Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Ересь гносеомахии, или новое как хорошо забытое старое.

В СМ (и не только) мне приходилось слышать от некоторых моих единоверцев: зачем нужна логика для верующего? веровать надо не особо рассуждая и в простоте сердца (не всегда уточняется - во что именно надо веровать; при этом и не вспоминались слова Писания "Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9 )",. И даже - так: мы женщины, а женщине рассуждать вообще не свойственно, да и зачем? Я всегда осторожно относилась к такому мнению - пока совсем недавно не узнала, что это, оказывается, ересь. Читайте материал о древней ереси, осужденной ещё прп. Иоанном Дамаскиным:

Гносеомахия – по-гречески «борьба со знанием» – еретическое учение, состоящее в отрицании необходимости рационального познания для верующего человека; в качестве альтернативы образованию, разумному постижению мира и здравому смыслу предлагаются интуитивизм и личное благочестие. Более того, зачастую обструкции подвергается и богословское знание как нечто неподобающее, вредное для праведной жизни. Особенно печально, что такой точки зрения придерживаются и некоторые священники – то есть как раз те, кто должен разбираться в догматах веры и нести Слово Божие в мир. Как пишет епископ Иларион (Алфеев), священник, не знающий догматов, подобен врачу, который не знает самих основ медицины. И приводит такой курьезный пример: «Пришел ко мне послушник одного большого монастыря (сейчас он, наверное, уже иеромонах или архимандрит) сдавать экзамен по догматике за второй класс духовной семинарии. Он сказал: «Батюшка, задайте мне легкий вопрос; я целыми днями на послушаниях, учиться некогда». Ну я его и спрашиваю: «Сколько Лиц в Святой Троице?» Послушник задумался, закатил глаза. Я ему говорю: «Вы, может быть, Их в уме считаете?» После продолжительного тяжкого раздумья он сказал: «Одно Лицо». Я его спросил: «Почему же тогда мы веруем в Троицу, если Лицо одно?» Он ответил: «Батюшка, я же просил вас не задавать трудных вопросов; я послушник, мне учиться некогда». И это не анекдот, а случай из моей собственной преподавательской практики».

Любители простоты как будто совершенно забывают и о трудах отцов Церкви (кстати, в большинстве своем причисленных к лику святых) по формированию церковных догматов – то есть, собственно, тех положений, которые составляют основу христианской веры, и об усилиях переводчиков Библии, и об осуждении Церковью гносеомахии, включенной Иоанном Дамаскином в список ересей еще в восьмом веке. О последнем, впрочем, апологеты невежества, скорее всего, не знают, но это не уменьшает еретичности их точки зрения:

«Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию»,- передает преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов (88-й в его каталоге еретиков.

И еще из Григория Богослова: «Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».(св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию с. 609.)

Гносеомахам в 16 веке хорошо ответил Эразм Роттердамский: "Вы спрашиваете, зачем нужна философия для изучения Писания? - Отвечаю: А зачем нужно для этого невежество?"

По материалам:
http://www.ug.ru/archive/33618
http://www.bogoslov.ru/text/220385.html#_ftn4
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Ересь гносеомахии, или новое как хорошо забытое старое.
В СМ (и не только) мне приходилось слышать от некоторых моих единоверцев: зачем нужна логика для верующего? веровать надо не особо рассуждая и в простоте сердца (не всегда уточняется - во что именно надо веровать; при этом и не вспоминались слова Писания "Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9 )",. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам