Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Неприятный разговор: Священник Димитрий Шишкин

Татьяна Васильевна сделала ремонт в квартире. Она его уже делала лет пять назад, и тогда всё сложилось удачно: нашли через знакомых хорошую бригаду, оставили им квартиру, а сами съездили с мужем на Кипр на пару недель, а потом ещё погостили в Подмосковье у родственников мужа, собирали грибы, катались на лодке и пили чай из медного самовара…

А когда вернулись – всё было уже готово, и обошлось относительно недорого. Но все, в конце концов, приедается, и вот – захотелось Татьяне Васильевне какого-то обновления. И, как муж ни противился, она настояла на своём и в уходящем году снова затеяла ремонт. Но на этот раз как-то всё затянулось: и бригаду пришлось менять, потому что всё делали не так, как надо, да и по деньгам вышло дороже. Но всё-таки к Новому году успели всё закончить, и вот, вспомнив, что всё как-то шло с затруднениями, и вообще в прошедшем году много было всяких неприятностей и досадных недоразумений, чтобы уж разом развязаться со всем этим, решила Татьяна Васильевна пригласить священника и до Нового года освятить квартиру. Она даже купила сувенирный веник с иконой и домовенком, который надо было после освящения повесить над дверью, чтобы икона и домовенок крепко охраняли дом от всех напастей и бед.



И вот, приготовив всё, что нужно, за несколько дней до Нового года Татьяна Васильевна взяла у знакомой телефон и позвонила священнику, чтобы договориться об освящении дома. Разговор состоялся такой:

– Алло, здравствуйте, это отец Михаил?

– Да, добрый день, это я. Что вы хотели?

– Мне ваш телефон дала прихожанка ваша, Нина Кудрявцева.

– А, Ниночка. Ну, да, да…

– Мы бы хотели освятить дом.

– Прекрасная мысль и хорошее пожелание. И мы, конечно, это сделаем обязательно. Только вот о чём я хочу сказать… Понимаете, прежде чем освящать жилище, в котором мы живём, хорошо бы нам самим принять освящение. Тем более что для Бога высшую ценность представляют не стены, не мебель, а сам человек, и именно для освящения человека устроена Церковь и все её таинства, молебны и требы… Да сам человек ведь, собственно, и есть дом. Даже так – храм Божий, дом Духа Святого, как говорит апостол. И, конечно, в первую очередь нужно нам следить за чистотой и порядком в этом доме, его освящать в первую очередь, а потом уже всё остальное. Вы согласны с этим?

– Ну, не знаю. Наверное…

– Вот и я так думаю. Но тогда возникает вопрос, а как же нам привести в порядок и освятить свою жизнь. А это происходит по вере нашей, исполнением заповедей Христовых и, главным образом, участием в таинствах. Вот, смотрите, грехи наши: и тяжкие, и повседневные, бытовые, – это как грязь, мусор, который копится порою годами, захламляя и оскверняя дом Божий и превращая его в свалку… Вот, недавно ещё можно было видеть такие храмы – совершенно заброшенные, оскверненные и захламленные. Помните?

– Ну, помню, да.

– И вот, прежде чем начать служить в этих храмах, нужно было элементарно, насколько возможно, навести в них порядок. Прибраться хоть немного. Именно с этого и начиналось возрождение всех наших храмов.

Вот так и человеку, который в силу разных причин давно не бывал в храме на службе, давно не исповедовался, не причащался, нужно найти время и, так сказать, провести генеральную уборку, а может быть, даже и капитальный ремонт в собственном доме. То есть, говоря простым языком, собраться духовно, поговеть, поисповедаться, а потом и причаститься, потому что освящение наше совершается главным образом в таинстве Причащения, без которого не может быть у нас жизни духовной. А без жизни духовной что остаётся? Одно плотское и бессмысленное, по сути, существование… Вы же крещеная, я правильно понимаю?

– Да, конечно.

– Ну, вот и хорошо. А давно ли вы исповедовались и причащались?

– Да никогда.

– Вот об этом и речь. И мы в любом случае, конечно, дом ваш освятим, но я советую вам поговеть, то есть подготовиться к Исповеди и Причастию, и прийти к нам в храм на службу. В субботу у нас вечерняя служба в 4 часа. Поисповедуетесь, а в воскресенье утром, с Божьей помощью, причаститесь, и мы тогда прямо после службы поедем и освятим ваш дом. И так, мне кажется, будет действительно правильно и хорошо! Договорились?

– Ну, я подумаю…

– Подумайте, пожалуйста. Просто поймите, что в Церкви нет ничего механического, и если мы просим Господа освятить наше жилище, то и мы сами должны слушать Бога и делать всё, что от нас требуется, чтобы Господь освятил нашу жизнь.



– Ну, да. Я поняла…

– Конечно, хорошо бы, чтобы все, живущие в вашем доме, вся семья, поговела бы… Тем более что сейчас как раз идет Рождественский пост, и это время, так сказать, особо благоприятное для поста и молитвы… Вот хорошо бы, чтобы вся семья пришла в храм, но я понимаю, что не всегда получается вот так – всем вместе собраться и сделать общее доброе дело. Что поделаешь, у всех свои заботы, обязанности и так далее… Я это всё понимаю, поэтому прошу, чтобы кто-нибудь один из семьи взял на себя этот малый труд – поговеть и поисповедоваться, причаститься. И, верю, что за одно такое усилие Господь не оставит всю семью и благословит, освятит прежде всего вас и ваших родных, близких, ну, а затем и жилище, в котором вы живёте. Ну, вот так как-то. Вы согласны с тем, что я говорю?

– Да, да, конечно.

– Ну, тогда мы вас будем ждать в субботу на службе, а в воскресенье после литургии обязательно поедем и освятим ваш дом. Договорились?

– Ага. Ну, хорошо… Всего вам доброго.

– Я вас очень прошу…

– Всего вам доброго…



Татьяна Васильевна отключилась от связи. Она была неприятно удивлена и даже раздражена. Что это за дела? – думала она. Что ещё за условия и требования? Разве не должен священник с готовностью исполнять просьбы обращающихся к нему людей? Что же он мне голову морочит: придите… поговейте… причаститесь…

Я что, сама не знаю, что надо бы это как-нибудь сделать? Да и сделаю, когда будет время, когда будет такая возможность, что он мне морали читает? Ты смотри, какой «правильный» выискался… А вот если я пойду к его начальству, да и расскажу, как он к своей работе относится, к людям… Ох, думаю, не поздоровится ему… Я-то знаю, как у них в Церкви сейчас следят за тем, чтобы они были внимательнее к людям, чтобы прислушивались к их просьбам. Уж точно, по головке его не погладят…

Ещё некоторое время Татьяна Васильевна ходила раздраженная и всё разговаривала мысленно с упрямым священником, возмущаясь, грозя и никак не в силах отделаться от неприятного чувства. Но постепенно она успокоилась и, по обычной своей привычке всякое дело доводить до конца, позвонила Ниночке и сказала, что священник отказал в освящении, чем немало удивила подругу. Пришлось добывать телефон другого священника.

Позвонив ему, она сладким голосом попросила освятить до Нового года квартиру, пообещав на всякий случай, что за ценой не постоит. Батюшка рассмеялся, но в конце концов оказался любезнее первого. Он даже не стал откладывать это дело на другой день, а приехал уже через пару часов и замечательно, прямо на ходу, скоренько и толково всё объяснил, расставил по местам и освятил… И Татьяна Васильевна, со своей стороны, не поскупилась, исполнила обещание и щедро одарила священника за его труды.

Словом, все оказались довольны, и так хорошо и радостно было на душе, что, помещая после ухода священника над входной дверью веник с домовенком, Татьяна Васильевна подумала, что, пожалуй, не пойдет жаловаться на того – странного и неприятного – священника, а простит ему от всей души.

И от этого ей стало ещё светлее и радостнее. Как и должно быть перед Новым годом.

Священник Димитрий Шишкин

Книги протоиерея Дмитрия Шишкина в интернет-магазине "Сретение"

20 января 2020 г.
https://pravoslavie.ru/127153.html
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЧТЕНИЯ ПО ВЫХОДНЫМ
Свет отца Сергия

Марина Бирюкова

Дивные дела происходят с нами, и ведь как незаметно, как бы случайно всегда начинаются: пошел куда-то человек, увидел там нечто, заинтересовался… И ступил, сам того не ведая, на порог большого и совсем не случайного события своей жизни.

В начале января 2019 года, собирая рождественский подарок для своей 11-летней крестницы, я взяла с «детской» полки православного книжного магазина тоненькую книжку, изданную Сестричеством во имя Святителя Игнатия Ставропольского при Духосошественском храме на Лазаревском кладбище в Москве – священник Сергий Соколов, «Прощеный день». Мое внимание привлекли яркие, и, на мой взгляд, прекрасные иллюстрации художника Анатолия Подивилова. На последней страничке кратко сообщалось, что содержание книги – воспоминания священника о его детстве. Но кто он, этот священник, когда жил, где служил? Никаких биографических данных издание не содержало. И все же я купила книжку «Прощеный день». Дома я начала ее читать…

И оказалось, что передо мною – прекрасная русская проза, живая вода того же источника, из которого и Бунин, и Шмелев, и Никифоров-Волгин, и Сергей Дурылин, и Борис Шергин, и Юрий Коваль… И, может быть, вообще вся подлинно русская проза и поэзия.



«Кряхтя и шепча молитву, дедушка топчется по комнате, тяжело передвигая ноги в валяных сапогах, роется в углу, где навешано платье, лазит в карманы, говоря иногда вслух: ‟Нет, не то, не то”, – потом идет умываться: он громко отфыркивается, плещет водой, шлепая по лицу, кашляет.

– Ну, ты, мать, прости меня… Мы с тобой много лишнего наболтали и нагрешили, а мне служить… – говорит он, утираясь полотенцем и тщательно протирая между пальцами.

– Бог тебя простит, – кротко говорит бабушка, – ты меня прости.

Дедушка зажигает свечу. Свеча плохо разгорается, и дедушка тихо поднимает ее и опускает, потом, защитивши огонь левой рукой, направляется в зал. Половицы скрипят под ним.

(…) Дедушка зажигает лампадку и приготовляется читать правило. В зале в переднем углу у нас – большая икона Спасителя на полотне. Пред Спасителем стоит на столе чаша с вином, в левой руке Он держит хлеб, а правую поднял для благословения. Глаза Спасителя устремлены к небу. Я люблю глядеть на эту икону, когда по вечерам, под праздники, она освещена лампадой. Сидишь себе на диване в темном углу, и никто тебя не видит и не слышит. Один Спаситель все видит и все слышит, и приятно это, что Он все видит и все слышит. Вот на колокольне сторож редко и протяжно прозвонил часы. Мирно и тихо в комнате, при мерцании лампады пред Спасителем; мирно и тихо там, откуда донеслись звуки колокола, – на колокольне: мирно и тихо теперь и в самой церкви, наполненной темнотой и священной тишиной».

Желание узнать что-то об авторе повести закономерно привело меня в Интернет, и тут выяснилось, что приобретенная мною книжка содержит текст значительно сокращенный; полный же текст повести «Прощеный день» можно найти на портале Православие.Ru.

В начале 1990-х повесть была опубликована в журнале «Москва», редактором которого в ту пору был известный писатель, лауреат Патриаршей премии Владимир Крупин. Из его краткой аннотации следовало, что изданную в 1910-м году книжку принесла в редакцию «Москвы» некая «тихая скромная женщина в платке». Прочитав повесть, редактор и его коллеги поняли, что «…это настоящее душеполезное чтение, духовная радость». Но никаких сведений об авторе аннотация Крупина также не содержала. Я искала эти сведения – и одновременно читала-перечитывала «Прощеный день».

…Мальчик подрастает в семье своего дедушки – простого сельского священника, труженика и мудреца. Дедушка и бабушка – пара, сросшаяся корнями, соединенная любовью – тихой, не нуждающейся ни в каких словах, ни в какой сентиментальности или ином эмоциональном надрыве. Они могут добродушно препираться, они постоянно друг над другом подшучивают, но при всем этом совершенно очевидно, что отделить их друг от друга может только смерть, и та условно.

Вместе с мальчиком и его родными мы проживаем – минута за минутой – один из самых светлых и пронзительных дней церковного года, Прощеное воскресенье, канун начала Великого Поста. Вместе с ними затемно спешим в церковь, видим съехавшихся со всей округи крестьян, слушаем скорбные песни об изгнании Адама, а потом помогаем дедушке кормить коров и бежим кататься на ледянках с высокого берега Оки. А вечером встречаем гостей и вместе с ними уплетаем пышные бабушкины блины… и просим друг у друга прощения перед нелегкой дорогой Святой Четыредесятницы. И не забываем послать блинков беднякам. И понимаем, что главное в этой жизни – не богатство, не слава, не чины и звания, а мир, любовь, согласие и вера.

Главное в этой жизни – не богатство, не слава, а мир, любовь, согласие и вера

«Дедушка говорит звучно и выразительно, выговаривая больше на ‟о”, некоторые слова не разбирает и потому книжку поднимает над аналоем, поворачивая ее к свету. В некоторых местах он поднимает голос, стучит ногтями по аналою, в чувствительных местах он всхлипывает, берет платочек, утирает, приподнявши очки, слезы и опять кладет платочек около себя на аналой. Он рассказывает про двух монахов, которые были в ссоре; один не хотел мириться, когда другой пришел за этим. Но вот этот другой, по совету старца, себя в душе осудил, а своего врага оправдал, и с этими мыслями пошел мириться.

– И не успел он, – говорит дедушка дрогнувшим голосом, обведя всех пристальным взглядом, – и не успел он постучать в дверь келлии, как тот отворил ее и упал на колена, навстречу брату: прости меня, милый брат мой!..

Дедушка совсем плачет, снимает очки, утирается и громко кашляет. Петр Михайлов кулаком смахивает набежавшую слезу, Иван Алексеев утирается полой шубы, бабы плачут и еле достают до глаз кончиками платков, которыми повязаны их головы, даже мальчишки присмирели. На клиросе разрозненными, неуверенными голосами допевают последнее ‟Буди имя Господне…”. Дедушка уходит в алтарь, унося с собою книгу, платок, очки».

Да, нетрудно было догадаться, что автор рассказывает о собственном детстве, о своих бабушке и дедушке. По некоторым вехам можно было определить, что действие повести происходит в 1880–90-х годах. Село, в котором оно происходит, стоит на берегу Оки… Что дальше? Поиски в Сети не давали ничего. Наконец я обратилась за помощью к своим друзьям в Фейсбуке – вдруг кто-то из них что-то знает?

Сейчас я понимаю, насколько мала была вероятность удачи. Это подлинное чудо! От Михаила Лыскова – ныне насельника Соловецкой обители и редактора сайта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» – я получила фотокопию фрагмента «Рязанских епархиальных ведомостей» за 1911 год: в неофициальном отделе сообщалось о выходе в свет книги, написанной законоучителем Первой мужской гимназии протоиереем Сергием Соколовым, и предлагалось выписывать ее непосредственно у автора за 30 копеек.

Так началась моя встреча с этим удивительным человеком, пастырем, педагогом, богословом, писателем, мужественным исповедником веры в наступившие вскоре безбожные времена.

***

Сергей Алексеевич Соколов родился в 1866-м году в Скопинском уезде Рязанской губернии, в священнической семье. Ему был всего год, когда его отец, священник Алексий Соколов, умер; овдовевшая мама будущего протоиерея вместе с детьми, Арсением (†1911), Сергеем и Николаем (†1910), вернулась, по всей видимости, в дом своих родителей, протоиерея Иоанна Добротворцева и его супруги.

Будущий отец Сергий окончил Рязанское духовное училище, Рязанскую семинарию и Московскую духовную академию. Вот что можно прочитать о его ученических годах в книге бывшего преподавателя семинарии – рязанского историка, краеведа и архивиста, выпускника Московской духовной академии Степана Дмитриевича Яхонтова (1853–1942) «Воспоминания» (Рязань, 2017; книга вышла минимальным тиражом, сканы ее страниц прислал мне тот же Михаил Лысков, которому я обязана львиной долей собранного материала):

«В восьмидесятых годах было обыкновенно в семинарии на годичном собрании читать перед собранием с присутствием архиерея, прочих высоких лиц и духовенства лучшие сочинения. Помню, на первый же год читал сочинение Сергея Соколова об Иване Сусанине. Маленький мальчик, очень умненький, написал очень литературно, так, что мне не конфузно было выступить с ним. Он удостоился похвал. Мы были с ним впоследствии сослуживцами в семинарии, он был помощником инспектора и законоучителем Первой гимназии...».


С 1899 года (то есть с момента иерейской хиротонии) по 1917 год отец Сергий служил законоучителем Первой Рязанской мужской гимназии, а также – с 1912 по тот же революционный год – Мариинской женской гимназии в Рязани; был членом епархиального совета, благочинным. С 1918 года отец Сергий служил в Успенском соборе, с 1919-го – в рязанском Казанском женском монастыре: часть сведений об отце Сергии я нашла на монастырском сайте. Когда «власть рабочих и крестьян» забрала монастырь под концлагерь для «чуждых элементов», отец Сергий перешел в храм Воскресения Христова («Воскресенье Сгонное» – потому что возле нее собиралось городское стадо – или «Звонное», так называли эту церковь в Рязани; в 1950-х она была снесена).



Все источники говорят о высоком духовном и нравственном авторитете протоиерея Сергия Соколова, о его известности в Рязани, и не только в Рязани. («Всюду такой же – что ни делал, все благоразумно и умно», – пишет упомянутый выше Степан Яхонтов). Он мужественно противостоял обновленцам, вел с ними диспуты.

В сентябре 1925 года был арестован вместе с двумя архиереями – архиепископом Рязанским и Зарайским Борисом (Соколовым, своим однофамильцем) и викарным епископом Глебом (Покровским) – и еще восемью известными в Рязани протоиереями, в числе которых – служивший вместе с отцом Сергием в Казанском монастыре Александр Климентовский. Всем вменялась «организация нелегального контрреволюционного сообщества», а отцу Сергию, в частности, то, что он «способствовал распространению журнала ‟Циркуляры” контрреволюционного содержания» и «созданию церковной библиотеки с подбором контрреволюционной литературы».


Какое-то время обвиняемые провели в Рязанской тюрьме, потом их перевели в Москву, в Бутырки. Приговор датирован мартом 1926 года: Соколов Сергей Алексеевич отправлен этапом в ссылку, в Нарымский край. Ссылку он отбывал в селе Подгорное.

Вернувшись из ссылки в 1928-м году, отец Сергий снова стал служить в Воскресенской церкви – вплоть до ее передачи обновленцам, предположительно в 1935-м году. Дата смерти протоиерея Сергия Соколова – 6 октября 1940 года.

У отца Сергия и его супруги Евгении Васильевны было шестеро детей: дочери Мария, Анна, Вера, Елизавета, Надежда и сын Николай. В начале 1990-х Надежда Сергеевна – скорее всего, младшая из дочерей – обратилась в прокуратуру Рязанской области с просьбой о реабилитации отца, осужденного, напомню, в 1926-м году, и в 1992-м году такое решение было прокуратурой принято.

Эти сведения – из базы данных ПСТГУ; и, поскольку речь там идет лишь об одной судимости Сергея Алексеевича Соколова, мы можем предположить, что умер он все же своей смертью. Этот же вывод можно сделать из публикации сайта Казанского женского монастыря – там не сообщается о каких-либо еще репрессиях в отношении протоиерея Сергия Соколова после возвращения из нарымской ссылки. Однако в статье Татьяны Синельниковой об истории рязанской Воскресенской церкви (2009 год) сообщается, что после передачи храма обновленцам священник Сергий Соколов был «арестован и сослан». Если кто-то может внести ясность в этот вопрос – прошу откликнуться.

***

Благодаря уже упомянутому здесь Михаилу Лыскову (сама, без него, я вряд ли бы что-то нашла) в моих руках оказалось несколько публицистических и богословских работ отца Сергия, в том числе поразительный некролог, написанный им, внуком, – по деду, тому самому дедушке из «Прощеного дня», священнику Воскресенской церкви рязанского села Кузьминское Иоанну Добротворцеву: он отошел ко Господу после долгой и многотрудной жизни в апреле 1895 года, 85 лет от роду:

«Отец Иоанн, при ясном и светлом уме, был самого скромного мнения о своих умственных достоинствах и каждого считал умнее себя; будучи истинным христианином в жизни, он, казалось, не замечал своих добродетелей и любил повторять слова апостола Павла: ‟о себе не похвалюся, токмо о немощах моих” (2 Кор. 12, 5). И все это в нем не было ложным самоумалением, за которым обыкновенно скрывается большое самолюбие, жаждущее возвеличения, а выходило как-то просто и искренне. Он крепко держался за свою любимую поговорку: «Кто уступил, тот приобрел». (…)

Отец Иоанн имел незлобивое и кроткое сердце. Зная его характер и всматриваясь в его жизнь, невозможно было представить, чтобы этот человек мог иметь на кого-то зло или питать к кому-нибудь враждебное чувство: так это не шло к его всегдашнему мирному настроению.

А если когда и выходило у него с кем-нибудь недоразумение или неудовольствие, то он первый спешил просить прощения, никогда не давая себе труда разбирать, был ли этот другой старший или младший его (старше или младше по отношению к нему – Ред/), был ли он равный ему или подчиненный его. Он и другим любил напоминать слова Священного Писания: ‟солнце да не зайдет в гневе вашем” (Еф. 4, 26), сам, таким образом, будучи первым и неуклонным исполнителем этого нравственного правила. В смиренной и незлобивой душе отца Иоанна жила вера в Бога пламенная и крепкая.

Привязанность его к небесному была какая-то особенно живая, незатемненная никакими человеческими умствованиями. Когда ему приходилось говорить о Боге, о спасении, о будущей жизни, то он говорил именно то, в чем, чувствовалось, и есть вся сила. Он не говорил ничего такого, что только кажется душеспасительным и имеет ‟образ благочиния”, а не имеет той внутренней силы, которая трогает человеческое сердце…».

***

Оба они, и дед, и внук, были великие труженики. Вот передо мною – книга отца Сергия «Почему мы должны верить во Иисуса Христа как Бога?» (Рязань, типография Братства

Святого Василия, 1911 год). Начинаю читать – и сразу захвачена этим текстом, нимало не потерявшим актуальности:

«Как бы ни был человек далек от христианской веры и от религии вообще, все же он не может совсем закрыть глаза на эту веру. Ведь нельзя же закрыть глаза на то, что в течение почти двух тысяч лет миллионы людей верили во Христа как Бога, молились Ему, ради Него шли на кресты, костры, на мучения, покорно преклоняли головы свои под удары мечей. Нельзя закрыть глаза на то, что и теперь миллионы людей молятся Христу, плачут перед Его Крестом, с молитвою к Нему умирают. Впрочем, если некоторые как будто и закрывают глаза на все это, то (…) просто потому, что очень уж все это привычно, очень примелькалось. Звонят колокола и утром, и вечером, люди идут в церковь, идут из церкви, говеют, постятся, зажигают лампадки…».

Отец Сергий говорит с теми, кто охладел к вере, кто потерял ее или никогда не имел; с теми, для кого Православие – только привычный, примелькавшийся пейзаж с колокольнями да «народный обычай»; кому «недосуг» всерьез задуматься о Христе, потому что слишком много земных дел. Он показывает духовную бесплодность толстовства и иных захлестнувших Россию теорий, в которых Христос – «просто человек».

«Христианство, победившее мир, – пишет отец Сергий, – существует и до настоящего времени – не как просто нравственное учение, не как направление или школа, но как Вселенская Церковь».

Аргументы отца Сергия идут не только от образованности, исторической и богословской эрудиции, но и от сердца непосредственно; и обращается он – не только к интеллекту читателя, не только к его способности рассуждать, но и к его сердцу:

«Пусть не думает никто, что вера эта держится только на каких-либо отвлеченных рассуждениях. Сердце просит этой веры, и в сердце коренится она (Рим. 10, 10 – ‟сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению”). Сердце вам говорит, что без Христа как Бога жить нельзя, нельзя и умирать. И если бы весь мир говорил вам, все ученые мира говорили бы, что Христа не было, или, если Он и был, то чудес не творил, из мертвых не воскресал, всё-таки сердце ваше, знающее, что значит жить, что значит страдать, что значит терять близких и самому умирать, наперекор всем и всему скажет: ‟Нет; Христос был; Он творил чудеса и воскрес из мертвых. Он мой Бог и Спаситель – и в этой жизни, и в будущей”».

Без Христа как Бога жить нельзя, нельзя и умирать

Еще один документ, раскрывающий личность рязанского отца-законоучителя, – его речь на гимназическом выпускном акте, 1910 год:

«Дорогие юноши! Что смысл жизни в любви – такую истину, такую правду жизни люди не сами нашли. Ее принес на землю Спаситель мира, Иисус Христос, который сказал про Себя: ‟Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6). В Нем и ищите истины и правды жизни. Если же в своих юношеских порывах будете искать правды жизни без Христа и вне Христа, то заплутаетесь во тьме человеческих заблуждений. Порой заблестят пред вами болотные огни этих заблуждений, и вы пойдете за ними. Но они обманут вас, заведут в болото и тину, и вы там погибнете. Так погибает множество молодых людей в наше время, кончающих жизнь самоубийством.

Но не думайте, что Христову правду можно отыскать только через книги, путем рассуждений и умственных изысканий, – хотя Господь приводил к истине людей и этим путем. Есть другой путь – более легкий и более верный. Не отрывайтесь от верующей народной массы, и вы найдете путь к правде жизни: не думайте, что она темна и суеверна, а вы выше ее. Если оторветесь, то засохнете духовно, как ветвь, оторванная от дерева: ее нужно только бросить в огонь (ср. Ин. 15, 6). Будьте в общении с народным церковным телом, идите туда, где верующая народная масса живет и дышит – в Божий храм; слейтесь душой и сердцем с нею, и вы не умом, а сердцем почувствуете, что такое правда жизни. Дайте волю вашему сердцу, и оно, вместе со всеми, воскликнет: ‟Отче наш, Иже еси на небесех!..”»

Вот такое было у России духовенство. Это я к тому, что сегодня нередко можно услышать или прочитать в соцсетях: дескать, если народ после революции громил церкви и жег иконы, то это потому, что «попы» своим поведением воспитали в народе ненависть к себе…

Народ был разный. Кроме тех, кто громил и жег, были те, кто до последнего отстаивал церковь, не давая ее закрыть или, скажем, передать обновленцам. Степан Дмитриевич Яхонтов рассказывает о том, как отбирали храмы у православных в Рязани, и упоминает Воскресенскую церковь (Воскресенье Сгонное), последним настоятелем которой был

«…академик (т.е., выпускник духовной академии – Ред.) С.Соколов, мой ученик, бывший перед тем кафедральным протоиереем и настоятелем Казанского монастыря (не самого монастыря, а храма, который действовал еще какое-то время после закрытия Казанской обители – М.Б.), был и законоучителем Первой гимназии. Как священник образцовый и писатель, он побывал до этого в ссылке за Уралом. Служба его в храме была очень содержательна; храм по порядку в нем был первый (т.е. выходил на первое место – М.Б.). Однажды явились – пожалуйте ключи, а вы убирайтесь. Даже своих вещей не мог взять… Так, один за другим, передали обновленцам и древние храмы».

В другом месте Степан Дмитриевич сообщает, что отец Сергий «страдает без храма».

Еще одно упоминание об отце Сергии в мемуарах Яхонтова связано со знаменитым уроженцем Рязани – академиком Иваном Петровичем Павловым. Незадолго до своей кончины, скорее всего, в 1935-м году, Иван Петрович посетил родной город. Его встретили как выдающегося земляка, окружили шумными и ненужными почестями, весьма его утомившими: «Разве то ему было нужно. Не понимают они души старика. Ему нужно было воспроизвести свое прошлое – детство, юность в Рязани…» – сокрушается Яхонтов. Кроме того, Иван Петрович хотел помолиться об упокоении своего отца, священника Петра Павлова: и ему нужен был священник для совершения панихиды на отцовской могиле. Конечно местная власть восприняла это нервозно: как же так, советский академик, пример для пионеров, и вдруг – панихида… Однако же спорить не стали, и даже могилу отца Петра на Лазаревском кладбище в Рязани быстренько в порядок привели.

«Привезли на автомобиле бывшего священника Воскресенской церкви Соколова, – рассказывает Степан Дмитриевич, – и сказали ему, чтобы он побыл пока до приезда Павлова в кладбищенской сторожке и не выходил…».

Из дальнейшего текста Яхонтова можно понять, что власти не сумели договориться меж собой, что ГПУ хотело, чтобы панихиду для академика Павлова служил другой священник, более лояльный к советской власти, нежели прошедший уже через тюрьму, этап и ссылку Соколов. Яхонтов сообщает, что за отцом Сергием после этой встречи на кладбище следили, что его

«...провожал один агент всю дорогу, что ему ни с кем нельзя было говорить. А насчет Павлова они же выразились ‟А академик! И панихиду служит!” О, умники! Вот их бы в академики!»

По мнению Степана Дмитриевича, в отместку за эту панихиду, за знакомство академика Павлова с протоиереем Сергием Соколовым власть передала обновленцам Борисоглебский собор, а православным оставила на всю Рязань одну Скорбященскую церковь…

***

От светлого детства в доме дедушки-священника – до этих черных лет…

От тех черных лет до нашего времени…

Мы встретились с отцом Сергием. Его свет дошел до нас.

«Проза здесь настолько родниково-чиста, – писал Владимир Крупин о «Прощеном дне», – что, войдя в чтение, не видишь строк, слова растворяются в жизни. Читаешь и видишь духовными очами и эту сельскую церковь, утро воскресенья, огни фонарей, горящие свечи, и дом батюшки, слышишь оживаемым слухом древние и вечные слова утренней службы и убеждаешься – жива Русь. Ведь ничего не умерло, ничего не погасло».

Марина Бирюкова

23 января 2020 г.
https://pravoslavie.ru/127291.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Неприятный разговор: Священник Димитрий Шишкин
Татьяна Васильевна сделала ремонт в квартире. Она его уже делала лет пять назад, и тогда всё сложилось удачно: нашли через знакомых хорошую бригаду, оставили им квартиру, а сами съездили с мужем на Кипр на пару недель, а потом ещё погостили в Подмосковье у родственников мужа, собирали грибы, катались на лодке и пили чай из медного самовара… Читать полностью
 

Комментарии

el gata
25 января 2020 года
+4
Вот так и живём : и веник сувенирный с иконой и домовенком, и священники как обслуга.
Какое-то потребительское отношение к вере.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
+3
Потихоньку растем- что-то и она отметила про себя))- ведь не стала жаловаться- прогресс))
el gata
25 января 2020 года
0
Оба священника выполнили свою работу. Как бы я ни относилась к религии, но таких священников как о. Михаил я уважаю. Настоящий служитель церкви. И читать , и слушать о таких приятно.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
0
Спасибо на добром слове))
el gata
25 января 2020 года
0
Извините, можно попросить у Вас совета из-за за проблемы . Не знаю ни одного священника, к которому можно обратиться.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
0
Лучше все-таки у духовного лица попросить совета; можно в любую субботу вечером подойти в храм- будет вечерняя исповедь- и прямо там объяснить ситуацию и попросить совета- именно совета- Вы можете принять или нет- когда просят благословения, тут надо выполнять обязательно; можно и днем попросить совета у дежурного священника или катехизатора- обычно они оставляют свой телефон за свечным ящиком;- только хорошенько помолитесь перед тем, как просить совета- и лучше поглубже помолиться)- доброго пути.
el gata
25 января 2020 года
0
Спасибо за совет. Но, если честно, страшно подходить. Хотя, я ж только спросить, да и не ругаются они.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
+1
В этот раз- может быть- и не будут))- они же люди- устают- и нам обычно сразу вспоминается, что когда-то и мы не сдержались и прощения за это не попросили- мы же по делу пришли и решаем вопрос с Божией помощью- вот это в голове держите и про себя потихоньку молитесь "Господи помилуй"- и все будет хорошо)
el gata
25 января 2020 года
+1
Спасибо!
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
0
Доброго пути))
gnayva
25 января 2020 года
0
В ответ на комментарий el gata
Извините, можно попросить у Вас совета из-за за проблемы . Не знаю ни одного священника, к которому можно обратиться.

↑   Перейти к этому комментарию
Мне очень помогают в духовных вопросах видео с выступлениями протоиерея Андрея Ткачёва. Я тоже не совсем схожусь с нашим батюшкой. Он прекрасный, но не мой человек Задаю свои вопросы в ВК или на эту же протоиерею Кириллу Иванову, он очень граммотный, душевный человек, всегда выслушает и посоветует. Спаси вас Бог
el gata
25 января 2020 года
+1
Спасибо!
nil 21
25 января 2020 года
+1
В ответ на комментарий el gata
Оба священника выполнили свою работу. Как бы я ни относилась к религии, но таких священников как о. Михаил я уважаю. Настоящий служитель церкви. И читать , и слушать о таких приятно.

↑   Перейти к этому комментарию
el gata пишет:
Настоящий служитель церкви.
Точно сказано: "служитель ЦЕРКВИ", не Бога, не религии, а церкви. А церковь - это уже другая организация, мало чем относящаяся к Богу.
gnayva
25 января 2020 года
+1
Церковь как раз и относится к Богу, так как она невеста Христова. А вот священники такие же люди как и мы. И встречаются разные как и врачи, учителя, сантехники и т.д.
nil 21
25 января 2020 года
-1
gnayva пишет:
А вот священники такие же люди как и мы. И встречаются разные как и врачи, учителя, сантехники и т.д.
Тут я с вами совершенно несогласна! Специалисты даже самых светских профессий, которые вы перечисляете, должны обладать определенными личностными качествами (например, врач не должен бояться крови, учитель должен любить детей и т.д.), иначе их увольняют за несоответствие должности! Почему же не отстраняют священников от церкви за стяжательство, корыстолюбие, воровство, мужеложство и т.п.??? К духовному наставнику и требования должны быть строже, чем к сантехнику, в части порядочности (не говорю - святости) и других личностных качеств (посмотрите заповеди)...
gnayva
25 января 2020 года
0
Например врач должен иметь сострадание в первую очередь. Да и не одного учителя не уволили за нелюбовь к детям. Но мы просто ищем тех, кто отвечает нашим желаниям. А на ваше согласие я не рассчитывала, ясно же, что вы Библию не читали, и ваши требования просты священик=святой. А вы например в курсе, что есть белое и чёрное духовенство и чем они отличаются? Знаете ли вы, что мы ответим за свои, только за свои грехи. Поэтому нет смысла рассматривать чужие. Вход в церковь бесплатно, причещение, исповедь бесплатно. Что еще надо то?
nil 21
25 января 2020 года
-1
Да, осталось за вход туда деньги брать!
el gata
25 января 2020 года
0
В ответ на комментарий nil 21
el gata пишет:
Настоящий служитель церкви.
Точно сказано: "служитель ЦЕРКВИ", не Бога, не религии, а церкви. А церковь - это уже другая организация, мало чем относящаяся к Богу.

↑   Перейти к этому комментарию
Сложная для меня тема, на самом деле. Но мне понравилось то, что Михаил отказал в освящении из-за своих религиозных убеждений. Не разменял их на деньги. Не побоялся стать плохим в глазах других. Для него внутреннее значит больше, чем внешнее.
Не осуждаю и второго священника, он просто выполнил свою работу так, как посчитал нужным.
nil 21
25 января 2020 года
-1
Вы знаете, большая часть этой истории (и навязывание других условий первым священником, и взимание денег за услугу вторым священником) не от Бога, а от человека.
У нас в церкви некоторое время назад висела бумажка со следующим текстом: За разговоры в церкви насылаются многие скорби. Как вам фразочка? Это Бог так решил? Это человек придумал, причем не очень умный!
el gata
25 января 2020 года
0
Может быть. Ничего ответить не могу. Уж очень я далека от этого. В церкви я была в последний раз давненько, и то на экскурсии.
gnayva
25 января 2020 года
+1
В ответ на комментарий nil 21
Вы знаете, большая часть этой истории (и навязывание других условий первым священником, и взимание денег за услугу вторым священником) не от Бога, а от человека.
У нас в церкви некоторое время назад висела бумажка со следующим текстом: За разговоры в церкви насылаются многие скорби. Как вам фразочка? Это Бог так решил? Это человек придумал, причем не очень умный!

↑   Перейти к этому комментарию
Мне жаль вас огорчать. Но это решил Господь Бог. В Ветхом Завете это не раз обговаривается. Наш Господь Бог не только милости, но и строг. Празнословие и то грех. Нам мирским очень сложно понимать, что наше слово имеет вес. Мы привыкли ляпать своими языками, не думая. Тем не менее в Библии это тоже все подробно описывается. Я сама ничего не могла понять, пока мне не попались хорошие батюшки и не объяснили просто и на пальцах с примерами на современную жизнь. Для нас нормально, когда мы садимся например в самолёт и нас просят отключить электронные приборы, пристегнуться, открыть шторку на окне. Мы молча выполняем, хотя я не понимаю чем мешает шторка взлету Есть правила поведения, мы их выполняем. В церковь мы приходим говорить с Богом. Надо настроиться на разговор, позволить Богу войти в наше сердце, для этого надо отложить все житейские попечения. Как поётся в Херувимской. А ходить в церковь как в жек, только с просьбами . Боже дай мне... Этого и этого и еще вот этого, на тебе за это свечку, а я посижу тут поболтаю с подружкой. Это как то по потребительски. И наверное есть очень большой риск быть наказаными за такое поведение.
nil 21
25 января 2020 года
-1
Полное непонимание друг друга у нас с вами. Удачи вам!
Черная Метка
25 января 2020 года
+1
У вас в ленте всегда нахожу что-то полезное для души. Спасибо.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
0
Рада- пожалуйста))
gnayva
25 января 2020 года
+1
Спаси вас Бог за ваши труды, с удовольствием почитала.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
+1
Приходите- читателям всегда сердечно рада))
gnayva
25 января 2020 года
0
Я раньше вас часто читала, просто последнее время на СМ не заходила совсем
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
+1
Все по мере сил- спасибо))
el gata
25 января 2020 года
0
Спасибо за тему. Реально помогла решить проблему. Для меня речь идёт о внутренних убеждениях человека и о выборе, как вести себя достойно в критической ситуации. Речь ведь идёт о том, что внутри нас, том стержне, на котором крепятся убеждения.
Себя , конечно, можно попытаться обмануть, но ненадолго.
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
0
Умудри Господи!
gnayva
25 января 2020 года
0
В ответ на комментарий el gata
Спасибо за тему. Реально помогла решить проблему. Для меня речь идёт о внутренних убеждениях человека и о выборе, как вести себя достойно в критической ситуации. Речь ведь идёт о том, что внутри нас, том стержне, на котором крепятся убеждения.
Себя , конечно, можно попытаться обмануть, но ненадолго.

↑   Перейти к этому комментарию
Господь с нас спросит за своё. Спросит не только с батюшек в этой ситуации, а и с этой женщины, почему она не присутствовала на Божественной литургии и не принимала Святое причастие. Что мы скажем в своё оправдание? Священник у нас на приходе был плохой? А если у нас на участке плохой терапевт? Мы что больше никогда не ходим в больницу? Говорим да все врачи плохие, больше к ним не пойду.
el gata
25 января 2020 года
+1
Вспомнилось, что у Гоголя есть чудесное произведение Размышление о Божественной литургии. В свое время мне очень понравилось.
gnayva
25 января 2020 года
+1
Гоголь Православно-христианский писатель, у него в произведениях скрыто много Библейских смыслов. Он был очень глубоко верующим и даже предвидел многое. У отца Андрея Ткачёва очень много параллелей и интересно он рассказывает о литературе, о Гоголе, Достоевском и т.д. У меня интеллекта не хватает так все рассказать. Мысль есть, а развернуть не могу.
Сытарь Алина
25 января 2020 года
0
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
+1
Спасибо- рада Вас видеть))
Сытарь Алина
25 января 2020 года
0
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
0
!!))
TessaKorn
25 января 2020 года
+1
Мне вот почему-то вспомнилось, как я пыталась окрестить своего сына. Ему было на тот момент 4 год - ну что поделать, если вся мужская половина семьи была строго против этого действия. В конце концов я и свекровь их переговорили-уговорили, и вот пошла я в нашу церковь такую всю свежепостроенную, красивую с наивным вопросом - Что необходимо предпринять, чтобы окрестить уже не младенца, а мальчишку-дошкольника. Пришла культурно, в платочке, скромно одетой,ни-ни брюки или декольте :-))) , поздоровалась, объяснила ситуацию, ожидая нормального разъяснения. Мне стали задавать вопросы -А крещеная ли я сама? -Да. А муж? -Увы, нет. И тут разверзлись хляби небесные, точнее раззявился ротик у местного попика (батюшкой я ЭТО назвать уже не смогла бы никогда)-Ах я такая-растакая!! Во грехе живу!! (Интересно, а официальный брак в ЗАГСе это чмо не считало браком?) И ребенок у меня растакой и вся семья ...Словом посмотрела я на это убожество. Послать его в ответ - да вроде как в церкви стоим, негоже так. Развернулась и ушла, так мне вдогонку его крики еще долго летели. Вот не поняла я, какая муха це-це ЭТО укусила? Сына я окрестила в родном городке, у мамы. И прошло все тихо и спокойно, и никого не интересовало, что мой муж там не появлялся - IT технологии как-то не увязываются в его понимании с православием. И с чего бы интересно я с тех пор ни ногой в местный храм не захожу? Брезгливо как-то...
valesir57 (автор поста)
25 января 2020 года
+2
Спасибо за отклик)
Вспомнился мне рассказ митрополита Антония Сурожского об одном случае на его приходе: пара пришла покрестить ребенка- покрестили- и больше их в храме владыко не видел; прошло какое-то время и они пришли покрестить второго ребенка- про первого ребенка родители сказали, что в храм его не водят и в вере не растят- владыко предложил им обдумать положение- потому что просто крестить, он не будет- крещеный ребенок должен расти христианином- родители ушли- нашли другой храм - там у них ничего не спросили про воспитание в вере ребенка, которого они хотят крестить- окрестили- к чему я Вам рассказываю: плохо, что на Вас накричали- сожалею о случившемся- но еще больше сожалею, что Вы, как я понимаю, покрестив ребенка, не растили его в вере и сами пока не чувствуете в своем сердце горячей любви к Богу и церкви- иначе рассказ был бы совсем другим и отношения ребенка к Богу и храму были иными- доброго пути- так может надо было подумать, прежде чем крестить- зачем таинство совершать формально.
arinali
25 января 2020 года
0
Спасибо
valesir57 (автор поста)
26 января 2020 года
0
Пожалуйста))
babichvv1950
26 января 2020 года
+1
Меня крестили во младенчестве. Родители в храм не ходили, да и большинство из нашего поколения тоже. Тем не менее, внучку свою я тоже крестила сама, но воспитать ее в вере не смогла, семья дочери уехала далеко. Я верующий, но не воцерковленный человек, но чувствую свою вину перед внучкой. Очень хочется, чтобы вера была ей поддержкой и защитой, давала духовный рост и утешение.
valesir57 (автор поста)
26 января 2020 года
+1
Вы ведь за нее молитесь- это главное; хорошо бы было, чтобы Вы причащались- причастие одного в роду сказывается на всем роде- и на живущих и на уже ушедших- об этом говорил преп. Серафим Саровский.
babichvv1950
26 января 2020 года
0
Спасибо! Я понимаю.
valesir57 (автор поста)
26 января 2020 года
0
Доброго пути!
nataliabronivets
26 января 2020 года
0
Спасибо Вам огромное
valesir57 (автор поста)
26 января 2020 года
0
Пожалуйста))
Serebryakova Marina
27 января 2020 года
0
valesir57 (автор поста)
27 января 2020 года
0
Спасибо))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам