Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Вселенское Православие: Америка. "К сердцу Иерусалима" (о. Макарий Маркиш).

Вселенское Православие: Америка. "К сердцу Иерусалима" (о. Макарий Маркиш). Этот рассказ я впервые опубликовала с разрешения автора на нашем приходском сайте. Более того, о. Макарий был столь любезен, что прислал мне и рассказ, и свою фотографию.

Биографическая справка (с сайта "Религиозные деятели русского зарубежья"):

Иеромонах Макарий (Маркиш), в миру - Марк Симонович Маркиш. Родился в еврейской семье. Сын писателя и переводчика Симона (Шимона) Перецовича Маркиша (1931-2003) и внук известного еврейского писателя и поэта, писавшего на языке идиш, Переца Маркиша (1895-1952). С 1985 по 2000 гг. проживал в США. Принял православие, после чего переехал в Россию. Бакалавр богословия. Послушник, затем иеромонах Свято-Введенского монастыря в г. Иваново. Проживает в Иваново.


К сердцу Иерусалима

Эту дорогу я знаю как свои пять пальцев. Этой дорогой я ездил в S. еще восемь лет назад, навстречу восходящему солнцу, к ранней литургии в... скую церковь. Поднимался по боковой лестнице наверх (главный вход заперт: неспокойный район), стучался в окно, пробирался внутрь огромного, загроможденного скамьями1, еще не привыкшего к своей новой жизни помещения, где сквозь латинские витражи розовый утренний свет ложился кружевом на православные иконы, и ждал, когда донесется из-за Царских врат английский баритон с нездешними, тревожащими душу, Бог весть откуда знакомыми интонациями: "Благословенно Царство..."

Сегодня снова еду к о. Патрику. Над высоким фронтоном церкви, в мутном блеске фонарей, сквозь завесу дождя (или снега?) отсвечивает золотой кельтский крест2. У бокового входа в церковную школу – киот с иконой Спасителя и надписью: "Свет Христов просвещает всех". Район по-прежнему не из лучших, как, впрочем, и январская погода, но стеклянная дверь открывает для любопытных прохожих внутренность ярко освещенного приходского зала. Здесь идет лекция о. Георгия Калчиу3, исповедника, автора только что вышедшей книги о подвиге катакомбных христиан4 Румынии. А на втором этаже, в самой церкви -- строгий покой, скамьи скромно расступились по сторонам перед новым резным иконостасом, и бесчисленные иконы в мерцании лампад, знакомые и незнакомые, частью писанные самими прихожанами: преподобный Серафим5, преподобный Герман Аляскинский6, мученик Петр Алеут7, цари-страстотерпцы – британский Эдуард8 и российский Николай9, святитель Иоанн Шанхайский10, преподобный Моисей Мурин11, блаженная Ксения12...

Когда лекция кончится, и усталый о. Георгий, подписав гору книг и благословив толпу слушателей, уедет домой, молодежь будет далеко за-полночь сидеть за столиками, пить кофе, слушать музыку (не "музыку"), и говорить о чем-то своем... Среди них -- Вера, дочка о. Патрика, которую я, как водится, все еще вижу ребенком. Зато сын Майкл и в самом деле притомился по молодости лет, и матушка увезла его спать. Так мне выпало везти домой о. Патрика и Веру, через ночной пустынный город по пояс в тающем снегу, и заодно расспросить его о многом.

– Патриком я стал уже в молодости. От рождения меня звали Стьюартом: такое же, впрочем, не-еврейское имя, как и Патрик. К еврейской религиозной общине принадлежать мне никогда не приходилось, и современного иудаизма я не исповедовал ни в каком виде. Ни я, ни жена. Мы были от этого очень далеки... Позже, когда я принял Православие, меня крестили в честь св. Патрикия Ирландского13. Но на кельта я мало похож.

И вправду мало. Худое, тонкое, словно вырезанное из кости лицо, черные волосы, длинная черная борода, кажется, уже с проседью. Внимательный взгляд глубоко посаженных горящих черных глаз. Черный подрясник, русский наперсный крест. Прежний его крест, кельтский, казалось мне, больше подходил к его имени. В густом, певучем голосе (интересно, как бы он звучал по-русски? когда-то о. Патрик говорил, что хотел бы выучить русский, чтобы прочитать в оригинале св. Игнатия Брянчанинова14) неожиданно слышится сталь: на своем месте учителя и директора он, говорят, проявляет чудеса строгости и требовательности – качеств, столь же обычных в американской школе, как хождение по водам... Не знаю, кто его больше любит: дети или родители.

– Мы жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Родители "соблюдали обряды", чем, строго говоря, их еврейство и ограничивалось. Нет, они относятся к нам без враждебности, тем более, что молодежи было принято "бунтовать", но и сейчас общий язык с ними найти очень и очень непросто. Ведь большинство тогдашних бунтарей – те, конечно, кто не свернул на крутую дорожку, не спился, не попал на иглу или под пулю, не сгнил в дурдоме – пришли "в норму": живут в приличных домах, ездят в приличных машинах, работают в приличных компаниях, интересуются ресторанами и разгрузочной диетой, и внимательно следят за курсом ценных бумаг... Мы, видите ли, оказались бунтарями поcерьезнее.

– Дед был совсем другим, "старинным" евреем. Звали его Эйбрахам. Когда он умер, мне не было десяти лет, но я его никогда не забуду. Не забуду всего того, что принято называть благочестием. Я помню его с раннего детства, но лишь в зрелые годы память стала приобретать ясную форму и смысл, словно фотография в кювете с проявителем.

– Память о нем соединилась у меня в сознании с ветхозаветным Израилем, с верой Авраама, Исаака и Иакова. Кто-то из евреев недавно заметил: "Многие знают Седьмую заповедь, иные помнят и Пятую, но хотел бы я найти хоть одного, кто бы слышал о Первой!15" А для дедушки любить Господа всем сердцем, всей душой, и всеми силами было так же естественно и необходимо, как дышать. Отсюда его постоянная память о Боге, собранность, устремленность к небу. Его знание Танаха16, погруженность в него, в его образы и понятия, – пример для всех нас: именно так надо погружаться в мир Евангелия, Псалтири, церковных служб, – да и всего Писания, конечно.

– Но, как я сказал, узнать и оценить наследие деда я смог лишь когда сам стал православным. Новый Завет ­– это исполнение Ветхого, и могу подтвердить, что объяснение иудаизма, его духа, подлинного смысла его учения и обрядов, я нашел в Православной Церкви и только в ней. Что бы ни взять – сотворение мира, историю Патриархов, исход из Египта – ветхозаветную Пасху, блуждания в пустыне, жертвоприношения в скинии Завета и в Храме, и многострадального Иова, и царя Давида, и Песнь Песней, и пророков – Исайю, Иезекииля, Даниила, особенно Илию17 – не он ли старейший из всех святых, кому посвящались в России церкви? – и Иудифь18, и Есфирь19, и Товия20, и Иуду Маккавея21, и Маккавейских мучеников22, – все раскрылось с полной силой и ясностью, как перед ребенком, который сначала разглядывал картинки в книжке, а потом научился читать. Когда Христос говорил людям ­– и рыбакам-галилеянам, и ученым книжникам в Иерусалиме – про Закон и Пророков, для них это был не пустой звук, не "национальный багаж", не толстая книга, которую лень открыть, как нашим супер-просвещенным современникам, а живая ткань их души, как моему деду ­– и как всякому сознательному православному. Потому они и слушали Его, потому и услышали – хотя бы некоторые.

– Нет, в нашей семье мы не соблюдаем никаких особенных еврейских обрядов и правил, помимо тех, что установлены Церковью и вошли в православный обычай. Ведь если главное содержание Ветхого Завета – это откровение о грядущем Мессии, подготовка к Его приходу в мир, то сегодня, когда Он уже пришел, не будет ли ошибкой воспринимать его смысл так же, как и раньше? Как раз об этом апостол Павел, "тщательно наставленный в отеческом Законе"23, пишет в Послании к Евреям.

– Есть, впрочем, и другое, историческое соображение. Когда в ветхозаветные времена язычники обращались к Богу – становились "пришельцами", – они принимали все обычаи и обряды еврейского народа, который и был тогда хранителем истинной веры. Сегодня, наверное не без Божьего промысла, положение переменилось на зеркально противоположное. У православных народов – греков, арабов, русских, болгар, – есть Поместные церкви, которые вместе образуют единую Божью Церковь. А у нас нет своей церкви. Она у нас была, и апостол Иаков Праведный24 был первым ее епископом в Иерусалиме, но его убили, а вскоре, когда началось восстание против римлян, расправились и с остальными... Так, сегодня мы, евреи, обращаясь к Истинному Богу, идем в Его Церковь, прибегая к помощи того или иного, некогда языческого народа. Они принимают нас, становятся нам братьями и в практическом, и в глубоко таинственном смысле: допустимо ли входить в их среду со своими собственными религиозными обрядами и обычаями?

– Такая ситуация довольно типична, особенно у нас в Америке. Когда, например, по воле обстоятельств, греки приходят к вам в Русскую церковь, что же, станут ли они говорить: "Да, кстати, того-то и того-то мы в пост есть не желаем (или, наоборот, желаем), и утреню хотим служить так-то, и петь будем на такой-то распев"? Никому, надеюсь, подобное в голову не придет. То же самое и с евреями, по крайней мере на сегодня. А дальше? – дальше нечего гадать. Дальше Господь укажет.

­– У нас в приходе из восьми человек духовенства кроме меня – двое евреев: о. Бенджамен Тейтельбойм и о. Майкл Коэн: его только что рукоположили из диаконов. А прихожан я даже не знаю сколько... много, в общем. Одна семья евреев из Москвы; у них сын в нашей школе. Но никакой особой группы евреи в приходе не образуют. У нас решительно нет никаких примет или интересов, по которым бы мы выделялись из общей среды. Хорошо это или плохо? – Не знаю. Думаю, не так уж плохо. Вообще в американском обществе до сих пор преобладало объединение разнородных групп; обособление вошло в моду лишь недавно, когда принцип "разделяй и властвуй" стали широко проводить в жизнь... Но сами знаете, внутри Православия "несть ни Еллина, ни Иудея"25: никому дела нет, еврей я, или кто. С вами вот только разговорился.

– В американском протестантизме чего только не найдешь. Есть тут и особые иудео-христиане, "Евреи за Христа". Мне их жаль: типичный пример, когда "возложше руку на рало, зрят вспять"26. Эти люди, конечно, верят в Бога и стремятся привести к Нему своих собратьев; но они отказались от полной и всеобъемлющей Истины в пользу комфортабельной полуправды массового спроса. Заметьте, все кругом у них "лучшие друзья", как того требует экуменизм, – кроме Православия. Почему? да потому, что если признать за Православием законное преемство ветхозаветной церкви, то окажется, что "Евреям за Христа" надо закрывать свои конторы, увольнять администраторов, секретарей и делопроизводителей, и идти в ближайшую церковь записываться на курсы катехизации27...

­– Один мой знакомый, еврей из России, рассказывал следующую историю. Вскоре по приезде в Америку он собрался принять Крещение. В это время его познакомили с "Евреями за Христа" и пригласили к ним на праздник, Рош-ха-Шана28. Тому все внове, все интересно. Вот он пришел, сел, слушает "доклад" – проповедь. Потом спели что-то в современном стиле, потом – легкия закуски и напитки. "Ну, – спрашивают его, – как ваше мнение?" "Что ж, – думает, – меня пригласили, напоили-накормили, кто я такой, чтобы их тут критиковать?" Стал мямлить нечто обще-одобрительное, "Очень даже, мол, любопытно и поучительно..." Тут какая-то совсем молоденькая девушка, местная еврейка, старшеклассница с виду, его прервала: "Да что же вы такое городите? Если вы верите в Бога, то что тут поучительного? Типичная протестантская баланда, ни уму, ни сердцу! Что касается меня, то меня скоро будут крестить в православной церкви..." Тот, говорит, еле удержался чтобы не воскликнуть: "Скажите, какое совпадение!"

– Проповедовать Христа евреям, я думаю, невозможно в отрыве от проповеди Его всему остальному миру. Ведь мир-то еще недавно был христианским – пуская и не православным, но все-таки христианским, а сегодня, почти на наших глазах, практически все инославные конфессии распадаются в прах, теряют, или уже потеряли, свое христианство. Да и Православию очень тяжело приходится. Сейчас особенно заметно, как в Православной Церкви – в Новом Израиле – соединились верующие всех наций; так же и те, кто отверг Христа, сливаются в единое сообщество...

– Интересная сложилась ситуация, какой не было за всю историю Церкви. Сокровищница христианской веры, вся церковная литература, от апостолов и до наших дней, сейчас впервые стала доступна каждому. Что еще сто лет назад было достоянием монастырских библиотек да духовных академий, сегодня лежит на полках в любом приходском книжном киоске: только читай! Вот вам, казалось бы, и проповедь, лучше не придумаешь. Но не так все просто, к сожалению.

– Найти общий язык! В самом деле, это самое главное, и самое трудное. Если мы не можем найти общего языка со своими родными, и даже не столько потому, что не ходим в синагогу, а потому, что никогда не разбогатеем, и не стремимся к тому, и не жалеем о том, то что ж тогда сказать об остальном мире? Приходилось ли вам говорить с современными евреями о вере? "Взывайте к сердцу Иерусалима,"29 – говорит пророк Исаия: где это сердце? как достучаться до него? как открыть, приготовить туда путь Богу? Я не знаю. "У человеков невозможно, у Господа же вся возможна суть"30. Евангелие и апостолы, в общем, ясно говорят о таком состоянии человека. Очевидно, нарастающее безумие наших дней, наш мир, разбитый до основания, словно старинный, никому не нужный дом, ударами беспощадной шар-бабы современности, – все это допущено Богом как последний, самый громкий звонок будильника, и люди начнут просыпаться. Уже начали?...

Второй час ночи. Мы давно добрались до места, Вера ушла домой, а о. Патрик все сидел у меня в машине, стараясь дать ответ на мои неотвязные вопросы:

– Дети... что ж дети? У наших детей нет еврейского ветхозаветного наследия, зато есть наследие Церкви, где ветхозаветные праведники рука об руку со святыми всех времен. Мир, в котором они живут, несравненно злей и безобразней мира нашего детства; но наши дети растут в Церкви, учатся в православной школе. Кстати сказать, у нас в школе изрядная доля учеников – из неправославных семей: родители видят, что на пользу их детям. И мы, в точности как я говорил вам, стараемся не просто научить их тому-то и тому-то, а насытить, напитать их евангельской, церковной жизнью, и вместе с ней – всем тем добрым, что создала цивилизация за несколько тысяч лет, и что с такой яростью разрушается в последние годы.

– Мы в ответе за каждое сердце. Что в нем? Рождество Спасителя или вакханалия расточительства и обжорства? Святитель Николай Чудотворец или шут в красном халате, "Санта Клаус"?31 Это настоящая война за сердце человека. Учебный процесс в городских школах строится вокруг прогрессивных методов, компьютерных игр, и полицейских патрулей для поддержания порядка; у нас дети учат наизусть Евангелие, изучают латынь32, помогают в доме для престарелых33, приобретают настойчивость, трудолюбие, ответственность, любовь к ближнему, – словом, на практике осваивают Закон Божий, и в первую очередь – Первую заповедь. И мы учимся вместе с ними...

Он пошел к дому, благословляя меня издали. В такую погоду быстрей чем за два часа мне назад не добраться. Зато есть о чем подумать по дороге.

* * *

Митрополит Антоний (Храповицкий), один из трех кандидатов34 на Российский Патриарший престол в 1917 г., возглавитель и объединитель русских православных в зарубежном рассеянии, тот самый Волынский архипастырь, чье грозное послание к верующим о насилии и ненависти35 распространялось среди русских самими евреями, под самый конец своей долгой жизни, в Неделю о Закхее36 в 1936 г. говорил проповедь. Среди прочего он сказал:

"До сих пор у евреев, даже резких противников Христа, есть некоторое волнение и неуверенность перед Ним, как будто остались в их душе какие-то двери, через которые может войти Христос... В них, может быть более чем в каком другом народе, есть возможность через покаяние стать истинными сынами Христовой Церкви."

"... Кто будет проповедовать евреям, тот будет ими убит. Убьют и первого, и четвертого, но от пятого примут благословение... Мы не увидим этого их рождения от Бога, но иные поколения увидят, когда начнут сбываться пророчества..."37

"Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть"38.


Иеромонах Макарий (Маркиш)

Примечания:

1 Скамьи появились в церквах на Западе сравнительно недавно, во время Реформации; латинская церковь переняла этот обычай у протестантов. В наше время скамьи есть в церквах всех исповеданий, кроме православных.

2 Кельтский крест четырехконечный, в центре – круг, символ вечности. Был широко распространен у древних христиан Запада.

3 О. Георгий Калчиу провел двадцать лет в лагерях и тюрьмах особого режима при Чаушеску за проповедь Христа.

4 Катакомбными назывались христиане Древней Церкви, скрывавшиеся от преследований в катакомбах. В наше время это название снова получает распространение.

5 Преп. Серафим Саровский, величайший русский святой ХIХ века.

6 Преп. Герман, валаамский монах, миссионер, подвижник и просветитель аляскинских алеутов первой пол. ХIХ века.

7 Мученик Петр, алеутский юноша. Жил в нач. ХIХ века, охотился в Калифорнии на морского зверя. Был захвачен в Монтерее иезуитами, которые требовали от него отречения от "восточной ереси". Умер под пыткой.

8 Король Англии Эдуард, убит заговорщиками в Х веке.

9 Русский император Николай II, вместе с семьей убит большевиками.

10 Архиепископ Иоанн (Максимович), чудотворец наших дней. Занимал кафедру в Шанхае, Брюсселе и Сан-Франциско. Скончался в 1966 г., прославлен в 1994 г.

11 Преп. Моисей Мурин, т. е. Мавр, африканский святой V века. Убит вандалами.

12 Блаж. Ксения Санкт-Петербургская, русская святая ХVIII века. Прославлена в 1978-88 гг.

13 Свят. Патрикий (Патрик), британец, просветитель Ирландии V века.

14 Свят. Игнатий (Брянчанинов), выдающийся русский православный писатель ХIХ века.

15 Исход, гл. 20. 7-я заповедь касается нарушения супружеской верности, 5-я – почитания родителей.

16 Танах, сокращение "Тора – Невиим – Ктувим," т. е. Закон – Пророки – Писания, книги Св. Писания Ветхого Завета.

17 Жизнь пророка Илии (IХ век до Р. Х.) описана в 3-й и 4-й Кн. Царств. "’Довольно вам хромать на обе ноги! Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал – то ему последуйте’. И не отвечал народ ему ни слова".

18 Книга Иудифь описывает героическую защиту иудейского города Ветилуи от вавилонян в VII веке до Р. Х.

19 Книга Есфирь посвящена чудесному спасению евреев от поголовной гибели в персидском царстве в V веке до Р. Х., что составляет предмет еврейского праздника Пурим.

20 Книга Товит, относящаяся к событиям VII века до Р. Х., – важнейшее свидетельство ветхозваветной веры и благочестия.

21 Иуда Маккавей возглавил восстание иудеев против сирийского царя Антиоха Епифана во ИИ веке до Р. Х. Освящение Храма. описанное в 4-й главе 1-й Кн. Маккавейской, составляет предмет еврейского праздника Ханука.

22 Подвиг и смерть старца Елеазара, семи братьев и их матери (2-я Кн. Маккавейская, гл. 7) во II веке до Р. Х. вдохновляли христианских мучеников последующих эпох. Необходимо учесть, что книги Иудифь, Товит, Маккавейския и пр., общим числом 11, были во II веке после Р. Х. изъяты раввинами из канона Св. Писания. Поэтому в изданиях Библии, распространяемых протестантами, этих ветхозаветных книг нет.

23 Свидетельство ап. Павла перед обвинявшими его евреями, Деяния, 22:3.

24 Апостол Иаков, сын прав. Иосифа Обручника от его первого истинного брака, известен как "брат Господень". Его послание "двенадцати коленам в рассеянии" входит в состав Нового Завета.

25 Галатам 3:28; Римлянам, гл. 2 и 3.

26 Лк. 9:62

27 Катехизация (оглашение) – подготовка взрослых к Таинству Крещения.

28 Рош-ха-Шана – начало года по еврейскому календарю, приходится на сентябрь-октябрь.

29 Исаии 40:2

30 Слова Христа на вопрос учеников о возможности спасения, Матф. 19:26

31 Св. Николай, архиепископ Мир Ликийских (Малая Азия), прославился как защитник и тайный благотворитель обездоленных, и в христианской Европе его имя естественно связывалось с рождественскими подарками и пожертвованиями, пока в наше время не превратилось в рекламный придаток розничной торговли.

32 Латынь еще недавно входила в нормальную учебную программу средних школ США.

33 Помощь больным и престарелым, также типичная для американских школ в недавнем прошлом, неостроумно осмеяна Олдасом Хаксли в его сатире "Отважный Новый Мир".

34 Из трех кандидатов, избранных Собором, окончательный выбор Патриарха был сделан по жребию.

35 Речь идет о проповеди, сказанной митр. Антонием в Житомирском кафедральном соборе по поводу кишиневского погрома 1903 г..

36 Неделя о Закхее, воскресение за месяц до начала Великого Поста. Покаяние Закхея (Лк.19:1-10), богатого еврейского откупщика, характерно его немедленными и искренними действиями к исправлению причиненного зла.

37 Как бесчисленные ветхозаветные, так и новозаветные пророчества о евреях, см. Римлянам, гл. 9-11, Откровение, 3:9, и пр.

38 Слова Спасителя к евреям о Закхее, Лк.19:9.

Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Вселенское Православие: Америка. "К сердцу Иерусалима" (о. Макарий Маркиш).
  Этот рассказ я впервые опубликовала с разрешения автора на нашем приходском сайте. Более того, о. Макарий был столь любезен, что прислал мне и рассказ, и свою фотографию.
Биографическая справка (с сайта "Религиозные деятели русского зарубежья"):
Иеромонах Макарий (Маркиш), в миру - Марк Симонович Маркиш. Родился в еврейской семье. Читать полностью
 

Комментарии

VEDTEX
12 сентября 2011 года
+1
Спасибо за статью

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам