Размышления после услышанной проповеди. Осторожно, я имею право не во всем соглашаться с батюшкой)))
Иногда в храмовой проповеди приходится слышать, как противопоставляется жизнь церковная и обычная жизнь вне храмовых стен. Не всегда это доходит до крайностей, но очень часто можно услышать рассуждения такого рода: главное наше дело на земле - участие в Литургии, а остальное как-бы неважно. Поэтому надо ограничивать себя в бессмысленных развлечениях (ну так, без фанатизма) и в любую свободную минуту стремиться в храм.
Звучит благочестиво. Но почему Литургия непременно противопоставляется всей остальной жизни, в том числе, и развлечениям? Последние понимаются непременно как нечто бессмысленное; и развлекаются и занимаются прочими повседневными делами, по этой теории, люди, непременно пресыщенные развлечениями и уставшие от обыденности и бессмысленности происходящего.
Странный взгляд на жизнь. Ведь именно вера и меняет нашу жизнь, делает её более наполненной и осмысленной. Когда любая прожитая минута приносит радость, хотя в жизни есть место тяготам и боли, когда радость приносит общение с близкими, даже если это просто прогулка по окрестностям, поход за покупками или совместное чаепитие в кафе. Как мне кажется, противопоставлять радость духовную и обычные житейские радости - путь тупиковый, ведущий в никуда.
Наверное, в начале своего обращения каждый из нас испытывал нечто похожее - "не любите мира, ни того, что в мире", и каждый переоценивал свою шкалу ценностей. Но вслед за этим приходит понимание (не сразу, порой спустя много лет), что обычная наша жизнь, освященная Богом, может быть не только благочестивой, но и радостной, и более радостной потому именно, что Бог наполняет нашу жизнь новым смыслом. Полнота бытия - это не только храмовая молитва, но и общение друг с другом, совместная трапеза, прогулки, чтение книг, музицирование; всё это может быть предельно насыщенным жизнью и приносить удовлетворение.
Звучит благочестиво. Но почему Литургия непременно противопоставляется всей остальной жизни, в том числе, и развлечениям? Последние понимаются непременно как нечто бессмысленное; и развлекаются и занимаются прочими повседневными делами, по этой теории, люди, непременно пресыщенные развлечениями и уставшие от обыденности и бессмысленности происходящего.
Странный взгляд на жизнь. Ведь именно вера и меняет нашу жизнь, делает её более наполненной и осмысленной. Когда любая прожитая минута приносит радость, хотя в жизни есть место тяготам и боли, когда радость приносит общение с близкими, даже если это просто прогулка по окрестностям, поход за покупками или совместное чаепитие в кафе. Как мне кажется, противопоставлять радость духовную и обычные житейские радости - путь тупиковый, ведущий в никуда.
Наверное, в начале своего обращения каждый из нас испытывал нечто похожее - "не любите мира, ни того, что в мире", и каждый переоценивал свою шкалу ценностей. Но вслед за этим приходит понимание (не сразу, порой спустя много лет), что обычная наша жизнь, освященная Богом, может быть не только благочестивой, но и радостной, и более радостной потому именно, что Бог наполняет нашу жизнь новым смыслом. Полнота бытия - это не только храмовая молитва, но и общение друг с другом, совместная трапеза, прогулки, чтение книг, музицирование; всё это может быть предельно насыщенным жизнью и приносить удовлетворение.
Комментарии
Речь тут о том, что праздное времяпрепровождение вообще как таковое не должно существовать. Куда лучше сходить на литургию.
Я часто вижу народ сидящий в гаражах. Вот просто сидят, или курят и мир созерцают. Компании мужские бывают, и женщины тоже.
Даже спросила у местных на работе, что ж это за спорт такой кто кого в гараже пересидит.
Ответ был примерно
ушёл в гараж , занят, и меня не трогайте.
Я тут вообще не о том. И даже не о том, что понятие отдыха и понятие "должно" никак не состыкуются. Должны мы ходить на работу, соблюдать законы, помогать друг другу в семье и много чего ещё. Почему же способ отдыха нужно кому-то (кому?) регламентировать? Кто-то любит арбуз, а кто-то - свиной хрящик. Люди уже до того дошли, что боятся признаться другим и себе, что идут в гараж просто отдыхать и общаться. Ну, и помаленьку трудиться - машину отремонтировать, прибраться, что-то помастерить. Мой супруг так делает, я вообще не против, даже если реальной работой он там не занят.
Но я тут не об этом, а о том, что Литургия - центр нашей жизни, но не единственное событие. И что вся наша жизнь - работа, семья, отдых - в свете Литургии преображается, а не изгоняется и не регламентируется. Речь идёт об иерархии, а не о том, что вот это - хорошо, а вон то - недолжно.
По моему, каждый отдыхает, как считает нужным. Что такое праздность? тихое сидение в компании? поход на футбол? копание в огороде? (для меня футбол и огород, как и рыбалка - праздность, для кого-то - отдых, для кого-то - работа или хобби))))Вообще, почему слово "праздность" носит непременно отрицательный какой-то смысл? Что под этим понимали раньше? кмк, тут дело ещё и в терминологии.
Толковый словарь Ожегова толкует это слово как безделье, другие словари - бесцельная жизнь.
Периодическое безделье - нормально, если мы не хотим профессионального и личностного выгорания и хронической усталости. Но безделье в течение жизни плохо действует на душу. Бог заповедал нам трудиться.
А теперь глянем, кому была предназначена проповедь - обычным россиянам, которые трудятся или трудились раньше, а сейчас получают пенсию (некоторые всё равно работают). Дома тоже слуг ни у кого нет. Оно точно было актуально?
↑ Перейти к этому комментарию
Точно как у Высоцкого тут за день так накувыркаешься
...
Сделали этот долбанный open space, чтобы следили друг за другом, а по сути сидишь целый день в трындеже и эффективность никакая. зато всё и вся на виду.
Мне кажется, надо достичь такого уровня духовности, чтобы не хотелось светских развлечений, безделья. А современному человеку сложно это сделать. Поразила недавно услышанная фраза Оптинских старцев: "молиться под музыку будете". Реально сама столкнулась. Душа молитвы просит, а нет возможности уединиться в тишине.
Те, кому надо, принимают постриг и это реализуют. Но и у монахов есть отдых. Вспомните притчу из житийной литературы про монахов, играющих в мяч.
В развлечениях самих по себе нет ничего плохого, если они - не единственное, что есть в нашей жизни.
Не очень понятно. Вам мешает музыка в храме?
↑ Перейти к этому комментарию
Люди не привыкли к саморефлексии, но всё равно ставить их перед выбором искусственно, конечно, можно, но вряд ли хорошо.
В Вашем понимании, если верующий настолько инфантилен, что не может сделать выбор (правильный - с чьей точки зрения? Вашей? батюшки? моей?), то почему за него выбор должен делать батюшка? Батюшки как раз обычно недовольны, что некоторые пасомые шагу не могут ступить без их священнического благословения, и тут же сами, получается, делают выбор за взрослых вменяемых людей. Странно.
И да, борьба священника за культурный досуг прихожан как раз прекрасно в этом смысле вписывается в контекст "ограничений, накладываемых религией". Мало того, что им блудить и убивать не велено, так ещё и по магазинам с семьёй не походи!
Правда - не вижу смысла.
А для воспитания культурного вкуса и богословской грамотности людей, а также в качестве примера позитивной совместной деятельности существуют такие опробованные формы приходской работы, как: 1. Лекции-беседы с чаепитием (после Литургии в воскресный день или же в другое время); 2. Концерты хорошей (не обязательно классической, но чаще - да) музыки; 3. Совместные походы или поездки (паломничества или иные), с толковым руководителем; 4. Совместные проекты помощи кому-либо. Но на основании добровольности.
Гду тут хоть слово об ограничении?
Неужели и это тоже?
В Вашем понимании, если верующий настолько инфантилен, что не может сделать выбор (правильный - с чьей точки зрения? Вашей? батюшки? моей?), то почему за него выбор должен делать батюшка? Батюшки как раз обычно недовольны, что некоторые пасомые шагу не могут ступить без их священнического благословения, и тут же сами, получается, делают выбор за взрослых вменяемых людей. Странно.
И да, борьба священника за культурный досуг прихожан как раз прекрасно в этом смысле вписывается в контекст "ограничений, накладываемых религией". Мало того, что им блудить и убивать не велено, так ещё и по магазинам с семьёй не походи!
Правда - не вижу смысла.
А для воспитания культурного вкуса и богословской грамотности людей, а также в качестве примера позитивной совместной деятельности существуют такие опробованные формы приходской работы, как: 1. Лекции-беседы с чаепитием (после Литургии в воскресный день или же в другое время); 2. Концерты хорошей (не обязательно классической, но чаще - да) музыки; 3. Совместные походы или поездки (паломничества или иные), с толковым руководителем; 4. Совместные проекты помощи кому-либо. Но на основании добровольности.
↑ Перейти к этому комментарию
Я вам не о Писании, а о церкви говорю. О реалиях мира сего, а не об идеале.
Да, на мой взгляд, верующий инфантилен, раз нуждается в благословении, чтобы что-то сделать. Именно на таких людей и расчитана проповедь вашего батюшки. Человек трезвомыслящий, зрелый сам прекрасно сообразит, чем ему заняться. Почему батюшка? Потому что он пастырь. Если овечка стоит и блеет одна в растерянности, не зная, куда ей податься, то дело пастыря указать ей путь.
А что, ваш батюшка прямо батогами гонит паству на подобные мероприятия?
И то, что Кара небесная немедленно поразит любого человека если он ослушается Батюшку и не будет приходить каждую субботу в храм...(сердечным приступом или инсультом)
Прям стояла и удивлялась неужели бабульки и впрям в это поверят.....поверили....21 век на дворе....квантовая теория доказана... и немедленная кара небесная....это было сильно!
Кстати, Макс Планк был верующим, но это его личное дело.
А батюшка если и и правда любит пугать и стыдить прихожан, а вот о любви Христовой мало говорит, то такого батюшку лично я бы слушать не стала. Ну, зачем.
Детскую школу построил в своем селе (до города ему 1,5 часа пути на автобусе и 1 на машине)
И после службы у него многие хотят вернуться снова и снова
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: