Домашняя школа Монтессори. Часть 4
Салат
В Монтессори педагогике особый акцент делается на том, чтобы предметы для занятий были настоящими. Поменьше размером, полегче, с удобными ручками, но настоящие. Такие материалы помогает малышу в контроле ошибок. Настоящая тарелка может разбиться, настоящий нож тяжелый, настоящее варенье пачкает скатерть и т. п. Конечно, дома мы не всегда можем соблюдать эти принципы. Но, проводить некоторые занятия по-настоящему возможность есть. Достаточно подобрать для этого правильные, безопасные материалы.
Итак настоящий салат. Отвариваем овощи в зависимости от вкусовых предпочтений ребенка (картошка, морковка, свекла...). У моего ребенка вкусы ограничены вареной картошкой и может пару кусочков морковки съесть. Чуть позже подключили и соленый огурец. Уже почти винегрет
Затем собираем вспомогательный материал: 2 миски (одна для еще не порезанных овощей, вторая для готового салата), разделочная доска, нож (вполне подойдет сервировочный или из детского набора столовых приборов. таким ножом порезаться нереально при всем желании, а отварные овощи он неплохо режет), ложка, солонка с солью, бутылочка с растительным маслом (удобно использовать бутылочки от подарочного алкоголя 0,03, 0,04, 0,05 мл.).
Режем овощи и складываем их в миску, солим, заправляем маслом, перемешиваем. Салат готов! Можно есть и угостить маму. Ну, и конечно же, не забываем помыть посуду.
Свой первый салат Саша сделала года в 2,5. Сейчас уже реально помогает мне делать винегрет или оливье. Правда, ни то ни другое сама не есть. Поэтому, я года режу салат, ставлю ей отдельную мисочку. Она сама накидает туда чего захочется из предложенных продуктов (картошку, колбаску, огурчик), посолит, заправит и съест.
Мытье посуды
Это, нелюбимое мамами занятие, очень нравится детям. Возня с водой всегда привлекает. Мытье посуды может быть отдельным самостоятельным занятием. И обязательно заканчивать мытьем посуды те занятия, которые того требуют (все тот же салат или любая готовка). Никаких особых правил здесь не существует. Просто надо обеспечить ребенку доступ к воде, обеспечив его безопасность. Выдать чашку, ложку, бутылку, стакан, тарелку... Нужно показать как намыливать губку, как губкой мыть тарелку, а потом смывать водой. Все остальное малыш подскажет сам. Будет переливать воду из бутылки в чашку, мусолить губку наслаждаясь пеной и т. п.

Мытье посуды - это, пожалуй, наше первое занятие, с которого началось знакомство с Монтессори педагогикой. Наблюдая за тем как годовалый ребенок 40 минут не вылазит из раковины, я и задалась вопросом использования такого интереса с пользой.
Пуговки
Пуговицы - материал очень интересный и привлекательный. В коробочке из под духов (красивая, золотая и блестящая) делаем 2 отверстия (ножницами): одно побольше, другое поменьше. Внутрь коробочки насыпаем пуговицы, разные по размеру, цвету и другим характеристикам. Высыпаем пуговицы на стол. Малыш собирает их в коробочку, пропихивая через отверстия: маленькие пуговки в маленькое отверстие, большие в большое. Очень просто, интересно, познавательно и красиво. Развиваем мелкую моторику, словарный запас, знакомим с размерами, цветом, формой.
Нанизывание
Для маленьких деток в этом занятии нужны бусины с крупной дыркой и шнур (можно от ботинок). Если шнур не ботиночный (где нет пластикового конца), то предварительно один его конец нужно обмакнуть в клей ПВА и дать высохнуть. На этот конец и нанизывать бусины. На другом конце или завязать большой узел или закрепить одну бусину, продев шнур несколько раз. Когда нить бус готова, завязываем оба конца простым узлом и надеваем на нашу детку. Красиво! По мере взросления ребенка и освоения им нанизывания, размер бусин можно уменьшать и использовать уже не шнур, а просто толстую нить (лучше синтетику, по ней лучше скользят бусинки).

ВНИМАНИЕ! НИКОГДА НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗ ПРИСМОТРА С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ И ЛЮБЫМИ ВЕРЕВКАМИ! БЕЗОПАСНОСТЬ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО!
Собери дерево
Как то осенью из природного материала придумалось такое дерево. Ветка с веточками, желуди, листья, ваза, песок, зубочистки, шнурок. В вазу для создания устойчивой основы насыпаем песок и камни. Втыкаем ветку. Зубочистки режем пополам. Острым концом запихиваем в желудь (главное пробить корку, но ее можно предварительно проткнуть шилом, а внутри желудь мягкий). К другому концу привязываем шнурок (у меня вощенный шнур), чтоб вышла петля. Листья проглаживаем утюгом через газету, подсушиваем в книге и к хвостикам привязываем шнур. Пособие готово! Можно разбирать и собирать настоящее дерево. За не имением природного материала можно использовать искусственный: ягоды из пластилина, цветы и листья из картона.

Признаюсь, что дерево вышло недолговечным. По-видимому, желуди высыхают. Зубочистки начинают из них вываливаться. Может их нужно было проклеить или хотя бы пластилином залепить. Листики довольно хрупкие, но это и неплохо, тоже контроль ошибок. В общем, к весне дерево выбросила.
Цветная водичка
Способов изучения цветов много. Это и карточки, и раскраски, и кубики, и игрушки и т. п. У меня придумалось еще одно очень интересное занятие по изучению цветов. Разводим пищевые красители в воде в маленьких бутылочках (от сувенирного алкоголя остались). Подбираем соответствующее количество стопок (рюмок, чашечек). Стопки размещаем на цветных квадратах (из картона или бумаги). Далее задача проста: надо перелить цветную воду в стопку такого же цвета. Потом процесс повторяем в обратной последовательности: из стопок переливаем в бутылки с помощью маленькой воронки. А в завершении показываем "фокус" с превращением цветов: смешиваем разные оттенки, получая новые.
Вот такое интересное занятие получается!
Воду можно подкрасить акварелью или гуашью. Если ребенок не совсем маленький, то в рот может и не потянет. Конечно, нужно еще и контролировать. Обязательно держите рядом тряпочку или губку, чтобы сразу вытирать пролившиеся капли.
Продолжение следует...
В Монтессори педагогике особый акцент делается на том, чтобы предметы для занятий были настоящими. Поменьше размером, полегче, с удобными ручками, но настоящие. Такие материалы помогает малышу в контроле ошибок. Настоящая тарелка может разбиться, настоящий нож тяжелый, настоящее варенье пачкает скатерть и т. п. Конечно, дома мы не всегда можем соблюдать эти принципы. Но, проводить некоторые занятия по-настоящему возможность есть. Достаточно подобрать для этого правильные, безопасные материалы.
Итак настоящий салат. Отвариваем овощи в зависимости от вкусовых предпочтений ребенка (картошка, морковка, свекла...). У моего ребенка вкусы ограничены вареной картошкой и может пару кусочков морковки съесть. Чуть позже подключили и соленый огурец. Уже почти винегрет

Режем овощи и складываем их в миску, солим, заправляем маслом, перемешиваем. Салат готов! Можно есть и угостить маму. Ну, и конечно же, не забываем помыть посуду.
- Поделиться

Свой первый салат Саша сделала года в 2,5. Сейчас уже реально помогает мне делать винегрет или оливье. Правда, ни то ни другое сама не есть. Поэтому, я года режу салат, ставлю ей отдельную мисочку. Она сама накидает туда чего захочется из предложенных продуктов (картошку, колбаску, огурчик), посолит, заправит и съест.
Мытье посуды
Это, нелюбимое мамами занятие, очень нравится детям. Возня с водой всегда привлекает. Мытье посуды может быть отдельным самостоятельным занятием. И обязательно заканчивать мытьем посуды те занятия, которые того требуют (все тот же салат или любая готовка). Никаких особых правил здесь не существует. Просто надо обеспечить ребенку доступ к воде, обеспечив его безопасность. Выдать чашку, ложку, бутылку, стакан, тарелку... Нужно показать как намыливать губку, как губкой мыть тарелку, а потом смывать водой. Все остальное малыш подскажет сам. Будет переливать воду из бутылки в чашку, мусолить губку наслаждаясь пеной и т. п.

Мытье посуды - это, пожалуй, наше первое занятие, с которого началось знакомство с Монтессори педагогикой. Наблюдая за тем как годовалый ребенок 40 минут не вылазит из раковины, я и задалась вопросом использования такого интереса с пользой.
Пуговки
Пуговицы - материал очень интересный и привлекательный. В коробочке из под духов (красивая, золотая и блестящая) делаем 2 отверстия (ножницами): одно побольше, другое поменьше. Внутрь коробочки насыпаем пуговицы, разные по размеру, цвету и другим характеристикам. Высыпаем пуговицы на стол. Малыш собирает их в коробочку, пропихивая через отверстия: маленькие пуговки в маленькое отверстие, большие в большое. Очень просто, интересно, познавательно и красиво. Развиваем мелкую моторику, словарный запас, знакомим с размерами, цветом, формой.

Нанизывание
Для маленьких деток в этом занятии нужны бусины с крупной дыркой и шнур (можно от ботинок). Если шнур не ботиночный (где нет пластикового конца), то предварительно один его конец нужно обмакнуть в клей ПВА и дать высохнуть. На этот конец и нанизывать бусины. На другом конце или завязать большой узел или закрепить одну бусину, продев шнур несколько раз. Когда нить бус готова, завязываем оба конца простым узлом и надеваем на нашу детку. Красиво! По мере взросления ребенка и освоения им нанизывания, размер бусин можно уменьшать и использовать уже не шнур, а просто толстую нить (лучше синтетику, по ней лучше скользят бусинки).

ВНИМАНИЕ! НИКОГДА НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗ ПРИСМОТРА С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ И ЛЮБЫМИ ВЕРЕВКАМИ! БЕЗОПАСНОСТЬ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО!
Собери дерево
Как то осенью из природного материала придумалось такое дерево. Ветка с веточками, желуди, листья, ваза, песок, зубочистки, шнурок. В вазу для создания устойчивой основы насыпаем песок и камни. Втыкаем ветку. Зубочистки режем пополам. Острым концом запихиваем в желудь (главное пробить корку, но ее можно предварительно проткнуть шилом, а внутри желудь мягкий). К другому концу привязываем шнурок (у меня вощенный шнур), чтоб вышла петля. Листья проглаживаем утюгом через газету, подсушиваем в книге и к хвостикам привязываем шнур. Пособие готово! Можно разбирать и собирать настоящее дерево. За не имением природного материала можно использовать искусственный: ягоды из пластилина, цветы и листья из картона.

Признаюсь, что дерево вышло недолговечным. По-видимому, желуди высыхают. Зубочистки начинают из них вываливаться. Может их нужно было проклеить или хотя бы пластилином залепить. Листики довольно хрупкие, но это и неплохо, тоже контроль ошибок. В общем, к весне дерево выбросила.
Цветная водичка
Способов изучения цветов много. Это и карточки, и раскраски, и кубики, и игрушки и т. п. У меня придумалось еще одно очень интересное занятие по изучению цветов. Разводим пищевые красители в воде в маленьких бутылочках (от сувенирного алкоголя остались). Подбираем соответствующее количество стопок (рюмок, чашечек). Стопки размещаем на цветных квадратах (из картона или бумаги). Далее задача проста: надо перелить цветную воду в стопку такого же цвета. Потом процесс повторяем в обратной последовательности: из стопок переливаем в бутылки с помощью маленькой воронки. А в завершении показываем "фокус" с превращением цветов: смешиваем разные оттенки, получая новые.
- Поделиться

Вот такое интересное занятие получается!
Воду можно подкрасить акварелью или гуашью. Если ребенок не совсем маленький, то в рот может и не потянет. Конечно, нужно еще и контролировать. Обязательно держите рядом тряпочку или губку, чтобы сразу вытирать пролившиеся капли.
Продолжение следует...
Комментарии
возьму на заметку
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: