Батарейки разряжаются, или Есть ли нравственность у неверующих.
с сайта kalinovmost.org.ua
Мы, верующие, порой обижаем атеистов, утверждая, будто они — люди безнравственные, ибо нравственность проистекает от веры в Бога, а значит, если нет веры — то нет ни совести, ни чести. Мы вспоминаем фразу Достоевского «если Бога нет — то всё дозволено» и начинаем гвоздить ею как дубиной наших идейных оппонентов.
Мне всегда это было неприятно. Во-первых, потому что это неправда. Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует.
Я знаю множество неверующих людей, которые лучше меня. Честнее, смелее, отзывчивей.
Во-вторых, это вообще не по-христиански — осуждать человека, подозревать его в самом худшем просто в силу неверия (или иной веры, неправославной).
Атеисты нередко выдвигают аргумент, что никакой общезначимой нравственности вообще нет, что в каждую эпоху, в каждой исторически обусловленной культуре бытуют свои моральные нормы. То есть, получается, моральный человек — это тот, кто хорошо вписывается в свой социум, ведет себя по принятым там «понятиям». Я с этим не согласен. Да, конкретные формы нравственных норм действительно зависят от времени и места. Например, мазать дегтем ворота женщинам, зачавшим ребенка вне брака, на Руси веками считалось делом глубоко нравственным. Как и — сильно раньше и сильно южнее — побиение камнями блудниц. Но во все времена, во всех культурах все-таки утверждалась ценность супружества, а внебрачные связи не шибко приветствовались... Так что есть все-таки общий этический знаменатель, есть. И он — от Бога. Уже хотя бы потому, что именно Бог дал человеку разум, свободу воли и нравственное чутье (совесть). Веришь ты в Бога или нет — а из своей человеческой природы, как и из штанов, не выпрыгнешь.
Именно об этом говорил апостол Павел в послании к Римлянам: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14-16). Об этом же говорил и Тертуллиан: «всякая душа — по природе христианка».
Человек может не знать Христа, может никогда не слышать о Христе (причем вовсе не по своей вине: мы не выбираем, в какое время и в каком месте рождаемся). Но, даже ничего о Нем не зная, он интуитивно, «нутром» способен ощущать, что хорошо и что плохо. Потому что это — от Бога.
Но вот тут-то и возникает главная засада. Ощутить можно. А что дальше? Что делать с этими своими ощущениями?
С ЧЕГО ВДРУГ ЧЕЛОВЕКУ СЛЕДОВАТЬ ИМЕННО ТЕМ ПОРЫВАМ ДУШИ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ ТЕБЕ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ЗЛА И ТВОРИТЬ ДОБРО?
Верующему человеку тут легче, потому что он не просто, как и все остальные, «нутром» чует, но и знает, что именно делать надо, а что не надо (я имею в виду заповеди Божии). Кроме того, он — в идеале, конечно! — верен Богу и считает, что заповеди надо не просто знать, но и соблюдать. Соблюдать именно потому, что этого требует Бог. И попробуй не соблюсти! Те, кто находятся на самой первой ступеньке духовного развития, соблюдают из-за страха наказания, те, кто продвинулся выше — из любви к Богу, доверия к Нему и нежелания Его огорчить. Но в любом случае мотив соблюдения — конечно, при наличии веры! — вовне человека.
У атеиста такого внешнего стимула, внешней причины быть нравственным нет. Именно это, мне кажется, имел в виду Достоевский в своей знаменитой фразе. Да, действительно,
ЕСЛИ БОГА НЕТ — ТО НЕТ И ЯВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ТЕМНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ. ВПРОЧЕМ, НЕТ ИМЕННО ВНЕШНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ, А ВОТ ВНУТРЕННЯЯ ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ.
Неверующий человек зачастую удерживается от зла просто потому, что доверяет голосу своей совести. Просто потому, что ему не хочется выглядеть мерзавцем в своих собственных глазах (а равно и в глазах тех людей, чье мнение ему небезразлично — «референтной группы», как сказали бы психологи). В каком-то смысле — просто по привычке. Потому что ему с детства привили именно эти нравственные нормы, приучили деть то и не делать этого.
А тут ему заявляют, что раз он в Бога не верит — то способен зарезать старушку и изнасиловать младенца. Естественно, человек обижается. И правильно обижается. Но вот вопрос: а откуда взялись те нравственные нормы, которые были привиты ему с первых лет жизни, с которыми он сросся и которые считает чем-то само собой разумеющимися?
От родителей. А у родителей (зачастую тоже неверующих) откуда?
От их родителей, то есть бабушек и дедушек. У тех, в свою очередь, от своих родителей... и получается у нас цепочка, восходящая к верующим людям, причем верующим глубоко... жившим задолго до всех этих секуляризаций, атеизмов и материализмов. То есть в основе цепочки — не какие-то абстрактные моральные нормы, не какие-то общественные «понятия» — а заповеди Божии. Их соблюдали — всерьез, и нарушали — всерьез, и цена вопроса всем была очевидна.
Можно, конечно, сделать финт ушами и заявить, что неважно историческое происхождение моральных норм, а важно то наполнение, которое дает им современная атеистическая мысль... только вот никуда не деться от того факта, что сама по себе никакая атеистическая мысль — ни современная, ни древняя — нравственных норм не создавала, а лишь пыталась перетолковать нормы, выросшие на поле религии.
Но с этими перетолкованиями тоже проблема: они совершенно умозрительны и душу никак не греют — а потому вряд ли способны послужить надежными тормозами в случае чего. Вот живет себе неверующий человек, впитал он с детства моральные нормы, следует им в своей обыденной жизни... может быть, верит в то, что мораль — это «защитная система общества», что не воровать кошельки и не резать обидчику горло — полезно для популяции Homo Sapiens, что такое правильное поведение приближает светлое будущее... но это пока все благополучно, пока не клюнул жареный петух. А вот как возникает тяжелая ситуация — удержат ли человека эти абстрактные построения?
Нравственность без веры в Бога — как электрический аккумулятор. Когда-то он был заряжен от сети религии и заряда надолго хватало. Но всем аккумуляторам свойственно разряжаться... На протяжении нескольких неверующих поколений передавалась — благодаря семейному воспитанию — нравственность, но этой впитанной с молоком матери нравственности становилось все меньше и меньше. Слишком долго устройство работало без подзарядки.
Да, чтобы быть в наше время нравственным человеком, не обязательно верить в Бога. Можно пока продержаться на остатках усвоенного, но все чаще такие люди задаются вопросом: а зачем держаться-то? Почему бы не пожить в свое удовольствие? И далеко не все выдерживают соблазн — тормоза ведь слабенькие. У верующего же (всерьез верующего, а не у лицемера и не у суевера) ситуация иная. Его «устройство» работает не на батарейках, а от сети. И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
Мы, верующие, порой обижаем атеистов, утверждая, будто они — люди безнравственные, ибо нравственность проистекает от веры в Бога, а значит, если нет веры — то нет ни совести, ни чести. Мы вспоминаем фразу Достоевского «если Бога нет — то всё дозволено» и начинаем гвоздить ею как дубиной наших идейных оппонентов.
Мне всегда это было неприятно. Во-первых, потому что это неправда. Отсутствие веры вовсе не влечет за собой непременную безнравственность, равно как и наличие веры еще ничего не гарантирует.
Я знаю множество неверующих людей, которые лучше меня. Честнее, смелее, отзывчивей.
Во-вторых, это вообще не по-христиански — осуждать человека, подозревать его в самом худшем просто в силу неверия (или иной веры, неправославной).
Атеисты нередко выдвигают аргумент, что никакой общезначимой нравственности вообще нет, что в каждую эпоху, в каждой исторически обусловленной культуре бытуют свои моральные нормы. То есть, получается, моральный человек — это тот, кто хорошо вписывается в свой социум, ведет себя по принятым там «понятиям». Я с этим не согласен. Да, конкретные формы нравственных норм действительно зависят от времени и места. Например, мазать дегтем ворота женщинам, зачавшим ребенка вне брака, на Руси веками считалось делом глубоко нравственным. Как и — сильно раньше и сильно южнее — побиение камнями блудниц. Но во все времена, во всех культурах все-таки утверждалась ценность супружества, а внебрачные связи не шибко приветствовались... Так что есть все-таки общий этический знаменатель, есть. И он — от Бога. Уже хотя бы потому, что именно Бог дал человеку разум, свободу воли и нравственное чутье (совесть). Веришь ты в Бога или нет — а из своей человеческой природы, как и из штанов, не выпрыгнешь.
Именно об этом говорил апостол Павел в послании к Римлянам: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14-16). Об этом же говорил и Тертуллиан: «всякая душа — по природе христианка».
Человек может не знать Христа, может никогда не слышать о Христе (причем вовсе не по своей вине: мы не выбираем, в какое время и в каком месте рождаемся). Но, даже ничего о Нем не зная, он интуитивно, «нутром» способен ощущать, что хорошо и что плохо. Потому что это — от Бога.
Но вот тут-то и возникает главная засада. Ощутить можно. А что дальше? Что делать с этими своими ощущениями?
С ЧЕГО ВДРУГ ЧЕЛОВЕКУ СЛЕДОВАТЬ ИМЕННО ТЕМ ПОРЫВАМ ДУШИ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ ТЕБЕ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ЗЛА И ТВОРИТЬ ДОБРО?
Верующему человеку тут легче, потому что он не просто, как и все остальные, «нутром» чует, но и знает, что именно делать надо, а что не надо (я имею в виду заповеди Божии). Кроме того, он — в идеале, конечно! — верен Богу и считает, что заповеди надо не просто знать, но и соблюдать. Соблюдать именно потому, что этого требует Бог. И попробуй не соблюсти! Те, кто находятся на самой первой ступеньке духовного развития, соблюдают из-за страха наказания, те, кто продвинулся выше — из любви к Богу, доверия к Нему и нежелания Его огорчить. Но в любом случае мотив соблюдения — конечно, при наличии веры! — вовне человека.
У атеиста такого внешнего стимула, внешней причины быть нравственным нет. Именно это, мне кажется, имел в виду Достоевский в своей знаменитой фразе. Да, действительно,
ЕСЛИ БОГА НЕТ — ТО НЕТ И ЯВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ТЕМНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ. ВПРОЧЕМ, НЕТ ИМЕННО ВНЕШНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ, А ВОТ ВНУТРЕННЯЯ ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ.
Неверующий человек зачастую удерживается от зла просто потому, что доверяет голосу своей совести. Просто потому, что ему не хочется выглядеть мерзавцем в своих собственных глазах (а равно и в глазах тех людей, чье мнение ему небезразлично — «референтной группы», как сказали бы психологи). В каком-то смысле — просто по привычке. Потому что ему с детства привили именно эти нравственные нормы, приучили деть то и не делать этого.
А тут ему заявляют, что раз он в Бога не верит — то способен зарезать старушку и изнасиловать младенца. Естественно, человек обижается. И правильно обижается. Но вот вопрос: а откуда взялись те нравственные нормы, которые были привиты ему с первых лет жизни, с которыми он сросся и которые считает чем-то само собой разумеющимися?
От родителей. А у родителей (зачастую тоже неверующих) откуда?
От их родителей, то есть бабушек и дедушек. У тех, в свою очередь, от своих родителей... и получается у нас цепочка, восходящая к верующим людям, причем верующим глубоко... жившим задолго до всех этих секуляризаций, атеизмов и материализмов. То есть в основе цепочки — не какие-то абстрактные моральные нормы, не какие-то общественные «понятия» — а заповеди Божии. Их соблюдали — всерьез, и нарушали — всерьез, и цена вопроса всем была очевидна.
Можно, конечно, сделать финт ушами и заявить, что неважно историческое происхождение моральных норм, а важно то наполнение, которое дает им современная атеистическая мысль... только вот никуда не деться от того факта, что сама по себе никакая атеистическая мысль — ни современная, ни древняя — нравственных норм не создавала, а лишь пыталась перетолковать нормы, выросшие на поле религии.
Но с этими перетолкованиями тоже проблема: они совершенно умозрительны и душу никак не греют — а потому вряд ли способны послужить надежными тормозами в случае чего. Вот живет себе неверующий человек, впитал он с детства моральные нормы, следует им в своей обыденной жизни... может быть, верит в то, что мораль — это «защитная система общества», что не воровать кошельки и не резать обидчику горло — полезно для популяции Homo Sapiens, что такое правильное поведение приближает светлое будущее... но это пока все благополучно, пока не клюнул жареный петух. А вот как возникает тяжелая ситуация — удержат ли человека эти абстрактные построения?
Нравственность без веры в Бога — как электрический аккумулятор. Когда-то он был заряжен от сети религии и заряда надолго хватало. Но всем аккумуляторам свойственно разряжаться... На протяжении нескольких неверующих поколений передавалась — благодаря семейному воспитанию — нравственность, но этой впитанной с молоком матери нравственности становилось все меньше и меньше. Слишком долго устройство работало без подзарядки.
Да, чтобы быть в наше время нравственным человеком, не обязательно верить в Бога. Можно пока продержаться на остатках усвоенного, но все чаще такие люди задаются вопросом: а зачем держаться-то? Почему бы не пожить в свое удовольствие? И далеко не все выдерживают соблазн — тормоза ведь слабенькие. У верующего же (всерьез верующего, а не у лицемера и не у суевера) ситуация иная. Его «устройство» работает не на батарейках, а от сети. И это такая сеть, которая никогда не иссякнет.
Комментарии
А вот тут вообще не соглашусь. Подобные "аргументы" приводят не атеисты, в первую очередь, а просто непорядочные люди.
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести. Вот это главное различие между нравственностью атеиста и нравственностью верующих.. Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
А соблазны у всех возникают, но у верующего более совершенная мотивация для борьбы с ними.
А я вечно встречаюсь с людьми, которые называют себя верующими, в доме кругом иконы, молятся, в церковь ходят, все посты соблюдают и т.д. А вот поступки бывают у них часто некрасивые, ох, некрасивые...
Одного человека только могу назвать, бабушку свою, вот это истинно верующая была, никогда ни про кого не судачила, помогала всем как могла, заботилась о старых одиноких и больных людях...Больше таких не встречала.
А я вечно встречаюсь с людьми, которые называют себя верующими, в доме кругом иконы, молятся, в церковь ходят, все посты соблюдают и т.д. А вот поступки бывают у них часто некрасивые, ох, некрасивые...
Одного человека только могу назвать, бабушку свою, вот это истинно верующая была, никогда ни про кого не судачила, помогала всем как могла, заботилась о старых одиноких и больных людях...Больше таких не встречала.
↑ Перейти к этому комментарию
Снова повод сходить в церковь.
И ведь они пока на свободе тоже в храм ходят.
Я могу много примеров привести, но не вижу смысла.
Снова повод сходить в церковь.
↑ Перейти к этому комментарию
Снова повод сходить в церковь.
↑ Перейти к этому комментарию
И лучше всё же регулярно принимать душ. чем всю жизнь ходить грязным.
Это главное правило, "душ всегда можно принять", если бы нельзя было принять душ то и старались бы не мараться!
↑ Перейти к этому комментарию
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести. Вот это главное различие между нравственностью атеиста и нравственностью верующих.. Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
↑ Перейти к этому комментарию
Стих накал первоначальной страсти? так это обычное явление.
Или стали друг друга ненавидеть, стали равнодушны? Это другой вопрос, и тут всё решается индивидуально с каждой парой.
В идеале развод - это плохо. Но бывает, что приходится выбирать между плохим и ещё худшим...
Только не принимайте мои ответы за какую-то агрессию, просто рассуждаю...
Отношу себя к агностикам.
Если муж и жена согласны жить вместе и любят друг друга по-братски - почему они не могут жить вместе? Другое дело, если им от такой совместной жизни свет не мил - но тут нужен совет священника-духовника, что делать им и как дальше строить свою жизнь. Возможно, понадобится психологическая консультация специалиста. Всё нормально.
Ох и сложные эти разговоры, теологические, такие они скользкие...
А вообще, жизнь - штука сложная. разводятся и верующие. венчанные, и даже священнослужители. Увы.
↑ Перейти к этому комментарию
У верующих кроме своей совести, мерилом нравственности , а лучше сказать нормы нравственности несут Заповеди Божии, причем без всяких извинений со стороны совести. Вот это главное различие между нравственностью атеиста и нравственностью верующих.. Атеист может вступить в сговор с совестью, верующему же человеку это не позволительно.
↑ Перейти к этому комментарию
Есть, конечно, нечто общее в отношении к нравственности в разных религиях. Но - очень много и разного. Сравните хотя бы христианский подход и индуистский. Ещё Махатма Ганди писал, что вред наносят те европейцы-христиане, которые лечат бедных в больницах. Так бедняки не имеют возможности отработать свою карму, а если бы они страдали от болезни, то в следующей жизни им бло бы уготовано более высокое рождение.
так что разница порой - очень существенная.
Исторически, вначале это были запреты, затем обычаи, традиции, и теперь уже это моральные нормы.
То, что у всех народов было изначально нечто общее в морально-этическом плане, можно объяснить так, что в далёкой древности люди ещё не успели так далеко отойти от Бога, как это было впоследсвтии. Много интересного об этом пишет о. Александр Мень в шеститомнике "История религии", и приводит конкретные примеры этнографических исследований на данную тему.
Мне ясна Ваша позиция, но я придерживаюсь своей точки зрения о происхождении морали.
Стоит только чуточку копнуть - и видишь, что так наз. общечеловеческие ценности - это порождение в первую очередь христианской цивилизации.
Все приведенные Вами примеры не подтверждают историческое происхождение норм, понятно, что у каждой религии есть свои моральные нормы, есть они и у нерелигиозных людей.
Когда еще мир не делился на столько религий, правила поведения и были зачатками моральных норм, т.е. социумом была установлена та система норм, соблюдение которой являлось необходимым условием функционирования данного общества, достижения им своих моральных ценностей.
Насчёт Индии - Вы и вправду не в курсе. Касты и понятие о карме там были и остались, и очень влияют на жизнь тамошего общества. Есть материалы на сайте "ставрос", поищите, или ссылку дам.
Сколько же раз я читала в СМ комменты мамочек о том, что больных детишек лучше абортировать, "чтобы не мучались"...
Язычество живо и сегодня.
- это и сейчас для многих норма, не совсем так прямолинейно, но все же.
Спасибо за предложение почитать, непременно. А пока в Википедии про касты сейчас прочитала, так вот тоже пишут про то, что все уж поменялось...
Повторюсь, что мне Ваша позиция предельно ясна. Вы, вероятно, глубоко верующий человек, и других рассуждений в принципе не может быть.
Я уверена в социальном происхождении моральных норм
Насчёт Индии - Вы и вправду не в курсе. Касты и понятие о карме там были и остались, и очень влияют на жизнь тамошего общества. Есть материалы на сайте "ставрос", поищите, или ссылку дам.
Сколько же раз я читала в СМ комменты мамочек о том, что больных детишек лучше абортировать, "чтобы не мучались"...
Язычество живо и сегодня.
↑ Перейти к этому комментарию
кары Божией не существует. Человек со злым сердцем сам будет себе наказанием в посмертии. «Мучимые в геенне поражаются бичом любви, — говорит святой Исаак. — И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, которое сильнее всякого другого страшного мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания.
Не всякий говорящий "Господи, Господи" войдёт в Царствие Небесное, сказал Господь Иисус.
Ну, а атеистов я тоже всяких видела. А если вспомнить историю СССР, то верующих тогда было уничтожено гораздо более, чем сожгла в своё время пресловутая инквизиция.
Вот не вижу, где Вы тут увидели осуждение атеистов. Осуждение атеизма как мировоззрения и осуждение конкретных людей - вещи очень разные. Второе - осуждение человека - Господь однозначно запрещает.
И - не надо думать, что мы в нашей группе все ибо это и есть самое настоящее осуждение.
Собственно, мой пост - просто о том, что у верующего есть более незыблемые основы для нравственности, ибо Закон Божий не может быть изменён в угоду времени. А человеческая нравственность очень даже может меняться от эпохи к эпохе, от страны к стране.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: