1. Любимый автор. М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. +

Роман - ужас. Хотя ужасов никаких не происходит.
Роман о том, как материальное вытесняет все духовное в человеке, разрушает семейные связи, порождает предательство, равнодушие и тд, и тп.
Ни одного положительного персонажа...
Любые попытки героев противостоять головлевским устоям обречены изначально на провал.
Разрушение судеб, людей, мира.
"Но наряду с удачливыми семьями существует великое множество и таких,
представителям которых домашние пенаты, с самой колыбели, ничего,
по-видимому, не дарят, кроме безвыходного злополучия. Вдруг, словно вша,
нападает на семью не то невзгода, не то порок и начинает со всех сторон
есть. Расползается по всему организму, прокрадывается в самую сердцевину и
точит поколение за поколением. Появляются коллекции слабосильных людишек,
пьяниц, мелких развратников, бессмысленных празднолюбцев и вообще
неудачников. И чем дальше, тем мельче вырабатываются людишки, пока наконец
на сцену не выходят худосочные зауморыши, вроде однажды уже изображенных
мною Головлят, зауморыши, которые при первом же натиске жизни не выдерживают
и гибнут.
Именно такого рода злополучный фатум тяготел над головлевской семьей. В
течение нескольких поколении три характеристические черты проходили через
историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было
делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и
пустоутробие, последний - являлся как бы обязательным заключением общей
жизненной неурядицы. На глазах у Порфирия Владимирыча сгорело несколько
жертв этого фатума, а кроме того, предание гласило еще о дедах и прадедах.
Все это были озорливые, пустомысленные и никуда не пригодные пьянчуги, так
что головлевская семья, наверное, захудала бы окончательно, если бы посреди
этой пьяной неурядицы случайным метеором не блеснула Арина Петровна. Эта
женщина, благодаря своей личной энергии, довела уровень благосостояния семьи
до высшей точки, но и за всем тем ее труд пропал даром, потому что она не
только не передала своих качеств никому из детей, а, напротив, сама умерла,
опутанная со всех сторон праздностью, пустословием и пустоутробием.
Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки. Вот папенька Владимир Михайлович, в белом колпаке, дразнящийся языком и цитирующий Баркова; вот братец Степка-балбес и рядом с ним братец Пашка-тихоня; вот Любинька, а вот и последние отпрыски головлевского рода: Володька и Петька… И все это хмельное, блудное, измученное, истекающее кровью… И над всеми этими призраками витает живой призрак, и этот живой призрак — не кто иной, как сам он, Порфирий Владимирыч Головлев, последний представитель выморочного рода…"
+33 |
![]() |
24 комментария |
Комментарии
У Михаила Евграфьевича удивительное чувство времени. Писал давно, а как-будто про сейчас. Какое произведение не возьми.
А Помпадурш его читали?
↑ Перейти к этому комментарию
Пожалуйста, номер пункта поставьте в теги и значок интернета - цитат много. Это неограничено, но значок надо. Плизки
Кстати ,и у Пушкина, и у Лермонтова больше люблю прозу,чем стихи.
Хотя стихи Лермонтова мне больше нравятся, чем у Пушкина.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: