Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Люди Твои Господи: 1)архимандрит Иоанн (Крестьянкин); 2) академик Борис Раушенбах; 3) схимонах Митрофан- "а был простой тракторист"

«В истинном христианине время плодоношения не прекращается никогда»

Проповедь в Псково-Печерском монастыре 5 февраля 2019 года после литургии в день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)


Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском тексте мы слышали историю о проклятии Господом Иисусом Христом бесплодной смоковницы. Это одно из непростых для понимания мест в Евангелии. Господь проклял бесплодную и пышную смоковницу, не найдя на ней плодов. Казалось бы, все достаточно ясно. Но евангелист Марк неожиданно добавляет: «…еще не время было собирания смокв» (Мк. 11:13), то есть попросту не пришел еще срок для плодоношения, для урожая. Но Господь неумолимо проклинает эту смоковницу, и она засыхает.

Многих ставил в тупик этот неожиданный, жесткий и, казалось бы, несправедливый суд над смоковницей. Но вот нам с вами, находящимся сегодня здесь в храме, в день кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина), ответ на это недоумение дает тот, в память которого мы ныне собрались.

Большинство из нас, стоящих здесь, помнят свои встречи с отцом Иоанном. Для многих он был духовником. Но разве было время, когда мы приходили к нему, и это не было временем его духовного плодоношения? Разве была хоть одна встреча за многие годы, когда он не дарил нам плоды Святого Духа, взлелеянные им на древе своей монашеской и священнической жизни? Такого не случалось никогда! В истинном пастыре Божием, в истинном христианине время плодоношения не прекращается никогда.

Отец Иоанн дал нам великий, прекрасный и радостный пример возможности именно такого непрестанного, столь угодного Богу плодоношения. Во время его молодости, затем зрелости и даже, не побоюсь этих слов, телесной старческой немощи и дряхлости, мы, приходя к нему, всякий раз обретали чистейшие духовные плоды его спасительных советов, его горячих молитв, которые батюшка подносил нам, как он любил говорить: «от всея души и всего сердца».

Болен он был или здоров, уставший после многочасовых, день за днем продолжавшихся приемов сотен людей, или полный сил после небольшого молитвенный отдыха, отец Иоанн преображался, когда слышал голос Божий, возвещающий ему, что надо насытить, укрепить людей плодами его, отца Иоанна, духовной жизни. Укрепить, поддержать, утешить пришедшего к нему страждущего человека.

Расхожее мнение, что утешение – это почти нечто психотерапевтическое: успокаивающая психологическая поддержка. Но нет: подлинное духовное утешение – это совсем другое. Это – дарование человеку в любых, даже самых тяжких испытаниях благодатных сил к жизни и спасению. Сил и мудрости для понимания, как эти испытания преображаются в наш спасительный крест. Сил для духовной победы.


Плод духовный, по слову апостола Павла, это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Отец Иоанн был именно тем, кто имел дар насыщать духовными этими плодами. Он был тем, кем в евангельской истории со смоковницей призывал стать своих учеников Господь. Не деревом, живущим по естественным природным законам: то плодоносящим, то ложно рождающим своим величественным видом лишь надежды на плоды, а на проверку – бесплодным. Господь призвал учеников к вышеестественной жизни – плодоносить всегда!

Значение отца Иоанна и старцев Псково-Печерского монастыря переоценить невозможно. Как в XIX веке изверившемуся, теряющему Бога русскому обществу дала силы Оптина пустынь, так и в еще более суровом веке двадцатом именно Псково-Печерский монастырь привел несколько поколений наших соотечественников к Богу.

Огромное, огромное значение имеет здесь вера, любовь, милосердие и удивительное мужество архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Мы благодарим Господа за то, что большинство из нас, здесь сегодня стоящих, имели возможность видеть отца Иоанна и вкушать от его духовной трапезы. Мы помним, как он всего себя без остатка отдавал нам. Пройдет время, и тот, кто будет говорить проповедь на день его памяти, скажет: «Благодарим Бога, что хотя бы некоторые из нас помнят отца Иоанна, а остальные живут памятью других о нем». Потом настанет время, когда не останется на земле людей, лично знавших отца Иоанна. Но мы воочию видим, как плоды его духовного сада, его духовное наследство, его сила любви и веры плодоносят сегодня и будут служить людям на многие века.

В день, когда мы хоронили отца Иоанна, протоиерей Димитрий Смирнов на вопрос: «Батюшка, что вы скажете об отце Иоанне?», просто, но абсолютно верно сказал: «Мы хороним сегодня святого человека».

Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы и сегодня мы, собравшиеся здесь, так же, как и при жизни отца Иоанна, получили то самое утешение, те самые радостные силы к жизни и борьбе со грехом, которые так изобильно дарил старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь!

Сейчас мы совершим литию, потом братия монастыря первыми пройдут в пещеры, чтобы и там совершить литию у места упокоения отца Иоанна. А для вас тем временем на монастырской площади приготовлено угощение. А потом тоже проходите в пещеры на могилку к батюшке отцу Иоанну. Спаси Господи!



Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)


6 февраля 2019 г.
http://www.pravoslavie.ru/119164.html
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Интервью с академиков Борисом Раушенбахом- одним из основателей советской космонавтики


"И никаким костром никто Галилею не угрожал"

- Борис Викторович, вот вы - математик, всю жизнь отдали космосу и ходите в церковь. Одно не мешает другому?

- С чего бы вдруг? - удивился он. - Это в советских книгах писали, что "наши космонавты туда летали и никакого Бога не видели". Сама постановка вопроса показывает какую-то прямо-таки дубовую неграмотность наших писателей-атеистов. Вот Ньютон был верующим человеком, но обрати внимание, построив модель Солнечной системы, он не поместил в нее Бога.

- ?

- Бог пребывает в неком мистическом пространстве, и это прекрасно понимал Ньютон. Поэтому космонавты Его не встречали, но они и не должны были Его встречать. Когда говорят "иже еси на Небесех", это совсем не означает, что Бог находится в 126 км от поверхности Земли... Кстати, Ньютон - родоначальник нашей науки. А ведь он был крупным богословом своего времени. И богословских трудов у него столько же, сколько научных... Возьмем XX век. Планк. Отец современной физики, ввел квант - и тоже верующий! Как же можно говорить, что наука и вера несовместимы?

- Но разве Церковь не преследовала ученых?

- Нет.

- А Коперник?



- Эта легенда - просто бред. Если хочешь знать, Коперник занимал высокое положение в церковной иерархии: он был каноником, проще говоря - заместителем епископа. Его учение действительно подвергалось жестким атакам, и он был высмеян и объявлен неучем, но не Церковью, а... гуманистами, которых теперь все считают светочами прогресса. В Европе даже шла комедия, автор которой был гуманистом и где главным персонажем был выставлен дурак, утверждавший, что Земля вращается вокруг солнца.

- Значит, гуманисты преследовали Коперника за то, что он - верующий?

- Нет, его преследовали за "антинаучность". Понимаешь, в те времена астрономия имела большое значение, ею пользовались сотни и тысячи астрологов. Составляя гороскопы, надо было вычислять положение планет на различные даты, и эти вычисления показали, что гелиоцентрическая схема Коперника хуже согласуется с наблюдениями, чем геоцентрическая схема Птолемея. И гуманисты, считая, что "практика - критерий истины", объявили учение Коперника вздором.


- Но я читал, что поздний выход книги, совпавший со смертью Коперника, спас его от костра...

- Глупейшее утверждение! Да, Коперник опубликовал свой труд очень поздно. Просто он тяжело переживал свою неудачу и не знал, как поправить дело, надеялся со временем улучшить свою схему и уменьшить свойственные ей ошибки. Но он совсем не испытывал страха быть подвергнутым церковному осуждению.

- А Галилей? Разве Церковь его не судила?

- Сейчас все забыли, что Галилей был близким другом Папы и жил при папском дворе. Они подружились, еще когда Папа был кардиналом. Все работы Коперника оплачивал Папа Римский, соответственно, и все труды Галилея несли печать папского одобрения. В то время протестанты обвиняли Папу во всех мыслимых грехах, в том числе что он - враг науки. И совсем заклевали понтифика. Неопровержимым доказательством их тезиса была книга Галилея, в которой, как бы с одобрения Папы, защищалось "антинаучное" гелиоцентрическое учение Коперника. Ведь оно давно было осуждено, как сейчас бы сказали, прогрессивной общественностью! Папа должен был показать, что он не ретроград и не враг науки. Что он и сделал. Руководству католической церкви пришлось показать, что оно тоже считается с мнением университетских ученых и осуждает "лженаучную" гелиоцентрическую систему. И даже знаменитое отречение Галилея (и его легендарное "А все-таки она вертится!&quot не было инициативой Папы. Тот провел этот акт формально, скрепя сердце, под давлением протестантов. И никаким костром никто Галилею не угрожал. По большому счету Церкви было все равно, кто прав - Коперник или Птолемей.

- Почему?


- Да потому что это вне ее компетенции! Церковь всегда занималась своим делом, а наука - своим. Дело Церкви - спасение душ, а не изучение что вокруг чего вертится. Наши атеисты писали, что "в конце концов Церковь была вынуждена признать правильность схемы Коперника". Ничего подобного! Это ученые были вынуждены признать, а Церковь всегда плевала на это. В чем ошибался Коперник? Он думал, что планеты движутся по кругам. Кеплер показал, что они движутся по эллипсам, дал соответствующие расчеты, и тут же все астрологи перешли на его сторону. Гелиоцентрическая система оказалась все-таки точнее геоцентрической, и ее сразу признали во всех университетах! И не было никакой идеологической борьбы, никаких криков, никакого размахивания руками... Понимаешь, у Церкви всегда хватало своих забот, и в вопросах науки она принимала точку зрения большинства университетских ученых. И это было совершенно правильно.

- Но разве Церковь не осуждала людей за их взгляды? Того же Толстого ведь предали анафеме?

- Да, но это не значит, что его прокляли. Церковь никого не проклинает, просто она публично объявляет, что такой-то больше не член Церкви, не прихожанин. Толстой был гением, но человеком вздорным, придумал свою религию, положил начало "толстовству", учению о непротивлении злу насилием... Он сам себя отлучил, и Церкви ничего не оставалось, как утвердить это отлучение.

- Сейчас много говорят о религиозном фанатизме. Часто вспоминают крестовые походы...

- Понимаешь, в истории религиозный компонент часто играл роль прикрытия. Те же крестовые походы были походами экономическими, хотя формально велись ради освобождения Гроба Господня.

- Борис Викторович, а как возник атеизм?

- Трудно сказать... Мне кажется, оппозиция между наукой и религией возникла в XVIII веке во Франции. Французские энциклопедисты, выступая против королевской власти, естественно, выступали и против Церкви, которая стояла за короля. Именно энциклопедисты породили агрессивный атеизм. Его приняли на вооружение в советской России, и отсюда наше нынешнее невежество. Лично я сталкивался с этим неоднократно и в стенах Академии наук, в разговорах с коллегами-академиками. Зная, что я кое-что понимаю в богословии, они иногда обращаются... Я поражаюсь их дремучему невежеству! Просто ни-че-го не понимают!

- Вы не любите атеистов, Борис Викторович?

- А за что их любить? У меня как-то возникла идея предложить им испытание. Берутся профессиональные атеисты, выстраиваются в спортзале. Кто плюнет на два метра - кандидат философских наук по атеизму, кто на пять - доктор. Вы же ничего не делаете - только плюетесь... Атеизм ввели в Советской России, не понимая всю глупость этой затеи. Был даже закон, запрещавший Церкви помогать бедным. Такое деяние толковалось как незаконное привлечение людей в страшный церковный вертеп... Я где-то писал, что Советский Союз был единственной страной в мире, где законом запрещалось творить добро.

- Почему - "глупость этой затеи"?

- Они хотели заменить христианское мировоззрение - научным. Но ведь научного мировоззрения не бывает, это собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив - дополняют. Наука - царство логики, религия - вне логического понимания. И человек получает информацию по двум каналам, один - логический, другой - внелогический, и по их совокупности принимает решение. Поэтому научное мировоззрение - это обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение... Английский писатель Честертон однажды сказал, что религиозное чувство сродни влюбленности. А любовь, как известно, не побить никакой логикой. А что делала наша атеистическая пропаганда? Пыталась логически доказать несостоятельность религии. Глупо это было. Разве влюбленного человека можно переубедить логически? Есть еще один аспект. Давай возьмем приличного, образованного атеиста. Сам того не понимая, он следует тем установлениям, которые возникли в Европе за последние две тысячи лет, то есть христианским правилам.

- Мне кажется, раз я живу в России, я не могу быть отрезан от Православной Церкви. Понимаешь, в младенчестве я не выбирал религию, какая ни есть - она моя. Сейчас я принял религию сознательно. Я перешел в Православие не только потому, что в России нет гугенотских храмов, но и потому, что считаю Православие ближе к Истине, возвещенной апостолами...

(с) Бори́с Ви́кторович Раушенба́х — советский и российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики.
Академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
https://tanya-mass.livejournal.com/5111821.html
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Избранник

Памяти схимонаха Митрофана (Чернова)


Диакон Петр Пахомов


Схимонах Митрофан (Чернов) Схимонах Митрофан (Чернов)​15 октября 2018 года до меня дошла горькая весть о кончине схимонаха Митрофана (Чернова). В конце мая 2012 года мне предложили сопровождать его в паломничестве на Афон. О нем я уже многое знал, видел его, общался с ним. Этот схимонах мог передвигаться только на инвалидной коляске, так как из-за полученной травмы был не только недвижим, но и руки мог использовать весьма ограниченно. Я был занят работой и как-то не подумал о сложностях этой поездки. Накануне дня вылета меня предупредили, что о. Митрофан, кроме всего прочего, не может переносить жару и лежать может только на специальном матраце, который требует подключения к электрической сети. При лежании на простой постели у него тут же образуются пролежни. Эти известия едва не повергли меня в отчаяние. Как же возможно поехать в такой ситуации на Афон? Хотя с ним ехал человек, давно уже ухаживающий за ним, само такое паломничество казалось трудноосуществимым. Во-первых, там в эту пору довольно жарко, а во-вторых, даже не во всех монастырях есть электричество. Есфигмен, например, обходится без электричества, да и в Пантелеймоновом монастыре его включают только на короткое время. Я представил, какие на меня свалились трудности, и невольно приуныл. Только данное прежде обещание не позволило мне убежать с трапа.


Благодаря хорошей организации поездки турфирмой «Афос» мы легко добрались до Святой Горы. Отметить стоит и слаженную работу работников аэропортов «Домодедово» и «Македония»: люди с нарушениями опорно-двигательной системы сегодня могут путешествовать по миру без проблем.

Приехали мы на Афон, и, о чудо, нет обычной жары. Хотя не все складывалось удачно. Келлиот, обещавший возить о. Митрофана, не только неожиданно отказался, но прочитал ему нотацию о том, что таким инвалидам надо сидеть дома. Я считаю, что только благодаря молитвам о. Митрофана все сложилось так удачно, что я и спустя почти 7 лет с радостью вспоминаю это паломничество.

С трудом удалось нам добраться до Андреевского скита. Там нам приходилось подниматься в 4 часа по греческому времени. О. Митрофан во время утрени молился по четкам, а позже мы поднимали его на литургию.



Схимонах Митрофан (Чернов) Схимонах Митрофан (Чернов)Во время прогулки по Карее мы встретили Ватопедского игумена Ефрема в окружении множества монахов. Его только что освободили из следственной тюрьмы. О. Ефрем пригласил нас посетить Ватопед. И мы не преминули воспользоваться его приглашением. С о. Митрофаном игумен приветливо поздоровался, как со старым знакомым, и громко сказал ему: «Welcome!» До этого мы объехали монастыри Ставроникита и Пантократор, также Ильинский скит. После Ватопеда останавливались в Ивероне и Дохиаре.

В одном из монастырей о. Митрофан мне рассказал о своей удивительной жизни. Родился он в районном центре Колывань Новосибирской области. Службу в армии Сергей (таково было его мирское имя) проходил в составе ограниченного контингента Вооруженных Сил в Нагорном Карабахе. После службы в армии вернулся к себе в Колывань. Он был обычным молодым парнем, ничем не отличавшимся от других. Начал работать на бензовозе, женился, родился сын Саша. Жизнь не предвещала ничего неожиданного. О Церкви Сергей почти ничего не знал, как все, пил и курил. В праздник 9 мая он работал сверхурочно на посевной, подвозил в поле горючее. Ну, а в обед он с друзьями-водителями устроился в укромном месте, где они, конечно же, отметили праздник. И по молодости начали баловаться. Один из друзей вскочил в кабину бензовоза Сергея, завел машину. Сергей вскочил на подножку своей машины, но расшалившийся товарищ отпихнул его дверцей, и он упал прямо под колеса бензовоза. Друг его сдвинул бензовоз буквально на десять сантиметров и, конечно, тут же остановился. По воспоминаниям о. Митрофана, удар был не столь сильный, но голова его повернулась от удара. А после выяснилось, что он уже не может подняться. Когда его подняли и понесли, он потерял сознание. Позже выяснилось, что у него сломан шейный позвонок... С тех пор он умудрялся жить с разрывом спинного мозга около 32 мм. Поэтому он не владел всей нижней частью тела.


В то время духовником женского Колыванского монастыря был игумен Алексий (Просвирин). Он услышал об этой трагедии, пришел к Сергею Чернову, с которым тогда практически не был знаком, надеясь наставить его на путь истинный. Тот лежал недвижимый, а родной брат его «утешал»: вливал водку через воронку, иногда вставлял в рот сигарету. Хотелось «счастливо» прожить то короткое время, которое ему отвели врачи. О. Алексий, молодой и ревностный в ту пору священник, стал рассказывать изувеченному водителю бензовоза о вере, о Боге, о Церкви, а тот смотрел с удивлением на странно одетого бородатого человека и не понимал, чего он хочет. Но семя пало на добрую почву, началось движение к Богу. Монашество о. Митрофан принял по молитвам и с благословения игумена Алексия. Позже был пострижен в монахи нынешним епископом Россошанским и Острогожским Андреем (Тарасовым). Несмотря на свою немощь, о. Митрофан пытался жить полноценной монашеской жизнью. Сначала был в монастыре на Кубани, затем – в монастыре Преподобного Серафима Саровского близ города Борисоглебска, Воронежской области. Не имея возможности ничего делать на послушаниях, ведь он даже руками владел очень ограниченно, он посвящал себя беседам с людьми и, конечно, молитвам. Ведь Бог оставил ему возможность только говорить и перебирать четки.



Похороны о. Митрофана Похороны о. Митрофана


Не имея возможности ничего делать на послушаниях, он посвящал себя беседам с людьми и молитвам

И вот мы уже прощаемся со Святой Горой и ступаем на борт корабля вместе с несколькими благочестивыми греческими батюшками, приехавшими посетить известного старца – архимандрита Григория (Зумиса). О. Митрофан специально приехал в Дохиар, чтобы побеседовать с ним и получить духовный совет. Незаметно пролетело наше паломничество – нелегкое по форме, но благодатное по содержанию.

Во время всего нашего путешествия я, приглядываясь к отцу Митрофану, думал о том, насколько непостижимы пути Господни. Простой парень, шофер, только вернувшийся из армии, в один миг устремляется по самому неожиданному для него пути. Все мирское утрачивает для него силу, и перед ним ставится одна задача – молиться. С того самого трагического момента ничто более не может его отвлекать от молитвы. Но как труден этот путь и сколько он требует мужества! И даже нельзя сказать, что он по нему идет, – скорее, едет на инвалидной коляске. Но инвалидная коляска иной раз увозит так далеко, куда не всякий и здоровый человек доберется.



На могиле схимонаха Митрофана (Чернова) На могиле схимонаха Митрофана (Чернова)

Один вид этого монаха, жизнь которого была сама по себе чудом, – это укор нам, унывающим от житейских мелочей. Не просто существовать в таком состоянии, но молиться и возрастать в духовной жизни. Известно много свидетельств о молитвенной помощи о. Митрофана обращающимся к нему за советом и помощью.

Стоило только взглянуть на него, чтобы задуматься о своей жизни и удивиться Промыслу Божию. Почему, по какой причине, по чьим молитвам Бог призрел на обыкновенного молодого парня и в один миг изъял его из обычной жизни, вложил в его ослабевшие руки четки и повел тяжелым путем ко спасению? И этим путем избранник Божий прошел достойно. Лишенный на земле всего и нуждающийся в постоянной помощи, он помогал многим физически здоровым, но нуждающимся в духовной помощи.

http://www.pravoslavie.ru/119194.html

Диакон Петр Пахомов


8 февраля 2019 г.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Люди Твои Господи: 1)архимандрит Иоанн (Крестьянкин); 2) академик Борис Раушенбах; 3) схимонах Митрофан- "а был простой тракторист"
«В истинном христианине время плодоношения не прекращается никогда»
Проповедь в Псково-Печерском монастыре 5 февраля 2019 года после литургии в день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам