Лилия Малахова: почему я не езжу к старцам.

На каждом православном форуме периодически всплывает тема “К какому старцу съездить?” Положительное решение этого вопроса стало частью своего рода фейс-контроля в среде православных. У старца побывал или хочешь побывать – свой. Не хочешь – а, брат, шалишь! Не православный ты!
Мода на поездки к старцам захватила всех – от юношей до почтенных мужей семейств. Эта мода даже получила название – «геронтомания» (греч. «геронта» – старец). Все буквально одержимы поездками к старцу. Старцев ищут везде, в славных монастырях и на заброшенных деревенских приходах, именитых и не очень. На роль старца сгодится любой пожилой священник, особенно, если он монах. Лишь бы видом был благообразен, а прозорливости и чудотворности ему придадут почитатели. Адреса «старцев» передают из рук в руки, как некогда передавали телефоны кинозвезд. На некоторых сайтах в интернете можно даже увидеть списки «старцев», к которым особенно желательно попасть. Зачем же ездят к старцам? А по самым разным вопросам. Болеет родственник, дочери скоро в институт, муж пьет, свекровь заела, надо бы квартиру поменять и вообще – не везет что-то. Старцы превратились в исполнителей желаний – кажется, что вот сейчас обращусь я к старцу – и все мои проблемы сами собой решатся. Корова перестанет болеть, сын, наконец, придет к вере, соседка подобреет, начальник прибавит зарплату. Интересно, что крайне мало людей, которые ищут духовного совета. В основном к старцам ездят за разрешениям телесно-материальных проблем.
Одни, не так давно пришедшие к вере, чаще в силу несчастных обстоятельств своей жизни, видят в старце человека-полубога, обязательно чудотворца, способного двумя своими словами раз и навсегда избавить от этих обстоятельств. Человек убежден, что старец способен разрешить все его беды, вот только стоит обратиться к нему. В эту же группу входят те, кто едет испрашивать благословения на учебу, женитьбу, покупку квартиры и т. д. Они уверены в том, что если уж старец «благословит», то никаких проблем у них в этом деле не будет – ведь старец благословил!
Вторые, уверенные в своей необыкновенной высокой духовности, едут к старцам потому, что в глубине своей горделивой души надеются услышать о себе какое-нибудь небывалое пророчество. Они ждут, что старец сам выйдет к ним навстречу, будет с ними долго беседовать, объявит их при всех «восьмым столпом православия», ну или хотя бы произнесет что-нибудь иносказательное. Никаких проблем у них нет, вопросов тоже, они сами для себя уже давно все решили. Им хочется явить себя миру «звездами боготечными», но старцы почему-то упорно их не замечают. Тогда приходится обращать внимание на себя каким-нибудь пустяковым вопросом, например, как же дальше жить? И вот тут их ожидает полное разочарование, потому что старец вместо того, чтобы предречь им их великое будущее, говорит обычные и без того известные слова – исполняй заповеди, учись любить, находись в послушании.
Наконец, третьи едут к старцу за сплетнями. Нет, это не означает, что старец распускает сплетни. Это означает, что человек желает собрать новые околодуховные слухи – на предмет скорого пришествия антихриста, примет конца света, послушать о каких-нибудь чудесах и знамениях, означающих, что ожидаемое время уже близко. В этой среде бродят различные рассказы о светящихся крестах в небе, о бесноватых, которые кричали прошлый раз на приеме у батюшки, о том, что косточки такого-то святого уже начали плотью обрастать(!!!), что одной женщине явился святой имярек, и сказал, что «еще немного – и всё». В их среде очень любимы разные мифические истории, начинающиеся словами «один старец сказал…», «одной старице было видение…» или просто абстрактно «старцы говорят…» и т. п. Какой именно старец сказал и какой именно старице было видение, всегда остается неизвестным, но мифические говорящие старцы и старицы – непременный атрибут их духовной жизни.
Когда меня спрашивают, у какого старца я бывала, отвечаю честно: ни у какого. На удивленные глаза: А почему?! отвечаю: а зачем?
В самом деле: зачем?
Во-первых, кто есть кто сейчас – не понятно. Действительно ли это старцы, или просто популярные священники, которых “духовные чада” возвели в ранг старцев? Ведь послушать сведущих людей – старцев у нас в России пруд пруди на каждом шагу. В кого ни ткни – обязательно старец. Фактически у любого пожилого монаха (или просто священника) найдется обожатель, который будет называть его не иначе, как старцем.
Во-вторых, как-то лет восемь назад я четко осознала, что не готова выслушать что-либо от старца. От настоящего. От ненастоящего тем более.
В- третьих, я уверена в том, что 99,9% всех «недоуменных вопросов» человек вполне способен решить если уж не самостоятельно, то посоветовавшись с любым местным священником.
В-четвертых, сколько я не смотрю на любителей поездить за духовными советами, понимаю только одно – НИЧЕГО в жизни человека не изменится, если он сам не приложит к переменам усилий.
Старец, простите, не Гарри Поттер, чтобы взмахнуть рукой, и все по щучьему велению само собой сделалось. Старец только может сказать, что НАДО делать. А уж непосредственно делать ты должен сам.
Заметила еще одну особенность – мотаться по старчикам любят те, кто не способен принимать решение самостоятельно. Им кто-то должен сказать – на ком жениться, в какой монастырь идти, за сколько квартиру продавать, разводиться или нет… Перекладывают ответственность на плечи старца, а если что не так – старец виноват.
Бывают очень непростые житейские ситуации, когда человеку действительно нужен совет старца. Звали и меня к старцам. Но, проанализировав происходящее со мной, всякий раз я приходила к выводу, что знаю, как поступить. У нас есть Евангелие, как мы должны жить, сполна в нем написано, а искать чудес и знамений я не хочу. Вот поэтому я к старцам не езжу.
Комментарии
но поняла,что люди сами его просто возвели в прозорливые старцы...а он обычный священник.......теперь понимаю,что молиться можно в любой церкви и необязательно куда то ехать....
Потом подумала-подумала...а что мне такого те старцы скажут, чего я и так не знаю?
Вот если у меня появятся супер-мега-духовные вопросы такие сложные и такие высокие, что самостоятельно я ни в Евангелии, ни в святоотеческих трудах, ни у Осипова-Кураева, ни в группе "Православные родители" не найду, тогда...можно и к старцам.
Одного живого, кстати, видела - отца Илию в Оптиной. Очередь к нему была длинная, день жарким, а сам отец был очень уставшим и явно хотел уйти уже.
Другой (просто старенький очень энергичный монах) сам ко мне подошел в храме (там же, в Оптиной) и сказал то, что мне и так известно, но лишний раз услышать было полезно.
Хочу в Оптинууууу!
Люди бывают разные, ситуации тоже. Мне всегда казалось, что пойти к священнику (или к старцу, если очень надо) за благословением на то или иное дело, это нормально для православного человека. И, конечно, выполнить это благословение. А зачем тогда нам духовные наставники, если мы во всем "сами с усами"?...
Я ездила за благословением к старцу. Не поглазеть, не чудеса увидеть, а получить или не получить благословение на опасное и дорогое лечение (мнения врачей сильно расходились) для моего 3-месячного сынишки, который был в тяжелейшом состоянии. У меня не было ни духовных сил, ни времени, ни медицинского образования, чтобы разобраться самой. Мы сделали так, как нас благословили (хотя это и пошло несколько вразрез с нашими планами по лечению). Мы поняли, благодаря этому человеку, почему так произошло. Мой сынишка сейчас жив и здоров, слава Богу! При том, что врачи обещали, что он не будет ходить и будет умственно отсталым. Сейчас они говорят, что таких выходов из нашего положения не бывает.
И если, не дай Бог, мне нужно будет принимать такие тяжелые решения, и у меня будет возможность взять благословение на это, то я пойду и возьму.
А теперь, можно бросать в меня тапки!
"я четко осознала, что не готова выслушать что-либо от старца. От настоящего. От ненастоящего тем более" -- то есть я буду решать, кто настоящий старец, кто нет.
Давно такого не слышала.
На сто процентов согласна с Bunas. От статьи так и повеяло горделивым желанием отмежеваться, осудить и пренебречь всякими там, которые... А это уже известная православная болезнь.
Даже если есть позиция по этому вопросу, она априори не подходит для всех. Есть вопросы жизненно важные. Что плохого попросить благословения на брак? На выбор профессии ребенку? На сложное лечение, операцию? На второй брак вдовцу?
Господи, да Вы-то откуда знаете, Вы рядом стояли или Вам старцы жаловались -- вот никто, дескать, Мария, не ищет духовного совета, все токмо спрашивают, где колбаса дешевая и какую кухню заказать --- итальянскую или немецкую?
Сама знаю девушку, которой не благословили выходить замуж за имевшегося в тот момент жениха. Она послушалась. А потом экс-жених так себя проявил, что она день и ночь благодарит Бога за то, что дал ей услышать мнение старца и внять ему.
Знаю женщину, которой старец не благословил делать операцию, когда поставили диагноз "рак". Потом оказалось, что врачи ошиблись!
Сколько детей родилось по его благословению! Сколько молодых людей выбирали правильную дорогу в жизни. Неужели можно быть настолько самоуверенным, чтоб считать, что мы не нуждаемся в слышании воли Божией? Ведь за этим к старцу и едут, а совет, и даже очень дельный, можно получить и от подружки. Кроме того, известно, что самовольно к старцам ездить не очень хорошо, а надо вначале рассказать своему духовнику проблему, и спросить благословения на поездку.
Зачем же автор нас осчастливливал своим назиданием (или откровением)? Как ни странно, в статье есть ответ на этот вопрос, хотя, похоже, автор на это не рассчитывал, это проговорка по Фрейду: у автора никогда не возникали "высокие духовные вопросы". Что сказать? Жаль.
И второй момент - ездят просто любопытные. И для того, чтобы сказать - "а я там был". Впрочем, это относится не только к старцам, но и, например, при паломничестве к святыням. Я не раз слышала от людей совершенно нецерковных и даже неверующих, что они "были у Ксении Блаженной - и желание исполнилось". Нельзя обращение за советом к духовному человеку воспринимать таким вот образом. думаю, об этом и статья.
Ещё момент. Есть у меня знакомая монахиня, она хорошо знала покойного старца о. Николая Гурьянова, ездила к нему часто. так вот, те советы, что он ей давал, она распространяла на всех. Ей старец говорит - не надо Вам в больницу ложиться,- а она трактовала это, как принципиальный запрет для всех на лечение в больнице.
"я четко осознала, что не готова выслушать что-либо от старца. От настоящего. От ненастоящего тем более" -- то есть я буду решать, кто настоящий старец, кто нет.
Давно такого не слышала.
На сто процентов согласна с Bunas. От статьи так и повеяло горделивым желанием отмежеваться, осудить и пренебречь всякими там, которые... А это уже известная православная болезнь.
Даже если есть позиция по этому вопросу, она априори не подходит для всех. Есть вопросы жизненно важные. Что плохого попросить благословения на брак? На выбор профессии ребенку? На сложное лечение, операцию? На второй брак вдовцу?
Господи, да Вы-то откуда знаете, Вы рядом стояли или Вам старцы жаловались -- вот никто, дескать, Мария, не ищет духовного совета, все токмо спрашивают, где колбаса дешевая и какую кухню заказать --- итальянскую или немецкую?
Сама знаю девушку, которой не благословили выходить замуж за имевшегося в тот момент жениха. Она послушалась. А потом экс-жених так себя проявил, что она день и ночь благодарит Бога за то, что дал ей услышать мнение старца и внять ему.
Знаю женщину, которой старец не благословил делать операцию, когда поставили диагноз "рак". Потом оказалось, что врачи ошиблись!
Сколько детей родилось по его благословению! Сколько молодых людей выбирали правильную дорогу в жизни. Неужели можно быть настолько самоуверенным, чтоб считать, что мы не нуждаемся в слышании воли Божией? Ведь за этим к старцу и едут, а совет, и даже очень дельный, можно получить и от подружки. Кроме того, известно, что самовольно к старцам ездить не очень хорошо, а надо вначале рассказать своему духовнику проблему, и спросить благословения на поездку.
Зачем же автор нас осчастливливал своим назиданием (или откровением)? Как ни странно, в статье есть ответ на этот вопрос, хотя, похоже, автор на это не рассчитывал, это проговорка по Фрейду: у автора никогда не возникали "высокие духовные вопросы". Что сказать? Жаль.
↑ Перейти к этому комментарию
"я четко осознала, что не готова выслушать что-либо от старца. От настоящего. От ненастоящего тем более" -- то есть я буду решать, кто настоящий старец, кто нет.
Давно такого не слышала.
На сто процентов согласна с Bunas. От статьи так и повеяло горделивым желанием отмежеваться, осудить и пренебречь всякими там, которые... А это уже известная православная болезнь.
Даже если есть позиция по этому вопросу, она априори не подходит для всех. Есть вопросы жизненно важные. Что плохого попросить благословения на брак? На выбор профессии ребенку? На сложное лечение, операцию? На второй брак вдовцу?
Господи, да Вы-то откуда знаете, Вы рядом стояли или Вам старцы жаловались -- вот никто, дескать, Мария, не ищет духовного совета, все токмо спрашивают, где колбаса дешевая и какую кухню заказать --- итальянскую или немецкую?
Сама знаю девушку, которой не благословили выходить замуж за имевшегося в тот момент жениха. Она послушалась. А потом экс-жених так себя проявил, что она день и ночь благодарит Бога за то, что дал ей услышать мнение старца и внять ему.
Знаю женщину, которой старец не благословил делать операцию, когда поставили диагноз "рак". Потом оказалось, что врачи ошиблись!
Сколько детей родилось по его благословению! Сколько молодых людей выбирали правильную дорогу в жизни. Неужели можно быть настолько самоуверенным, чтоб считать, что мы не нуждаемся в слышании воли Божией? Ведь за этим к старцу и едут, а совет, и даже очень дельный, можно получить и от подружки. Кроме того, известно, что самовольно к старцам ездить не очень хорошо, а надо вначале рассказать своему духовнику проблему, и спросить благословения на поездку.
Зачем же автор нас осчастливливал своим назиданием (или откровением)? Как ни странно, в статье есть ответ на этот вопрос, хотя, похоже, автор на это не рассчитывал, это проговорка по Фрейду: у автора никогда не возникали "высокие духовные вопросы". Что сказать? Жаль.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Люди бывают разные, ситуации тоже. Мне всегда казалось, что пойти к священнику (или к старцу, если очень надо) за благословением на то или иное дело, это нормально для православного человека. И, конечно, выполнить это благословение. А зачем тогда нам духовные наставники, если мы во всем "сами с усами"?...
Я ездила за благословением к старцу. Не поглазеть, не чудеса увидеть, а получить или не получить благословение на опасное и дорогое лечение (мнения врачей сильно расходились) для моего 3-месячного сынишки, который был в тяжелейшом состоянии. У меня не было ни духовных сил, ни времени, ни медицинского образования, чтобы разобраться самой. Мы сделали так, как нас благословили (хотя это и пошло несколько вразрез с нашими планами по лечению). Мы поняли, благодаря этому человеку, почему так произошло. Мой сынишка сейчас жив и здоров, слава Богу! При том, что врачи обещали, что он не будет ходить и будет умственно отсталым. Сейчас они говорят, что таких выходов из нашего положения не бывает.
И если, не дай Бог, мне нужно будет принимать такие тяжелые решения, и у меня будет возможность взять благословение на это, то я пойду и возьму.
А теперь, можно бросать в меня тапки!
↑ Перейти к этому комментарию
В том, что каждый делает свой выбор, я полностью с Вами согласна. И если целью статьи было донести только то, что
то мое мнение, что это нужно делать в другой форме, не пытаясь кого-то принизить.
↑ Перейти к этому комментарию
Есть мнение, что если к старцу не съездила - фсё, спасения не видать.
Вот они и составляют определённую группу, о которой говорится в статье. Группа, кстати, немаленькая.
↑ Перейти к этому комментарию
Если уж старцы не угодили, то надо заметить, что даже и священники есть очень разные, а уж жены священников такие разные, что ох.
↑ Перейти к этому комментарию
а обязательно ехать искать живых старцев, можно же обратиться и к уже известным, признанным, умершим ( Матрона Московская, Оптинские Старцы), к ним можно приехать, также обратиться, все им рассказать...
а обязательно ехать искать живых старцев, можно же обратиться и к уже известным, признанным, умершим ( Матрона Московская, Оптинские Старцы), к ним можно приехать, также обратиться, все им рассказать...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Про Бога забываем, думаем, что старцы, батюшки... а это Он, по их молитвам!
А это самая настоящая ложь. Все знают, что старцев буквально по пальцам перечесть. О.Илий, о.Власий, о.Кирилл, о.Наум. Это на всю страну. О.Николай (Гурьянов) умер. Даже почившего о.Иоанна (Крестьянкина) никто старцем не называл. Где все эти толпы лжестарцев, "старчиков", как их пренебрежительно именует Л.Малахова? Много знаю не пожилых, а вовсе престарелых священников и архимандритов, которых никто никогда не считал и не называл старцами.
А это самая настоящая ложь. Все знают, что старцев буквально по пальцам перечесть. О.Илий, о.Власий, о.Кирилл, о.Наум. Это на всю страну. О.Николай (Гурьянов) умер. Даже почившего о.Иоанна (Крестьянкина) никто старцем не называл. Где все эти толпы лжестарцев, "старчиков", как их пренебрежительно именует Л.Малахова? Много знаю не пожилых, а вовсе престарелых священников и архимандритов, которых никто никогда не считал и не называл старцами.
↑ Перейти к этому комментарию
А вот фразы "все знают", "в православном сообществе нет такого мнения" говорят о некоторой неосведомлённости, а также привычке обобщать
Иными словами "я не встречала" совсем не значит "этого нет совсем".
1) рассказы о старцах;
2) статьи о старцах;
3) фильмы о старцах;
4) репортажи о монастырях, где живет или жил старец;
5) рассказы, статьи и фильмы людей и о людях, исцелившихся/крестившихся/вразумившихся/сочетавшихся/рукоположившихся/постригшихся по благословению/по совету/по молитвам этих старцев,
6) издано много книг с упоминанием об этих самых старцах,
и все это с упоминанием именно этих пяти или шести имен, при этом другие старенькие священники вовсе старцами не именуются, -- то этого достаточно, чтобы считать, что ВСЕ ЗНАЮТ. Во всяком случае, знают все интересующиеся. Если же мнение о необходимости поездок к старцам бытует в среде, где ничего из вышеназванного не смотрят и не читают, то какие вообще у вас основания называть такое
сообщество православным и зачем опровергать бытующие в нем предрассудки с таким рвением? Как говорил раввин в анекдоте, так вы не атеист, вы невежда.
Astrid Не надо упрекать других в неосведомленности, если собственная осведомленность под вопросом. Понятие младостарчества вообще не имеет никакого отношения к старцам. Это иронический термин для определения известного церковного явления, когда священники с недостаточным опытом, чаще еще молодые, начинают давать пасомым советы и указания, которые не всякий старец станет давать: жениться и не жениться, бросать работу, идти в монастырь, разводиться с супругом. Развернутую характеристику этого явления дал покойный митрополит Антоний Сурожский в своем воззвании "Берегитесь, братья мои, священники!"
В этой же ветке речь шла об обращениях к действительным старцам.
Многовековая борьба с суевериями- яркий тому пример.
Мало ли, что там десятки раз выходит! Народ ездит к "старцам" и всё тут.
Да я знаю. Просто в этой ветке уже говорится не только о старцах. А священники не просто так начинают давать некомпетентные советы - народ с большим удовольствием эти советы и просит, и исполняет.
А у вас какие основания НЕ называть людей православными?
Люди спрашивают не только от духа, а и от души, и от тела -- а вот старец отвечает только от духа. И в том, что некто вдруг захотел поехать со своей проблемой именно к старцу, может быть совершенно особый Божий промысел об этом человеке. Мысль-то рождается тоже не сама по себе: грешная насылается диаволом, благочестивая вселяется ангелом-хранителем.
Ну логически:
если люди не интересуются и ничего не знают о жизни Церкви, которая освещается этими СМИ и книгами, созданными в том числе и духовенством; если они по старцам ездят , но при этом ведать не ведают, у кого ж спросить, кто именно старцы у нас в России -- следовательно они и в церковь не ходят, ибо там все эти журналы и книги продаются и батюшки есть? Какие же они православные при этом?
И как только народу удается выискивать этих некомпетентных священников, просить у них некомпетентные советы и их исполнять. От души сочувствую. Подумать только, а ведь каждый в семинарии учился, многие академию закончили, всех епископ рукополагал, над каждым молодым священником -- маститый настоятель... А они все некомпетентные.
Мне вот за 25 лет сознательной церковной жизни не попалось ни одного "некомпетентного" батюшки. Моим друзьям тоже. Может, бывают невежливые, грубоватые, торопливые, слыхала. Про некомпетентных -- нет.
Вам не кажется, что для таких обобщений надо как минимум проводить серьезный и длительный экзит-полл прихожан на выходе из храмов: дескать, "что именно Вы спрашивали у батюшки, что он Вам ответил, почему Вы считаете его совет компетентным/некомпетентным". Думаю, что ни Вы, ни Лилия Малахова этого не делали.
Очень просто:
На службы ходят, телевизоры давно выкинули потому что смотреть его - грех, книги читают, но не те, где написано о старцах, батюшка на приходе не следит, кто к кому ездит. А в Бога люди все равно верят, исповедуются, причащаются. Получаются - православные, только совершающие большую ошибку.
Да, казалось бы - откуда им браться, некомпетентным? А вот - берутся. И пишут об этом немало в тех же православных СМИ.
А мне - ни одного батюшки-стяжателя. И тем не менее они есть.
Точно также и с проблемой некомпетентных священников.
Люди спрашивают не только от духа, а и от души, и от тела -- а вот старец отвечает только от духа. И в том, что некто вдруг захотел поехать со своей проблемой именно к старцу, может быть совершенно особый Божий промысел об этом человеке. Мысль-то рождается тоже не сама по себе: грешная насылается диаволом, благочестивая вселяется ангелом-хранителем.
Ну логически:
если люди не интересуются и ничего не знают о жизни Церкви, которая освещается этими СМИ и книгами, созданными в том числе и духовенством; если они по старцам ездят , но при этом ведать не ведают, у кого ж спросить, кто именно старцы у нас в России -- следовательно они и в церковь не ходят, ибо там все эти журналы и книги продаются и батюшки есть? Какие же они православные при этом?
И как только народу удается выискивать этих некомпетентных священников, просить у них некомпетентные советы и их исполнять. От души сочувствую. Подумать только, а ведь каждый в семинарии учился, многие академию закончили, всех епископ рукополагал, над каждым молодым священником -- маститый настоятель... А они все некомпетентные.
Мне вот за 25 лет сознательной церковной жизни не попалось ни одного "некомпетентного" батюшки. Моим друзьям тоже. Может, бывают невежливые, грубоватые, торопливые, слыхала. Про некомпетентных -- нет.
Вам не кажется, что для таких обобщений надо как минимум проводить серьезный и длительный экзит-полл прихожан на выходе из храмов: дескать, "что именно Вы спрашивали у батюшки, что он Вам ответил, почему Вы считаете его совет компетентным/некомпетентным". Думаю, что ни Вы, ни Лилия Малахова этого не делали.
↑ Перейти к этому комментарию
Люди спрашивают не только от духа, а и от души, и от тела -- а вот старец отвечает только от духа. И в том, что некто вдруг захотел поехать со своей проблемой именно к старцу, может быть совершенно особый Божий промысел об этом человеке. Мысль-то рождается тоже не сама по себе: грешная насылается диаволом, благочестивая вселяется ангелом-хранителем.
Ну логически:
если люди не интересуются и ничего не знают о жизни Церкви, которая освещается этими СМИ и книгами, созданными в том числе и духовенством; если они по старцам ездят , но при этом ведать не ведают, у кого ж спросить, кто именно старцы у нас в России -- следовательно они и в церковь не ходят, ибо там все эти журналы и книги продаются и батюшки есть? Какие же они православные при этом?
И как только народу удается выискивать этих некомпетентных священников, просить у них некомпетентные советы и их исполнять. От души сочувствую. Подумать только, а ведь каждый в семинарии учился, многие академию закончили, всех епископ рукополагал, над каждым молодым священником -- маститый настоятель... А они все некомпетентные.
Мне вот за 25 лет сознательной церковной жизни не попалось ни одного "некомпетентного" батюшки. Моим друзьям тоже. Может, бывают невежливые, грубоватые, торопливые, слыхала. Про некомпетентных -- нет.
Вам не кажется, что для таких обобщений надо как минимум проводить серьезный и длительный экзит-полл прихожан на выходе из храмов: дескать, "что именно Вы спрашивали у батюшки, что он Вам ответил, почему Вы считаете его совет компетентным/некомпетентным". Думаю, что ни Вы, ни Лилия Малахова этого не делали.
↑ Перейти к этому комментарию
Учителя
инженеры
Список долгий.
Священник не может быть "некомпетентен" так, как некомпетентен врач. Он служит, исповедует, благословляет и советует от благодати, а не от себя. "Сам Господь стоит, приемля исповедание, аз же точию свидетель есмь". А Благодать, преподанная в рукоположении -- равна и на апостоле Павле, и на Патриархе Кирилле, и на безвестном молодом сельском батюшке. А у врачей компетентность совета зависит от разного объема знаний. Ваши же рассуждения построены на широко известном светском ( и по своим истокам безбожном) заблуждении, что "слухи о святости Церкви сильно преувеличены", это такое же учреждение, как все прочие, мы вольны САМИ оценивать его компетентность ("качество услуг"), САМИ решать, как к нему относиться, пользоваться ли его услугами или нет.
Сравните: "Я к старцам не езжу. Что он мне может сказать такого, чего я САМА не знаю? Вон скольким они дают некомпетентные советы. Все свои вопросы я могу решить САМА". "Я в химчистку вещи не ношу. Чего они там такое особенное делают? Вон скольким они вещи испортили. Я и сама все могу дома постирать. "
Но даже и с химчисткой -- порой появляется такое пятно, что дома не отстирать...
А рукоположение даёт только одно страшное право - право предстоять у Престола Господня. В Греции далеко не все священники имеют право даже исповедовать - и это правильно.
В рукоположении именно и дается благодать. Все права, страшные или приятные, и все обязанности священника вытекают из этой благодати и не существуют без нее.
Простите, а при такой самонадеянности зачем Вам вообще нужна Церковь? Вы же все сами знаете, где прелесть, где ошибки, где некомпетентные советы, где о.Петр и иже с ним, имя им легион...
В рукоположении именно и дается благодать. Все права, страшные или приятные, и все обязанности священника вытекают из этой благодати и не существуют без нее.
Простите, а при такой самонадеянности зачем Вам вообще нужна Церковь? Вы же все сами знаете, где прелесть, где ошибки, где некомпетентные советы, где о.Петр и иже с ним, имя им легион...
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, основная добродетель христианина - рассудительность.
А та рассудительность, о которой нас учит Церковь, ничего общего с тем, что Вы пишете, не имеет. Речь идет о здравомыслии, а не о разборе батюшек. Из чего видно, что учение Церкви Вы понимаете не вполне правильно. Другие Ваши суждения говорят о том же. Их пять лет в семинарии и потом еще в академии учат-учат понимать учение Церкви -- и то, говорите, они ошибаются... А Вы нигде не учась, по наитию понимаете учение Церкви настолько, чтобы о батюшках рассуждать. Все, круг замкнулся. No exit.
один из самых известных священников нашей епархии, о. Константин Пархоменко, не раз призывал в эфире епархиального радио "Град Петров" слушать священников, которые там в прямом эфире выступают, подчёркивая, что здесь говорят образованные батюшки, и непроверенная информация просто не пройдёт.
Увы, не все священники на приходах получили образование. И об этом тоже. Если мне попадётся батюшка, который не будет меня допускать до Причастия из-за того, что я приняла ИНН и взяла паспорт нового образца, я не только не соглашусь, но ещё и правящему архиерею напишу (причём, к такому как раз и призывают грамотные батюшки).
Пример: на Светлой неделе один наш приходской священник отказался причащать взрослых на том основании, что перед причастием необходим пост, а в Светлую седмицу не постятся. Он, может, батюшка и хороший (хотя нарекания на него имеют место от самых разных людей). И в семинарии учился... Но вот наш Михей (о. Алексий) разъяснил нам, что, согласно канонам, на Светлой неделе христиане вообще каждый день обязаны причащаться. Естественно, никто не постится(по уставу, пост перед Причастием - 6 часов, а вкушение постной пищи в течение 3 дней - всего лишь благочестивая традиция). Я как минимум с нашим приходским священником имею право молча не согласиться, хотя жаловаться настоятелю и не буду в этом вопросе - не столь он серьёзен. Если будет возможность причащаться на Светлой (хотя, скорее всего, не будет), то просто пойду в другой храм.
Вот скажите - имею я право таким образом рассуждать, опираясь на слова более образованных батюшек?
Про каноны и Светлую. Мы каноны не соблюдаем как положено, приходится это признать. Я думаю, нам это полезно, для смирения. По канону, если христианин три недели не был у Причастия, он считался отпавшим от церкви. Но сейчас же так не считают. "По нужде и закону пременение бывает". Поэтому и эта норма претерпела изменения. Ну отказался причащать -- ну не в комиссию же по правам человека обращаться? Зачем все эти мирские приемы, качание прав, жалобы начальству тащить в Церковь, когда Вас никто не принуждает к этому батюшке ходить? Для молитвы места в душе не останется.
Всех с Благовещеньем!
Думаю, тема себя исчерпала, надо закрывать. К тому же, у Вас есть возможность, по прошествии Страстной и праздников, открыть аналогичную тему с вопросом к священнику.
С праздником!
Священник не может быть "некомпетентен" так, как некомпетентен врач. Он служит, исповедует, благословляет и советует от благодати, а не от себя. "Сам Господь стоит, приемля исповедание, аз же точию свидетель есмь". А Благодать, преподанная в рукоположении -- равна и на апостоле Павле, и на Патриархе Кирилле, и на безвестном молодом сельском батюшке. А у врачей компетентность совета зависит от разного объема знаний. Ваши же рассуждения построены на широко известном светском ( и по своим истокам безбожном) заблуждении, что "слухи о святости Церкви сильно преувеличены", это такое же учреждение, как все прочие, мы вольны САМИ оценивать его компетентность ("качество услуг"), САМИ решать, как к нему относиться, пользоваться ли его услугами или нет.
Сравните: "Я к старцам не езжу. Что он мне может сказать такого, чего я САМА не знаю? Вон скольким они дают некомпетентные советы. Все свои вопросы я могу решить САМА". "Я в химчистку вещи не ношу. Чего они там такое особенное делают? Вон скольким они вещи испортили. Я и сама все могу дома постирать. "
Но даже и с химчисткой -- порой появляется такое пятно, что дома не отстирать...
↑ Перейти к этому комментарию
Благодать, увы, ни ума, ни образованности, ни такта, ни опыта не прибавляет. А также не является прививкой от гордыни, бронёй от искушений, не защищает от ошибок. Кстати, я употребила термин "некомпетентный" именно по отношению к советам, которые могут давать священники. Могу добавить: советы бывают еще и глупыми, вредными. И это никак не зависит от благодати.
Думаю, эту дискуссию надо прекратить, тем более в преддверии Страстной. Может, Вам с кем-нибудь посоветоваться из настоящих старцев... или компетентных батюшек? Также на эту тему есть православная литература.
Благодать, увы, ни ума, ни образованности, ни такта, ни опыта не прибавляет. А также не является прививкой от гордыни, бронёй от искушений, не защищает от ошибок. Кстати, я употребила термин "некомпетентный" именно по отношению к советам, которые могут давать священники. Могу добавить: советы бывают еще и глупыми, вредными. И это никак не зависит от благодати.
↑ Перейти к этому комментарию
Люди спрашивают не только от духа, а и от души, и от тела -- а вот старец отвечает только от духа. И в том, что некто вдруг захотел поехать со своей проблемой именно к старцу, может быть совершенно особый Божий промысел об этом человеке. Мысль-то рождается тоже не сама по себе: грешная насылается диаволом, благочестивая вселяется ангелом-хранителем.
Ну логически:
если люди не интересуются и ничего не знают о жизни Церкви, которая освещается этими СМИ и книгами, созданными в том числе и духовенством; если они по старцам ездят , но при этом ведать не ведают, у кого ж спросить, кто именно старцы у нас в России -- следовательно они и в церковь не ходят, ибо там все эти журналы и книги продаются и батюшки есть? Какие же они православные при этом?
И как только народу удается выискивать этих некомпетентных священников, просить у них некомпетентные советы и их исполнять. От души сочувствую. Подумать только, а ведь каждый в семинарии учился, многие академию закончили, всех епископ рукополагал, над каждым молодым священником -- маститый настоятель... А они все некомпетентные.
Мне вот за 25 лет сознательной церковной жизни не попалось ни одного "некомпетентного" батюшки. Моим друзьям тоже. Может, бывают невежливые, грубоватые, торопливые, слыхала. Про некомпетентных -- нет.
Вам не кажется, что для таких обобщений надо как минимум проводить серьезный и длительный экзит-полл прихожан на выходе из храмов: дескать, "что именно Вы спрашивали у батюшки, что он Вам ответил, почему Вы считаете его совет компетентным/некомпетентным". Думаю, что ни Вы, ни Лилия Малахова этого не делали.
↑ Перейти к этому комментарию
Интересно...А сам человек думать в состоянии?
Человек создан по образу и подобию Божию. Это, кстати, означает и то, что у человека есть способность к мышлению и творчеству. А, по-Вашему, человек - лишь медиум-ретранслятор ангельских или демонских влияний.
↑ Перейти к этому комментарию
А вот фразы "все знают", "в православном сообществе нет такого мнения" говорят о некоторой неосведомлённости, а также привычке обобщать
Иными словами "я не встречала" совсем не значит "этого нет совсем".
↑ Перейти к этому комментарию
А это самая настоящая ложь. Все знают, что старцев буквально по пальцам перечесть. О.Илий, о.Власий, о.Кирилл, о.Наум. Это на всю страну. О.Николай (Гурьянов) умер. Даже почившего о.Иоанна (Крестьянкина) никто старцем не называл. Где все эти толпы лжестарцев, "старчиков", как их пренебрежительно именует Л.Малахова? Много знаю не пожилых, а вовсе престарелых священников и архимандритов, которых никто никогда не считал и не называл старцами.
↑ Перейти к этому комментарию
Впрочем, я сама лично знаю случай, когда просто пожилого и уважаемого священника прихожане возвели в ранг старца. И думаю, что Малахова, будучи женой священника, более, чем я, владеет информацией по данному вопросу.
Старец -- это ПОСЛУШАНИЕ, а не возраст и тем более не мнение прихожан. Прихожане могут меж собой называть своего настоятеля хоть старцем, если он пожилой, хоть, простите, мессией. Это не значит, что он старец. Послушание это на монаха может возложить только священноначалие.
Я поначалу обиделась... А потом поняла, что причина в том, о чем пост...
Один раз прочла как девица одна очень обиделась, что ее плохо "принял" архимандрит Герман из нашей Лавры ("ржал долго" по ее словам, "ничем не помог")... Она думала, что личная аудиенция поможет ей лучше, чем его отчитка...
Это странно, смешно и страшно, когда священнослужителей рассматривают как требоисполнителей...
Да, есть такое..потребительское отношения к священнослужителям. Он ДОЛЖЕН решить мои проблемы, подсказывать, стоит ли сажать картошку, жениться, рожать...
Причина: тема исчерпана
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: