Учёба и мотивация. Чужие умные мысли - 2.
Начало
https://www.stranamam.ru/post/6234299/
https://www.stranamam.ru/post/6234314/
Из блога Людмилы Петрановской http://ludmilapsyholog.livejournal.com/11647.html
Этот её материал адресован в большей степени учителям. Но и родителям пригодится.
Часто нас злит, что дети не пытаются решить задачу, а угадывают ответ, не вдумываются в смысл, а делают «лишь бы отвязаться». Но приходилось ли вам когда-нибудь видеть мальчишку, который бы по принципу «лишь бы отвязаться» делал воздушный змей летом, на даче? Или пытался пройти компьютерную игру, не прилагая все силы, а с настроем «Ну, может повезет и я угадаю, как нужно»? Встречалась ли вам девочка, которая оформляла бы свою тетрадку для секретиков «как-нибудь, лишь бы поскорее»? Или не помнила телефон лучшей подружки, потому что «эти цифры в голове никак не держатся»? Это некоторым взрослым бывает свойственно «жить мимо жизни», как-нибудь, бочком, еще годик скоротал — и ладно. Дети так обычно не поступают. Они отдаются любой деятельности полностью, азартно, увлеченно. Кроме той, в которой не видят никакого смысла.
Учителя знают: для того, чтобы возникло понимание, мало просто хорошо объяснить. Иногда так подробно объясняешь, как говорится, «сам уже понял», а дети — как будто не здесь. Понимание, инсайт, возникает только в момент максимальной активизации мышления, в ту секунду, когда ученику интересно, когда все его мысли в полной мере присутствуют здесь и сейчас, сконцентрированы на этом вопросе. Такой концентрации невозможно достичь волевым усилием, к ней невозможно принудить. Не зря говорят «искра интереса». Интерес можно только зажечь. И тут мы прямо переходим к следующему «киту» — мотивации.
Почему один ребенок хочет узнавать новое, другой хочет только хороших оценок, третий — чтобы мама не расстраивалась, а четвертый вообще только чтоб от него отстали? Мотивация — сложная и тонкая штука. Пожалуй, куда сложнее, чем способности, и изучена еще меньше.
Школьный стресс, постоянный страх неудачи, осуждения, оценки, сильно отравляет «школьные годы чудесные». Даже хорошие оценки — это оценки, со всеми их неизбежными недостатками: субъективностью, однобокостью, приблизительностью. Если система «кнута и пряника» в данной школе работает эффективно, мы получаем школьный невроз по японскому варианту — с язвами желудка и попытками суицида после проваленных экзаменов. Такое встречается во многих наших так называемых «сильных» школах. Мотивация сильно и безнадежно сдвинута, но это мало кого огорчает — ведь высока «поступаемость» и «есть хорошие результаты». Если система работает неэффективно — мы получаем «слабую» школу, где дети защищаются от оценочной системы по древнему как мир принципу «А мне — фиолетово». Они ускользают из-под школьного давления, принося в жертву свое образование ради сохранения относительного душевного покоя, как ящерица оставляет хвост в пасти хищника, чтобы спастись самой. Потом, может быть, и жалеют, но сейчас, особенно в годы подростковой уязвимости, делают так, как проще, безопаснее и менее больно. Школы и даже классы, где дети свободны от того или другого проявления школьного невроза, где они чувствуют себя свободно, где они не боятся — большая редкость. (Свободно, кстати, вовсе не означает «распущенно», как раз незапуганные дети обычно бывают более собранны, покладисты, приветливы и даже на переменах шумят и носятся меньше. Им не нужно сбрасывать накопленное на уроке напряжение, и не надо маскировать страх напускным «пофигизмом»). Если вам удастся сделать такой подарок своим ученикам, создать в классе поддерживающую, дружелюбную, принимающую каждого из них атмосферу, вы убедитесь, что и успеваемость стала заметно лучше.
Вернуть исходную мотивацию «узнать новое», вызвать интерес у детей можно ровно теми же способами, которыми вызывают интерес у взрослых. Удивив, заинтриговав, поразив воображение, поставив в тупик (иначе почему бы все так любили детективы?) К сожалению, в нашей школе принят прямо противоположный подход: от простого к сложного, от восприятия к воспроизводству, делай раз, делай два, повторяй за мной. Какая уж тут интрига… У уроков рейтинга нет, «переключить канал» дети не могут, поэтому технологии вызывания и удержания интереса (вовсе не обязательно примитивные, вроде использования секса и убийств), хорошо разработанные и давно освоенные в «большом мире», в школе не очень популярны, и даже в педвузах им практически не обучают.
Изменить ситуацию хотя бы на своих уроках можно с помощью развивающих игр. Игра — прекрасный способ догнать сразу стаю зайцев. Она значительно снижает школьный стресс, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. На фоне положительного эмоционального фона, в состоянии острого интереса любые сведения усваиваются лучше, быстрее и прочнее. Игра не надоедает, а значит, детей не приходится заставлять или упрашивать «поразвиваться». Игра полна сюрпризов, в ней обычно слабый ученик может вдруг блеснуть и поверить в себя. Игра, как действие по заранее заданным правилам, учит детей владеть собой, подчиняться требованиям, различать границу между «можно» и «нельзя» — при этом без насилия и обид.
Многим учителям кажется, что игра и урок — несовместимы. Что дети перевозбудятся, что нельзя будет пройти новую тему, провести опрос, что дисциплина пострадает, авторитет упадет. Все это и верно, и нет. Если использовать игру как «вставную челюсть», и вдруг ни с того ни с сего раз в сто лет посреди скучного урока предложить детям поиграть, то все так и будет. Но если игра используется регулярно, как необходимая часть обучения, если игра воспринимается ребятами как заслуженная награда за эффективную работу, все проблемы решаются, и учителю становится легче. Он меньше устает и раздражается, дети быстрее и собраннее выполняют необходимую работу, с урока уходят тоска и напряжение. Да, использование игры на уроке — это целое искусство, но еще ни один учитель, начавший им овладевать, не пожалел об этом.
Вот несколько важных методических и психологических моментов, которые помогут извлечь из развивающих игр максимум пользы, не разрушив обычного учебного процесса.
• Хорошо, если на первых порах пространство игры имеет четкие границы. Вплетать игру в учебу, синтезировать ее с серьезной работой — это задача для опытных. Для начала можно играть на классных мероприятиях, кружках, дополнительных занятиях, во время продленки, или выделять особые игровые уроки, десятиминутки, паузы и т. д.
• Превратите игру в бонус. Скажите классу в начале урока: «Если успеем три упражнения к такому-то времени, сможем поиграть». Или даже так: «Завтра в начале урока я вызову пятерых, не скажу кого, рассказывать стихотворение. Если среди них не окажется ни одного, кто «забыл и не выучил», потом до конца урока — играем». Будьте уверены, дети сами позаботятся о том, чтобы обычно «забывчивые» товарищи на этот раз были в форме. (Конечно, нельзя лишать игры за ошибки — память у всех разная, тем более в ответственный момент ребенок может волноваться. Штраф — только за саботаж).
• Если для игры нужно разбить класс на группы, имейте в виду, что самые удобные команды — по 5-7 человек, в них каждого слышно и народу достаточно (не случайно в игре «Что? Где? Когда?» в команде именно 6 игроков, это число было определено как оптимальное в результате специальных психологических исследований). Само деление на команды можно провести множеством разных способов: по времени года, когда родился, по первым буквам имен, двигаясь по классу «конем», ткнув с закрытыми глазами в список и т. д. Когда дети во время игры пересаживаются, это само по себе плюс — возможность сменить обстановку, поработать каждый раз с новыми людьми.
• Вкус к более красивым, оригинальным заданиям появляется не сразу. Требуется время, чтобы ребята по нескольку раз проиграли все стереотипные, очевидные варианты и сами начали стремиться к более сложному и интересному. Не торопите их, а то класс быстро расслоится на «сильных», рвущихся вперед и «слабых», пережидающих в уголке.
• Активно используйте игру для повышения статуса в классе ребят, страдающих от отвержения. Подчеркивайте их успехи, просите помочь в подготовке к игре. Чаще создавайте ситуации, в которых вклад каждого игрока в командный успех совершенно необходим.
• Цель развивающих игр — развитие каждого ребенка, а не победа сильнейших и не выявление вундеркиндов. Важно внимательно следить, чтобы конкуренция не стала для ребят важнее процесса. Всегда предпочтительнее тот вариант игры, который позволяет вовлечь всех, побуждает к сотрудничеству, к достижению общего успеха.
Игры не менее полезны для развития ребенка и вне школы. Подскажите приемным родителям, что они добьются большего, не заставляя детей «заниматься дополнительно», а просто регулярно, раза 3 в неделю, играя с ними в специальные игры (или организовав игру самих детей между собой). Уже через полгода ребенка будет не узнать. Важно только, чтобы игра все же оставалась игрой, а не превращалась в обязаловку «через не хочу». Если ребенок не настроен играть, значит, сейчас не время, или вы слишком сильно давите, а может быть, очень критично оцениваете его результаты. Самая лучшая игра — это та, от которой сам взрослый получает удовольствие и в азарте борется за победу, начисто позабыв про все педагогические цели.
Вот что пишет Джон Холт: «На днях кто-то спросил: «Почему мы ходим в школу?» Пат (девочка 10 лет) с необычным для нее жаром ответила: «Чтобы не вырасти глупыми!». Эти дети уравнивают глупость с невежеством. Не это ли они имеют в виду, называя себя глупыми? Может, это одна из причин их стыда, глубокого стыда, когда они что-то не знают?... Нам нужно прояснить это различие детям…. Ученый дурак отнюдь не редкость».
В самом деле, почему мы считаем однозначно успешным ученика, который умеет решать уравнения, но не умеет дружить? И отстающим — того, кто делает 20 ошибок в диктанте, но способен быстро разнять дерущихся? Сделать сальто на турнике. Разобрать и собрать двигатель автомобиля. Управляться с тремя младшими братьями и сестрами целый выходной. Делать уколы больной собаке по графику каждые три часа, в том числе вставая ночью. Починить компьютер, который сломала мама. В разговоре по телефону утешить друга, которого бросила девушка и он всерьез собирался свести счеты с жизнью. Что мы знаем о наших детях, по какому праву судим и делим их на «успешных» и «неудачников»? Да и Бог бы с нами, что там мы себе думаем, но ведь они нам — верят. Перенимают нашу съехавшую на бок систему ценностей и только через много лет, да и то не все, могут вдруг подумать: «С чего это я себя считаю хуже других? Вроде неплохой я, все у меня в порядке: семья, друзья, работа любимая». А есть еще те, кто всю жизнь станет доказывать, что он «не хуже», не выбирая средств, но выбирая машины, галстуки и прочие «понты». И еще те, кто вдруг, лет в 35, с ужасом обнаружит, что все свои «ЕГЭ»-то он сдал на отлично, а вот жизни нет, смысла нет, счастья нет.
Бывает очень противно, когда нахальные подростки если не говорят вслух, то всем своим видом демонстрируют учителю: «Да что ты сам-то из себя представляешь? В школе работаешь? На автобусе ездишь? Шмотки на рынке покупаешь? Ты за границей хоть раз был? Ничего в жизни не добился, а поучаешь. Лузер!». Можно долго сетовать на то, что наше общество мало ценит труд учителя, но сейчас я о другом. Не получаем ли мы при этом зеркально отраженный и преломленный свой собственный посыл этим детям (а еще раньше — их родителям, с которыми они нас сравнивают)? Разве не то же самое мы постоянно демонстрируем, а то и вслух произносим: «Да что ты из себя представляешь? Тройки еле-еле получаешь? Элементарного не знаешь? Да ты хоть одну книжку в жизни прочитал? В дворники идти собираешься? Ни на что не способен, а воображаешь из себя. Быдло!». Узнаете? А дальше уж пусть каждый сам для себя решает — на зеркало пенять или что-нибудь с выражением своего собственного лица сделать…
Не обесценивайте ваших учеников и их жизнь за пределами урока. Не все сводится к хорошим оценкам. Когда дети чувствуют, что учитель видит и ценит в них людей, а не строчки в журнале, они и стараться больше готовы, преодолевать «сопротивление материала», даже если способности — не очень.
https://www.stranamam.ru/post/6234299/
https://www.stranamam.ru/post/6234314/
Из блога Людмилы Петрановской http://ludmilapsyholog.livejournal.com/11647.html
Этот её материал адресован в большей степени учителям. Но и родителям пригодится.
Часто нас злит, что дети не пытаются решить задачу, а угадывают ответ, не вдумываются в смысл, а делают «лишь бы отвязаться». Но приходилось ли вам когда-нибудь видеть мальчишку, который бы по принципу «лишь бы отвязаться» делал воздушный змей летом, на даче? Или пытался пройти компьютерную игру, не прилагая все силы, а с настроем «Ну, может повезет и я угадаю, как нужно»? Встречалась ли вам девочка, которая оформляла бы свою тетрадку для секретиков «как-нибудь, лишь бы поскорее»? Или не помнила телефон лучшей подружки, потому что «эти цифры в голове никак не держатся»? Это некоторым взрослым бывает свойственно «жить мимо жизни», как-нибудь, бочком, еще годик скоротал — и ладно. Дети так обычно не поступают. Они отдаются любой деятельности полностью, азартно, увлеченно. Кроме той, в которой не видят никакого смысла.
Учителя знают: для того, чтобы возникло понимание, мало просто хорошо объяснить. Иногда так подробно объясняешь, как говорится, «сам уже понял», а дети — как будто не здесь. Понимание, инсайт, возникает только в момент максимальной активизации мышления, в ту секунду, когда ученику интересно, когда все его мысли в полной мере присутствуют здесь и сейчас, сконцентрированы на этом вопросе. Такой концентрации невозможно достичь волевым усилием, к ней невозможно принудить. Не зря говорят «искра интереса». Интерес можно только зажечь. И тут мы прямо переходим к следующему «киту» — мотивации.
Почему один ребенок хочет узнавать новое, другой хочет только хороших оценок, третий — чтобы мама не расстраивалась, а четвертый вообще только чтоб от него отстали? Мотивация — сложная и тонкая штука. Пожалуй, куда сложнее, чем способности, и изучена еще меньше.
Школьный стресс, постоянный страх неудачи, осуждения, оценки, сильно отравляет «школьные годы чудесные». Даже хорошие оценки — это оценки, со всеми их неизбежными недостатками: субъективностью, однобокостью, приблизительностью. Если система «кнута и пряника» в данной школе работает эффективно, мы получаем школьный невроз по японскому варианту — с язвами желудка и попытками суицида после проваленных экзаменов. Такое встречается во многих наших так называемых «сильных» школах. Мотивация сильно и безнадежно сдвинута, но это мало кого огорчает — ведь высока «поступаемость» и «есть хорошие результаты». Если система работает неэффективно — мы получаем «слабую» школу, где дети защищаются от оценочной системы по древнему как мир принципу «А мне — фиолетово». Они ускользают из-под школьного давления, принося в жертву свое образование ради сохранения относительного душевного покоя, как ящерица оставляет хвост в пасти хищника, чтобы спастись самой. Потом, может быть, и жалеют, но сейчас, особенно в годы подростковой уязвимости, делают так, как проще, безопаснее и менее больно. Школы и даже классы, где дети свободны от того или другого проявления школьного невроза, где они чувствуют себя свободно, где они не боятся — большая редкость. (Свободно, кстати, вовсе не означает «распущенно», как раз незапуганные дети обычно бывают более собранны, покладисты, приветливы и даже на переменах шумят и носятся меньше. Им не нужно сбрасывать накопленное на уроке напряжение, и не надо маскировать страх напускным «пофигизмом»). Если вам удастся сделать такой подарок своим ученикам, создать в классе поддерживающую, дружелюбную, принимающую каждого из них атмосферу, вы убедитесь, что и успеваемость стала заметно лучше.
Вернуть исходную мотивацию «узнать новое», вызвать интерес у детей можно ровно теми же способами, которыми вызывают интерес у взрослых. Удивив, заинтриговав, поразив воображение, поставив в тупик (иначе почему бы все так любили детективы?) К сожалению, в нашей школе принят прямо противоположный подход: от простого к сложного, от восприятия к воспроизводству, делай раз, делай два, повторяй за мной. Какая уж тут интрига… У уроков рейтинга нет, «переключить канал» дети не могут, поэтому технологии вызывания и удержания интереса (вовсе не обязательно примитивные, вроде использования секса и убийств), хорошо разработанные и давно освоенные в «большом мире», в школе не очень популярны, и даже в педвузах им практически не обучают.
Изменить ситуацию хотя бы на своих уроках можно с помощью развивающих игр. Игра — прекрасный способ догнать сразу стаю зайцев. Она значительно снижает школьный стресс, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. На фоне положительного эмоционального фона, в состоянии острого интереса любые сведения усваиваются лучше, быстрее и прочнее. Игра не надоедает, а значит, детей не приходится заставлять или упрашивать «поразвиваться». Игра полна сюрпризов, в ней обычно слабый ученик может вдруг блеснуть и поверить в себя. Игра, как действие по заранее заданным правилам, учит детей владеть собой, подчиняться требованиям, различать границу между «можно» и «нельзя» — при этом без насилия и обид.
Многим учителям кажется, что игра и урок — несовместимы. Что дети перевозбудятся, что нельзя будет пройти новую тему, провести опрос, что дисциплина пострадает, авторитет упадет. Все это и верно, и нет. Если использовать игру как «вставную челюсть», и вдруг ни с того ни с сего раз в сто лет посреди скучного урока предложить детям поиграть, то все так и будет. Но если игра используется регулярно, как необходимая часть обучения, если игра воспринимается ребятами как заслуженная награда за эффективную работу, все проблемы решаются, и учителю становится легче. Он меньше устает и раздражается, дети быстрее и собраннее выполняют необходимую работу, с урока уходят тоска и напряжение. Да, использование игры на уроке — это целое искусство, но еще ни один учитель, начавший им овладевать, не пожалел об этом.
Вот несколько важных методических и психологических моментов, которые помогут извлечь из развивающих игр максимум пользы, не разрушив обычного учебного процесса.
• Хорошо, если на первых порах пространство игры имеет четкие границы. Вплетать игру в учебу, синтезировать ее с серьезной работой — это задача для опытных. Для начала можно играть на классных мероприятиях, кружках, дополнительных занятиях, во время продленки, или выделять особые игровые уроки, десятиминутки, паузы и т. д.
• Превратите игру в бонус. Скажите классу в начале урока: «Если успеем три упражнения к такому-то времени, сможем поиграть». Или даже так: «Завтра в начале урока я вызову пятерых, не скажу кого, рассказывать стихотворение. Если среди них не окажется ни одного, кто «забыл и не выучил», потом до конца урока — играем». Будьте уверены, дети сами позаботятся о том, чтобы обычно «забывчивые» товарищи на этот раз были в форме. (Конечно, нельзя лишать игры за ошибки — память у всех разная, тем более в ответственный момент ребенок может волноваться. Штраф — только за саботаж).
• Если для игры нужно разбить класс на группы, имейте в виду, что самые удобные команды — по 5-7 человек, в них каждого слышно и народу достаточно (не случайно в игре «Что? Где? Когда?» в команде именно 6 игроков, это число было определено как оптимальное в результате специальных психологических исследований). Само деление на команды можно провести множеством разных способов: по времени года, когда родился, по первым буквам имен, двигаясь по классу «конем», ткнув с закрытыми глазами в список и т. д. Когда дети во время игры пересаживаются, это само по себе плюс — возможность сменить обстановку, поработать каждый раз с новыми людьми.
• Вкус к более красивым, оригинальным заданиям появляется не сразу. Требуется время, чтобы ребята по нескольку раз проиграли все стереотипные, очевидные варианты и сами начали стремиться к более сложному и интересному. Не торопите их, а то класс быстро расслоится на «сильных», рвущихся вперед и «слабых», пережидающих в уголке.
• Активно используйте игру для повышения статуса в классе ребят, страдающих от отвержения. Подчеркивайте их успехи, просите помочь в подготовке к игре. Чаще создавайте ситуации, в которых вклад каждого игрока в командный успех совершенно необходим.
• Цель развивающих игр — развитие каждого ребенка, а не победа сильнейших и не выявление вундеркиндов. Важно внимательно следить, чтобы конкуренция не стала для ребят важнее процесса. Всегда предпочтительнее тот вариант игры, который позволяет вовлечь всех, побуждает к сотрудничеству, к достижению общего успеха.
Игры не менее полезны для развития ребенка и вне школы. Подскажите приемным родителям, что они добьются большего, не заставляя детей «заниматься дополнительно», а просто регулярно, раза 3 в неделю, играя с ними в специальные игры (или организовав игру самих детей между собой). Уже через полгода ребенка будет не узнать. Важно только, чтобы игра все же оставалась игрой, а не превращалась в обязаловку «через не хочу». Если ребенок не настроен играть, значит, сейчас не время, или вы слишком сильно давите, а может быть, очень критично оцениваете его результаты. Самая лучшая игра — это та, от которой сам взрослый получает удовольствие и в азарте борется за победу, начисто позабыв про все педагогические цели.
Вот что пишет Джон Холт: «На днях кто-то спросил: «Почему мы ходим в школу?» Пат (девочка 10 лет) с необычным для нее жаром ответила: «Чтобы не вырасти глупыми!». Эти дети уравнивают глупость с невежеством. Не это ли они имеют в виду, называя себя глупыми? Может, это одна из причин их стыда, глубокого стыда, когда они что-то не знают?... Нам нужно прояснить это различие детям…. Ученый дурак отнюдь не редкость».
В самом деле, почему мы считаем однозначно успешным ученика, который умеет решать уравнения, но не умеет дружить? И отстающим — того, кто делает 20 ошибок в диктанте, но способен быстро разнять дерущихся? Сделать сальто на турнике. Разобрать и собрать двигатель автомобиля. Управляться с тремя младшими братьями и сестрами целый выходной. Делать уколы больной собаке по графику каждые три часа, в том числе вставая ночью. Починить компьютер, который сломала мама. В разговоре по телефону утешить друга, которого бросила девушка и он всерьез собирался свести счеты с жизнью. Что мы знаем о наших детях, по какому праву судим и делим их на «успешных» и «неудачников»? Да и Бог бы с нами, что там мы себе думаем, но ведь они нам — верят. Перенимают нашу съехавшую на бок систему ценностей и только через много лет, да и то не все, могут вдруг подумать: «С чего это я себя считаю хуже других? Вроде неплохой я, все у меня в порядке: семья, друзья, работа любимая». А есть еще те, кто всю жизнь станет доказывать, что он «не хуже», не выбирая средств, но выбирая машины, галстуки и прочие «понты». И еще те, кто вдруг, лет в 35, с ужасом обнаружит, что все свои «ЕГЭ»-то он сдал на отлично, а вот жизни нет, смысла нет, счастья нет.
Бывает очень противно, когда нахальные подростки если не говорят вслух, то всем своим видом демонстрируют учителю: «Да что ты сам-то из себя представляешь? В школе работаешь? На автобусе ездишь? Шмотки на рынке покупаешь? Ты за границей хоть раз был? Ничего в жизни не добился, а поучаешь. Лузер!». Можно долго сетовать на то, что наше общество мало ценит труд учителя, но сейчас я о другом. Не получаем ли мы при этом зеркально отраженный и преломленный свой собственный посыл этим детям (а еще раньше — их родителям, с которыми они нас сравнивают)? Разве не то же самое мы постоянно демонстрируем, а то и вслух произносим: «Да что ты из себя представляешь? Тройки еле-еле получаешь? Элементарного не знаешь? Да ты хоть одну книжку в жизни прочитал? В дворники идти собираешься? Ни на что не способен, а воображаешь из себя. Быдло!». Узнаете? А дальше уж пусть каждый сам для себя решает — на зеркало пенять или что-нибудь с выражением своего собственного лица сделать…
Не обесценивайте ваших учеников и их жизнь за пределами урока. Не все сводится к хорошим оценкам. Когда дети чувствуют, что учитель видит и ценит в них людей, а не строчки в журнале, они и стараться больше готовы, преодолевать «сопротивление материала», даже если способности — не очень.
Комментарии
А у меня мысль "как уложить в расписание всё, что надо успеть". И почему мой ребёнок такой общественник и такой упёртый *хнык-хнык
При этом Даша боится, что ей будет трудно.
При этом у нас откат назад за лето по части неврологии и деслексии и проблемы с глазами - надо заставить мышцы глаз работать, для этого очки плюс один глаз заклеивается, и дислексику в таких условиях читать и писать практически нереально.
При этом с нас потребовали убрать все неклассные нагрузки, в музыкалке я оформляла академ. Оставили пока только танцы и я надеюсь на какой-нибудь кукольный театр в школе.
Короче, я пока в прострации, а завтра у меня заседание кафедры...
Блин, с такой погодой у меня никак праздничное настроение не получается. А ОЧЕНЬ надо.
Вот для затравки:
Девушка и парень собираются жить вместе и обговаривают на берегу возможные бытовые проблемы. Девушка говорит:
— Значит, я буду готовить и убирать. А ты что будешь делать?
— Я буду пить пиво и есть мясо.
— А из полезного? — допытывается девушка.
— А из полезного — овощи…
На баш что ли прогуляться...
лишь бы на полночи не засосало
Сегодня вот только шли вместе с девочкой-шестиклассницей на тренировку. И она говорит: "Так завтра в школу хочется. На один урок. На географию". Спрашиваю: "Любишь географию?". Отвечает: "У нас завтра только первый урок будет. Так интересно."
Ребёнок ждёт если не чуда, то чего-то особенного от нового предмета. И представляю, каково будет разочарование, если попадётся учитель с политикой "читать отсюда и до обеда, а потом пересказывать".
Эх...
золотые слова!
Сам-то он что говорит?
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: