Праздничное- в день памяти св, Кирилла
serge_le 26 февраля 2021, 21:41
Что есть философия?
А сегодня день памяти св. Кирилла, до принятия схимы – Константина (827–869), который вместе со своим братом св. Мефодием много потрудился для просвещения «безбуковных человеков», коими когда-то являлись славяне во всем своем многообразии.
Святой Кирилл – один из моих любимых святых. Это легко объяснить: ведь он был из числа немногих угодников Божьих, кто получил прозвище Философ в качестве добавления к своему имени. За что? Однозначного ответа нет. Житийная литература и некоторые памятники древнерусской письменности считают, что за свою просветительскую деятельность, а именно за создание азбуки, лежащей в основе обучения всякой мудрости. Да и само слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία - дословно «любомудрие; любовь к мудрости») часто у древних указывало на недеференцированное знание, образование и науку вообще, а не на определенную узкую научную специализацию.
Кое-кто считает, что причиной такого необычного наречения святого было его участие в многочисленных диспутах о вере с мусульманами и еретиками. Другие же, не оспаривая эти красивые версии, считают, что ларчик открывается немного проще: Кирилл-Константин, будучи выпускником и преподавателем Магнаврской школы, иногда называемой Константинопольским университетом, просто по своему образованию, профессии и роду деятельности был философом в прямом, в современном смысле этого слова. До определённого момента, как минимум, а может быть – и до конца своей жизни (он умер в 42 года): ведь перу святого приписывают до 50 произведений, среди которых есть изречения и притчи, полемические статьи и нравоучительные наставления – т.е., он вполне себе философ по роду своей деятельности и по своему литературному наследию.
Притом важно, что Константин не просто вяло принадлежал своей профессии, он еще имел реальные заслуги перед философией как наукой. «Прежде всего Кирилл, – пишет М.Громов «Образах философов в Древней Руси», – переводя… с греческого, явился основоположником философской терминологии на славянском языке. Вместе с Мефодием они ввели в нашу речь и наше мышление в качестве категорий такие понятия, как «естество, свойство, сущность, природа, вселенная, закон, бытие, небытие, Бог, божество, идея, существо, понятие, вещь, мудрость, воображение, диалектика, философия и многие другие. Разумеется, многие из этих слов были известны на славянском языке и ранее, однако богословско-философское наполнение и введение их в письменный контекст началось именно с просветительской миссии равноапостольных братьев».
И еще. Кириллу принадлежит одно из наиболее ранних в христианской и первое в славянской литературе определение философии, содержащееся в диалоге, размещенном в его житии, где оно, определение, представляет собой ответ на вопрос логофета («премьер-министра» византийского императора), покровительствовавшего Кириллу: «И выпроси его единою глаголя: философе, хотел бы увидети, что есть философиа. Он же хытрым умом рече тогда: Божиам и человечам вещем разум, елико может человек приближитися Бозе, яко Детелию учить человека, по образу и подобию бытии сътворшему его. От сего же паче възлюби и присно въпрашае и о всем, толик мужъ велик и честен. Он же сътвори ему учение философско, в малых словесех вели ум сказав». Поскольку списков житий св. Кирилла очень много, и его определение философии приводится в разных местах разными авторами, то и само определение дошло до нас в разных вариантах. Вот есть и такой более поздний и более пространный вариант из жития 17 века: «Блаженный Константин философ вопрошен быв от (с)холастика логофета Варасихия Киарта, что есть философия. Отвеща и рече ему: философия есть страх Господень, философия есть добродетельное житие, философия есть отбежание всякого греха, философия есть любовь к Богу непрестанная, философия есть Божиим вещем и человеческим разумом благосмотреливство, и елико человек может благими делы приближитися к Богу» – заметна явная аллюзия на пророка Давида: «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его], Хвала Ему пребудет вовек» (Пс.110:10); «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7), «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго – разум» (Прит.9:10).
Кстати этот самый логофет, вопрошавший святого о философии, в свое время помог Константину продолжить обучение у выдающихся представителей «Македонского ренессанса» Льва Математика и Фотия I, в будущем патриарха Константинопольского, а после этого он даже предложил Константину важную админитсративную должность, много золота и заодно брак с его дочерью. Но тот решил уйти из мира и принял монашество с именем Константин. Но судьба не унималась: тогда ему, уже принявшему монашеские обеты, благословили возглавить патриаршую библиотеку и архив (не хотел в миру по-хорошему, вот тебе теперь в Церкви «по послушанию»), но… Кирилл предпочел пуститься в бега. Его нашли только через шесть месяцев и в качестве компромисса «уговорили» преподавать в Константинополе философию. Я не могу это доказать, но мне кажется, что и в Моравии на проповеди он оказался тоже… каким-то таким-же принципом: быть где угодно, но подальше от официоза.
- Не хочешь жить по-хорошему, да еще среди лучших представителей народа – поедешь к дикарям!
- Ну, и поеду…
А потом так:
- Здравствуйте, товарищи славяне! Где у вас тут можно словить Wi-Fi?
В общем, любите философию! Но, в то же время, смотрите, «чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).
-----------------
На иллюстрации: Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский - XIII в., фреска церкви св. апостола Петра (Болгария https://serge-le.livejournal.com/548425.html
Теги
праздничное
Что есть философия?
А сегодня день памяти св. Кирилла, до принятия схимы – Константина (827–869), который вместе со своим братом св. Мефодием много потрудился для просвещения «безбуковных человеков», коими когда-то являлись славяне во всем своем многообразии.
Святой Кирилл – один из моих любимых святых. Это легко объяснить: ведь он был из числа немногих угодников Божьих, кто получил прозвище Философ в качестве добавления к своему имени. За что? Однозначного ответа нет. Житийная литература и некоторые памятники древнерусской письменности считают, что за свою просветительскую деятельность, а именно за создание азбуки, лежащей в основе обучения всякой мудрости. Да и само слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία - дословно «любомудрие; любовь к мудрости») часто у древних указывало на недеференцированное знание, образование и науку вообще, а не на определенную узкую научную специализацию.
Кое-кто считает, что причиной такого необычного наречения святого было его участие в многочисленных диспутах о вере с мусульманами и еретиками. Другие же, не оспаривая эти красивые версии, считают, что ларчик открывается немного проще: Кирилл-Константин, будучи выпускником и преподавателем Магнаврской школы, иногда называемой Константинопольским университетом, просто по своему образованию, профессии и роду деятельности был философом в прямом, в современном смысле этого слова. До определённого момента, как минимум, а может быть – и до конца своей жизни (он умер в 42 года): ведь перу святого приписывают до 50 произведений, среди которых есть изречения и притчи, полемические статьи и нравоучительные наставления – т.е., он вполне себе философ по роду своей деятельности и по своему литературному наследию.
Притом важно, что Константин не просто вяло принадлежал своей профессии, он еще имел реальные заслуги перед философией как наукой. «Прежде всего Кирилл, – пишет М.Громов «Образах философов в Древней Руси», – переводя… с греческого, явился основоположником философской терминологии на славянском языке. Вместе с Мефодием они ввели в нашу речь и наше мышление в качестве категорий такие понятия, как «естество, свойство, сущность, природа, вселенная, закон, бытие, небытие, Бог, божество, идея, существо, понятие, вещь, мудрость, воображение, диалектика, философия и многие другие. Разумеется, многие из этих слов были известны на славянском языке и ранее, однако богословско-философское наполнение и введение их в письменный контекст началось именно с просветительской миссии равноапостольных братьев».
И еще. Кириллу принадлежит одно из наиболее ранних в христианской и первое в славянской литературе определение философии, содержащееся в диалоге, размещенном в его житии, где оно, определение, представляет собой ответ на вопрос логофета («премьер-министра» византийского императора), покровительствовавшего Кириллу: «И выпроси его единою глаголя: философе, хотел бы увидети, что есть философиа. Он же хытрым умом рече тогда: Божиам и человечам вещем разум, елико может человек приближитися Бозе, яко Детелию учить человека, по образу и подобию бытии сътворшему его. От сего же паче възлюби и присно въпрашае и о всем, толик мужъ велик и честен. Он же сътвори ему учение философско, в малых словесех вели ум сказав». Поскольку списков житий св. Кирилла очень много, и его определение философии приводится в разных местах разными авторами, то и само определение дошло до нас в разных вариантах. Вот есть и такой более поздний и более пространный вариант из жития 17 века: «Блаженный Константин философ вопрошен быв от (с)холастика логофета Варасихия Киарта, что есть философия. Отвеща и рече ему: философия есть страх Господень, философия есть добродетельное житие, философия есть отбежание всякого греха, философия есть любовь к Богу непрестанная, философия есть Божиим вещем и человеческим разумом благосмотреливство, и елико человек может благими делы приближитися к Богу» – заметна явная аллюзия на пророка Давида: «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его], Хвала Ему пребудет вовек» (Пс.110:10); «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7), «Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго – разум» (Прит.9:10).
Кстати этот самый логофет, вопрошавший святого о философии, в свое время помог Константину продолжить обучение у выдающихся представителей «Македонского ренессанса» Льва Математика и Фотия I, в будущем патриарха Константинопольского, а после этого он даже предложил Константину важную админитсративную должность, много золота и заодно брак с его дочерью. Но тот решил уйти из мира и принял монашество с именем Константин. Но судьба не унималась: тогда ему, уже принявшему монашеские обеты, благословили возглавить патриаршую библиотеку и архив (не хотел в миру по-хорошему, вот тебе теперь в Церкви «по послушанию»), но… Кирилл предпочел пуститься в бега. Его нашли только через шесть месяцев и в качестве компромисса «уговорили» преподавать в Константинополе философию. Я не могу это доказать, но мне кажется, что и в Моравии на проповеди он оказался тоже… каким-то таким-же принципом: быть где угодно, но подальше от официоза.
- Не хочешь жить по-хорошему, да еще среди лучших представителей народа – поедешь к дикарям!
- Ну, и поеду…
А потом так:
- Здравствуйте, товарищи славяне! Где у вас тут можно словить Wi-Fi?
В общем, любите философию! Но, в то же время, смотрите, «чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).
-----------------
На иллюстрации: Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский - XIII в., фреска церкви св. апостола Петра (Болгария https://serge-le.livejournal.com/548425.html
Теги
праздничное
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: