Пост в супружеских отношениях (из статьи "Православный пост: древность и современная практика". Автор - священник Константин Пархоменко).

О воздержании христиан-супругов говорит апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5)
Мы видим, что супружескую близость ап. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга.
Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания – для упражнения в посте и молитве.
Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами – по согласию.
Наконец, время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом (супругой), искушенный сатаною, впал в грех.
Рекомендация ап. Павла настолько внятна и логична, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV в. ничего другого и не советовал.
В IV в. два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.
Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания.
Св. Тимофей также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия (13-е правило св. Тимофея и 3-е правило св. Дионисия.).
Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.
В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в светлую пасхальную неделю и в иные дни по желанию.
Обратите внимание на последние слова – по желанию!
Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления!.. В подложных, еретических, душевредных сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское «благочестие» (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю.
Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после праздников) и во все длительные посты (4 поста).
С подобными взглядами спорили, конечно, не только простые люди, но и авторитетные иерархи. Из источников XI в. известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение не согласуется с требованиями святых отцов и церковных правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь одну пасхальную неделю. Другой новгородский владыка, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться кроме пасхальной в Федорову (Федоровой называлась первая неделя поста, по имени св. Феодора Тирона, память которого празднуется в конце 1-й седмицы) и Страстную недели, то есть две недели поста и одну пасхальную, но никак не весь Великий пост.
Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочествые мнения. Дожили они и до наших дней.
Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.
Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Ревность «не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семье пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так:
«…необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи».
Что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам?
Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли к сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.
Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. (О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду.)
Помните, что сами священники часто следуют (есть у нас такая проблема) не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению.
Комментарии
а за статью огромное спасибо!
всегда сомневалась в правильности пятидневного воздержания в неделю и весь, например Великий, пост!
"""...Как найти духовника?
Это несложно. Вот вы начинаете церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого священника, у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы.
Если сердце вдруг загорается и вы видите, что вот этот священник отвечает на ваши тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко, - подойдите к нему после службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время, вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника быть вашим духовным наставником.
Когда я говорю: присмотреться к священнику, послушать его проповеди, – это не значит, что я предлагаю выбрать самого благообразного, или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества.
Просто в Церкви (так было и будет всегда) есть священники, более строгие в вопросах церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие.
Естественно, что если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и проч., вам лучше обратиться к священнику-монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит).
Если у вас семья, дети, лучше выбрать женатого священника (священник, иначе - иерей, протоиерей). Он лучше знает заботы семейные и даст вам более адекватный совет.
Я хочу вас, дорогие читатели, уверить: любой священник (каким бы неприступным он ни казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника стать вашим духовником. Но хочу напомнить и о деликатности. Меня очень покоробило, когда одна прихожанка недавно сказала: "Вот, шла мимо храма, зашла поболтать…". Будем ценить время священника, потому что у него десятки (если не сотни) человек. Один врач-прихожанин сказал, что допустимый максимум приема у врача - 20 человек за смену. У священников бывает и 50… """"
http://azbyka.ru/?parkhomenko/roditelyam/vospitanie_detey_v_vere=19
буду думать.......
Когда батюшка, выступающий на "Союзе", говорит, что цель христианской семьи - это деторождение, то я могу сомневаться в том, какое образование у людей, курирующих "Союз". Потому как даже в ОСК сказано отнюдь не так однобоко.
Читайте, что сказано в Социальной концепции - это голос Церкви.
Вот как-то в газете "Православный СПб" (не люблю это издание, но тому есть свои причины) был описан случай, когда 2 пары поехали к одному старцу (не сказано, к какому) просить благословения на брак. А старец им посоветовал поменяться парами. Несчастные имели глупость послушаться - и из этого вышло одно только горе: оба брака распались, кто-то покончил с собой...
Так что всяко бывает. Мне наш покойный батюшка рассказывал, что одна пара даже к о. Николаю на о. Залита ездила - но порознь, с вопросом: надо ли создавать семью с такой-то или с таким-то? мужчине был дан положителный ответ, а девушке - отрицательный...
Опять же был случай , к приснопамятному Владыке Иоанну Снычеву пришла пара, его духовные чада, мои близкие знакомые, брать благословение на брак,он им благословил месяц друг друга даже не видеть, через неделю они пришли к нему в слезах не можем говорят терпеть больше, и он им сказал так" Если бы вы пришли ко мне через месяц как благословил, тогда бы не дал вам благословения на брак, потому как смогли друг без дружки прожить столько время, а так благословил на брак" Вот и мудрость духовника.
Вот это точно не аллегория:
"18. Источник твой да будет благословен; и утешайся
женою юности твоей,
19. любезною ланью и прекрасною серною: груди ее
да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»
↑ Перейти к этому комментарию
Толковая Библия Лопухин.
Опять же был случай , к приснопамятному Владыке Иоанну Снычеву пришла пара, его духовные чада, мои близкие знакомые, брать благословение на брак,он им благословил месяц друг друга даже не видеть, через неделю они пришли к нему в слезах не можем говорят терпеть больше, и он им сказал так" Если бы вы пришли ко мне через месяц как благословил, тогда бы не дал вам благословения на брак, потому как смогли друг без дружки прожить столько время, а так благословил на брак" Вот и мудрость духовника.
↑ Перейти к этому комментарию
Хороший ответ)
...мы с мужем, как ни соорились, чего бы ни было, а друг без друга, на второй день жизнь пыткой казаться начинает... вот и ответ, всем, кто... а впрочем неважно...
разводимся через день, но вместе уже много лет
Читал ли кто разрекламированную на правмире книжицу о православном секасе?
Читал ли кто разрекламированную на правмире книжицу о православном секасе?
↑ Перейти к этому комментарию
https://www.stranamam.ru/post/1932698/
Я читала, очень интересно и толково.
Читал ли кто разрекламированную на правмире книжицу о православном секасе?
↑ Перейти к этому комментарию
по моему вот и ответ.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
по моему вот и ответ.
↑ Перейти к этому комментарию
большой дом, но живем все в одной комнате
↑ Перейти к этому комментарию
Первые христиане ежедневно причащались...
↑ Перейти к этому комментарию
К первым относится только одна: половые отношения, переставая быть частью тайны Божественного замысла о человеке и превращаясь в "секс", свидетельствуют об эгоизме "партнеров": зачем им дети, которые их "свяжут", когда их цель не связь, а временное наслаждение временного союза.
Однако существуют причины иного рода. Во-первых, это тяжелые экономические условия, в которые поставлена молодая семья. Волей-неволей ей приходится регулировать и ограничивать число детей, вернее сказать отказываться от дара, который предлагается Богом. Это трагедия, которую переживают и верующие супруги, вынужденные пользоваться противозачаточными средствами и методами. "Добровольное ограничение в браке позволяется тогда, когда рождение ребенка связано с определенными опасностями. ...Супруги могут решиться на это лишь с молитвой ко Господу о руководстве и милосердии... С православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого – все они одинаково безрадостны для истинно любящих" (прот. Ф. Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1989, стр.321), ибо в акт любви (Бог есть любовь, и в любви "зачал" мир) вносится страдание от внутреннего раздвоения. Но дело не только в этом. Конечно, есть семьи, где идут на благородный риск и вопреки всему, надеясь на милость Божию, рожают 5-10 детей. Но в падшем человеческом бытии использование противозачаточных средств, в частности, презервативов, там, где действительно существует брак, где отношениями движут не эгоизм и похоть, может свидетельствовать о вынужденно-ответственном подходе человека к планированию своей семьи, ибо в отличие от животных ему это право в принципе дано. Задача Церкви как общины Христа состоит не в осуждении противозачаточных средств, а в реальной помощи, которую она по мере сил может оказывать молодой семье христиан.
Во-вторых, это причины медицинского характера, разного рода противопоказания, в основном у женщин. Необходимо помнить о том, что беременность и роды сильно изнашивают организм женщины.
Противозачаточный метод упорядочения отношений в соответствии с женским циклом является как бы использованием природного "шанса". Однако, полностью устранить возможность зачатия нельзя и жизнь может возникнуть при любом способе предохранения. В этом случае христианин должен смириться и принять это как волю Божию, превозмогающую человеческое маловерие: если Бог настоял на Своем, то Он поможет и вырастить дитя. "
Московская Духовная Академия
Священник Лев Шихляров
"Христианство и проблемы
половых отношений"
А я знаю случай, когда православные супруги, несмотря на увещания духовника, год за годом рожают больных детей с тяжёлым наследственным заболеванием - не хотят никак предохраняться, а воздерживаться тоже не хотят.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Слава Богу, хоть дети здоровы!
↑ Перейти к этому комментарию
ну уж что есть, то есть, но 10-15 детей, это круто очень!
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Благочестие с этим самым ритмом как-то связано?
Если пост - так я уже озвучила, что всё индивидуально.
↑ Перейти к этому комментарию
Может, для меня пост - это поменьше в СМ сидеть. А с мужем - по благословению и по обстоятельствам. Даже понимая суть поста, лучше бы, чтобы пост не доводил до уныния и злобы - и это не только в интиме. Как говорит токсовский настоятель - сёстры, вы лучше кровавые бифштексы кушайте, только друг друга не грызите.
Может, для меня пост - это поменьше в СМ сидеть. А с мужем - по благословению и по обстоятельствам. Даже понимая суть поста, лучше бы, чтобы пост не доводил до уныния и злобы - и это не только в интиме. Как говорит токсовский настоятель - сёстры, вы лучше кровавые бифштексы кушайте, только друг друга не грызите.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Пост - по согласию, а не в пост - почему совершенство в некоем минимуме? С течением лет и так желание иссякнет... Я не говорю, что супругов не должно ничего связывать, кроме секса; и с годами, когда секс отойдёт на задний план, основным будет другое... Но почему в молодости нужно избегать той радости, что дал нам Бог? Почему это считается совершенством НЕ В ПОСТ?
Основным должно быть всегда другое, а не только в старости.
Потому что человек должен не объедаться не только в пост, не напиваться не только не в пост и т.д и т.п. Любая страсть - это плохо.
Я знала одного парня, моего бывшего ученика (его уже нет в живых), которы развёлся с женой как раз по той причине, что её кроме постели ничего не интересовало - ни дом, ни семья. Вот это и есть страсть.
Лично для меня более актуальна компьютерная зависимость. вполне серьёзно.
По поводу приведённой мной цитаты из Библии о жене - хорошая статья:
http://www.pravsarov.nne.ru/content/publication/461/940/941.html
Пост - по согласию, а не в пост - почему совершенство в некоем минимуме? С течением лет и так желание иссякнет... Я не говорю, что супругов не должно ничего связывать, кроме секса; и с годами, когда секс отойдёт на задний план, основным будет другое... Но почему в молодости нужно избегать той радости, что дал нам Бог? Почему это считается совершенством НЕ В ПОСТ?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А я вот не пойму: каких поблажек? Разве не Господь даровал нам возможность, в том числе, и физически любить своего законного супруга? Это что - преступление?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Ну? То есть кушать -то можно в принципе? А в другом посте (который закрыли) как раз шел разговор о том, чтобы вообще иметь отношения только с целью зачать, а потом - их не иметь в принципе, пока не зайдет разговор о другом ребенке. Речь шла о том, чтобы пока женщина кормит грудью - то нельзя иметь отношений. Так, простите, некоторые (и очень многие) кормят по три - четыре года. И я считаю, что как раз здесь Господь наоборот позаботился о том, чтобы можно было иметь отношения в этот период с минимальной опаской забеременеть (потому что небеызвестно, что в период кормления - возможность зачать гораздо снижена, хоть и не исключена). То есть Он устроил организм женщины так, чтобы он мог восстановиться. Кроме того, шла речь о том, что путем таких редких отношений - постепенно перейти к полному воздержанию. А зачем? Нет, я понимаю, что мера - должна быть. А зачем полное воздержание - ставить как то, к чему должны ВСЕ стремиться? Стремиться нужно к тому, чтобы грехов не совершать, не впадать в страсти. в зависимости, но....умеренные близкие отношения - в чем грех?
А то пишет раб Божий в параллельной теме вопрос: батюшка, я не выдерживаю поститься весь Великий пост, что делать? я бы ответила, что для начала не нужно задавать такие вопросы священникам, которых ты не знаешь и которые не знают ни тебя, ни твою жену, ни твоей жизни. А батюшка в такой вот ситуации почему-то, вместо совета обратиться к духовнику, сам даёт советы совершенно незнакомому человеку заочно. И советы, конечно, заключаются в том, что воздерживаться надо любой ценой. Я была в шоке...
А то пишет раб Божий в параллельной теме вопрос: батюшка, я не выдерживаю поститься весь Великий пост, что делать? я бы ответила, что для начала не нужно задавать такие вопросы священникам, которых ты не знаешь и которые не знают ни тебя, ни твою жену, ни твоей жизни. А батюшка в такой вот ситуации почему-то, вместо совета обратиться к духовнику, сам даёт советы совершенно незнакомому человеку заочно. И советы, конечно, заключаются в том, что воздерживаться надо любой ценой. Я была в шоке...
↑ Перейти к этому комментарию
Ну? То есть кушать -то можно в принципе? А в другом посте (который закрыли) как раз шел разговор о том, чтобы вообще иметь отношения только с целью зачать, а потом - их не иметь в принципе, пока не зайдет разговор о другом ребенке. Речь шла о том, чтобы пока женщина кормит грудью - то нельзя иметь отношений. Так, простите, некоторые (и очень многие) кормят по три - четыре года. И я считаю, что как раз здесь Господь наоборот позаботился о том, чтобы можно было иметь отношения в этот период с минимальной опаской забеременеть (потому что небеызвестно, что в период кормления - возможность зачать гораздо снижена, хоть и не исключена). То есть Он устроил организм женщины так, чтобы он мог восстановиться. Кроме того, шла речь о том, что путем таких редких отношений - постепенно перейти к полному воздержанию. А зачем? Нет, я понимаю, что мера - должна быть. А зачем полное воздержание - ставить как то, к чему должны ВСЕ стремиться? Стремиться нужно к тому, чтобы грехов не совершать, не впадать в страсти. в зависимости, но....умеренные близкие отношения - в чем грех?
↑ Перейти к этому комментарию
А вот опытные батюшки говорят, что, если сексуальную жизнь в браке кто-то пытается насильно регламентировать, то тут получается только хуже - те же скандалы, измены и разводы.
Сексуальная жизнь в браке очень важна. Апостол сказал, что в брак надо вступать, чтобы не разжигаться. Если же в брачных отношениях это самое разжигание не получает выхода, удовлетворения, то такой брак просто не выполняет своё предназначение.
Безусловно. Я всегда говорила, что это дело только внутрисемейное.
А вот опытные батюшки говорят, что, если сексуальную жизнь в браке кто-то пытается насильно регламентировать, то тут получается только хуже - те же скандалы, измены и разводы.
Сексуальная жизнь в браке очень важна. Апостол сказал, что в брак надо вступать, чтобы не разжигаться. Если же в брачных отношениях это самое разжигание не получает выхода, удовлетворения, то такой брак просто не выполняет своё предназначение.
↑ Перейти к этому комментарию
муж отмазывается часто
↑ Перейти к этому комментарию
Да и вообще , я бы не проводила деление семей на семьи священников и семьи все остальные. Думаю, это не совсем верно. Я бы делила семьи с духовным началом и семьи без него. Это было бы вернее. С духовным началом - это те семьи, которые ставят духовное выше телесного и понимают, что , несмотря на то, что близкие отношения между супругами немаловажны, они все-таки не составляют доминанты. А семьи без духовного начала - это те семьи, которые рассматривают интим - как главнейшую сферу семейных отношений, как нечто самое главное и порой это доходит до такого абсурда, что те или иные проблемы в близких отношениях открывают прямую дорогу к разводу. То есть люди - уже не обращают внимание на духовные качества друг друга, им неважно, какой муж семьянин, какой он заботливый, какой он добытчик, им важнее всего - какой он в постели. То есть удовольствия в интимной плане - для них самые важные, превалирующие над удовольствием в духовном плане. И еще: в семьях с духовным началом интимная жизнь ограничена по мере сил, у кого - как. Конечно, не в такой степени , как в семьях священников. А так - как в семьях мирян (это и постные дни, и праздники, и пост собственно).
Конечно, если ты имеешь ввиду те семьи, которые вообще далеки от духовного, которые подбирают мужа, как обувь (совпадает ли размерчик), которые предпочитают до свадьбы все познать в сравнении (чем больше - тем лучше), а после этого для пущей подстраховки еще года два "обезопасить" себя гражданским браком - то да, я с тобой согласна. Они считают, что, проводя тщательный отбор партнеров в сексуальном плане - обеспечивают себе безоблачное и счастливое семейное будущее. Однако опыт действительно показывает, что ни на одном "отличном" интиме строится брак. И часто, несмотря на то, что они выбрали, как им казалось, мачо в постели, рано или поздно - их "вечный" союз рушится. А все потому, что духовного фундамента, который цементирует брак в случае проблем - там изначально не было. Они вообще не уделяли внимания этому аспекту.
Я этого и не делала. Ты сказала что у каждого свои потребности в сексуальной жизни. Я лишь хотела показать, что всё во власти человека, было бы желание.
Проблема в том, что сейчас тенденция идёт к тому, чтобы отменить супружеский пост. Я против этого.
Ты сейчас говоришь не о духовном и телесном, а о душевном и телесном. Многие семьи, не имеющие никакого отношения к христианской жизни, рассуждают таким же образом. Отличие христианской семьи в том, что на первом плане всегда Господь и всё что они делают, должны делать ради Него. А в этом и помогает пост. Он тренирует силу воли, совершенствует человека духовно.
Я этого и не делала. Ты сказала что у каждого свои потребности в сексуальной жизни. Я лишь хотела показать, что всё во власти человека, было бы желание.
Проблема в том, что сейчас тенденция идёт к тому, чтобы отменить супружеский пост. Я против этого.
Ты сейчас говоришь не о духовном и телесном, а о душевном и телесном. Многие семьи, не имеющие никакого отношения к христианской жизни, рассуждают таким же образом. Отличие христианской семьи в том, что на первом плане всегда Господь и всё что они делают, должны делать ради Него. А в этом и помогает пост. Он тренирует силу воли, совершенствует человека духовно.
↑ Перейти к этому комментарию
Конечно, я согласна. Да я и не против поста. Да, нужно вырабатывать силу воли в пост и стараться. Но опять-таки: по мере сил. И я просто возразила против того, что в другом аналогичном посте было высказано, что дети, зачатые в пост - априори инвалиды либо душевнобольные, либо еще какие-то неблагополучные. И еще высказалась против того, что полное воздержание ( не только в пост, а в принципе) - было выдвинуто как образцовое, как то, к чему ВСЕ семьи должны стремиться. Да эти вопросы решаются по усмотрению каждой семьи.
Да и вообще , я бы не проводила деление семей на семьи священников и семьи все остальные. Думаю, это не совсем верно. Я бы делила семьи с духовным началом и семьи без него. Это было бы вернее. С духовным началом - это те семьи, которые ставят духовное выше телесного и понимают, что , несмотря на то, что близкие отношения между супругами немаловажны, они все-таки не составляют доминанты. А семьи без духовного начала - это те семьи, которые рассматривают интим - как главнейшую сферу семейных отношений, как нечто самое главное и порой это доходит до такого абсурда, что те или иные проблемы в близких отношениях открывают прямую дорогу к разводу. То есть люди - уже не обращают внимание на духовные качества друг друга, им неважно, какой муж семьянин, какой он заботливый, какой он добытчик, им важнее всего - какой он в постели. То есть удовольствия в интимной плане - для них самые важные, превалирующие над удовольствием в духовном плане. И еще: в семьях с духовным началом интимная жизнь ограничена по мере сил, у кого - как. Конечно, не в такой степени , как в семьях священников. А так - как в семьях мирян (это и постные дни, и праздники, и пост собственно).
Конечно, если ты имеешь ввиду те семьи, которые вообще далеки от духовного, которые подбирают мужа, как обувь (совпадает ли размерчик), которые предпочитают до свадьбы все познать в сравнении (чем больше - тем лучше), а после этого для пущей подстраховки еще года два "обезопасить" себя гражданским браком - то да, я с тобой согласна. Они считают, что, проводя тщательный отбор партнеров в сексуальном плане - обеспечивают себе безоблачное и счастливое семейное будущее. Однако опыт действительно показывает, что ни на одном "отличном" интиме строится брак. И часто, несмотря на то, что они выбрали, как им казалось, мачо в постели, рано или поздно - их "вечный" союз рушится. А все потому, что духовного фундамента, который цементирует брак в случае проблем - там изначально не было. Они вообще не уделяли внимания этому аспекту.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Нет, я не против богословких споров. Я против того, чтобы в такой деликатной сфере делать обобщения. Прав о. Макарий - тут всё по совету духовника.
Нет, я не против богословких споров. Я против того, чтобы в такой деликатной сфере делать обобщения. Прав о. Макарий - тут всё по совету духовника.
↑ Перейти к этому комментарию
Первые христиане ежедневно причащались...
↑ Перейти к этому комментарию
Есть ещё мнение, что в день Причастия мясо есть нельзя... тоже ничем не обосновано.
↑ Перейти к этому комментарию
А если согласия нет - то на развод сразу.
Читайте внимательно мой пост, там все предельно разжевано. Сейчас вообще все стараются свести к комфорту и самоудовлетворению, никакой аскезы, кому она нужна, лишь бы пришли ко Христу , вам такая позиция ничего и никого не напоминает?
Дам ссылочку о. Константину, пусть ответит. Установления, идущие из древности? или более поздние, родившиеся на русской почве?
Но это скорее вопрос к знатокам канонического права.
К слову - я тут успела написать одному мудрому батюшке, и он просил передать, что вопрос о посте в супружеских отношениях решается индивидуально в сугубо личной беседе с духовником. И просил донести эту мысль до участников дискуссии.
Дам ссылочку о. Константину, пусть ответит. Установления, идущие из древности? или более поздние, родившиеся на русской почве?
Но это скорее вопрос к знатокам канонического права.
К слову - я тут успела написать одному мудрому батюшке, и он просил передать, что вопрос о посте в супружеских отношениях решается индивидуально в сугубо личной беседе с духовником. И просил донести эту мысль до участников дискуссии.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
еще и тогда...........
↑ Перейти к этому комментарию
а также
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А работали то когда если каждый?
Помнится, кто из отцов писал увещание жене-христианке, чтобы она не выходила замуж за язычника, не помните? там как раз сказано, что, если муж-язычник заметит, что жена каждое утро съедает что-то перед едой, то как ему это объяснить? Ведь он в своём невежестве подумает невесть что, если сказать правду - а лгать нельзя.
По поводу бесплодных браков: поздние дети сейчас уже не такая и редкость, чудеса Божия нас не оставляют и супруги надежду свою не теряют, потому как раз вот их супружеские отношения как раз и не вызывают никаких недоразумений)
↑ Перейти к этому комментарию
https://www.stranamam.ru/post/1932698/
По поводу детей, зачатых в пост - есть одна мысль, в личку напишу. Сейчас думу думаем как раз.
↑ Перейти к этому комментарию
"И под супруги взглядом непреклонным,
Голодный как удав и злой как волк,
Осознаю я мозгом полусонным,
Что, он хоть и супружеский - но долг"
(аффтар неизвестен.)
блин, хоть будильник заводи
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: