Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Учёба и мотивация. Чужие умные мысли - 1

Начало https://www.stranamam.ru/post/6234299/

Из блога Людмилы Петрановской http://ludmilapsyholog.livejournal.com/11328.html

Успешность любой деятельности у детей и у взрослых зависит от трех составляющих: способность, обученность и мотивация. Их иногда называют «три кита компетентности». Рассмотрим их немного подробнее.

Под способностью имеется в виду и сиюминутная возможность (например, невозможно танцевать вальс, если у вас радикулит) и базовая, постоянная способность, такая, как память, воображение, музыкальный слух, способность к комбинаторике или к анализу и т. д. Базовые способности частично закладываются от рождения, частично развиваются в течение жизни, особенно в детстве. Некоторые способности никогда не формируются, если в определенные периоды жизни для этого нет благоприятных условий, например, если с ребенок в возрасте 1-5 лет не слышит речь других людей, не общается с ними, он может так никогда и не заговорить.

Умение что-то делать, владение необходимым знаниями и навыками — это и есть обученность. Многому в жизни мы учимся сами, межу делом, без чьей-то специальной помощи. Так дети учатся, например, рисовать, играть куклы, раскачиваться на качелях, прыгать на одной ножке и т. д. Но есть немало знаний, умений и навыков, которыми без помощи взрослого овладеть очень трудно, если вообще возможно. Именно поэтому в человеческом обществе преподавание, обучение выделилось как особая сфера деятельности, которой тоже приходится учиться и которая общество оплачивается. Уровень и качество обученности в большой мере зависят от педагога. Конечно, высокий уровень способностей может позволить ребенку достичь хороших результатов и у слабого педагога. Поэтому хорошим учителем справедливо считают не просто того, у кого много отличников и олимпиадников (например, предварительно отобранных при наборе в школу), а того, кто каждому ученику способен помочь продвинуться вперед так сильно, как позволяют его конкретные способности. Причем добиться продвижения реального, а не имитированного, то есть основанного на понимании, осознанном и прочном владении материалом. Именно про таких учителей говорят «Лучше тройка у Валентины Петровны, чем пятерка у кого-то другого».

И, наконец, третий «кит», без которого не имеет смысла все остальное — мотивация. Если ее нет или она смещена с овладения знаниями куда-то вбок (например, на «неполучение двойки»), становится уже неважно, какие там у ученика способности и насколько хорошо организован учебный процесс. Все будет мимо. Мы получим знакомую до боли картину «в одно ухо влетело, в другое вылетело» или «нате вам ваши уроки, отвяжитесь». Ребенок не будет учиться. Возможно, он будет делать домашние задания, писать контрольные, отвечать у доски, сдавать экзамены. Возможно, даже оценки будет получать неплохие. Вот только учиться — не будет. Потому что, как говорит древняя притча, можно привести верблюда на водопой, но ни один мудрец и ни один правитель не может заставить верблюда пить, если тот не хочет. А дети все-таки поизобретательнее, чем верблюд. Уж они найдут способ сделать вид, что все-все поняли, загрузить в голову «временный файл», не пропуская его вглубь, чтобы он быстро и без следа стерся сразу после контрольной. Спросите ради интереса у ребят через час после того, как они сдали работу: какие задачи в ней были. Очень многие ответят «Я не помню». Так вот, если человек действительно решал и думал, он просто не может через час не помнить, над чем. Только если проскользнул мимо, около, решил приблизительно, так сказать, «не приходя в сознание». Вполне возможно, получив при этом правильный ответ.

Причудливый узор, который образуют способности каждого из нас, чем-то похож на компьютерную карту большого города с изображением автомобильного движения. Где-то поток машин бодро катится вперед, где-то возникла пробка и движение затруднено, а местами вообще дорога перекрыта, и там — только в объезд. Что-то в этой карте обусловлено стечением событий (произошла авария, перерыли дорогу), а что-то — досталось по наследству, например, как Москве ее радиальная структура дорог, которая сейчас очень неудобна, а уже ничего не изменишь. Наверное, когда-нибудь наступит время, когда для каждого ребенка специалисты будут определять его индивидуальную карту способностей и на ее основе выдавать рекомендации: на что опираться, что можно развить, а что и развивать бесполезно, нужно учить ребенка решать те же задачи другими способами, «в объезд». Если можно научить слепоглухонемого ребенка читать и говорить, неужели же нельзя найти способы обучения грамотности или математике для детей, у которых в этом месте «дорогу размыло»? Для того, чтобы все это стало возможным, предстоит проделать большую работу и по изучению человеческого мышления и процесса обучения, и по перестройке школьной системы. А что нам делать прямо сейчас?

Учить ребенка и учиться самим относиться к его конкретному набору способностей по-хозяйски. В самом деле: мы задаем «выучить стихотворение» и потом проверяем и оцениваем результат. Но мы никогда не помогаем ребенку научиться учить стихи. Мы требуем «Будь внимательнее!». Но не подсказываем, что делать, если это внимание так и упрыгивает куда-то, не успеешь оглянуться — и уже мечтаешь о чем-то постороннем? Способность анализировать, сопоставлять, классифицировать — без нее вообще никакая учеба невозможна. Но на уроке от ученика всегда требуется, чтобы она уже была. Осознанно развивали ее в последний раз на занятиях по подготовке к школе (это если ребенок на такие занятия ходил): разложи морковки к зайчикам, а яблоки — к ежикам. На таком примерно уровне. А потом на него сразу обрушивается: гласные и согласные, четные и нечетные, части речи, сумма и разность и еще много всего. Всем этим нужно оперировать быстро, точно, да еще и в процессе другой деятельности (например, решить по ходу, писать ли слово с большой буквы — многоступенчатый алгоритм надо применить). Если у ребенка эта способность «западает» — не избежать больших проблем.

Очень важно научить ребят не причитать горестно «ах, у меня такая плохая память», а задать себе вопрос: какая именно у меня память? Как мне легче запоминать? И какой материал вызывает особые затруднения? Что мешает и что помогает? Собственно, вся та же логика, которую мы подробно разбирали, говоря о трудном поведении — не вешать ярлыки, а подробно и конкретно описывать ситуацию и пробовать разные способы ее решения. Цель — найти собственные эффективные технологии запоминания: на слух, на вид, через образ, через сравнение, через действие, через сопоставление.
Вот только некоторые примеры мнемонических техник:
• записывать сложное слово или историческую дату разноцветными карандашами (каждую букву — другим цветом)
• декламировать их как стихи, для соблюдения размера добавив междометий (получается еще и весело),
• петь, как песню, при этом маршировать,
• сочинить сказку, где бы обыгрывалось правило или повторялись трудные слова,
• изобразить слово необычным способом (из конфет, изюма, спичек, шнурков от ботинок, самих ребят и т. д.)
• нарисовать стихотворение, показать его пантомимой
• разыграть сценку на основе правила или стихотворения, можно с помощь игрушек или рисунков, спрашивая каждого персонажа о его мыслях и чувствах (пусть мягкий знак расскажет, почему он согласен стоять на конце после шипящих у слов женского рода, а про существительные мужского рода и слышать не хочет).

Можно время от времени посвящать классный час разговору о том, кто как запоминает и какие свои «приемчики» изобрел. Пусть ребята поделятся друг с другом, опробуют новые способы. Заучивание должно восприниматься не как «проклятие», а как вызов, трудная, но интересная задача.
Когда речь идет о слабых и сильных сторонах способностей, важно иметь в виду еще вот что: каждый из нас склонен терпимо и с пониманием относиться к тем «заторам» в голове ребенка, которые похожи на наши собственные. Мы же вот с ними живем, и ничего, вполне собой довольны. А вот заторы в тех местах, где у нас самих — мощный трафик… Нам это непонятно, дико, нас это безумно раздражает: ну, как можно э-ле-мен-тар-но-го не уметь и не понимать? Поэтому учителя аккуратного, собранного, «правильного» будет сводить с ума ребенок, все всегда теряющий и путающий, и ни грамма не утешит, что у этого же ребенка — яркая фантазия и самостоятельное, свободное мышление. А учителя творческого, «фонтанирующего», наоборот будут злить девочки-хорошистки с ровным почерком, которые не могут ни на шаг в сторону отойти от шаблонного решения задач. Все мы люди, это вполне нормально. Профессионализм начинается там, где мы научаемся отслеживать свою нетерпимость к иначе организованному мышлению, к иной карте способностей. И стараемся использовать все свои собственные дарования, чтобы помочь каждому ребенку.

Продолжение https://www.stranamam.ru/post/6234328/
Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Учёба и мотивация. Чужие умные мысли - 1
Начало https://www.stranamam.ru/
Из блога Людмилы Петрановской http://ludmilapsyholog.livejournal.com/
Успешность любой деятельности у детей и у взрослых зависит от трех составляющих: способность, обученность и мотивация. Их иногда называют «три кита компетентности». Рассмотрим их немного подробнее. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам