Дарья Сивашенкова: почему не смеялся Иисус?
Почему не смеялся Иисус?/Горе вам, смеющиеся ныне
Лук 6:25: "Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете."
Запрещают ли эти слова всякую радость в земной жизни? Неужели Богу так отвратителен наш смех, что за него мы непременно будем наказаны, а Сам Господь никогда не осквернял смехом Свои пречистые уста? И как совместить табу на смех с призывом "всегда радуйтесь"?
Со смехом у Писания сложные отношения.
В ВЗ упоминание смеха практически везде связано не с радостью, а с надмеванием, презрением, злорадством (например: "За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; (Прит.1:26).
В лучшем случае - с недоверием: смеётся Сарра, когда Господь ей обещает, что она в преклонных годах родит ребёнка.
Один раз смех противопоставляется слезам - у Екклезиаста, но во всех остальных случаях смех - это не эмоция чистой светлой радости, не реакция на нечто забавное, это что-то про победительное превозношение, про насмешку, про злорадство и глумление.
Смеяться и насмехаться было синонимами.
Отсюда и растут ноги уверениям, что Христос никогда не смеялся. Ещё бы! Смех для человека той эпохи означал не радость и не веселье, в нем было нечто мрачное и зловещее. Поэтому утверждение "Христос не смеялся!" - это не отказ Ему в радости, а отрицание в Христе недобрых чувств: мстительности, насмешки, глумления. Христос не смеялся! - т.е., не насмехался над людьми, не радовался их горю.
Это потом уже стало означать Его гипотетическую угрюмость, когда смех радикально "поменял знак" и стал символом обычной радости и веселья, а не злорадства, а утверждение "Христос не смеялся" осталось в прежнем виде. Хотя по логике стоило бы видоизменить и его: Христос не насмехался.
Конечно, смех, как живая эмоция веселья и радости, и в те времена присутствовал; и наверняка слушатели Христа смеялись Его остроумным репликам и ответам, и Сам Он смеялся... но это обозначалось словом "радость". "Смех" как фигура речи мало общего имел со смехом, как эмоцией.
И Христос, говоря "горе вам, смеющиеся ныне" - имеет в виду именно недобрый и тёмный, "ветхозаветный" смысл смеха. Его слова - обличение злорадства, а не радости.
Вот если бы Христос сказал не про смеющихся, а про радующихся, мол, горе вам, радующихся ныне! - вот это было бы по-настоящему мрачно. Но радость Он как раз благословляет, и проявления радости тоже. В том числе - смех, тем более, это самая "детская" эмоция, и детская радость невозможна без смеха.
Но горе тем, кто смеётся со злорадством и глумлением, горе смеху без любви, он - к слезам.
Со страницы автора вконтакте
Лук 6:25: "Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете."
Запрещают ли эти слова всякую радость в земной жизни? Неужели Богу так отвратителен наш смех, что за него мы непременно будем наказаны, а Сам Господь никогда не осквернял смехом Свои пречистые уста? И как совместить табу на смех с призывом "всегда радуйтесь"?
Со смехом у Писания сложные отношения.
В ВЗ упоминание смеха практически везде связано не с радостью, а с надмеванием, презрением, злорадством (например: "За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; (Прит.1:26).
В лучшем случае - с недоверием: смеётся Сарра, когда Господь ей обещает, что она в преклонных годах родит ребёнка.
Один раз смех противопоставляется слезам - у Екклезиаста, но во всех остальных случаях смех - это не эмоция чистой светлой радости, не реакция на нечто забавное, это что-то про победительное превозношение, про насмешку, про злорадство и глумление.
Смеяться и насмехаться было синонимами.
Отсюда и растут ноги уверениям, что Христос никогда не смеялся. Ещё бы! Смех для человека той эпохи означал не радость и не веселье, в нем было нечто мрачное и зловещее. Поэтому утверждение "Христос не смеялся!" - это не отказ Ему в радости, а отрицание в Христе недобрых чувств: мстительности, насмешки, глумления. Христос не смеялся! - т.е., не насмехался над людьми, не радовался их горю.
Это потом уже стало означать Его гипотетическую угрюмость, когда смех радикально "поменял знак" и стал символом обычной радости и веселья, а не злорадства, а утверждение "Христос не смеялся" осталось в прежнем виде. Хотя по логике стоило бы видоизменить и его: Христос не насмехался.
Конечно, смех, как живая эмоция веселья и радости, и в те времена присутствовал; и наверняка слушатели Христа смеялись Его остроумным репликам и ответам, и Сам Он смеялся... но это обозначалось словом "радость". "Смех" как фигура речи мало общего имел со смехом, как эмоцией.
И Христос, говоря "горе вам, смеющиеся ныне" - имеет в виду именно недобрый и тёмный, "ветхозаветный" смысл смеха. Его слова - обличение злорадства, а не радости.
Вот если бы Христос сказал не про смеющихся, а про радующихся, мол, горе вам, радующихся ныне! - вот это было бы по-настоящему мрачно. Но радость Он как раз благословляет, и проявления радости тоже. В том числе - смех, тем более, это самая "детская" эмоция, и детская радость невозможна без смеха.
Но горе тем, кто смеётся со злорадством и глумлением, горе смеху без любви, он - к слезам.
Со страницы автора вконтакте
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: