Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Математика на кухне для дошколят

Математика на кухне для дошколят Такие понятия как килограмм, литр, сантиметр, цифра, число для дошколят слишком абстрактны. Дети могут прекрасно знать, что это такое, но знать на словах. А на деле – надо попробовать собственными руками переливать эти литры, взвешивать килограммы и граммы.
Чтобы усвоить знания, ребёнок должен их сначала присвоить – сделать своими, понятными: потрогать, понюхать, ощутить. Богатый сенсорный опыт для нормального развития, для приобретения новых знаний дошколятам необходим.

Как готовить ребёнка к школе, чтобы ему хотелось учиться? Играя и пользуясь подходящими ситуациями.
Кухня – отличный полигон для полезных попутных занятий. «Попутных» - потому что занимаетесь между делом и вам не надо от собственных дел отвлекаться, а сыну/дочке скучать.

Складываем и вычитаем наглядно, и закрепляем умение ориентироваться: «Дай Шарику две витаминки, они находятся справа от тебя». «Возьми 20 шариков (сухого корма) и угости собачку, дай половину». «Сколько ещё осталось? Правильно, десять. Давай теперь так: угощать и считать: десять, девять, восемь…», вот и обратный счёт заодно повторили.
Пёсик кушает, детка считает, мама радуется; всем хорошо.

Потренируйтесь с ребёнком в составе числа. Три луковицы – это одна + одна + одна. Или две + одна. Наглядно, доступно, понятно.
А 9 из чего состоит? Отсчитываем девять предметов и – разбираем состав девятки.
Из чего состоит число «пять» например?
Пусть ребёнок покажет, раскладывая разные фрукты. Орудуя вкусными штучками, он лишний раз убедится, что от местоположения числа (предмета) сумма не изменяется.

Конечно, подобные вещи проходят в детском саду. Но повторение не помешает.
Вот три грецких ореха, прибавляем ещё один – сколько всего получится?». И наоборот: «Вот один грецкий орех, к нему прибавляем ещё три – сколько получится?». Желательно эту задачку ещё и нарисовать: орехи - это кружочки, рисуем в тетрадке. (Заменять предмет символическим изображением полезно для развития логического мышления).

«Угости меня шоколадкой; подели её поровну, пополам». Ребёнок делит и поясняет, почему эти части равные, одинаковые. «А как поровну разделить на четыре части, на шесть, на двенадцать?»
«Виноград раскладываем на четыре тарелки, туда же добавим другие фрукты, но так, чтобы вышло одинаковое количество».
Добавляем и выясняем попутно, а можно положить огурец? Нет? Почему?
«Чем отличаются фрукты от овощей?»
«Как всё, что используем для приготовления борща (кроме воды) назвать одним словом?»

Знакомимся с формой предметов (повторяем и закрепляем).
«Эта сковородка какой формы? назови, что ещё круглое?»
«А теперь давай так: по очереди называем предметы квадратной формы». За кем останется последнее слово, кто победит в этой игре?».
Предметы различной формы полезно не только называть, но и отыскивать взглядом, и указывать место их расположения (на полке вверху, прямо над мойкой, внизу около батареи т. п. и т. д.).

Из макарон, из фасоли можно выкладывать замечательные геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, ромб. Ребёнок работает и ручками, и головой, что особо полезно.
«Есть у нас на кухне предметы овальной формы? Перечисли. Сколько всего? Давай нарисуем овал… треугольник… многоугольник». Рисовать можно карандашом на листе, а можно (для интереса) пальчиком по муке, а можно – крупой на бумаге, по которой размазан тоненький слой пластилина.
Игры с фигурами очень полезны для развития логического мышления (даже у второклассников с этим часто случаются трудности).

из книги "Дошколёнок - первоклассник"

Поиграйте в «Фигурные превращения». Нарисуйте (сложите) квадрат и дайте ребёнку творческое задание: превратить его в целых четыре квадрата. Превращения можно нарисовать, старшие дети пусть попробуют выполнить устно, в уме, а потом уже вам изобразить результат – на бумаге.
Ребёнок с заданием справился? Следуем дальше: «А можно ли превратить квадрат в треугольники?»
Удобно выкладывать и/или преобразовывать фигуры из спичек, из макарон-соломинок. С их помощью легко придумать и провести множество головоломок.
Например, как сложить два квадрата из семи одинаковых палочек?).
Предложите ребёнку сложить домик из прямоугольника и треугольника. «А как ты думаешь: из одних треугольников домик получится?»
«Давай попробуем из геометрических фигур сложить собачку… ёжика… человечка».

Тут же, на кухне, можно потренировать выдержку и терпение – полезное дело для школы. Насыпьте в одну миску горох, фасоль и гречку. Пусть детка займётся таким монотонным делом: разберёт и разложит их на три блюдца. Посмотрите, сумеет ребёнок, не отвлекаясь и не поскуливая, выполнить это задание. Если да – по достоинству оцените. Если пока ещё нет – проводите чаще подобные тренировки.
В школе без умения концентрироваться на задании, работать, несмотря на то, что «уже надоело», необходимо.

Соображаем
Предложите то же задание выполнить по-другому - и выйдет отличная тренировка на сообразительность. (Обязательное условие: малыш должен знать, что такое дуршлаг и уметь им пользоваться).
Скажите ребёнку, что есть возможность не возиться с каждой фасолиной, горошиной и крупинкой. А можно… И пусть подумает, предлагает и пробует разные способы, как это сделать. Не получается? Намекните, что есть возможность не выкапывать гречку из кучки поштучно, а можно взять какой-то предмет из кухонной утвари и…
Сделайте так, чтоб на глаза ребёнку попался дуршлаг (с крупными ячейками). И он догадается, что сначала из миски стоит выбрать всю фасоль, а то, что осталось, пересыпать в дуршлаг и как следует потрясти. Крупа высыплется из дуршлага, горох остаётся. Пересыпаем его на отдельное блюдечко – задание выполнено на «пять».
Неплохо тут же заняться сравнением, сопоставлением: что больше? Что меньше? Мельче? Крупнее? «А можно было сделать как-то ещё, по-другому?» (Можно: фасоль, например, заранее не выбирать).

Новые знания и запоминаются лучше тогда, когда проведены через собственный сенсорный опыт, когда они подаются и закрепляются разными способами, когда задействуют разные виды памяти – зрительная, моторная, кинестетическая, слуховая. И, самое главное: когда ребёнок не просто слышит готовый ответ, а сам до него докапывается.

Измеряем и взвешиваем

Предложите измерить длину банана. Сколько в нём сантиметров?
«А сколько сантиметров в этом листе салата?»… «А в макаронине?»
«Сколько макаронин уложится по длине стола?»… «А как измерить длину стола одной макарониной?… А линейкой?… А пальцами?»

Лить воду и объём её измерять – увлекательнейшее занятие!
Ставьте кружку, стакан и кастрюльку с водой. Спрашиваете ребёнка: «Сколько воды (стаканов воды) уместится в кружке?» И измеряем, и проверяем. «А сколько чайных ложек в ложке столовой?»
Так легко усваиваются и закрепляются понятия «меньше» и «больше», и что такое «равно».
Любопытному дошколёнку будет интересно узнать, как выглядит литр воды и тот же литр, например, молока. Одинаковые они или разные? Наливать можно поочерёдно в одну и ту же банку (а потом измерять высоту), а можно – в две одинаковые, и взвесить их на весах.
Пусть ребёнок во отчую убедится, что литр и килограмм – одно и то же, и весят они одинаково. Ему, конечно, захочется и взвесить литр на весах, и, насыпав в ту же ёмкость крупы, тоже взвесить. Пусть вволю экспериментирует.

Совет: Если ребёнок старается, но что-то не получается – не торопите его. Побуждайте ребёнка ду-мать! Вольно экспериментируя, пробуя, ошибаясь и исправляя ошибки, он учится ставить перед собой задачу и эту задачу решать!
Порой вопрос важнее ответа, ибо он заставляет «серые клеточки» как следует поработать, Развивается познавательную активность и поисковая способность, а это, в свою очередь, побуждает учиться с большим интересом.

Взвешивать можно что угодно, ведь так?
Условие: весы обязательно должны быть не электронные, а настоящие! Это надо затем, чтобы ребёнок видел и убеждался: вот килограмм, он перевешивает, он тяжелее, чем полпачки соли, в которой полкилограмма.
Отлично, если у вас найдётся весы по типу аптекарских, с чашами справа и слева и стрелочкой, отклоняющейся то туда, то сюда.
Для взвешивания подойдёт и безмен. Покажите, как им пользоваться, и ребёнок начнёт взвешивать всё подряд. Что тяжелее – свекла или яблоко? А три луковицы – каков у них общий вес?


Изучаем литры и килограммы

Дайте ребёнку кус ваты и картофелину (небольшую). А потом спросите: «Как ты думаешь, что тяжелее – килограмм ваты или картофеля?». Сказал, что ваты? Ничего не сказал? Не расстраивайтесь, это трудный вопрос для дошкольника. Но мы не подсказываем! Мы предлагаем выяснить и проверить на практике.
Понадобятся весы с двумя чашками и гири (если весы у вас небольшие или нет килограмма ваты, замените условие: килограмм на 100 граммов). И начинайте взвешивать.
Вот килограмм картофеля. А вот эта гирька – один килограмм. Взвешиваем картофель. Убираете гирьку. На другую сторону кладёте вату, так, чтоб весы уравновесились. Убеждаемся: килограмм чего-то весит всегда одинаково, а вот размер (объём) может быть разный.

Спросите ребёнка про литры и килограммы. В одну банку пусть сыплет килограмм крупы, в банку другую – льёт литр воды. Взвешиваем, сравниваем, убеждаемся, что они одинаковы!
Совет: Старайтесь, чтоб всё, что ребёнок в состоянии сделать сам, он делал самостоятельно.

из книги
Дошколёнок - первоклассник, Заряна и Нина Некрасовы

Конечно, вы понимаете: так массировано, как здесь описываем, занятия не проводятся. Это на словах быстро: взял – взвесил – ответил, а на деле такая работа требует сосредоточенности и внимания (и убирания, если что просыпалось-пролилось). Понемногу – 10 – 15 -20 минут занимаемся и меняем занятие. А между каждым делаем активную паузу.

.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Математика на кухне для дошколят
  Такие понятия как килограмм, литр, сантиметр, цифра, число для дошколят слишком абстрактны. Дети могут прекрасно знать, что это такое, но знать на словах. А на деле – надо попробовать собственными руками переливать эти литры, взвешивать килограммы и граммы.
Чтобы усвоить знания, ребёнок должен их сначала присвоить – сделать своими, понятными: потрогать, понюхать, ощутить. Читать полностью
 

Комментарии

Надежда67
10 декабря 2017 года
+1
Было бы желание заниматься с ребенком... А материал для занятия можно найти где угодно..
Некрасова Нина (автор поста)
10 декабря 2017 года
0
Вы абсолютно правы
галина52
10 декабря 2017 года
0
Некрасова Нина (автор поста)
10 декабря 2017 года
0
Спасибо!
Timaluhs
12 декабря 2017 года
0
хорошие идеи
Некрасова Нина (автор поста)
14 декабря 2017 года
0
Настия
13 декабря 2017 года
0
Здорово, спасибо за прекрасные советы!
Некрасова Нина (автор поста)
14 декабря 2017 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам