Ребенок с СДВГ- дневник мамы врача-невролога
Пишет Марьсергевна (dissomnia)
2020-08-31 19:43:00
Ребенок с СДВГ: личный опыт
Ребенок с таким диагнозом переворачивает жизнь семьи, но происходит это как-то необъяснимо, незаметно.
У матери такого ребенка значительно возрастает риск депрессии. Согласно опросам, в России родители таких детей постоянно испытывают вину и почти наверняка оценивают свои родительские способности как неудовлетворительные.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности — «неудобные», потому что не имеют «уважительной причины» своего поведения. Педиатры отмахиваются: «Перерастет.» Окружающие шипят, что ребенка надо воспитывать лучше, сладострастно рассказывают, что надо подключать телесные наказания и не забывают приосаниться на вашем фоне, что у них-то таких проблем никогда не было.
Сон
Леха с рождения спал плохо. Сон у него был «короткими перебежками», а внятного режима с определенным количеством снов в сутки не получилось даже к году. Почти все младенцы плохо спят. Однако это особенность детей с СДВГ: они начинают быть «неудобными» с рождения.
Первое ощущение, что я очень неправильная мать, возникло у меня ближе к полугоду ребенка. Я не знала, когда он решит заснуть ночью и сколько это счастливое время продлится. Я писала его режим на бумажку, но он всю неделю демонстрировал настолько случайный характер, что я смирилась.
Навыки
Пока у остальных мам младенцы отличали цвета, собирали пирамидки и повторяли, что коровка говорит «муу», мой отказывался делать все вышеперечисленное. Он вообще ничего не делал систематически.
Сейчас основная проблема — очень низкое внимание. Ему можно пять раз повторить одно и то же, но он сделает по-своему — не из вредности, а потому что слова не дошли до его сознания. Выглядит это как принципиальное непослушание, но это не оно.
Социальная жизнь
Как только Леха начал ходить, стало тяжко. Пойти с ним в магазин было невозможно: он принимался тянуть все с полок, в магазине одежды стремился сокрушить все вешалки. В коляске не сидел — требовал выпустить его оттуда, чтобы наводить ужас и анархию в магазине. Он не мог сосредоточить внимание на словах взрослых, если видел что-то новое, яркое и привлекательное. И быстро уставал от новых впечатлений, отчего внимание не просто становилось нулевым, а приобретало прямо-таки отрицательные значения.
Речь
До трех лет он почти не разговаривал. И эти типичный симптом для детей с СДВГ: они поздно начинают говорить, годам к четырем у них вполне может быть нечеткая и скудная речь. Зато потом начинается неиссякаемый словесный фонтан, часто с перепутанными буквами и неправильными окончаниями.
Свет в конце тоннеля
В этот период в нашей жизни появился Саша. Я до сих пор помню, как он немедленно выдумал для Лехи какую-то новую игру: налил в таз воды, налепил зверушек и рыб, устроил «рыбалку». Леха удерживал на этой игре внимание рекордный срок - около часа. С этого момента и навсегда он был совершенно покорен его выдумками, которые, к моему удивлению и великой благодарности, не заканчиваются по сей день.
Саша интуитивно нашел принцип общения с таким ребенком: заинтересовать. С этими детьми нельзя быть формальным, использовать в обучении стереотипный подход. Их мотивация строится на новизне. Только бесконечная выдумка нового, эффект неожиданности помогает удерживать их внимание и чему-то учить.
Я совсем не мама-праздник. Я — оплот стабильности, скучных дел и объяснения причинно-следственных связей. Я умею слушать, но не умею говорить так, чтобы Леха бросив все слушал. Или хотя бы пытался вникнуть. Саша — умеет.
Школа
Первый класс показал всю печаль, с которой родителям «неподарочных» детей приходится сталкиваться в школьной системе. Рыдания над прописями, воздевание рук к небу во время домашки по математике, написание слова «воробей» как «варапей», бесконечное теряние вещей, пятна на всей одежде через 0,5 секунды после надевания, поездки прямо из школы к врачу, чтобы вытащить из носа лего или обработать ушибы и ссадины, которые возникли по принципу «шел, шел и вдруг упал на мальчика, а мы вместе упали на магазин китайского фарфора» — все это было и в общем, продолжается.
В то время как в чате класса некоторые мамы регулярно сетуют, что домашнее задание слишком легкое, или что их дети успевают учить английский с репетитором и шить картины из бисера, наш малыш способен делать одно упражнение по русскому два часа. И 99% этого времени он будет отвлекаться на свои мысли, птичек за окном, построение пирамиды Хеопса из носовых козявок и прочие занятия. О да, почувствуйте всю ничтожность ваших усилий на фоне сияющих успехов остальных.
Нам очень повезло с учительницей (спасибо вам, Татьяна Семеновна!) — она хвалит Леху, очень ободряет и поощряет любые его маленькие успехи, и он старается как может, не впадая в разочарование или отчаяние. По моим наблюдениям, в классе есть несколько ребят с похожей проблемой, и им повезло с окружением, все дети очень отзывчивые, эмпатичные и готовые помочь. В среднем на класс из 30 человек приходится минимум один ребенок с СДВГ.
Именно этот ребенок будет постоянно отвлекаться, вскакивать, перебивать учителя, витать в облаках и демонстрировать крайне низкое усвоение материала.
...И другие проблемы
На карантине мы поняли, что Леха забыл почти все, чему его учили первые полгода. Однако смогли наверстать, улучшить технику чтения, взять за привычку учить стихи и писать несколько предложений в день. И воспитать у него чувство ответственности, когда есть какой-то круг обязанностей — и если ты его не выполнил, ништяков не жди.
(Продолжение следует)
Метки: СДВГ, дети https://dissomnia.livejournal.com/195623.html
September 1st, 2020, 11:01 pm
Гиперактивный ребёнок: лайфхаки от мамы и доктора
СДВГ нельзя вылечить, с ним нужно учиться жить. Но нас спасает знание, что ребенок делается неуправляемым не потому, что мы вовремя не нажали на воображаемые нужные кнопки на панели управления в его голове, а потому, что так устроены дофаминовые рецепторы в мозге.
Чувство вины родителям нужно отслеживать и изгонять из своих мыслей. Оно будет появляться часто, и приносить с собой разочарование, печаль и ощущение тщетности всех усилий. Но это ложные чувства: любые последовательные усилия в воспитании ребенка с СДВГ не напрасны.
Collapse
Что не работает в лечении СДВГ (нет убедительных научных доказательств в пользу эффективности)?
Диета с ограничением углеводов,
Ноотропы,
Биодобавки (лецитин, витамины),
;”Массажики” и прочая остеопатия.
Какие лекарства работают?
Психостимуляторы, атомоксетин, трициклические антидепрессанты, карбамазепин в качестве нормотимика.
Но лекарства нужны не всегда. Определяет необходимость назначения психиатр, он же выписывает рецепты. Есть возрастная планка, с которой можно начинать те или иные препараты.
На этом теория заканчивается. Дальше расскажу про личный опыт.
Как помочь ребенку с СДВГ? Вот что работает у нас:
1. Поощрение или наказание должно быть немедленным. Мне запомнилась емкая метафора Олега Игоревича Романчука в его книге про СДВГ у детей — «узкое окно внутреннего времени». Ребенок с СДВГ не живет в прошлом и не особо заглядывает в будущее, он живет в моменте. Поэтому думать на долгосрочную перспективу он не умеет, а наказания и поощрения его пронимают, только если они немедленны.
2. Режим всегда и везде. Это рамки, которые необходимы. Без них все рушится, ребенку становится плохо, его начинает шатать. Он изводит родителей, начинает тормозить или наоборот, болтает всякую чушь без остановки и сильно устает (и утомляет окружающих). Семилетка в режиме и семилетка, который до ночи играл в приставку — два разных человека.
3. Развивать то, что хорошо идет. Поверьте, у ребенка с СДВГ и так достаточно поводов считать себя «не самым». Поэтому стоит сделать упор на то, что и так хорошо ему дается. У нас это ролики - мотивация к занятиям не ослабевает, охотно катается второй год, даже прыжки освоил.
4. Дайте ребенку подвигаться. Он не умеет подавлять импульсы к движению усилием воли. Поэтому он будет крутиться у вас под ногами, бегать, ерзать, прыгать — и это нормально. Во время учебы можно разрешать ребенку мять в руке слайм, мячик, эспандер.
5. Живая речь каждый день. Дети с СДВГ ужасно воспринимают информацию на слух. Они будто не слышат, что им говорят. Иногда приходится повторять три, а то и пять раз. Но мы упорно читаем ему вслух, говорим с ним, отвечаем на вопросы. И Леха воспринимает живую речь лучше, чем обучающие фильмы.
6. Совместные традиции и ритуалы. Предсказуемость снижает уровень тревоги. Ритуалы вроде вечернего чтения — часть режима, которая создает необходимое тепло, уют и чувство безопасности.
7. Помнить о рисках, но избегать гиперопеки. Мальчики с СДВГ больше рискуют получить травму, связаться с плохой компанией, заполучить одну из зависимостей. И это подталкивает родителей к чрезмерной опеке. Результат - семилетка сидит в чистеньком костюмчике, но не может сам завязать шнурки. Мы постоянно находимся в поисках срединного пути с Лехой: я разрешаю ему плескаться в луже по колено, но не разрешаю брызгать на окружающих. Резиновые сапоги после «заплыва» он моет сам.
8. Ну и мой персональный лайфхак: мантра «А и ладно». Это противоречит культу детоцентризма и достигаторства, которые царят в нашем обществе, но сильно помогает просто жить. Ребенок не станет отличником? А и ладно. Зато у него все в порядке с навыками общения, он в разы коммуникабльнее всей нашей остальной семьи, вместе взятой. А иногда нужно просто сказать себе «а и ладно» без «зато». Не прыгнет аксель. Не станет вторым Перельманом. Не победит в соревновании на скорость чтения в своем классе. Штош. Ну мы на этой планете рождаемся не только для того, чтоб собирать пятерочки в дневник. И это, наверное, вообще главное, чему нас учат наши дети.
Иногда нужно просто жить так, как живется. Некоторые стены в мироустройстве несущие - их не стоит ломать. Но важно попытаться устроиться с комфортом в том пространстве, что нам дано.
Tags
СДВГ, дети
https://dissomnia.livejournal.com/- весь дневник
2020-08-31 19:43:00
Ребенок с СДВГ: личный опыт
Ребенок с таким диагнозом переворачивает жизнь семьи, но происходит это как-то необъяснимо, незаметно.
У матери такого ребенка значительно возрастает риск депрессии. Согласно опросам, в России родители таких детей постоянно испытывают вину и почти наверняка оценивают свои родительские способности как неудовлетворительные.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности — «неудобные», потому что не имеют «уважительной причины» своего поведения. Педиатры отмахиваются: «Перерастет.» Окружающие шипят, что ребенка надо воспитывать лучше, сладострастно рассказывают, что надо подключать телесные наказания и не забывают приосаниться на вашем фоне, что у них-то таких проблем никогда не было.
Сон
Леха с рождения спал плохо. Сон у него был «короткими перебежками», а внятного режима с определенным количеством снов в сутки не получилось даже к году. Почти все младенцы плохо спят. Однако это особенность детей с СДВГ: они начинают быть «неудобными» с рождения.
Первое ощущение, что я очень неправильная мать, возникло у меня ближе к полугоду ребенка. Я не знала, когда он решит заснуть ночью и сколько это счастливое время продлится. Я писала его режим на бумажку, но он всю неделю демонстрировал настолько случайный характер, что я смирилась.
Навыки
Пока у остальных мам младенцы отличали цвета, собирали пирамидки и повторяли, что коровка говорит «муу», мой отказывался делать все вышеперечисленное. Он вообще ничего не делал систематически.
Сейчас основная проблема — очень низкое внимание. Ему можно пять раз повторить одно и то же, но он сделает по-своему — не из вредности, а потому что слова не дошли до его сознания. Выглядит это как принципиальное непослушание, но это не оно.
Социальная жизнь
Как только Леха начал ходить, стало тяжко. Пойти с ним в магазин было невозможно: он принимался тянуть все с полок, в магазине одежды стремился сокрушить все вешалки. В коляске не сидел — требовал выпустить его оттуда, чтобы наводить ужас и анархию в магазине. Он не мог сосредоточить внимание на словах взрослых, если видел что-то новое, яркое и привлекательное. И быстро уставал от новых впечатлений, отчего внимание не просто становилось нулевым, а приобретало прямо-таки отрицательные значения.
Речь
До трех лет он почти не разговаривал. И эти типичный симптом для детей с СДВГ: они поздно начинают говорить, годам к четырем у них вполне может быть нечеткая и скудная речь. Зато потом начинается неиссякаемый словесный фонтан, часто с перепутанными буквами и неправильными окончаниями.
Свет в конце тоннеля
В этот период в нашей жизни появился Саша. Я до сих пор помню, как он немедленно выдумал для Лехи какую-то новую игру: налил в таз воды, налепил зверушек и рыб, устроил «рыбалку». Леха удерживал на этой игре внимание рекордный срок - около часа. С этого момента и навсегда он был совершенно покорен его выдумками, которые, к моему удивлению и великой благодарности, не заканчиваются по сей день.
Саша интуитивно нашел принцип общения с таким ребенком: заинтересовать. С этими детьми нельзя быть формальным, использовать в обучении стереотипный подход. Их мотивация строится на новизне. Только бесконечная выдумка нового, эффект неожиданности помогает удерживать их внимание и чему-то учить.
Я совсем не мама-праздник. Я — оплот стабильности, скучных дел и объяснения причинно-следственных связей. Я умею слушать, но не умею говорить так, чтобы Леха бросив все слушал. Или хотя бы пытался вникнуть. Саша — умеет.
Школа
Первый класс показал всю печаль, с которой родителям «неподарочных» детей приходится сталкиваться в школьной системе. Рыдания над прописями, воздевание рук к небу во время домашки по математике, написание слова «воробей» как «варапей», бесконечное теряние вещей, пятна на всей одежде через 0,5 секунды после надевания, поездки прямо из школы к врачу, чтобы вытащить из носа лего или обработать ушибы и ссадины, которые возникли по принципу «шел, шел и вдруг упал на мальчика, а мы вместе упали на магазин китайского фарфора» — все это было и в общем, продолжается.
В то время как в чате класса некоторые мамы регулярно сетуют, что домашнее задание слишком легкое, или что их дети успевают учить английский с репетитором и шить картины из бисера, наш малыш способен делать одно упражнение по русскому два часа. И 99% этого времени он будет отвлекаться на свои мысли, птичек за окном, построение пирамиды Хеопса из носовых козявок и прочие занятия. О да, почувствуйте всю ничтожность ваших усилий на фоне сияющих успехов остальных.
Нам очень повезло с учительницей (спасибо вам, Татьяна Семеновна!) — она хвалит Леху, очень ободряет и поощряет любые его маленькие успехи, и он старается как может, не впадая в разочарование или отчаяние. По моим наблюдениям, в классе есть несколько ребят с похожей проблемой, и им повезло с окружением, все дети очень отзывчивые, эмпатичные и готовые помочь. В среднем на класс из 30 человек приходится минимум один ребенок с СДВГ.
Именно этот ребенок будет постоянно отвлекаться, вскакивать, перебивать учителя, витать в облаках и демонстрировать крайне низкое усвоение материала.
...И другие проблемы
На карантине мы поняли, что Леха забыл почти все, чему его учили первые полгода. Однако смогли наверстать, улучшить технику чтения, взять за привычку учить стихи и писать несколько предложений в день. И воспитать у него чувство ответственности, когда есть какой-то круг обязанностей — и если ты его не выполнил, ништяков не жди.
(Продолжение следует)
Метки: СДВГ, дети https://dissomnia.livejournal.com/195623.html
September 1st, 2020, 11:01 pm
Гиперактивный ребёнок: лайфхаки от мамы и доктора
СДВГ нельзя вылечить, с ним нужно учиться жить. Но нас спасает знание, что ребенок делается неуправляемым не потому, что мы вовремя не нажали на воображаемые нужные кнопки на панели управления в его голове, а потому, что так устроены дофаминовые рецепторы в мозге.
Чувство вины родителям нужно отслеживать и изгонять из своих мыслей. Оно будет появляться часто, и приносить с собой разочарование, печаль и ощущение тщетности всех усилий. Но это ложные чувства: любые последовательные усилия в воспитании ребенка с СДВГ не напрасны.
Collapse
Что не работает в лечении СДВГ (нет убедительных научных доказательств в пользу эффективности)?
Диета с ограничением углеводов,
Ноотропы,
Биодобавки (лецитин, витамины),
;”Массажики” и прочая остеопатия.
Какие лекарства работают?
Психостимуляторы, атомоксетин, трициклические антидепрессанты, карбамазепин в качестве нормотимика.
Но лекарства нужны не всегда. Определяет необходимость назначения психиатр, он же выписывает рецепты. Есть возрастная планка, с которой можно начинать те или иные препараты.
На этом теория заканчивается. Дальше расскажу про личный опыт.
Как помочь ребенку с СДВГ? Вот что работает у нас:
1. Поощрение или наказание должно быть немедленным. Мне запомнилась емкая метафора Олега Игоревича Романчука в его книге про СДВГ у детей — «узкое окно внутреннего времени». Ребенок с СДВГ не живет в прошлом и не особо заглядывает в будущее, он живет в моменте. Поэтому думать на долгосрочную перспективу он не умеет, а наказания и поощрения его пронимают, только если они немедленны.
2. Режим всегда и везде. Это рамки, которые необходимы. Без них все рушится, ребенку становится плохо, его начинает шатать. Он изводит родителей, начинает тормозить или наоборот, болтает всякую чушь без остановки и сильно устает (и утомляет окружающих). Семилетка в режиме и семилетка, который до ночи играл в приставку — два разных человека.
3. Развивать то, что хорошо идет. Поверьте, у ребенка с СДВГ и так достаточно поводов считать себя «не самым». Поэтому стоит сделать упор на то, что и так хорошо ему дается. У нас это ролики - мотивация к занятиям не ослабевает, охотно катается второй год, даже прыжки освоил.
4. Дайте ребенку подвигаться. Он не умеет подавлять импульсы к движению усилием воли. Поэтому он будет крутиться у вас под ногами, бегать, ерзать, прыгать — и это нормально. Во время учебы можно разрешать ребенку мять в руке слайм, мячик, эспандер.
5. Живая речь каждый день. Дети с СДВГ ужасно воспринимают информацию на слух. Они будто не слышат, что им говорят. Иногда приходится повторять три, а то и пять раз. Но мы упорно читаем ему вслух, говорим с ним, отвечаем на вопросы. И Леха воспринимает живую речь лучше, чем обучающие фильмы.
6. Совместные традиции и ритуалы. Предсказуемость снижает уровень тревоги. Ритуалы вроде вечернего чтения — часть режима, которая создает необходимое тепло, уют и чувство безопасности.
7. Помнить о рисках, но избегать гиперопеки. Мальчики с СДВГ больше рискуют получить травму, связаться с плохой компанией, заполучить одну из зависимостей. И это подталкивает родителей к чрезмерной опеке. Результат - семилетка сидит в чистеньком костюмчике, но не может сам завязать шнурки. Мы постоянно находимся в поисках срединного пути с Лехой: я разрешаю ему плескаться в луже по колено, но не разрешаю брызгать на окружающих. Резиновые сапоги после «заплыва» он моет сам.
8. Ну и мой персональный лайфхак: мантра «А и ладно». Это противоречит культу детоцентризма и достигаторства, которые царят в нашем обществе, но сильно помогает просто жить. Ребенок не станет отличником? А и ладно. Зато у него все в порядке с навыками общения, он в разы коммуникабльнее всей нашей остальной семьи, вместе взятой. А иногда нужно просто сказать себе «а и ладно» без «зато». Не прыгнет аксель. Не станет вторым Перельманом. Не победит в соревновании на скорость чтения в своем классе. Штош. Ну мы на этой планете рождаемся не только для того, чтоб собирать пятерочки в дневник. И это, наверное, вообще главное, чему нас учат наши дети.
Иногда нужно просто жить так, как живется. Некоторые стены в мироустройстве несущие - их не стоит ломать. Но важно попытаться устроиться с комфортом в том пространстве, что нам дано.
Tags
СДВГ, дети
https://dissomnia.livejournal.com/- весь дневник
Комментарии
А вот это100% правда
Всё из личного опыта.
Надо бы еще учесть. что автор работает врачом и имеет представление об опыте многих людей- он заведомо больше Вашего, если Вы не врач с большой практикой- так что стоит с уважение отнестись к врачу- она же через сердце сколько боли людской пропускает, чтобы помочь таким деткам.
1.Не надо всех детей приравнивать под одну копию.
2. детки с таким диагнозом не переворачиваю всю жизнь семьи на уши, это не неожиданный перелом позвоночника.Это идёт постепенно и к этому приспосабливаешься.
3. А вот советовать и одобрять , это извините большой риск.ибо это не витами С, а очень серьёзный препарат.
От некоторых врачей нужно бежать галопом. А вот вещать по ТВ и писать статьи не есть пропускать боль людскую через себя и жажда помощи близкому.
Спасибо Вам за отклик и доброго здоровья))- рада всегда Видеть Вас в группе)).
1.Не надо всех детей приравнивать под одну копию.
2. детки с таким диагнозом не переворачиваю всю жизнь семьи на уши, это не неожиданный перелом позвоночника.Это идёт постепенно и к этому приспосабливаешься.
3. А вот советовать и одобрять , это извините большой риск.ибо это не витами С, а очень серьёзный препарат.
От некоторых врачей нужно бежать галопом. А вот вещать по ТВ и писать статьи не есть пропускать боль людскую через себя и жажда помощи близкому.
↑ Перейти к этому комментарию
К 14-16-18 годам они отлично справляются со своими проблемами или просто перерастают
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Сейчас слова лишнего не вытянешь, только коротко и по существу.
Я вот только не понимаю, фенобарбитал зачем? Это же противоэпилептическое, вроде?
24 года парню.
Сейчас слова лишнего не вытянешь, только коротко и по существу.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
У меня дочь СДВГ, учимся в третьем классе
Сама научилась читать, учится на 4 и 5, уроки делает самостоятельно, ничего даже за лето не забывается
↑ Перейти к этому комментарию
Моя дочь с диагнозом "СДВГ" с задержкой речевого развития и много чем еще. В какой-то момент, я решила "а ну и ладно", именно здесь, на сайте, мне дали хорошего пинка. Я написала пост, меня многие поддержали, а некоторые отругали. У меня глаза тогда открылись, это был пинок. Дочке было 4 года тогда, сейчас ей 12, было сложно, много сил, нервов и денег потрачено, но сегодня я могу сказать, что дочка здорова, она умница, занимается в художественной школе, сидит часами - рисует, отлично учится. Все возможно, если не лениться и ребенком заниматься. А это доказательство моих слов
Моя дочь с диагнозом "СДВГ" с задержкой речевого развития и много чем еще. В какой-то момент, я решила "а ну и ладно", именно здесь, на сайте, мне дали хорошего пинка. Я написала пост, меня многие поддержали, а некоторые отругали. У меня глаза тогда открылись, это был пинок. Дочке было 4 года тогда, сейчас ей 12, было сложно, много сил, нервов и денег потрачено, но сегодня я могу сказать, что дочка здорова, она умница, занимается в художественной школе, сидит часами - рисует, отлично учится. Все возможно, если не лениться и ребенком заниматься. А это доказательство моих слов
↑ Перейти к этому комментарию
Пытаемся справиться.
И хотя мне тяжело во многих аспектах ещё в силу моего характера. Больше всего убивает, что говоришь - а ребёнок все равно не делает, как просят, хотя просят в 1000 раз. У моего это с едой в частности, быстро ест, набивает рот, да и в принципе во всем- делает что-то ( гремит или ещё что-то такое), попросишь перестать, перестанет, через 5 минут опять начнёт и не специально, он реально просто не воспринял глубоко, мне это в начале было непонятно, думала, издевается, потом поняла, что так устроен. При этом иногда рассуждает о таких серьезных вещах так умно, а с элементарным - проблемы. Ходим к неврологу сейчас как раз...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Не знаю, не уместно давать советы, но просто поделиться своим. У сына очень хороший отклик был на похвалу (не как нормальным детям, типа молодец, Петя. Похвалу они слышат так же как и просьбы - с 300-го раза, и то если повезет). Они привыкают к тому, что "плохие", что отстают, что все портят и т.д. Самооценка часто ниже плинтуса. И стараться перестают. А когда встречаются с тем, что их результаты высоко оценивают - прямо расцветают! Главное, дело им найти, чтобы с педагогической точки зрения корректно было.
Ну и сил вам, конечно, пожелать. Чтобы любовь к своему делу все-таки пересилила все трудности!
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: