Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Пощечина Иоанну Кронштадтскому

В те годы, когда протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был уже всенародно известен, а в кронштадтский Андреевский собор к нему на литургию ежедневно уже съезжались тысячи людей со всей России, произошел один вопиющий случай. Во время службы на амвон поднялся некий студент и прикурил (sic!) от лампады на иконостасе. Отец Иоанн в это время уже вышел с чашей для причащения. Он в недоумении посмотрел на молодого человека и с гневом спросил: «Что ты делаешь?» В ответ молодой человек не покраснел, не застыдился и не вышел поспешно из храма. Он подошел к отцу Иоанну и резко, наотмашь ударил его по лицу рукой. От удара отец Иоанн сильно качнулся. Евхаристические Дары расплескались из чаши на пол, и потом пришлось вынимать несколько плит из амвона, чтобы утопить их в Балтийском море. До революции оставалось совсем недолго.

***

Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово, ничуть не сгущая красок: если бы народ действовал в подобных случаях более жестко и адекватно, наглость шакалов уменьшалась бы на глазах. Говорю это также и с точки зрения последующей истории, которая для нас уже является прошедшей, а тогда лишь предчувствовалась и неясно различалась. Недалеко были уже времена неслыханного поругания веры, но прежде, нежели душить попов епитрахилью или «причащать» раскаленным оловом, нужно было кому-то начать с дерзкого глумления над Церковью, таинствами и служителями.

Древний Змей выползал из-под земли, и его отравленное дыхание рисовало многим миражи близкого всемирного счастья. Во имя будущего нужно было прощаться с прошлым. Кощунство – одна их форм подобного прощания. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда простой мужик на спор вынес за щекой из храма Причастие, чтобы выстрелить в Святые Дары из ружья (!). Было дело, Есенин выплюнул (!) Святое Причастие, в чем бахвалился перед Блоком. Вроде бы в том же замечен был в гимназические годы будущий любимец Ленина – Бухарин. Многие, имже несть числа, срывали затем с себя нательные кресты с радостью, и если бы можно было, то согласились бы смыть с себя и крещение какой-нибудь жертвенной кровью, как это хотел сделать Юлиан Отступник. Нужно понять, что в канун революции большие массы народа натуральным образом бесновались, дав место в своем сердце врагу. И у одних это беснование было облачено в гражданский пафос, а у других – в оправдательные речи для этого пафоса. Диавол был закономерно неблагодарен со временем и к тем, и к другим, пожрав с костями и строителей «нового мира», и разрушителей «старого», и любителей придумывать одобрительные аргументы для тех и других.

Но кем был в своих собственных глазах упомянутый студент? Хулиганом? Кощунником? Нет, что вы! В своих глазах он был героем и выразителем социального протеста. Какие-то поверхностные брошюры помогли ему сформировать жалкое мировоззрение. «Вы мне ответите за инквизицию, за Джордано Бруно и за гибель цивилизации ацтеков», – возможно, бормотал он, вынашивая планы, как отомстить Церкви. Должен же что-то гневное бормотать про себя глупый человек в свои прыщавые годы, когда бес уже вселился в него и тащит на свои дела. Ведь и сегодня, в период всеобщей грамотности, люди бормочут подобную ахинею.

Студент, вероятно, крепко веровал, но не в Воскресение Христово, а в торжество прогресса и в гуманизм. Ради одной веры он оскорблял другую, всюду заметную, но сердцем не усвоенную. Он оскорблял эту веру, стремясь приблизить ее конец.

Тогда он ушел из храма на своих ногах, и, что было с ним после, мы доподлинно не знаем. Но мы хорошо знаем, что было в общих чертах с этими многочисленными «бледными юношами со взором горящим». Тот, кто вошел в храм с целью ударить священника, вряд ли проживет затем всю жизнь в «благочестии и чистоте». Его неизбежно окрылит сошедшая с рук безбожная выходка, и в глазах многих он станет смельчаком, презирающим ветхие устои. Что запретит ему бросать бомбы в жандармов, или строчить антиправительственные листовки по ночам, или точить топор, как новый Раскольников? Что запретит ему окунуться в вихрь борьбы с самодержавием, ища то ли счастья для миллионов, то ли большей, хотя и минутной, славы себе? И если он дожил до Февраля, то со слезами радости и с визгом, свойственным всем взвинченным натурам, он приветствовал отречение императора. Потом был Октябрь, и если он не был среди большевиков Троцкого-Ленина, то мог оказаться среди тоже радикальных и любивших пострелять эсеров.

Кто убил его, оставшегося в живых тогда, в Андреевском соборе? Ведь наверняка кто-то убил его в том сумасшедшем XX столетии, когда самые невинные люди редко удостаивались смерти в собственной постели? Да кто угодно. Пуля белых в гражданскую. Пуля красного палача в застенках «красного террора». Та же пуля того же палача, только позже, когда «социализм уже был построен». А может – голод и цинга на стройке века или нож уркагана – на той же стройке. А может, он сам залез в петлю, видя, как не похоже то, за что он боролся, на то, что подобные ему бесноватые люди (не без его участия) построили. В этом случае он сэкономил для Родины пулю, хотя никто за это спасибо ему не сказал.

***

Но перенесемся на время опять в Андреевский собор Кронштадта. Еще не было бунта на Императорском флоте. Еще не было мятежа, для подавления которого Тухачевский сотоварищи побегут по льду в атаку при поддержке артиллерии. Гумилев еще не расстрелян. Еще на троне – последние Романовы, а в храме чудотворно служит Всероссийский пастырь Иоанн Ильич Сергиев. Вот какой-то мерзавец поднимается на амвон и прикуривает от лампады над местной иконой папиросу…

Завтра почтеннейшая публика, хихикая, прочтет об этом событии заметку в свежих номерах либеральной прессы.

Прот. Андрей Ткачёв.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Пощечина Иоанну Кронштадтскому
В те годы, когда протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был уже всенародно известен, а в кронштадтский Андреевский собор к нему на литургию ежедневно уже съезжались тысячи людей со всей России, произошел один вопиющий случай. Во время службы на амвон поднялся некий студент и прикурил (sic!) от лампады на иконостасе. Отец Иоанн в это время уже вышел с чашей для причащения. Читать полностью
 

Комментарии

tawrik
30 августа 2012 года
0
Astrid пишет:
Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин.
Интересно, разделил бы преподобный Иоанн Кронштадский эту мысль отца Андрея?
Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни диавола, но он всегда сам преследует, пытает и казнит. Человек, одержимый манией преследования, который чувствует себя окруженным врагами, -очень опасное существо, он всегда делается гонителем, он-то и преследует, а не его преследуют.
Н. А. Бердяев о фанатизме, ортодоксии и истине.https://www.stranamam.ru/post/3788563/#com24045889
Мария Травкина
30 августа 2012 года
0
тут уже не мания преследования, а вполне осознанный акт кощунства.
Я тоже не понимаю, почему этого студента никто за шиворот не вытащил. Наверное, все просто окаменели...
не хотелось бы думать, что нынешняя волна - тоже начало подобного.
tawrik
30 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
осознанный акт кощунства.
Согласен. Но отец Андрей сожалеет не о том, что студента "за шиворот не вытащили". Он говорит о том, что его надо было прямо в храме на куски разорвать.
Мария Травкина пишет:
не хотелось бы думать, что нынешняя волна - тоже начало подобного.
Мне кажется, что отец Андрей уже так думает. И специально сводит к параллели с сегодняшним дням:
Astrid пишет:
Завтра почтеннейшая публика, хихикая, прочтет об этом событии заметку в свежих номерах либеральной прессы.
Думаю, что ни теперь "почтеннейшая публика" не хихикает над "крестоповалом", ни тогда либеральная пресса не смаковала это с удовольствием.

И вообще, по моему, сейчас важнее искать точки согласия для всего общества. А не повод еще почему-нибудь разобидится друг на друга.

В этом плане интересен вот какой аспект - студент вышел из храма на своих ногах. И никто не узнал даже его имени. Допустим, могло бы быть как вы говорите - за шиворот к церковным воротам и хорошего пендаля. Думаю и тогда он не сделался бы более крупной фигурой.
А вот если бы отсидел пару лет за это, или тем паче был бы разорван на куски, то стал бы жертвой "церковного мракобесия". И имя бы вспомнили и вписали бы в учебники истории.
Мария Травкина
30 августа 2012 года
0
tawrik пишет:
Он говорит о том, что его надо было прямо в храме на куски разорвать.
немного не так. Он говорит, что студент такое заслужил за своё кощунство.
tawrik пишет:
ни тогда либеральная пресса не смаковала это с удовольствием.
Эта самая пресса писала невообразимые гадости об о. Иоанне Кронштадтском. А уж, казалось бы, в чём его можно было упрекнуть?
Astrid (автор поста)
31 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
А уж, казалось бы, в чём его можно было упрекнуть?

Вспомним о.Савелия Туберозова?

Назовите мне ...кого угодно для примера - я вам найду, в чем упрекнуть его можно.
Мария Травкина
31 августа 2012 года
0
Astrid пишет:
Вспомним о.Савелия Туберозова?
???
Astrid (автор поста)
31 августа 2012 года
0
Его местная тусовка нигилистов тоже за что-то там упрекала.
tawrik
31 августа 2012 года
+1
В ответ на комментарий Мария Травкина
tawrik пишет:
Он говорит о том, что его надо было прямо в храме на куски разорвать.
немного не так. Он говорит, что студент такое заслужил за своё кощунство.
tawrik пишет:
ни тогда либеральная пресса не смаковала это с удовольствием.
Эта самая пресса писала невообразимые гадости об о. Иоанне Кронштадтском. А уж, казалось бы, в чём его можно было упрекнуть?

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
Эта самая пресса писала невообразимые гадости об о. Иоанне Кронштадтском.
Мне кажется, если в одной дурацкой газетенке появилась одна малозаметная статья, то на неё и внимания обращать не стоит. Другое дело, если идет череда разоблачительных статей, где о. Иоанну приписывались бы всякие гадости, которых он и не совершал.

Вы сталкивались с первым или со вторым? Я, признаюсь, вообще не встречал нападок прессы на о. Иоанна Кронштадтского. Ни правой, ни левой, ни центристской.
Мария Травкина пишет:
Он говорит, что студент такое заслужил за своё кощунство.
Ну, может я и правда чего-то не понял. Вот же вроде бы слова:
Astrid пишет:
Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы,
Как будто недвусмысленно сказано "сожалею, что не был разорван". Но возможно отец Андрей фигурально выразился типа "убить его мало".

Другое дело, что горячие головы это всяко могут воспринять как руководство к действию. "Давайте будем действовать более жестко, что бы наглость шакалов уменьшилась на глазах".
Мария Травкина
31 августа 2012 года
0
tawrik пишет:
Вы сталкивались с первым или со вторым?
Будет время, покопаюсь. Цитаты размещу.
tawrik пишет:
Но возможно отец Андрей фигурально выразился типа "убить его мало".
Я именно так и поняла.
tawrik
31 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
Будет время, покопаюсь. Цитаты размещу.
Если это Вас не обременит. Почитал бы с интересом.
вилина
30 августа 2012 года
0
За один день одинаковая статья в двух группах с разницей в час публикации))
Astrid (автор поста)
30 августа 2012 года
0
У Татьяны? Неудивительно - это наш любимый автор.
вилина
30 августа 2012 года
0
наталия мороз
30 августа 2012 года
+1
В ответ на комментарий Astrid
У Татьяны? Неудивительно - это наш любимый автор.

↑   Перейти к этому комментарию
Astrid пишет:
Неудивительно - это наш любимый автор
и я везде ищу его статьи
Забава Путятишна
30 августа 2012 года
+1
Хорошая статья.
НатальяНР
30 августа 2012 года
+1
Сегодня читала эту статью на другом сайте. Один человек в комментариях написал, что этот студент был ленин... Правда или нет...Может кто знает?
Astrid (автор поста)
31 августа 2012 года
+2
Вроде, неправда про Ленина. Похоже уже фантазии рассказчиков.
Немножко не тот типаж Ульянов, мне кажется. Вот железный Феликс - тот мог бы наверняка.
Мария Травкина
31 августа 2012 года
+1
Astrid пишет:
Немножко не тот типаж Ульянов, мне кажется
да, слишком хитёр.
НатальяНР
31 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий Astrid
Вроде, неправда про Ленина. Похоже уже фантазии рассказчиков.
Немножко не тот типаж Ульянов, мне кажется. Вот железный Феликс - тот мог бы наверняка.

↑   Перейти к этому комментарию
Вот цитата: Автор: Чижик ":Еще когда он ударил о Иоанна по лицу рукой, то слишком сильно замахнулся, его занесло и кепка с головы слетела, а на затылке уже была большая плешь (поэтому тогда кепку и начал носить), хотя еще и был студентом. Это был очень нашумевший случай". Ещё он пишет, что ссылку дать не может, а всё ему рассказали родственники, чьи предки были свидетелями того, что произошло в храме.
Astrid (автор поста)
31 августа 2012 года
0
Опять же - Ульянов , полагаю, был не единственным в России рано облысевшим студентом.
НатальяНР
31 августа 2012 года
+1
Наверное в самом деле совсем не важно, кто был этот студент...Здесь видно другое...Состояние общества.
Astrid (автор поста)
31 августа 2012 года
0
НатальяНР пишет:
Наверное в самом деле совсем не важно, кто был этот студент...Здесь видно другое...Состояние общества.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам