в одиночестве - а только среди людей, среди них - в семье ли, в монастыре - учишься и смирению, и снисходительности, уступчивости и всему прочему..плохо человеку быть одному
даже Серафиму Саровскому Божия Матерь велела выйти из затвора - идти к людям!
потому что если не имею любви - нет мне в том никакой пользы! а любить можно научиться - только терпя от людей, даже от собственных детей, мужа..
а мне из грузин больше всех по душе - недавно канонизированный старец Гавриил Ургебадзе. Я больше всех люблю юродивых)
Бог вернёт тебе во сто крат больше того, что ты затратил, делая добрые дела.
Бог от нас требует сердце. Но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу.
Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.
Когда творишь добро — на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь — опускаешься. Вся наша жизнь — такое движение.
Как будет спокойна душа человека, когда ближний в опасности? Если у тебя дома больной и за ним некому ухаживать, лучше не ходить в церковь, остаться дома.
Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: