Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Юрий Белановский: Начало Великого поста. Что такое канон Андрея Критского?

Юрий Белановский: Начало Великого поста. Что такое канон Андрея Критского? Чтобы услышать покаянный великий канон Андрея Критского и помолиться, верующие, несмотря на будни и вечернее время, стремятся в первые дни Великого поста в храмы. Вопреки известности и большой популярности в православной среде, подавляющее большинство россиян даже не представляет, что такое этот канон и о чём в нём говорится.


Что такое канон?

В православной традиции слово «канон» используется во множестве значений. Большей частью – это какое-либо правило, к примеру, состав книг Священного Писания, или дисциплинарное предписание (церковный закон), или иконописные правила, или порядок и особенности совершения богослужения. Канон Андрея Критского – из другой области. Он и многие другие каноны – своего рода гимны, церковные богослужебные песни, составленные в определённой, строго выдержанной литературной форме. Такие каноны – это не просто молитвы, читаемые на богослужении, а законченная по смыслу последовательность, состоящая из 9-ти групп молитвенных стихов, называемых также песнями.

В первые века христианское богослужение состояло, в основном, из чтения книг Ветхого и Нового Завета, пения молитв, большей частью псалмов. Пелись и так называемые библейские песни – молитвы, воспетые пророками и праведниками в наиболее важные события их жизни и жизни Израильского народа. Библейские песни составляют цвет библейской поэзии, вдохновлённой религиозными переживаниями. Среди авторов библейских песен – пророки Моисей, Исайя, Иона. Сюда относят и песни Пресвятой Богородицы, а также Захарии – отца Иоанна Крестителя. Именно библейские песни и легли в основу канонов.

К VII веку выработалась практика во время богослужения перемежать стихи (строки) библейских песен молитвами (тропарями), составленными христианами в честь Господа Иисуса Христа, Богородицы или святых. Эти тропари со временем вытеснили сами песни и составили каноны, которые сегодня являются неотъемлемой частью одного из традиционных богослужений – утрени. Вероятно, впервые большие и полные каноны начал писать святой Андрей архиепископ Критский.


Об Андрее Критском

Андрей Критский (660–740) – византийский оратор, учитель, поэт (гимнограф). Родился и получил образование в Дамаске. В молодости поступил в братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где был пострижен в монашество. К концу VII века Андрей переехал в Константинополь, а в самом начале VIII века был рукоположен в епископы на остров Крит. Вскоре, видимо, боясь государственных и церковных властей, он поддержал насаждаемую ими ересь «монофелитства», в чём впоследствии раскаялся и воссоединился с православными. Сохранились сведения, что на Крите Андрей строил церкви, устраивал приюты и богадельни.

Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелодий, автор множества молитв и богослужебных песен и гимнов. С его именем некоторые учёные связывают появление самого жанра 9-типесенного канона, используемого ныне повсеместно. Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный великий канон, состоящий из 250 стихов. Кроме этого, Андрею Критскому принадлежат около 70-ти канонов, в том числе и каноны на главные церковные праздники.


Канон Андрея Критского

Канон в поэтической форме представляет собой как бы внутренний диалог человека со своей душой. Вернее, это обращение к душе в виде коротких стихов (тропарей) с напоминаниями из книг Священного Писания, размышлениями о своих грехах, призывами к покаянию, надеждой на милосердие Божие. Традиционно считается, что покаянный канон, читаемый в первые дни Великого поста, задаёт христианам определённый тон и смысл подготовки к Пасхе. Встретить воскресшего Христа Спасителя может прежде всего нуждающийся в Нём, ожидающий Его, надеющийся на милость и благость Божию.

В первой песни канона Андрей признаётся, что без Христа Спасителя он не может победить зло и грех, и вспоминает из Евангелия многие добрые примеры в надежде на прощение и помощь Божью. Другие семь песен канона – воспоминания наиболее известных и значительных персонажей и событий Ветхого Завета ради напоминания себе о злодеяниях и добродетелях и о благости Божией. Андрей взывает к бдительности и трудам ради борьбы со злом и понуждению себя к добру. Среди прочих Андрей вспоминает Адама, Еву, Каина, Авеля, Ноя, Иова, Авраама, Иакова, Иосифа и его братьев, Давида, Соломона, Илию, Иону. В последней девятой песни Андрей обращается к Новому Завету, напоминая себе и читающим о жертве Христовой, о спасении во Христе. Автор канона вспоминает притчи Господни и события из жизни Иисуса, где Христос в ответ на веру прощал грехи и исцелял от болезней.

Чтобы не пересказывать, приведу некоторые стихи (тропари) канона в русском переводе. Думаю, что даже без комментариев вполне возможно оценить красоту, поэтичность и глубину назидания этих молитв.


Стихи канона Андрея Критского

С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.

Подражав в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишённым Бога, лишённым Божией благодати вечного царства и блаженства за грехи мои.

Облёкся я в разодранную ризу, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь. Посмотрел я на красоту дерева и прельстился умом; потому лежу нагим и стыжусь. Погубил я первозданную красоту и благообразие моё и теперь лежу нагим и стыжусь.

Вспоминая всех, живших до закона, ты, душа, не уподобилась Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху чрез переселение к Богу, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных.

Ты замыслила, душа, построить башню и воздвигнуть твердыню своими вожделениями; но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю построения твои.

Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил отеческую землю и сделался странником; подражай его решимости.

Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот, беги от Содома и Гоморры, беги от огня всякого безрассудного пожелания.

Ты, душа моя, услышав об Иове, сидевшем на гноище и оправданном, не подражала ему в мужестве, не имела твёрдой воли во всём, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою.

Исповедаюсь тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа – этот плод чистоты и целомудрия. Владыко Господи, Иосиф был некогда во рве, во образе Твоего погребения и воскресения; я же что когда-либо Тебе подобное представлю?

Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе в купине узреть явление Бога. Моисеева рука да уверит нас, душа, что Бог может убелить и очистить прокажённую жизнь; и не предавайся отчаянию, хотя ты и поражена проказою.

Я пал от невоздержанности, как Давид, и осквернился; но, Спаситель, омой и меня слезами.

Некогда великий Соломон, будучи исполнен благодати премудрости и сделав злое перед Богом, отступил от Него; ты сама, душа, ему уподобилась своею достойною проклятия жизнью.

Прошли мои дни, как сон пробудившегося; посему я плачу на своём ложе, подобно Езекии, чтобы продлились годы моей жизни; но какой Исаия поможет тебе, душа, если не Бог всех?

Колесничник Илия, взойдя на колесницу добродетелей, вознёсся превыше всего земного, как бы на небеса; помышляй же, душа моя, об его восходе.

Из Ветхого Завета всех я представил тебе в пример, душа; подражай богоугодным деяниям праведных и, напротив, избегай грехов людей порочных.

Господь, постившись в пустыне сорок дней, взалкал наконец, обнаруживая Своё человеческое естество: посему не унывай, душа, если враг устремится и на тебя, но молитвами и постом да отразится он от ног твоих.

Господь прикосновением к одежде исцелил кровоточивую, очистил прокажённых, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и словом уврачевал согбенную, чтобы ты спаслась, несчастная душа.

Спаситель, как Ты спас воззвавшего Петра, поспеши спасти и меня, избавь, простёрши Свою руку, и изведи из глубины греха.

Тихое пристанище вижу в тебе, Владыка Христе: поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния.

Я, Спаситель – драхма с царским изображением, которая в древности потеряна для Тебя; но, засветив светильник – Своего Предтечу, взыщи и найди Свой образ.

Не окажись, душа моя, с отчаяния хуже хананеянки, у которой словом Божиим за её веру исцелена дочь; взывай Христу, как она, из глубины сердца: сын Давидов, спаси меня.

По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам, теперь я весь изранен ими, покрыт язвами; но Ты Сам, Христе Спаситель, приди и исцели меня.

Хотя я и грешен, Спаситель, но знаю, что Ты – человеколюбив: наказываешь с состраданием и милуешь с любовью, взираешь на плачущего и, как Отец, спешишь призвать блудного сына.

Посреди земли Ты устроил спасение, милосердный, чтобы мы спаслись; Ты распялся на древе добровольно; и отверзся заключённый Едем; небесное и преисподнее, творение и все спасённые народы поклоняются Тебе.

Время жизни моей кратко и наполнено огорчениями и пороками; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, дабы не сделаться мне добычею и снедью противника (сатаны); Ты Сам, Спаситель, смилуйся надо мною.


Юрий Белановский, Руководитель
добровольческого движения «Даниловцы»


из газеты "Аргументы и факты"
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Юрий Белановский: Начало Великого поста. Что такое канон Андрея Критского?
  Чтобы услышать покаянный великий канон Андрея Критского и помолиться, верующие, несмотря на будни и вечернее время, стремятся в первые дни Великого поста в храмы. Вопреки известности и большой популярности в православной среде, подавляющее большинство россиян даже не представляет, что такое этот канон и о чём в нём говорится.
Что такое канон? Читать полностью
 

Комментарии

капля счастья
18 марта 2013 года
+1
спасибо
Мария Травкина (автор поста)
19 марта 2013 года
0
Мышунечка
18 марта 2013 года
+1
Благодарю за прекрасный материал!
Мария Травкина (автор поста)
19 марта 2013 года
0
Moshka888
20 марта 2013 года
+1
Мы многие здесь работаем. Чтение этого канона в храме проходит, н-р, в нашем, в 17-00. Работаю я до 18-00. Вчера у меня получилось посетить службу, а вот сегодня и завтра - вряд-ли. Я знаю, что желательнее в церкви, но читается ли этот канон дома?
Мария Травкина (автор поста)
20 марта 2013 года
0
можно посмотреть (если дома) по ТВ "Союз", там по мск в 16.00 читают, или послушать по радио "Град Петров" через интернет - в 18.00 по мск тут:
http://www.grad-petrov.ru/online.phtml
Moshka888
20 марта 2013 года
0
Спасибо большое, а если слушать или смотреть, то тоже на коленях, с поклонами, перед иконой? Простите за такой вопрос. Пощусь давно, а вот с чтением молитв первый раз
Мария Травкина (автор поста)
20 марта 2013 года
+1
я просто по тексту слежу и крещусь, как на домашней молитве. Как-то странно кланяться, будучи не в храме... впрочем, это личное дело каждого.
Хотя мне не удаётся как следует послушать, ребёнок не даёт.
Moshka888
20 марта 2013 года
0
угу, пока мультик идет, можно и помолится, а потом...знакомо
Мария Травкина (автор поста)
20 марта 2013 года
0
у нас мультик и комп в одной комнате...так что не послушаешь...
Moshka888
20 марта 2013 года
+1
дети быстро растут, все наверстаем))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам