Старайтесь
Сретенский монастырь
Марина Щербак · 8 ч. ·
СТАРАЙТЕСЬ ИМЕТЬ МИР СО ВСЕМИ...
Когда молишься о тех кто тебя обидел, нужно не вымаливать обидчика, чтобы он преуспевал, а молиться прежде всего о том, чтобы из твоей души ушла немирность, противостояние. Мы не можем исправить другого человека. Важно, чтобы в нашей душе зла не осталось. Надо спросить себя: все ли мной сделано, чтобы обида ушла и примирение произошло?
Для того чтобы этого достичь, надо прежде всего усиленно молиться.
Сказано: Просите, и дано будет вам (Мф. 7: 7). Это заповедь, здесь глагол в повелительном наклонении: просите! Не просто констатируется: если будете просить, то дано будет вам. Нет, Господь именно повелевает: просите! И мы просим: «Господи, примири меня с таким-то или с такой-то». Схиигумен Савва (Остапенко) благословлял за своего обидчика крестик целовать и молиться: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». При этом нужно покаянно просить Господа и брать всю вину на себя.
Потому что когда человек молится: «Господи, примири меня с таким-то или такой-то... Я во всем виноват или я во всем виновата... Проявил нечуткость, невнимательность, нелюбовь...», – и всю вину берет на себя, тогда приходит всесильная помощь Божия и всё в нашей жизни управляет. Господь нам попускает то или иное искушение, у Него помощи и надо в первую очередь просить. А Он гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Осуждая себя, мы смиряемся. А тем самым и другим помогаем смириться.
В Евангелии прямо сказано: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Также и притча о должнике, который должен был Царю десять тысяч талантов (см.: Мф. 18: 23–35), – учит нас тому же.
Но самое главное об этом говорит молитва Господня «Отче наш»: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 9). В монастыре преподобного Паисия Величковского, если кто-то между собою ссорился, им вообще не разрешалось произносить молитву «Отче наш». А сейчас, к сожалению, даже годами не разговаривая со своими ближайшими родственниками, люди как ни в чем не бывало читают «Отче наш».
Еще в 1990-е годы мне как-то попалась небольшая книжечка «58 советов афонского старца». Там я прочитал: «Не упускайте возможность угодить Богу постоянным ласковым обращением со всеми людьми» – меня этот совет просто пронзил. Тут два ключевых слова: «постоянным» и «со всеми людьми». Искать, оказывается, надо! А не уклоняться.
Нет, конечно, общих формул. Но мы призваны исполнить новозаветную заповедь, которую дал Господь через первоверховного апостола Павла: Старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12: 14). Мы должны исполнить эту заповедь.
Архимандрит Иов (Гумеров)
Марина Щербак · 8 ч. ·
СТАРАЙТЕСЬ ИМЕТЬ МИР СО ВСЕМИ...
Когда молишься о тех кто тебя обидел, нужно не вымаливать обидчика, чтобы он преуспевал, а молиться прежде всего о том, чтобы из твоей души ушла немирность, противостояние. Мы не можем исправить другого человека. Важно, чтобы в нашей душе зла не осталось. Надо спросить себя: все ли мной сделано, чтобы обида ушла и примирение произошло?
Для того чтобы этого достичь, надо прежде всего усиленно молиться.
Сказано: Просите, и дано будет вам (Мф. 7: 7). Это заповедь, здесь глагол в повелительном наклонении: просите! Не просто констатируется: если будете просить, то дано будет вам. Нет, Господь именно повелевает: просите! И мы просим: «Господи, примири меня с таким-то или с такой-то». Схиигумен Савва (Остапенко) благословлял за своего обидчика крестик целовать и молиться: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». При этом нужно покаянно просить Господа и брать всю вину на себя.
Потому что когда человек молится: «Господи, примири меня с таким-то или такой-то... Я во всем виноват или я во всем виновата... Проявил нечуткость, невнимательность, нелюбовь...», – и всю вину берет на себя, тогда приходит всесильная помощь Божия и всё в нашей жизни управляет. Господь нам попускает то или иное искушение, у Него помощи и надо в первую очередь просить. А Он гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Осуждая себя, мы смиряемся. А тем самым и другим помогаем смириться.
В Евангелии прямо сказано: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Также и притча о должнике, который должен был Царю десять тысяч талантов (см.: Мф. 18: 23–35), – учит нас тому же.
Но самое главное об этом говорит молитва Господня «Отче наш»: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 9). В монастыре преподобного Паисия Величковского, если кто-то между собою ссорился, им вообще не разрешалось произносить молитву «Отче наш». А сейчас, к сожалению, даже годами не разговаривая со своими ближайшими родственниками, люди как ни в чем не бывало читают «Отче наш».
Еще в 1990-е годы мне как-то попалась небольшая книжечка «58 советов афонского старца». Там я прочитал: «Не упускайте возможность угодить Богу постоянным ласковым обращением со всеми людьми» – меня этот совет просто пронзил. Тут два ключевых слова: «постоянным» и «со всеми людьми». Искать, оказывается, надо! А не уклоняться.
Нет, конечно, общих формул. Но мы призваны исполнить новозаветную заповедь, которую дал Господь через первоверховного апостола Павла: Старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12: 14). Мы должны исполнить эту заповедь.
Архимандрит Иов (Гумеров)
Комментарии
Причина: будем стараться
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: