Иван Купала. Что за праздник такой?
Навеяно вот этим постом:
https://www.stranamam.ru/post/5816764/
День летнего солнцестояния (по юлианскому календарю - 7 июля) называют праздником Ивана Купала (все ж помнят гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки"?) Вот только мало кто знает, что с собой несёт этот праздник и каково его происхождение.
Об этом - статья с сайта Правмир.
На фото - Иван СОКОЛОВ (1823-1918). Ночь на Ивана-Купалу. Холст, масло
Итак, Купала. Что же это за праздник такой? …Недомолвки здесь сродни обману.
Каждый год, «культурная» общественность, все шире отмечает ночь на 7 июля — так называемого Купалу[1].
Вообще в России нынче праздников не счесть. Как гласит народная пословица, был бы повод…
Итак, Купала. Что же это за праздник такой?
Купала — один из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него скорее всего не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала — праздник Ярилы — божества солнца. Языческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце — это не просто традиция всех язычников — это их незыблемое правило.
Солнышко начинает идти на убыль — «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно).
Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям — кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры — это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники.
С этим же связан обычай прыгать через костер — это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него[2]. Считалось, что таким образом «боги» избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас сигает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?).
После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» — совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы.
Вот что пишут о процедуре этого праздника современные неоязычники[3]: «Девушки и женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей на такие праздники не пускали — и. И.) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого (партнера на ночь — и. И.), обсуждая с «кумушками» его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.
Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка — и. И.). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета — и. И.), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».
О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции, понимая «специфичность» своих рекомендаций, спешат добавить, что это «… не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам», и что «детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой». Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала — день «узаконенного» блуда.
Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии по праздникам и т. д. Все это тоже считалось «жертвой богам», и не менее «восторженной».
Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен — демонам.
Бог Истинный — есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» — жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.
Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к Купале люди, не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?
Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения — «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника, ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем — загрязнит ум и сердце (если ему еще есть что терять в этом плане).
По большому счету, этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд народу (как чужды духу русского народа большевистские праздники).
Кто же организовывает ныне «Купальнинские» торжества? Кому они нужны? Как ни странно этому содействуют (скорее по неведению — надо же что-то делать) районные отделы культуры и сельские ДК.
Неужели нам больше отпраздновать нечего? Неужели нам не о чем вспомнить в своей истории? Разве мало у русских памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда были Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли знают наши, Калужские события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в Боровском монастыре в 1610 г., убийство Лжедмитрия II в Калуге, бои в Малоярославце в 1812 г., расправу латышских стрелков над крестьянами «Улановского мятежа», трагедию армии генерала Егорова?
Я уверен, что про большую часть этих событий молодежь слыхом не слыхала. Но про Купалу и Валентинов день им заботливые взрослые забыть не дадут — научат и просветят.
Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей — хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.
Еще один любопытный знак времени — попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас — гадают, на Троицу — плетут венки, на Петра и Павла — танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и сути христианские, лишаются свой духовной и воспитательной нагрузки, становятся поводом или к обычному «оттягу», или, что еще горше — к делам оккультным (гаданию). Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать на чужом авторитете — просто не этично.
Если кому-то хочется стать язычниками, сигать через костры, гадать, совершать ритуальные купания, блудить с первым встречным, делать своих детей нравственными уродами, приносящими под кустами «восторженную жертву богам» — пожалуйста, у нас страна свободная (по крайней мере в этом).
Но, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, что бы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.
Примечания:
[1] Его иногда называют «Иваном Купалой», но это неправильно. В православной Церкви на этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи. У язычников ни о каком «Иване» и речи быть не может. Название «Купала» связано с одним из ритуальных действ этого праздника.
[2] Современные язычники не дают такого толкования этому действу. Очевидно, с веками, дойдя до славян, древние культы потеряли свою смысловую нагрузку.
[3] Цитата с сайта новых язычников — «Союза славянских общин».
Источник: Psevdo.net
24 июня, 2010 • Игумен Игнатий (Душеин)
https://www.stranamam.ru/post/5816764/
День летнего солнцестояния (по юлианскому календарю - 7 июля) называют праздником Ивана Купала (все ж помнят гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки"?) Вот только мало кто знает, что с собой несёт этот праздник и каково его происхождение.
Об этом - статья с сайта Правмир.
На фото - Иван СОКОЛОВ (1823-1918). Ночь на Ивана-Купалу. Холст, масло
Итак, Купала. Что же это за праздник такой? …Недомолвки здесь сродни обману.
Каждый год, «культурная» общественность, все шире отмечает ночь на 7 июля — так называемого Купалу[1].
Вообще в России нынче праздников не счесть. Как гласит народная пословица, был бы повод…
Итак, Купала. Что же это за праздник такой?
Купала — один из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него скорее всего не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала — праздник Ярилы — божества солнца. Языческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце — это не просто традиция всех язычников — это их незыблемое правило.
Солнышко начинает идти на убыль — «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно).
Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям — кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры — это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники.
С этим же связан обычай прыгать через костер — это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него[2]. Считалось, что таким образом «боги» избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас сигает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?).
После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» — совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы.
Вот что пишут о процедуре этого праздника современные неоязычники[3]: «Девушки и женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей на такие праздники не пускали — и. И.) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого (партнера на ночь — и. И.), обсуждая с «кумушками» его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.
Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка — и. И.). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета — и. И.), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».
О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции, понимая «специфичность» своих рекомендаций, спешат добавить, что это «… не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам», и что «детей, зачатых в купальскую ночь, боги наделяют волшебной силой». Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала — день «узаконенного» блуда.
Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии по праздникам и т. д. Все это тоже считалось «жертвой богам», и не менее «восторженной».
Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен — демонам.
Бог Истинный — есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» — жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.
Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к Купале люди, не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?
Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения — «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника, ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем — загрязнит ум и сердце (если ему еще есть что терять в этом плане).
По большому счету, этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд народу (как чужды духу русского народа большевистские праздники).
Кто же организовывает ныне «Купальнинские» торжества? Кому они нужны? Как ни странно этому содействуют (скорее по неведению — надо же что-то делать) районные отделы культуры и сельские ДК.
Неужели нам больше отпраздновать нечего? Неужели нам не о чем вспомнить в своей истории? Разве мало у русских памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда были Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли знают наши, Калужские события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в Боровском монастыре в 1610 г., убийство Лжедмитрия II в Калуге, бои в Малоярославце в 1812 г., расправу латышских стрелков над крестьянами «Улановского мятежа», трагедию армии генерала Егорова?
Я уверен, что про большую часть этих событий молодежь слыхом не слыхала. Но про Купалу и Валентинов день им заботливые взрослые забыть не дадут — научат и просветят.
Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей — хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.
Еще один любопытный знак времени — попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас — гадают, на Троицу — плетут венки, на Петра и Павла — танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и сути христианские, лишаются свой духовной и воспитательной нагрузки, становятся поводом или к обычному «оттягу», или, что еще горше — к делам оккультным (гаданию). Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать на чужом авторитете — просто не этично.
Если кому-то хочется стать язычниками, сигать через костры, гадать, совершать ритуальные купания, блудить с первым встречным, делать своих детей нравственными уродами, приносящими под кустами «восторженную жертву богам» — пожалуйста, у нас страна свободная (по крайней мере в этом).
Но, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, что бы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.
Примечания:
[1] Его иногда называют «Иваном Купалой», но это неправильно. В православной Церкви на этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи. У язычников ни о каком «Иване» и речи быть не может. Название «Купала» связано с одним из ритуальных действ этого праздника.
[2] Современные язычники не дают такого толкования этому действу. Очевидно, с веками, дойдя до славян, древние культы потеряли свою смысловую нагрузку.
[3] Цитата с сайта новых язычников — «Союза славянских общин».
Источник: Psevdo.net
24 июня, 2010 • Игумен Игнатий (Душеин)
Комментарии
У меня этот день ассоциируется с юностью.Когда ты идешь на работу,получаешь ухат холодной воды за шкирку и понимаешь,"Ивана Купала" .И весь день либо прячешься,либо караулишь новоприбывших .
↑ Перейти к этому комментарию
Скорее, не заимствованы, а использованы в миссионерских целях. Так, языческий праздник середины зимы переосмыслен как дата Рождества Христова (на самом деле, подлинная дата Рождества неизвестна). А славянская Масленица теперь - просто весёлая неделя в преддверии Великого поста.
давайте не будем забывать о том, что творилось в лоне церкви в средние века. Купала - не был днём "узаконеного" блуда. были люди, для которых данный праздник был просто поводом. такие безнравственные люди были и есть во все времена.
нельзя судить однобоко. задумайтесь еще вот над чем. праздник Купала приходился на середину лета, когда поля уже засеяны, а урожай не созрел. именно в этот промежуток времени проходили сватанья, обручения, а свадьбы планировались на осень, когда урожай уже собран. если смотреть с этой стороны, то в прыганьи пар через костер нет ничего страшного.
вот этнографы как раз пишут, что такое поведение как ритуальное совокупление в данный праздник было нормой. И грехом не считалось. вообще не вижу связи. Почему летом было не страшно приносить жертву богам путём прыжков через костёр?
а нынче служители церкви ездят на дорогущих машинах, благословляют преступников на президенство, чревоугодничают, в монастырях послушники блудят. и это тоже не грех? еще раз повторюсь, нельзя всех равнять под одну гребенку.
какая жертва? какому божеству принесена эта жертва?
и опять же, современные этнографы описали то, чему они сами не были свидетелями. то есть блудом и жертвоприношениями прыжками через костер занимались все поголовно от мала до велика?
да даже если это было и так, это было до того, как Русь крестили. прошло еще несколько веков до того, как христианство прижилось в самом последнем поселении. это наше прошлое. и каким бы оно ни было, нельзя обвинять наших предков с пеной у рта. "не суди, да не судим будешь". если человек избрал для себя распутную жизнь, то он будет прикрываться всем, чем только можно. и не важно в каком веке и в каких условиях живет этот самый человек
а нынче служители церкви ездят на дорогущих машинах, благословляют преступников на президенство, чревоугодничают, в монастырях послушники блудят. и это тоже не грех? еще раз повторюсь, нельзя всех равнять под одну гребенку.
какая жертва? какому божеству принесена эта жертва?
и опять же, современные этнографы описали то, чему они сами не были свидетелями. то есть блудом и жертвоприношениями прыжками через костер занимались все поголовно от мала до велика?
да даже если это было и так, это было до того, как Русь крестили. прошло еще несколько веков до того, как христианство прижилось в самом последнем поселении. это наше прошлое. и каким бы оно ни было, нельзя обвинять наших предков с пеной у рта. "не суди, да не судим будешь". если человек избрал для себя распутную жизнь, то он будет прикрываться всем, чем только можно. и не важно в каком веке и в каких условиях живет этот самый человек
↑ Перейти к этому комментарию
Как админ группы вынуждена предупредить Вас о недопустимости подобных высказываний. Известны факты?
И прошу Вас как админ - не надо флудить. Если есть желание - обсудите эту тему у себя в дневнике. Здесь мы говорим о другом. Насколько я изучала данный вопрос ранее - Яриле.
Впрочем, солярные культы были распространены по всему миру и везде отличались особой жестокостью. Надо отметить, что славяне, насколько известно об их религиозных воззрениях, были здесь далеко не на первом месте - в сравнении с хананеями, ацтеками или кельтами. Кроме детей. Даже наши предки-язычники не допускали детей на свои эротические игрища. а никто не обвиняет. Жили во тьме - что ж... но теперь нужно думать, прежде чем подражать их действиям. Разница есть. Наши христианские предки всё же знали, что распутство - грех. Понятие греха в людях было достаточно твёрдо. Это сейчас оно размывается всё более и более. Но если раньше распутник блудил - так он это нормой всё равно не считал... Вспомнилось, что отвечал гоголевский Хома Брут сотнику, который назвал его подвижником благочестия.
А вот когда распутство носит ритуальный характер (как у древних хананеев) - так это другой вопрос. Тут греха, в их понимании, не было, а была добродетель.
По делу - я дала внизу ответ о. Макария.
давайте не будем забывать о том, что творилось в лоне церкви в средние века. Купала - не был днём "узаконеного" блуда. были люди, для которых данный праздник был просто поводом. такие безнравственные люди были и есть во все времена.
нельзя судить однобоко. задумайтесь еще вот над чем. праздник Купала приходился на середину лета, когда поля уже засеяны, а урожай не созрел. именно в этот промежуток времени проходили сватанья, обручения, а свадьбы планировались на осень, когда урожай уже собран. если смотреть с этой стороны, то в прыганьи пар через костер нет ничего страшного.
↑ Перейти к этому комментарию
И кроме этого мне интересно, как Вы трактуете преследование раскольников? Или то же крещение Руси?
А вот цитата, повторюсь, была про "узаконенный блуд". В западном мире это действительно было нормой, об этом даже на лекциях по истори средневековья говорят.
Блуд - это только секс вне брака? Кровавые игрища - не блуд?
Не очень правильно ссылаться только на митрополита Филиппа, когда мы говорим об отношениях церкви к Ивану четвертому. Столетиями церковь благословляла на царство разных людей, называя помазанниками Божьими порой совершеннейших кровопийц. Да и развратников тоже. Это не узаконенный блуд?
Правильно ли оправдывать свои грехи тем, что кто-то другой тоже грешник?
↑ Перейти к этому комментарию
так же например в Прибалтике-где христианство появилось позднее,чем на Руси-до сих пор сохранились первые костелы-где в основания вмурованы валуны с языческих капищ-даже руны видно. все для того же-ляди приходили,кланялись по привычке им-но так как камень в основании костела-то кланялись соответственно и Христу.
вообще статья познавательная,но я против такого кликушества-знают ли люди ,что изображают мерввецов?а ничего,что христиане поклоняются мертвецам?ну святые мощи-но если браьт материальную точку зрения-это трупы. так что не понимаю подобного ..устрашения..как для темных и глупых местами написано.надо же как-то аудиторию уважать.
С уважением, админ.
О смысле почитания мощей можете узнать здесь:
https://www.stranamam.ru/post/4222138/
но как их не назови-для стороннего человека-это есть останки людей-так можно выразиться?поэтому пенять язычникам- за то,что практикуется в христианстве-ну как-то.политика двойных стандартов .
я говорю о стиле конкретной статье.не о христианстве.
так же например в Прибалтике-где христианство появилось позднее,чем на Руси-до сих пор сохранились первые костелы-где в основания вмурованы валуны с языческих капищ-даже руны видно. все для того же-ляди приходили,кланялись по привычке им-но так как камень в основании костела-то кланялись соответственно и Христу.
вообще статья познавательная,но я против такого кликушества-знают ли люди ,что изображают мерввецов?а ничего,что христиане поклоняются мертвецам?ну святые мощи-но если браьт материальную точку зрения-это трупы. так что не понимаю подобного ..устрашения..как для темных и глупых местами написано.надо же как-то аудиторию уважать.
↑ Перейти к этому комментарию
кстати, про святые мощи. недавно прочла цикл рассказов о монахах-бенидиктинцах. оооочень интересно и познавательно. так вот, был рассказ о том, как в середине 13го века монахи из одного аббатства в Англии отправились за мощами валлийской святой в Уэльс. якобы она призвала одного из бенедиктинцев совершить это поломничество. жители валлийской деревни были против того, чтобы их святая покинула землю, в которой она родилась и была погреблена. но против их воли мощи святой извлекли на свет божий и спрятали в ларец. у бенедиктинца, которого призвала монахиня, произошло помутнение рассудка и он совершил убийство, свято веря в то, что им руководят высшие силы. в итоге сам монах погиб по своей ошибке, он ночью сошел с тропы, упал и свернул шею. тогда один из бенедиктинских монахов, который сам был валлийцем, помог подменить мощи святой телом погибшего монаха. в Англию увезли тело монаха-убийцы, а святую заново захоронили в ее прежнюю могилу. но святая простила погибшего монаха и являла свою милость, излечивая нуждающихся паломников, которые приходили к ковчежцу.
вполне возможно, что история выдумана, но она заставила меня задуматься над тем, что неважно истинным ли мощам мы поклонились. важно то, что если святому угодно услышать тебя, он услышит
Если тогда люди ошибались на один лад, не значит, что мы должны ошибаться на другой.
Разница существенная. Коротко: произвольное изменения в вероучении и практике церковной жизни привели к существенным искажениям в жизни духовной. Примеры жизни католических "святых" с их псевдодуховностью, замешанной на эротической основе, приведены в лекциях проф. Осипова и книгах о. А. Кураева.
Что до профессора Осипова и о.Андрея. то это ведь сугубо православные богословы. То есть, возможно, люди пристрастные с точки зрения Вашего оппонента.
То есть получается "учись у наших богословов - поймешь нашу правоту"
кстати, про святые мощи. недавно прочла цикл рассказов о монахах-бенидиктинцах. оооочень интересно и познавательно. так вот, был рассказ о том, как в середине 13го века монахи из одного аббатства в Англии отправились за мощами валлийской святой в Уэльс. якобы она призвала одного из бенедиктинцев совершить это поломничество. жители валлийской деревни были против того, чтобы их святая покинула землю, в которой она родилась и была погреблена. но против их воли мощи святой извлекли на свет божий и спрятали в ларец. у бенедиктинца, которого призвала монахиня, произошло помутнение рассудка и он совершил убийство, свято веря в то, что им руководят высшие силы. в итоге сам монах погиб по своей ошибке, он ночью сошел с тропы, упал и свернул шею. тогда один из бенедиктинских монахов, который сам был валлийцем, помог подменить мощи святой телом погибшего монаха. в Англию увезли тело монаха-убийцы, а святую заново захоронили в ее прежнюю могилу. но святая простила погибшего монаха и являла свою милость, излечивая нуждающихся паломников, которые приходили к ковчежцу.
вполне возможно, что история выдумана, но она заставила меня задуматься над тем, что неважно истинным ли мощам мы поклонились. важно то, что если святому угодно услышать тебя, он услышит
↑ Перейти к этому комментарию
да ,согласна!
Какой мог быть блуд у крестьян тысячу лет назад? Это порядок был такой, а вовсе не блуд. Люди вкалывали с раннего утра и до поздней ночи. Не ходили в кино, не валялись у телевизора, не пили водки, не кушали мороженое...Ну был у них такой праздник не очень соответствующий сегодняшним культурным нормам. Ну и что?
Не очень корректно с сегодняшними мерками к тогдашней жизни.
И тому подобные озлобленные речевые обороты, типа: мне совсем не нравятся. Бородинская битва - это наша история. А Ивана Купала нет, что ли?
Мне кажется нужно как-то... мудрее, что ли. Если с нами самый праведный и истинный Бог, то зачем нам искать врагов в собственных предках живших тысячу лет назад? Да еще так бояться их?
И дело не в поисках врагов, а в том, что немыслимо тогдашние "нормы" считать нормами для страны, которая уже тысячу лет как христианская. Кому надо - пусть делает выбор. Но знать - надо. В том-то и дело, что историю нужно уметь оценить с христианской точки зрения. И не все страницы как российской, так и общечеловеческой истории мы можем вспомнить без стыда перед Богом.
Добавлю о языческих "нормах". Вообще-то, если верить Библии, то человечество развратилось отнюдь не сразу. Тоже кинотеатров и клубов по интересам не было. Ничего, как-то в брак вступали. А некоторые "примитивные" народы современности сохранили и память о Едином Боге, и строгое единобрачие. Об этом, например, свидетельствует Ливингстон.
Но и в этом случае нам останется только гадать, что сказал бы апостол Павел непосредственно про нас с Вами. И про данный разговор и про нынешнее христианство в целом.
Знать-то, чем больше тем лучше. А вот оценивать нужно уметь не осуждая. Эдак высокомерно судить о ближнем своем, для христианина непозволительно, с моей точки зрения. Тем более по такому, достаточно безобидному, поводу. По мне - стыдиться Ивана Купалы, это как стыдиться того, что я во младенчестве ночным горшком пользоваться не умел.
Так и наши языческие предки тоже вступали в брак. И их семьи были намного прочнее семей в сегодняшней христианской России.
Но и в этом случае нам останется только гадать, что сказал бы апостол Павел непосредственно про нас с Вами. И про данный разговор и про нынешнее христианство в целом.
Знать-то, чем больше тем лучше. А вот оценивать нужно уметь не осуждая. Эдак высокомерно судить о ближнем своем, для христианина непозволительно, с моей точки зрения. Тем более по такому, достаточно безобидному, поводу. По мне - стыдиться Ивана Купалы, это как стыдиться того, что я во младенчестве ночным горшком пользоваться не умел.
Так и наши языческие предки тоже вступали в брак. И их семьи были намного прочнее семей в сегодняшней христианской России.
↑ Перейти к этому комментарию
Ещё: к римлянам гл 1, 21 - 28:
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,-
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства.
Явления НУЖНО осуждать. нельзя осуждать конкретных людей.
Эх, всё смешалось в доме Облонских...
Дам банальный ответ: почитайте святых отцов. Особенно современных подвижников, что и как они советуют и что говорят тем, кто идёт на совет нечестивых (по выражению псалмопевца). Цитировать не буду, а то диссертация получится. Что было в прошлом - то было. Слава Богу, прошло. Но вот если взрослый начнёт мочиться мимо унитаза и говорить, что это есть древний обычай - ...
Не знаю, у меня такой статистики нет. У Вас, полагаю, тоже.
Сегодняшняя Россия скорее - языческая...
Выбрали бы одну и приписали бы как Вы её понимаете. Или две. А то получается "На свете есть Библия и значит я права"
Какое явление Вы решили осудить? Попрыгают ребятишки через костер, пустят венки по воде - что в том зла-то? Почему у Вас такое отношение к детству? Вы все перепутали - нынешние обычаи как раз предписывают попадать внутрь унитаза всеми своими отправлениями. Но это никоим образом не мешает нам умиляться малышней, хотя она и прудонит порой в штанишки
Тут дело не в статистике, тогда её не было никакой, естественно. В первобытных обществах внутрисемейная дисциплина определяет выживание и общины и отдельного человека. Неужели Вы это станете оспаривать? Условия жизни были такие - поодиночке не прожить.
Так с этим я согласен. Только это противоречит другому Вашему высказыванию. Про то, что страна уже тысячу лет как христианская.
К слову, ап. Павел был непримирим к язычеству - но очень терпим к язычникам, понимая, что перед ним люди ещё непросвещённые.
и - да, он обращается к современным ему христианам - вчерашним язычникам. Вам хочется песен? их есть у меня.
"""Вы были некогда тьма, а теперь-свет в Господе: поступайте , как чада света"""
Что-то апостол не умиляется "детству" бывших язычников, а прямо говорит, кем они были и кем - стали.
Например - не так страшен сам развод Владимира Владимировича Путина, как неприятны его слова:
Я много раз читал и Ваши слова и слова, например о. Димитрия Смирнова о том как надежен брак зафиксированный ЗАГС-ом противу простого сожительства.
Почему ни один священник не прокомментировал эти слова президента? Хочется ведь понять - все так же важно регистрировать брак или теперь такой брак "не касается религиозной стороны дела"?
А еще Ксения Собчак, например, утверждает, что брак-то у первой четы был венчанный.
Если всплывет, что это действительно так, то будет совсем скверно.
_____________________
Видимо, как "чаду света" Путину следовало прямо сказать - "ну вот грешен я, братья-сестры, не уберег семьи своей"
Вместо этого Церковь молчит и тем самым слегка перестраивает стандарты, дабы не смутить сановника. Но морали получаются совсем не Божеские, какие-то.
1 Мирская власть важнее Божьей.И может поучать нас "религиозной стороне дела"
2 Лучше промолчать, чем сказать властителю неудобную правду.
3 Лучше соврать, чем иметь через правду разные неприятности.
Так мы и получаем вместо света очередную порцию тьмы. Внутри христианского сообщества. А не от того, что какие-то детишки венки по воде пустят и с гитарами у костра посидят. Да даже и иерей съевший на масленицу лишний вкусный блинок может быть умилителен, хотя и прекрасно знает, что это поклонение "божку-демону" Яриле.
Не в том наши беды, что монахи блины кушают. А в том, что нас почему-то мертвые языческие истуканы интересуют больше живых людей.
Статью на тему языческих праздников можно прочитать здесь:
http://www.pravmir.ru/chuchelo-szhigat-ili-ne-szhigat/
http://www.pravmir.ru/maslenica-dobrye-tradicii-i-yazycheskie-sueveriya/
Вот Вам и доводы против сжигания масленицы Ребенок, оказывается, должен пребывать в сладкой иллюзии, что булки растут в супермаркете.
Я в шоке. Умные и образованные дамы пытаются запудрить мне мозги этакими аргументами. Такое ощущение, что читаешь статью о вреде джинсовой одежды лет, эдак, тридцать назад.
Ладно... а если это чучело - его самоделка?... ребёнку будет польза от такого действа? сомнительно.
Впрочем, ответ о. Макария я озвучила - всё может быть неоднозначно и зависеть от конкретной ситуации.
И да, они делают под его руководством куклу из бумажного и деревянного мусора. Но им специально объясняется каждый год ДЛЯ ЧЕГО и ЗАЧЕМ делается эта кукла сейчас и для чего она была так нужна нашим предкам.
Если Вы мне поясните, какой от этого может быть вред, я постараюсь от этой традиции друга отговорить.
Вы правда думаете, что Ярила при этом имеет шансы набрать очков и одолеть Христа хотя бы в "одной отдельно взятой" душе?
Психолог считает, что детям неполезно видеть, как уничтожаются плоды их труда. тем паче, что теперь в таких вот традициях уже смысла нет.
Впрочем, пока подробные исследования на эту тему не проводились, настаивать не буду. Одно дело - видеть, как сгорает какое-то посторонне чучело, и другое - как своя, родная, сделанная своими руками куколка (у нас тоже на праздновании Масленицы такой эпизод был. Я видела, с какими растерянными лицами дети прижимали к себе свои самоделки...)
Чего точно не стоит делать - отбирать у ребенка первую в жизни, произведенную им куколку и сжигать её у него на глазах.
Но так ведь никогда и не делалось. Взрослые делали куклу, а дети им помогали восторгаясь от собственной причастности.
Но насчет того, что детей вообще нужно оберегать от всякого стресса - трудно согласиться. В футбол мальчишки проигрывают - дело доходит, когда до слез горючих, когда до драки. Хорошо, если рядом есть взрослый, что бы напомнить, что это всего лишь игра. Но если не находится, то так или иначе дети с этим справляются.
Ломаются любимые игрушки. Милая нежная мама неожиданно срывается и переходит на крик. Победоносный колобок попадает в пасть к хитрой лисе.
Счастливый день рождения мог бы еще продолжаться и продолжаться, но родители гонят спать. Доверчиво сунул пальчик в огонь, а огонь безжалостно в этот пальчик вцепился... Вся жизнь ребенка исполнена опасностей, получается.
Помню воспиталка вывела наш дет-сад в лес и заставила собирать грибы. Я нашел какие-то раскрасивые поганки и радостно ей предъявил. Она сказала - это плохие грибы - пойди их выброси. Так мне было обидно - зашел я в кусты и съел их прямо сырыми.
Ладно... а если это чучело - его самоделка?... ребёнку будет польза от такого действа? сомнительно.
Впрочем, ответ о. Макария я озвучила - всё может быть неоднозначно и зависеть от конкретной ситуации.
↑ Перейти к этому комментарию
Да и насколько это верно - продавать недра, а не обрабатывать их?
Только иллюзии, как мне кажется, лучше развеивать, а не разбивать.
Особенно, если речь о детях.
Хочу спросить о некоторых обычаях, которые родом из нашего языческого прошлого. Например, скоро - рождество св. Ионна Крестителя; в народе языческий праздник, который приходится на этот день, получил название Иван Купала. Сейчас языческие обычаи реанимируются людьми, которые, говоря красивые слова о возрождении традиций, мало понимают в этих традициях и их происхождении. Об этом - статья о. Игнатия (Душеина):
http://www.pravmir.ru/ivan-kupala-2/
Вопрос вот какой: мне приходилось сталкиваться с тем, что некоторые православные не видят ничего дурного ни в нашем языческом прошлом (вроде - "это же детство человечества, как можно стыдиться детства?"), ни в возрожденных обычаях (например, купальских игрищах - без эротики, разумеется). Но, может, если смысл обычая утрачен, то в самом по себе действе - прыжках через костёр, например, или пускании венков по воде - нет ничего предосудительного? Просто - красиво и занимательно. Или это не так?
================================
Это весьма серьезный и ёмкий, многогранный вопрос; он возникает как на личном и семейном уровне, так и в общественной сфере (школа, поселок, город), так и на уровне всей российской нации. Причем подход к решению тот же самый: польза, положительный результат (или противодействие отрицательному). - Но многообразие конкретных ситуаций исключительно велико.
Примеры и подробности см. в заметках "Народное или языческое?", "Языческий обычай" в разделе "Страна и народ" на сайте http://convent.mrezha.ru/, а также "Языческие сувениры" в разделе "Знание и невежество" на том же сайте.
Меня восторгает ваша честность. Я бы, наверное, так не смог.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: