Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Батарейки разряжаются, или Есть ли нравственность у неверующих.

с сайта kalinovmost.org.ua

Мы, верующие, порой обижаем атеистов, утверждая, будто они — люди безнравственные, ибо нравственность проистекает от веры в Бога, а значит, если нет веры — то нет ни совести, ни чести. Мы вспоминаем фразу Достоевского «если Бога нет — то всё дозволено» и начинаем гвоздить ею как дубиной наших идейных оппонентов.

Мне всегда это было неприятно. Во-первых, потому что это неправда. Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует.

Я знаю множество неверующих людей, которые лучше меня. Честнее, смелее, отзывчивей.

Во-вторых, это вообще не по-христиански — осуждать человека, подозревать его в самом худшем просто в силу неверия (или иной веры, неправославной).

Атеисты нередко выдвигают аргумент, что никакой общезначимой нравственности вообще нет, что в каждую эпоху, в каждой исторически обусловленной культуре бытуют свои моральные нормы. То есть, получается, моральный человек — это тот, кто хорошо вписывается в свой социум, ведет себя по принятым там «понятиям». Я с этим не согласен. Да, конкретные формы нравственных норм действительно зависят от времени и места. Например, мазать дегтем ворота женщинам, зачавшим ребенка вне брака, на Руси веками считалось делом глубоко нравственным. Как и — сильно раньше и сильно южнее — побиение камнями блудниц. Но во все времена, во всех культурах все-таки утверждалась ценность супружества, а внебрачные связи не шибко приветствовались... Так что есть все-таки общий этический знаменатель, есть. И он — от Бога. Уже хотя бы потому, что именно Бог дал человеку разум, свободу воли и нравственное чутье (совесть). Веришь ты в Бога или нет — а из своей человеческой природы, как и из штанов, не выпрыгнешь.

Именно об этом говорил апостол Павел в послании к Римлянам: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14-16). Об этом же говорил и Тертуллиан: «всякая душа — по природе христианка».

Человек может не знать Христа, может никогда не слышать о Христе (причем вовсе не по своей вине: мы не выбираем, в какое время и в каком месте рождаемся). Но, даже ничего о Нем не зная, он интуитивно, «нутром» способен ощущать, что хорошо и что плохо. Потому что это — от Бога.

Но вот тут-то и возникает главная засада. Ощутить можно. А что дальше? Что делать с этими своими ощущениями?

С ЧЕГО ВДРУГ ЧЕЛОВЕКУ СЛЕДОВАТЬ ИМЕННО ТЕМ ПОРЫВАМ ДУШИ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ ТЕБЕ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ЗЛА И ТВОРИТЬ ДОБРО?

Верующему человеку тут легче, потому что он не просто, как и все остальные, «нутром» чует, но и знает, что именно делать надо, а что не надо (я имею в виду заповеди Божии). Кроме того, он — в идеале, конечно! — верен Богу и считает, что заповеди надо не просто знать, но и соблюдать. Соблюдать именно потому, что этого требует Бог. И попробуй не соблюсти! Те, кто находятся на самой первой ступеньке духовного развития, соблюдают из-за страха наказания, те, кто продвинулся выше — из любви к Богу, доверия к Нему и нежелания Его огорчить. Но в любом случае мотив соблюдения — конечно, при наличии веры! — вовне человека.

У атеиста такого внешнего стимула, внешней причины быть нравственным нет. Именно это, мне кажется, имел в виду Достоевский в своей знаменитой фразе. Да, действительно,

ЕСЛИ БОГА НЕТ — ТО НЕТ И ЯВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ТЕМНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ. ВПРОЧЕМ, НЕТ ИМЕННО ВНЕШНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ, А ВОТ ВНУТРЕННЯЯ ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ.

Неверующий человек зачастую удерживается от зла просто потому, что доверяет голосу своей совести. Просто потому, что ему не хочется выглядеть мерзавцем в своих собственных глазах (а равно и в глазах тех людей, чье мнение ему небезразлично — «референтной группы», как сказали бы психологи). В каком-то смысле — просто по привычке. Потому что ему с детства привили именно эти нравственные нормы, приучили деть то и не делать этого.

А тут ему заявляют, что раз он в Бога не верит — то способен зарезать старушку и изнасиловать младенца. Естественно, человек обижается. И правильно обижается. Но вот вопрос: а откуда взялись те нравственные нормы, которые были привиты ему с первых лет жизни, с которыми он сросся и которые считает чем-то само собой разумеющимися?

От родителей. А у родителей (зачастую тоже неверующих) откуда?

От их родителей, то есть бабушек и дедушек. У тех, в свою очередь, от своих родителей... и получается у нас цепочка, восходящая к верующим людям, причем верующим глубоко... жившим задолго до всех этих секуляризаций, атеизмов и материализмов. То есть в основе цепочки — не какие-то абстрактные моральные нормы, не какие-то общественные «понятия» — а заповеди Божии. Их соблюдали — всерьез, и нарушали — всерьез, и цена вопроса всем была очевидна.

Можно, конечно, сделать финт ушами и заявить, что неважно историческое происхождение моральных норм, а важно то наполнение, которое дает им современная атеистическая мысль... только вот никуда не деться от того факта, что сама по себе никакая атеистическая мысль — ни современная, ни древняя — нравственных норм не создавала, а лишь пыталась перетолковать нормы, выросшие на поле религии.

Но с этими перетолкованиями тоже проблема: они совершенно умозрительны и душу никак не греют — а потому вряд ли способны послужить надежными тормозами в случае чего. Вот живет себе неверующий человек, впитал он с детства моральные нормы, следует им в своей обыденной жизни... может быть, верит в то, что мораль — это «защитная система общества», что не воровать кошельки и не резать обидчику горло — полезно для популяции Homo Sapiens, что такое правильное поведение приближает светлое будущее... но это пока все благополучно, пока не клюнул жареный петух. А вот как возникает тяжелая ситуация — удержат ли человека эти абстрактные построения?

Нравственность без веры в Бога — как электрический аккумулятор. Когда-то он был заряжен от сети религии и заряда надолго хватало. Но всем аккумуляторам свойственно разряжаться... На протяжении нескольких неверующих поколений передавалась — благодаря семейному воспитанию — нравственность, но этой впитанной с молоком матери нравственности становилось все меньше и меньше. Слишком долго устройство работало без подзарядки.

Да, чтобы быть в наше время нравственным человеком, не обязательно верить в Бога. Можно пока продержаться на остатках усвоенного, но все чаще такие люди задаются вопросом: а зачем держаться-то? Почему бы не пожить в свое удовольствие? И далеко не все выдерживают соблазн — тормоза ведь слабенькие. У верующего же (всерьез верующего, а не у лицемера и не у суевера) ситуация иная. Его «устройство» работает не на батарейках, а от сети. И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Батарейки разряжаются, или Есть ли нравственность у неверующих.
с сайта kalinovmost.org.ua
Мы, верующие, порой обижаем атеистов, утверждая, будто они — люди безнравственные, ибо нравственность проистекает от веры в Бога, а значит, если нет веры — то нет ни совести, ни чести. Мы вспоминаем фразу Достоевского «если Бога нет — то всё дозволено» и начинаем гвоздить ею как дубиной наших идейных оппонентов.
Мне всегда это было неприятно. Читать полностью
 

Комментарии

вилина
5 августа 2012 года
+1
Мария Травкина пишет:
И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
Мария Травкина пишет:
Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует.
Чёрная Пантерра
5 августа 2012 года
+1
Мария Травкина пишет:
Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует.

Мария Травкина пишет:
Я знаю множество неверующих людей, которые лучше меня. Честнее, смелее, отзывчивей.
Мария Травкина пишет:
У верующего же (всерьез верующего, а не у лицемера и не у суевера) ситуация иная. Его «устройство» работает не на батарейках, а от сети. И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
doksn
5 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
Да, чтобы быть в наше время нравственным человеком, не обязательно верить в Бога. Можно пока продержаться на остатках усвоенного, но все чаще такие люди задаются вопросом: а зачем держаться-то? Почему бы не пожить в свое удовольствие? И далеко не все выдерживают соблазн — тормоза ведь слабенькие. У верующего же (всерьез верующего, а не у лицемера и не у суевера) ситуация иная. Его «устройство» работает не на батарейках, а от сети. И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
Мне кажется, слишком категорично. Все зависит от самого человека. Конечно, в современном мире сделать гадость гораздо проще - больше соблазнов и оправданий.
Мария Травкина пишет:
Атеисты нередко выдвигают аргумент, что никакой общезначимой нравственности вообще нет, что в каждую эпоху, в каждой исторически обусловленной культуре бытуют свои моральные нормы.
А вот тут вообще не соглашусь. Подобные "аргументы" приводят не атеисты, в первую очередь, а просто непорядочные люди.
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
0
doksn пишет:
Подобные "аргументы" приводят не атеисты, в первую очередь, а просто непорядочные люди.
я даже в СМ встречала такие аргументы, причём авторы настаивали на своём атеизме как причине такого мировоззорения.
doksn
5 августа 2012 года
0
Я с таким не встречалась
М_Таня
5 августа 2012 года
+2
У атеистов нравственность измеряется велением своей совести, если совесть мне позволяет то это можно, если нет- то нельзя, а вот у кого какая совесть , это другой разговор.
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести. Вот это главное различие между нравственностью атеиста и нравственностью верующих.. Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
+1
М_Таня пишет:
Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
и даже очень совестливый атеист может однажды задать вопрос - а так ли непоколебимы те основы нравственности, которые есть у него в душе? и возникнет соблазн...
alchena
5 августа 2012 года
0
а у верующего человека у него не возникают соблазны?
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
+1
Верующий не может просто так взять - и поменять нравственные ориентиры потому, что ему так захотелось. У верующих во Христа есть Абсолютный ориентир - Христос.
А соблазны у всех возникают, но у верующего более совершенная мотивация для борьбы с ними.
alchena
5 августа 2012 года
0
Атеистами являются разные люди, и кого-то соблазн собьёт с пути-дороги, а у кого-то совесть+принципы останутся непоколебимыми.
Мария Травкина пишет:
у верующего более совершенная мотивация для борьбы с ними.
Конечно, но так мало таких людей, истинно верующих....
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
+1
alchena пишет:
Конечно, но так мало таких людей, истинно верующих....
у меня другие сведения.
alchena
5 августа 2012 года
+4
Я рада за Вас
А я вечно встречаюсь с людьми, которые называют себя верующими, в доме кругом иконы, молятся, в церковь ходят, все посты соблюдают и т.д. А вот поступки бывают у них часто некрасивые, ох, некрасивые...
Одного человека только могу назвать, бабушку свою, вот это истинно верующая была, никогда ни про кого не судачила, помогала всем как могла, заботилась о старых одиноких и больных людях...Больше таких не встречала.
М_Таня
5 августа 2012 года
+1
alchena пишет:
Одного человека только могу назвать, бабушку свою,
вот и берите с нее пример, не замечайте тех, у кого дома иконы и т.д. мимо проходите и увидите других, как Вы пишите истинно верующих.
alchena
5 августа 2012 года
0
фуф
6 августа 2012 года
+1
В ответ на комментарий alchena
Я рада за Вас
А я вечно встречаюсь с людьми, которые называют себя верующими, в доме кругом иконы, молятся, в церковь ходят, все посты соблюдают и т.д. А вот поступки бывают у них часто некрасивые, ох, некрасивые...
Одного человека только могу назвать, бабушку свою, вот это истинно верующая была, никогда ни про кого не судачила, помогала всем как могла, заботилась о старых одиноких и больных людях...Больше таких не встречала.

↑   Перейти к этому комментарию
Верующим можно замолить свои грехи. Исповедуются, примут причастие, выйдут из церкви и за старое.
Снова повод сходить в церковь.
вилина
6 августа 2012 года
+1
если христианин покается,то уж будет стараться впредь не поступать так же.а сходить в храм повод был и остаётся неизменным.туда к Богу идут)
фуф
6 августа 2012 года
0
В большинстве тюрем давно есть часовни, где каются и молются преступники. Но рецидивов тьма-тьмущая.
И ведь они пока на свободе тоже в храм ходят.
вилина
7 августа 2012 года
+1
голословно можно рассуждать,да...
фуф
7 августа 2012 года
0
у меня соседи такие!
вилина
7 августа 2012 года
0
Всех под одну гребенку на расчешишь...
фуф
7 августа 2012 года
0
Все отдельные и сотавляют общность.

Я могу много примеров привести, но не вижу смысла.
Чёрная Пантерра
7 августа 2012 года
+1
У вас много знакомых рецидивистов?
фуф
7 августа 2012 года
0
Кто повторно грешат и удут замаливаю, да.
Чёрная Пантерра
8 августа 2012 года
+1
прям вот настоящие преступники? отсидели, в часовне отмолились-покаялись, и опять за убивство?
alchena
6 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий фуф
Верующим можно замолить свои грехи. Исповедуются, примут причастие, выйдут из церкви и за старое.
Снова повод сходить в церковь.

↑   Перейти к этому комментарию
в том-то все и дело, а это разве верующие, если примутся за старое. Раз уж покаялся, так старайся не нарушать.
Мария Травкина (автор поста)
7 августа 2012 года
+1
В ответ на комментарий фуф
Верующим можно замолить свои грехи. Исповедуются, примут причастие, выйдут из церкви и за старое.
Снова повод сходить в церковь.

↑   Перейти к этому комментарию
фуф пишет:
Исповедуются, примут причастие, выйдут из церкви и за старое.
Человек слаб. Есть грехи, которые очень трудно не повторять, например, раздражительность. Но если человек покаялся (действительно - покаялся!) в чём-то очень серьёзном - блуде, воровстве, абортах - а потом опять за старое, то тут можно поставить вопрос - а насколько серьёзно и глубоко было его покаяние. Впрочем - не хочу судить, потому как человек слаб.
И лучше всё же регулярно принимать душ. чем всю жизнь ходить грязным.
фуф
7 августа 2012 года
0
И лучше всё же регулярно принимать душ. чем всю жизнь ходить грязным.

Это главное правило, "душ всегда можно принять", если бы нельзя было принять душ то и старались бы не мараться!
Чёрная Пантерра
7 августа 2012 года
+1
фуф пишет:
если бы нельзя было принять душ то и старались бы не мараться!
Нет. Скорее, однажды измаравшись, уже не заботились бы о чистоте.
М_Таня
5 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
М_Таня пишет:
Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
и даже очень совестливый атеист может однажды задать вопрос - а так ли непоколебимы те основы нравственности, которые есть у него в душе? и возникнет соблазн...

↑   Перейти к этому комментарию
Об этом и написала , совесть, если она контролируется только самим человеком, может быть заглушена по желанию того же человека в связи с какими - то жизненными обстоятельствами.
alchena
5 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий М_Таня
У атеистов нравственность измеряется велением своей совести, если совесть мне позволяет то это можно, если нет- то нельзя, а вот у кого какая совесть , это другой разговор.
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести. Вот это главное различие между нравственностью атеиста и нравственностью верующих.. Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.

↑   Перейти к этому комментарию
М_Таня пишет:
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести
А если верующие супруги разлюбили друг друга, но продолжают жить вместе, так как они венчаны, это нравственно или безнравственно?
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
0
А что значит - разлюбили? Ведь под этим можно очень разные вещи понимать.
Стих накал первоначальной страсти? так это обычное явление.
Или стали друг друга ненавидеть, стали равнодушны? Это другой вопрос, и тут всё решается индивидуально с каждой парой.
В идеале развод - это плохо. Но бывает, что приходится выбирать между плохим и ещё худшим...
alchena
5 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
стали равнодушны
скорей вот это. Ненавидящим друг друга людям сложно было бы ужиться под одной крышей. Равнодушным проще. Ну так ведь это безнравственно все равно. Мы же должны жить по заповедям и в любви...
Только не принимайте мои ответы за какую-то агрессию, просто рассуждаю...
Отношу себя к агностикам.
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
0
alchena пишет:
Ну так ведь это безнравственно все равно. Мы же должны жить по заповедям и в любви...
заповедь о любви имеет в виду любовь христианскую, а не эротическую.
Если муж и жена согласны жить вместе и любят друг друга по-братски - почему они не могут жить вместе? Другое дело, если им от такой совместной жизни свет не мил - но тут нужен совет священника-духовника, что делать им и как дальше строить свою жизнь. Возможно, понадобится психологическая консультация специалиста.
alchena пишет:
Только не принимайте мои ответы за какую-то агрессию, просто рассуждаю...
Всё нормально.
alchena
5 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
ужен совет священника-духовника, что делать им и как дальше строить свою жизнь. Возможно, понадобится психологическая консультация специалиста.
впрочем, как и атеистам.
Ох и сложные эти разговоры, теологические, такие они скользкие...
Мария Травкина (автор поста)
5 августа 2012 года
0
не, теология - это немного не то. Тут - скорее пастырское богословие.
А вообще, жизнь - штука сложная. разводятся и верующие. венчанные, и даже священнослужители. Увы.
alchena
5 августа 2012 года
0
М_Таня
5 августа 2012 года
+3
В ответ на комментарий alchena
М_Таня пишет:
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести
А если верующие супруги разлюбили друг друга, но продолжают жить вместе, так как они венчаны, это нравственно или безнравственно?

↑   Перейти к этому комментарию
Искушения в жизни бывают у всех, и у верующих, и у неверующих, разница лишь в том, как с этими искушениями будут бороться верующие и неверующие.
doksn
5 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий М_Таня
У атеистов нравственность измеряется велением своей совести, если совесть мне позволяет то это можно, если нет- то нельзя, а вот у кого какая совесть , это другой разговор.
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести. Вот это главное различие между нравственностью атеиста и нравственностью верующих.. Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.

↑   Перейти к этому комментарию
М_Таня пишет:
Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
Т.е., по-Вашему, атеисту позволительно идти против совести?
М_Таня
6 августа 2012 года
+1
У атеиста для этого больше возможностей, у верующего есть независимые от него нормы, которые он обязан соблюдать, иначе он не верующий.
doksn
6 августа 2012 года
+1
Это да
alchena
5 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
историческое происхождение моральных норм
явно не религиозное, а социальное скорее. Поэтому люди, независимо от принадлежности к религии, либо соблюдают моральные нормы, либо нет.
Мария Травкина (автор поста)
6 августа 2012 года
+1
alchena пишет:
явно не религиозное, а социальное скорее
У разных социальных слоёв одной и той же религиозной традиции - одинаковые нравственные нормы. так что социальное тут не при чём.
Есть, конечно, нечто общее в отношении к нравственности в разных религиях. Но - очень много и разного. Сравните хотя бы христианский подход и индуистский. Ещё Махатма Ганди писал, что вред наносят те европейцы-христиане, которые лечат бедных в больницах. Так бедняки не имеют возможности отработать свою карму, а если бы они страдали от болезни, то в следующей жизни им бло бы уготовано более высокое рождение.
так что разница порой - очень существенная.
alchena
6 августа 2012 года
0
я имела в виду социальное происхождение не в смысле разности социальных слоёв, а просто социума как такового.
Исторически, вначале это были запреты, затем обычаи, традиции, и теперь уже это моральные нормы.
Мария Травкина (автор поста)
6 августа 2012 года
0
alchena пишет:
вначале это были запреты, затем обычаи, традиции
тут можно спорить. Потому как запреты и традиции бывали очень-очень разные. Вспомните древнюю Спарту - там было нормой убийство больных и слабых детей. А где-то нормой было людоедство, причём, религиозно обоснованное. А в Ханаане - ритуальная проституция и жертвоприношение младенцев (массовое, причём).
То, что у всех народов было изначально нечто общее в морально-этическом плане, можно объяснить так, что в далёкой древности люди ещё не успели так далеко отойти от Бога, как это было впоследсвтии. Много интересного об этом пишет о. Александр Мень в шеститомнике "История религии", и приводит конкретные примеры этнографических исследований на данную тему.
alchena
6 августа 2012 года
0
Так все приведенные выше моменты истории не остались до наших дней нормой, так и формировались моральные нормы.
Мне ясна Ваша позиция, но я придерживаюсь своей точки зрения о происхождении морали.
Мария Травкина (автор поста)
6 августа 2012 года
0
alchena пишет:
не остались до наших дней нормой,
В Индии всё осталось, как и было сотни лет назад. Махатма Ганди - это 20й век. И кастовая система осталась (она имеет религиозное происхождение), и ненависть к тем, кто пытается ей противостоять (а именно - к христианам). А насчёт убийства "неполноценных" - эта языческая по происхождению идея нашла своё воплощение в нацистской Германии 20 века. Буддийская мораль тоже весьма значительно отличается от привычной нам. В традиционно нехристианских (а особенно языческих) странах человеческая жизнь вообще мало стоит... Помните видео о китайской девочке, сбитой автобусом?
alchena пишет:
но я придерживаюсь своей точки зрения о происхождении морали.
как видите, она не вполне соответствует фактам.
Стоит только чуточку копнуть - и видишь, что так наз. общечеловеческие ценности - это порождение в первую очередь христианской цивилизации.
alchena
6 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
как видите, она не вполне соответствует фактам
я этого не вижу. О каких фактах Вы говорите? Я не могу похвастаться особыми знаниями кастовой системы Индии, но, знаю, что кастовая система Индии давно уже не такая, как была раньше, и за 100 лет там многое изменилось, впрочем, как и во всем мире. Что касается Германии, так еще раз подтверждение моим словам, ненависть к "неполноценным" не стала нормой.
Все приведенные Вами примеры не подтверждают историческое происхождение норм, понятно, что у каждой религии есть свои моральные нормы, есть они и у нерелигиозных людей.
Когда еще мир не делился на столько религий, правила поведения и были зачатками моральных норм, т.е. социумом была установлена та система норм, соблюдение которой являлось необходимым условием функционирования данного общества, достижения им своих моральных ценностей.
Мария Травкина (автор поста)
6 августа 2012 года
0
alchena пишет:
Когда еще мир не делился на столько религий, правила поведения и были зачатками моральных норм,
из этого вовсе не следует вот это:
alchena пишет:
социумом была установлена та система норм, соблюдение которой являлось необходимым условием функционирования данного общества,
Понятно, что, если будет убийство по произволению или массовое воровство - такая общность обречена на гибель. Но всегда были, так сказать, нюансы: нельзя убивать своего - можно чужого. Нельзя воровать у своих - но можно грабить чужих. Да и для общества лучше, если неполноценные дети и старики будут умервщляться. Но, оказывается, так было далеко не везде. Почему? не потому ли, что некие нормы были даны Кем-то, а не как-то сами развились непонятно зачем? Для устойчивости конкретного сообщества достаточно соблюдать нормы по отношению к своим, а для расширения сферы влияния - вести завоевания. И вдруг появляется - откуда? - "Возлюби ближнего, как самого себя". С чего бы это? Да ещё предложено ближним считать не единоплеменника, а вообще всякого человека, особенно того, кто во мне нуждается? как это могло появиться естественным путём? Совсем неочевидно.
Насчёт Индии - Вы и вправду не в курсе. Касты и понятие о карме там были и остались, и очень влияют на жизнь тамошего общества. Есть материалы на сайте "ставрос", поищите, или ссылку дам.
alchena пишет:
Что касается Германии, так еще раз подтверждение моим словам, ненависть к "неполноценным" не стала нормой.
Сколько же раз я читала в СМ комменты мамочек о том, что больных детишек лучше абортировать, "чтобы не мучались"...
Язычество живо и сегодня.
alchena
6 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
не потому ли, что некие нормы были даны, а не как-то сами развились непонятно зачем?
непонятно зачем ничего не делается, всегда есть результат, и результатом здесь явилось то развитие социума, которое мы сейчас и наблюдаем, развитие продолжается.
Мария Травкина пишет:
Нельзя воровать у своих - но можно грабить чужих
- это и сейчас для многих норма, не совсем так прямолинейно, но все же.
Спасибо за предложение почитать, непременно. А пока в Википедии про касты сейчас прочитала, так вот тоже пишут про то, что все уж поменялось...
Мария Травкина (автор поста)
6 августа 2012 года
0
alchena пишет:
непонятно зачем ничего не делается, всегда есть результат, и результатом здесь явилось то развитие социума, которое мы сейчас и наблюдаем, развитие продолжается.
для устойчивого существования современого социума совсем необязательно возлюбить ближнего как самого себя. Достаточно соблюдать вежливость как норму поведения и чтить уголовный кодекс. А там ничего не сказано даже насчёт заповедей Ветхого Завета (кроме "не убей", "не укради" и "не лжесвидетельствуй"). А вот почитать родителей вроде не так уж и обязательно для неразрушения общества (впрочем, тут вопрос спорный), и не прелюбодействовать - тоже как бы излишне. Ну, ЗППП чтобы не заработать - так раньше для этого можно было гарем содержать: и приятное разнообразие, и риска нет. А вот даже ветхозаветные нормы утверждают строгое единобрачие - в этом никакой жизненной необходимости не было, а только - религиозная: супружеская любовь двоих как наиболее полное выражение любви к ближнему.
alchena пишет:
- это и сейчас для многих норма, не совсем так прямолинейно, но все же.
Так языческое сознание у многих осталось...
alchena
6 августа 2012 года
0
Мария Травкина пишет:
Достаточно соблюдать вежливость как норму поведения и чтить уголовный кодекс
ну что-же, уже хорошо
Мария Травкина пишет:
так раньше для этого можно было гарем содержать
и сейчас можно кое-где. Разговаривать на эти темы можно бесконечно.
Повторюсь, что мне Ваша позиция предельно ясна. Вы, вероятно, глубоко верующий человек, и других рассуждений в принципе не может быть.
Я уверена в социальном происхождении моральных норм ИМХО.
alchena
6 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
alchena пишет:
Когда еще мир не делился на столько религий, правила поведения и были зачатками моральных норм,
из этого вовсе не следует вот это:
alchena пишет:
социумом была установлена та система норм, соблюдение которой являлось необходимым условием функционирования данного общества,
Понятно, что, если будет убийство по произволению или массовое воровство - такая общность обречена на гибель. Но всегда были, так сказать, нюансы: нельзя убивать своего - можно чужого. Нельзя воровать у своих - но можно грабить чужих. Да и для общества лучше, если неполноценные дети и старики будут умервщляться. Но, оказывается, так было далеко не везде. Почему? не потому ли, что некие нормы были даны Кем-то, а не как-то сами развились непонятно зачем? Для устойчивости конкретного сообщества достаточно соблюдать нормы по отношению к своим, а для расширения сферы влияния - вести завоевания. И вдруг появляется - откуда? - "Возлюби ближнего, как самого себя". С чего бы это? Да ещё предложено ближним считать не единоплеменника, а вообще всякого человека, особенно того, кто во мне нуждается? как это могло появиться естественным путём? Совсем неочевидно.
Насчёт Индии - Вы и вправду не в курсе. Касты и понятие о карме там были и остались, и очень влияют на жизнь тамошего общества. Есть материалы на сайте "ставрос", поищите, или ссылку дам.
alchena пишет:
Что касается Германии, так еще раз подтверждение моим словам, ненависть к "неполноценным" не стала нормой.
Сколько же раз я читала в СМ комменты мамочек о том, что больных детишек лучше абортировать, "чтобы не мучались"...
Язычество живо и сегодня.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
больных детишек лучше абортировать, "чтобы не мучались"...
но ведь большинство это тоже не считает нормой.
Мария Травкина (автор поста)
6 августа 2012 года
0
хотелось бы верить, что это правда...
alchena
6 августа 2012 года
0
это уж точно правда.
Убийца Матрёшек
1 марта 2014 года
+1
атеист более честен он поступает по велению своего сердца, а не под страхом "кары божьей" и его добрые поступки говорят о том, что он нравственный человек, а не просто надеется попасть в райские кущи после смерти Зато уж сколько я разных "добрых верующих" насмотрелась) и ругаются матом, и чуть не до драки дело доходит, и пьют, и посты свои не соблюдают, но при этом показывают висящий на шее крест и , брызжа слюной, кричат : "мы верующие!" И такие люди ещё берутся осуждать атеистов смешно же)
Мария Травкина (автор поста)
2 марта 2014 года
0
Убийца Матрёшек пишет:
он поступает по велению своего сердца
(Ис.44:20) """...Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? …""" сердце может всяко подсказать, и с совестью тоже очень можно договориться. Доказательства? многочисленные темы про аборты и их "необходимость".
Убийца Матрёшек пишет:
а не под страхом "кары божьей"
кары Божией не существует. Человек со злым сердцем сам будет себе наказанием в посмертии. «Мучимые в геенне поражаются бичом любви, — говорит святой Исаак. — И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, которое сильнее всякого другого страшного мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания.
Убийца Матрёшек пишет:
Зато уж сколько я разных "добрых верующих" насмотрелась)
Не всякий говорящий "Господи, Господи" войдёт в Царствие Небесное, сказал Господь Иисус.
Ну, а атеистов я тоже всяких видела. А если вспомнить историю СССР, то верующих тогда было уничтожено гораздо более, чем сожгла в своё время пресловутая инквизиция.
Убийца Матрёшек пишет:
И такие люди ещё берутся осуждать атеистов
Вот не вижу, где Вы тут увидели осуждение атеистов. Осуждение атеизма как мировоззрения и осуждение конкретных людей - вещи очень разные. Второе - осуждение человека - Господь однозначно запрещает.
И - не надо думать, что мы в нашей группе все
Убийца Матрёшек пишет:
ругаются матом, и чуть не до драки дело доходит, и пьют, и посты свои не соблюдают, но при этом показывают висящий на шее крест и , брызжа слюной, кричат : "мы верующие!"
ибо это и есть самое настоящее осуждение.

Собственно, мой пост - просто о том, что у верующего есть более незыблемые основы для нравственности, ибо Закон Божий не может быть изменён в угоду времени. А человеческая нравственность очень даже может меняться от эпохи к эпохе, от страны к стране.
Убийца Матрёшек
2 марта 2014 года
Комментарий скрыт модератором группы
Мария Травкина (автор поста)
3 марта 2014 года
-1
Данный пользователь за оскорбление верующих забанен.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам