Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

К Неделе о мытаре и фарисее; "Неуслышанная молитва" Мария Сараджишвили

Христос посреди нас!

В подборке на Православие.ру к чтению в первую подготовительную неделю к Великому посту обнаружил и свою статью двухлетней давности:
О ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ «ВОИНСТВУЮЩЕГО МЫТАРСТВА» - https://pravoslavie.ru/110192.html

Прочитал и понял, что добавить нечего. Все, что было сказано три года назад (я только через год опубликовал ее) в моем разумении остается верным. Наверное, предлагать почитать себя самого не совсем скромно и смиренно, но я советую. Не по причине того, что статья написано убогим рабом Божьим, а просто я не нахожу иных подробных материалов, где подробно бы разбиралась болезнь современного воинствующего мытарства, что всегда, когда слышит о святоотеческом спешит выкрикнуть осудительное:

- Ты фарисей!

Я лишь вне статьи напомню, что в некоторых контекстах и "ты мытарь!" звучит крайне негативно в Евангельских повествованиях и кичиться своим " мытарством" значит, ничего не вынести из Евангельской притчи о мытаре и фарисее...
https://filin-dimitry.livejournal.com/1937338.html
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
О тяжелой болезни «воинствующего мытарства»

Дмитрий Филин

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее. Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь «воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников?

В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное, низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти Бог, Который всех любит, все равно спасет.

И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и фарисее.

«Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь, – Бог всех любит!»

Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

«Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (см.: Мк. 10: 17–19).

То есть Господь предлагает творить все то, что и фарисей исполнял. Более того, из евангельского текста притчи вовсе не следует, что Господь осудил фарисея, но что мытарь вышел оправданным «более»:

«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот»,

присовокупив и причину:

«ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14).

Так что причина «меньшей оправданности» не в том, что творимое фарисеем было неугодно Господу, а в устроении сердца. Ведь именно то, что сердце фарисея не имело в себе сокрушения о грехах, что оно преисполнено осуждением других, что оно оказалось горделиво, и лишило в общем-то весьма праведного по делам иудея изобильной милости Божией, хотя и не оставило вовсе без нее. А о том, что желающим быть достойными наследниками Царства Божиего следует творить именно богоугодное, а не умножать беззаконие, подобно мытарям и грешникам, Господь не устает нам напоминать:

«И так всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23: 3).

В другом евангельском отрывке Господь еще более категоричен:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

А в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы видим и совсем «возмутительную» картину. В девятой песне читаем:

«Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающиися».

Ничего не замечаем необычного?

Первыми, опережая мытарей и прелюбодеев, в Царство Небесное входят фарисеи… кающиеся.

Беда современного воинствующего мытаря в том, что из бездонного кладезя Евангелия он не смог вынуть подлинное сокровище, а вытянул извращенное понимание, сообразное своему устроению. А ведь рассматриваемая притча должна нас подводить к простому выводу: надо творить дела фарисея, а сокрушение о своих грехах иметь, как у мытаря. И если какая-то из этих двух установок нарушается, то и Великий пост обесценивается, ведь при гордом устроении сердца аскеза будет лишь на потеху лукавому, а при отрицании необходимости трудиться ради спасения аскеза и вовсе не имеет смысла, чему лукавый дух также возрадуется. Не станем же кормить тангалашку подобными сытыми пирогами со стола своего нерадения.

***

Нередко случается, что на призыв переменить себя и начать слушаться Церкви человек отвечает:

– Мы живем, никому плохого не делая. О себе думайте лучше. Вы, наверное, забыли, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).

Последний раз подобное я слышал от представителей одного «православного» движения, которые иногда зазывали к себе гостей, чтобы вместо субботней всенощной и воскресной Литургии «попотчевать» шумными шоу с блудодеянием, языческими песнопениями и прочим непотребством.

– Странно, – говорю им, – разве кающийся грешник не устремляется в храм Божий?

– Вспомни о мытаре и фарисее, – отвечают. – Бог любит мытарей, а не таких, как вы, фарисеев!

– Но если вы заговорили об этой замечательной притче, то не припомните ли, где и с какой целью оказались оба?

«Два человека вошли в храм помолиться» (Лк. 18: 10).


Разве не в храм устремляется человек, которого настигло хотя бы самое начало покаяния? Разве не к Отцу своему он стремглав направляется?

Еще немного времени пройдет, и начнется вторая подготовительная неделя к Великому посту, и мы будем читать притчу о блудном сыне. Но и сегодня мы вспомним, что происходит с человеком, когда он прозревает истину о себе самом: он испытывает нужду в покаянии и жаждет возвращения в Отчий дом, из которого был изведен своим своеволием и грехами:

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15: 17–20).

Вот поистине дело для подражания всем нам: «Встал и пошел»!

– Отчего же вы, – спрашиваю этих «мытарей», – на словах называя себя кающимися грешниками, не встаете и не идете? Впрочем, это половина беды. Но вы ведь приглашаете еще и других прийти и возлечь с вами…

Молчат.

Ну, если молчат – уже не так плохо… А лучше бы, конечно, встать и пойти.

Ибо, «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

Дмитрий Филин

26 января 2018 г.
https://pravoslavie.ru/110192.html
Всем нам помощи Божьей в подготовительной неделе!
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Правильная молитва фарисея


В Неделю о мытаре и фарисее, первую из подготовительных к предстоящему Великому Посту, все как один начинаем дружно поносить несчастного фарисея и возносить смиренного мытаря. Все знают, что начинается молитва фарисея правильно: «Благодарю Тебя, Господи...», а потом идёт совершенное безумие. И вот какой вопрос: а какова должна быть «правильная» молитва фарисея, молитва человека, который вроде как по сравнению с другим не имеет такого количества грубых, смертных, ясно видимых всеми прегрешений? Мне представляется примерно следующее:

«Благодарю Тебя, Господи, что ты не послал мне таких непосильных для меня испытаний и не попустил искушений, как тому несчастному мытарю. Иначе я бы мигом пал в состояние ещё горшее, чем он. В моей внешней праведности нет ни капли моей заслуги — это лишь Твоя бескрайняя милость ко мне, недостойному. Господи, ты видишь всё, что происходит в моей душе, что сердце моё далеко отстоит от Тебя. Поэтому яви, Господи, свою милость к этому несчастному мытарю, как ты явил её ко мне. И меня спаси, устремив моё сердце к Тебе. Аминь».
Метки: православие, случайные мысли вслух
инок Михаил https://inok-mihail.livejournal.com/159637.html

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Неуслышанная молитва

Мария Сараджишвили

Приходит на беседу к духовнику девушка. Длинная юбка, серая блуза и платок, закрывающий всё и вся. Обращается, опустив очи долу: «Батюшкa! Выскажите свою концептуальную оценку последней монографии отца Иоанна Мейендорфа, посвященной варлаамитско-паламитской полемике и написанной в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже».

Батюшка: «Замуж! Срочно замуж!»



– ...Ва, как ты, Кетино? Сто лет тебя не видел! – Важа, располневший и облысевший, такой не похожий на себя десятилетней давности, полез обниматься.

– Я тоже рада тебя видеть! – более сдержанно отреагировала Кетино на своего бывшего одноклассника.

– Как живешь? Замуж вышла? Муж, дети? – засыпал ее вопросами Важа, поблескивая карими глазами и улыбаясь той же слегка неуверенной улыбкой, за которую его в школе дразнили Кроликом.

– Одна я. Работаю в школе. Все по-старому, – без энтузиазма ответила Кетино, думая, как некстати эта случайная встреча в безлюдном парке Ваке, через который она пошла, чтоб сэкономить время. И на тебе, пожалуйста. Встретила на свою голову того, кого вообще не хотела видеть.

– А у меня жена и двое детей! Лука и Васико! И с женой повезло. Случайно женился, и, представляешь, всё как по заказу.

Важа болтал без остановки, не понимая, что его слова невольно ранят Кетино.

– Я работаю на стройке, она – в магазине, продавщицей. Как-то крутимся...

Они постояли минут десять около неубранной кучи опавшей желто-коричневой листвы и потом разошлись в разные стороны.



Кетино Гарибашвили, 43-летняя учительница математики, пошла дальше – на очередной частный урок, получив еще одну головоломку. Ее мозг, привыкший сразу находить закономерность и цикличность, стал привычно выстраивать логическую цепочку событий последней недели, но пока не мог найти более или менее приемлемого объяснения.

Когда случайно в течение семи дней встретишь трех разных людей на улице, которые промелькнули в ее, Кетино, донельзя размеренной и распланированной жизни, хочешь не хочешь – задумаешься: «Что-то тут не так? Какой именно сигнал посылается свыше?» Ибо все трое в разное время имели четкое намерение взять Кетино в жены...

...Кетино пришла в Церковь в 30 лет, совершенно сознательно, а не ради моды, царствующей в обществе, чтобы похвастаться перед кем-то за чашкой кофе: мол, держу пост и имею своего мамао (духовника – Ред.). Кетино тщательно проштудировала немалый объем духовной литературы разных направлений и остановилась на родном Православии. Выбору предшествовало несколько явных чудес, когда она просила указать ей путь. Вот она и пришла в ближайшую к дому церковь и обратилась к священнику, прося ее исповедать. Разговор получился относительно долгий и довольно интересный. В итоге Кетино получила руководство к действию и стала активно воцерковляться. Старалась не пропускать службы, держала посты и периодически причащалась. На службах старалась максимально концентрироваться и попутно читать Иисусову молитву.

Было еще у Кетино сокровенное желание – выйти счастливо замуж. Она подходила к образу Скоропослушницы и высказывала свою просьбу, детально обрисовывая воображаемого жениха:

– Обязательно интеллектуал, человек моего круга, добрый, надежный, любящий.

Цвет глаз и волос тоже указывался.

Время бежало, как песок сквозь пальцы, а с женихами был позорнейший провал...

Вместо этого, как бы в насмешку, выныривали совершенно неподходящие экспонаты с неподобающими предложениями.



Вызвала как-то Кетино сантехника кран поменять. Пришел примерно ее ровесник Рамаз, довольно быстро управился с протеканием, а заодно по собственной инициативе проверил и состояние канализации на предмет засорения. Пока возился, незаметно закинул крючки-вопросы:

– У вас, наверное, часто с сантехникой проблемы. Я бы мог заходить и просто так чинить... Не хотите ли?

Кетино культурно отказалась.

– Я еще ремонт делаю и любую технику чиню. Может, вам что-то надо? Кстати, а какую музыку вы слушаете?

Кетино не воспринимала навязчивых людей, еле дождалась конца починки и выпроводила сантехника вон. Неуемный Рамаз уже за порогом успел выстрелить фразой:

– Может, встретимся, в кино сходим? Я приглашаю.

Но ответом ему была захлопнувшаяся дверь.

Казалось, все было ясно и доступно обрисовано. Так этот Рамаз не унялся – и через месяц явился с цветами и шампанским делать предложение.

Кетино восприняла это как глупую шутку и даже дверь ему не открыла.

Неожиданно вынырнуло из небытия «хорошо забытое старое» – ее одноклассник Важа, который вздыхал по Кетино все 10 лет. Теперь он набрался смелости, позвонил, полчаса выносил мозги разговорами о старых друзьях со школы, докладывал, кто чем дышит. Кетино, с трудом сдерживая зевоту, отвечала ему односложно. Потом Важа неожиданно выпалил:

– Кети, умоляю, стань моей женой. Я всегда тебя любил.

Кетино вспомнила, как дразнили Важу мальчишки в школе, и не смогла сдержать смех. Выходить замуж за человека по кличке «Кролик» – это просто не укладывалось в голове.

Месяцы складывались в года. Кетино продолжала посещать службы и ждать обещанного по евангельскому слову «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29).



Около их школы был развлекательный центр, в котором ее подшефные школьники иногда отмечали свои дни рожденья и приглашали Кетино-мас (сокр. обращение к учителю на грузинском – Ред.). Она приходила туда из вежливости, поздравить именинника и немного посидеть со своим классом в неформальной обстановке, абсолютно не обращая внимания на обслуживающий мероприятие персонал. И была очень удивлена, когда ей на Фейсбук прислал запрос на дружбу какой-то Армен, да еще написал в сообщении:

«Кетино, я давно за вами наблюдаю. Пожалуйста, позвольте с вами общаться. Я работаю аниматором в ‟Тропиках”. Вы женщина моей мечты».

Это было последней каплей. Кетино его тут же заблокировала и расплакалась. Десять лет молиться о семейном счастье, а тебе, как в издевку, посылают какого-то клоуна. Все, хватит. Ноги ее не будет в церкви. Эксперимент не оправдал себя. Баста.

Нахлынуло и закрутило уныние. Жизнь казалось безвозвратно перечеркнутой. Особенно было жалко десяти с хвостиком лет. Кетино по привычке моментально сосчитала часы, проведенные на службе, и просуммировала. Число часов выглядело еще более ужасающим в сравнении с годами.

Когда уныние достигло апогея, за одну неделю произошли те самые три встречи, которые очень трудно было списать на простое стечение обстоятельств.

Первым ей на улице встретился тот самый аниматор Армен. Точнее, навстречу Кетино ехала роскошная коляска с близнецами. Кетино залюбовалась на малышей, подняла глаза – и столкнулась взглядом с тем самым «клоуном», который катил коляску на пару с женой. Кетино тут же отвела глаза и ускорила шаг.



На другой день Кетино вызвала такси – надо было ехать в аэропорт и встретить родственника. Села и поехала. Поймала на себе пристальный взгляд шофера. Ох, уж эти тбилисские таксисты – хлебом не корми, дай завязать знакомство с клиенткой! И тут же получила лишнее тому подтверждение:

– Кетино, вы помните меня? Я – Рамаз, – начал он. – Помните, я вам кран чинил?

«О, вот, пожалуйста, началось», – со вздохом подумала Кетино, понимая, что выходить из такси глупо. Придется терпеть это общение аж 40 минут, до аэропорта.

А Рамаз завелся с пол-оборота, стал рассказывать о себе. Оказывается, он женат, у него трое детей, и вот теперь решились на четвертого. Рамаз съездил в Турцию, заработал денег и теперь таксует. А в свободное время пишет стихи и постит их на Фейсбуке.

– Кучу лайков ставят. Думаю даже книжку издать за свой счет.

Этой фразой он добил ее окончательно. Ничего себе метаморфоза!

Третьим за эту неделю был Важа. Эта десятиминутная встреча в безлюдном парке.

Кетино шла по парку и рассматривала причудливый ковер из опавших листьев. Неожиданно все имеющиеся разрозненные факты сложились в ту самую логическую цепочку, и вырисовалось недостающее заключительное звено.

Все трое оказались востребованными мужьями, создавшими семьи, а на месте их жен вполне могла оказаться Кетино. Ей посылались по ее молитве вполне нормальные партии, но, чтобы разглядеть их, надо было всего-навсего немного отойти от заданного шаблона и взглянуть на посылаемого человека под другим углом. Что там было в той проповеди архимандрита Андрея (Конаноса)? А, вспомнила: «Пусть твой ум учится быть гибким».

Мария Сараджишвили

13 февраля 2020 г.
https://pravoslavie.ru/128008.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам К Неделе о мытаре и фарисее; "Неуслышанная молитва" Мария Сараджишвили
Христос посреди нас!
В подборке на Православие.ру к чтению в первую подготовительную неделю к Великому посту обнаружил и свою статью двухлетней давности:
О ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ «ВОИНСТВУЮЩЕГО МЫТАРСТВА» - https://pravoslavie.ru/
Прочитал и понял, что добавить нечего. Все, что было сказано три года назад (я только через год опубликовал ее) в моем разумении остается верным. Читать полностью
 

Комментарии

babichvv1950
13 февраля 2020 года
0
Да, грустно. Так часто бывает, только потом, когда все обдумаешь, то понимаешь, что тебе это было послано. Спасибо.
valesir57 (автор поста)
13 февраля 2020 года
0
Согласна)

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам