Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Духовные упражнения. Выпуск 4. О чем молчат кошки? АРХИМАНДРИТ САВВА (МАЖУКО) | 22 ФЕВРАЛЯ 2018 Г.

Может ли религиозный человек быть духовно недоразвитым и почему это выталкивает его из мира человеческого – рассказывает архимандрит Савва (Мажуко) в новом великопостном цикле «Духовные упражнения».
Если мы говорим, что к сфере универсальной духовности относится мир идей, искусство, мораль, наука, политика, право, а также спорт и бизнес, может, речь идет о культуре, а не о духовности? В таком случае не лучше ли говорить о культуре и культурности, а слово «духовность» вернуть людям религиозным? Или это не более чем спор о словах?

На этот вопрос я бы ответил: и да, и нет.

Да, – потому что, действительно, это спор о словах.

Нет, – потому что этот разговор имеет самые практические последствия.

Как бы я ни любил кошек, но мы живем с ними в параллельных мирах. Наш духовный мир, о котором кошки только смутно догадываются, я бы назвал областью подлинно человеческого. Когда мы хотим его описать, не для кошек, а для себя, мы даем ему названия, в зависимости от того «центра тяжести», который актуален в данный момент.

Если речь идет о ценности человеческого творчества, о творческой активности человека, этот параллельный кошкам мир подлинно человеческого мы назовем культурой.

Если «центр тяжести» переходит в область этики, если мы описываем область подлинно человеческого в логике добра и зла, мы называем наш скрытый от кошек мир духовностью.

Кошки не догадываются о нашей духовности и культурности. Хоть что-то мы можем от них скрыть. Хоть где-то мы можем от них скрыться. Если вам и встречались религиозные коты, то, скорее всего, это были пожилые, дореволюционные личности, которые застали те времена, когда в школах еще преподавали Закон Божий. Или я что-то путаю? Да что кошки! Некоторые люди порой не догадываются о своей духовности!

Правда, какие-то зачатки духовности в кошках порой высвечивают, но в большинстве своем кошки аморальны, точнее, вне-моральны, и те товарищи, которые зовут выйти за пределы добра и зла, на самом деле просто завидуют кошкам.



Религиозные люди – не кошки. Доказательству этого тезиса я посвятил свою докторскую диссертацию, а потому не стану приводить все аргументы, отослав читателя к тексту исследования.

Итак, религиозные люди – не кошки. Они люди. Значит, как и положено людям, они обитают в параллельном кошкам мире, в мире подлинно человеческого, дышат воздухом духовности и культуры.
Не только дышат, но и выдыхают, влияют на атмосферу духовности и культуры вместе с другими людьми. Религия не выводит нас из области подлинно человеческого. Мы разделяем поле универсальной духовности со всем человеческим родом.

Моя приятельница работает в больнице. Однажды в четыре часа утра она услышала в больничном коридоре колокольный звон. Оказалось, что на лечение прибыла чрезвычайно набожная дама, привыкшая вставать очень рано. Каждое утро она включает на своем планшете колокольный звон, затем утренние молитвы и проповедь батюшки. Ей пытались напомнить, что в палате лежат еще пять человек, и они бы хотели поспать, и, кстати, говорят, изобрели наушники. Богомольная дама удивленно вскидывала брови:

– Вы мне должны спасибо сказать, что я доношу до вас Слово Божие и к Церкви приобщаю. А колокольный звон очищает воздух. Вы тоже почувствовали?

И она права. Оставаясь в границах религиозной духовности, она абсолютно права. Но если вы напомните ей об учтивости, вежливости, уважении, она вам резонно возразит, что таких слов нет в нашем церковном лексиконе, и не погрешит против истины.

Церковь не учит учтивости и такту. Не потому, что Церковь – общество идейных грубиянов (хоть порой и создается такое впечатление). Просто учить вежливости не дело Церкви, у нее совсем иные задачи.
Что не так с этой дамой?

Она ведет себя неприлично. Она нарушает законы общежития. Дело не в ее религиозном энтузиазме, дело в том, что она дурно воспитана. Религия не дает санкции на грубость и наглость. Хотя мне довольно часто встречались церковные люди, исповедующие религиозно обоснованное хамство как важнейшую миссию Церкви.

Другими словами, можно достичь определенных высот в религиозной духовности, но остаться духовно неразвитым в духовности универсальной. Религиозный человек может быть некультурным и недуховным, духовно недоразвитым, и это выталкивает его из мира подлинно человеческого и сближает с миром параллельным, где хозяйничают звери.

Ведешь себя, как свинья? Не удивляйся, если в тебя войдут бесы.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Духовные упражнения. Выпуск 4. О чем молчат кошки? АРХИМАНДРИТ САВВА (МАЖУКО) | 22 ФЕВРАЛЯ 2018 Г.
Может ли религиозный человек быть духовно недоразвитым и почему это выталкивает его из мира человеческого – рассказывает архимандрит Савва (Мажуко) в новом великопостном цикле «Духовные упражнения».
Если мы говорим, что к сфере универсальной духовности относится мир идей, искусство, мораль, наука, политика, право, а также спорт и бизнес, может, речь идет о культуре, а не о духовности? Читать полностью
 

Комментарии

Сытарь Алина
24 февраля 2018 года
0
спасибо
Serebryakova Marina (автор поста)
24 февраля 2018 года
+1
Мария Травкина
28 февраля 2018 года
0
Serebryakova Marina пишет:
Другими словами, можно достичь определенных высот в религиозной духовности, но остаться духовно неразвитым в духовности универсальной.
Принципиально не согласна. Все эти высоты, которых якобы можно в такой ситуации достичь - мнимые. Это не высоты вовсе, а жуткие провалы. Господь всё это уже описал в известной притче, где один персонаж как раз и говорил о себе, что он "несмь яко же прочии человецы".
Serebryakova Marina пишет:
Религиозный человек может быть некультурным и недуховным, духовно недоразвитым, и это выталкивает его из мира подлинно человеческого и сближает с миром параллельным, где хозяйничают звери.
А вот тут согласна. Просто автор подменяет понятие "духовный" понятием "религиозный". А ведь это разные вещи.
Serebryakova Marina (автор поста)
28 февраля 2018 года
0
А по 1 пункту, мне кажется, Владыка обозначил высотами как раз для понимания, что за высоты это. Вот Вы духовно опытный человек, Вы сразу определили что есть что. А у Владыки цель-дать эти упражнения для души, чтоб люди сами нашли себя и сами определили свои "высоты" и "низины".
Мария Травкина
28 февраля 2018 года
0
А, да. Кошки знаете о чём молчат? о том, что они нам даны не только для радости, но и для смирения.
С постом приятным всех!
Serebryakova Marina (автор поста)
28 февраля 2018 года
0
Для смирения? Интересно)) какое у Вас необычное восприятие! А почему для смирения?

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам