Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О тёмной стороне здорового питания

О тёмной стороне здорового питания Какая опасность подстерегает людей, пытающихся при помощи правильного "чистого" питания улучшить состояние своего здоровья.

Орторексия: «чистая еда» как ответ на все вопросы (в сокращении)

АВТОР: Клаудиа МакНилл

Орторексией называют психическую фиксацию на здоровой пище. В эру сыроедческих диет и публикации в Инстаграме фотографий каждого съеденного блюда с тегом «чистое питание» это состояние становится всё более распространённым и опасным.

Многие годы я жила, постоянно задавая себе вопросы: «Ты подумала о пище, которую ешь? Это правильная пища? Это здоровая пища? <…> И, раз уж об этом зашла речь, что твоя пища говорит о тебе? Говорит ли она миру, что ты следишь за чистотой рациона, что ты молодец? Или, может, эта гора пышных блинчиков в воскресное утро тонко намекает, что ты и повеселиться умеешь?» Я уделяла огромное внимание этим мыслям, это был просто кошмар. Единственным утешением было знать, что другие тоже задаются этими вопросами. <…>

Феномен расстройства пищевого поведения, для которого не характерны потеря аппетита или желание очистить желудок, стал особенно актуален полтора года назад. Это заболевание получило название «орторексия», которое предложил доктор Стивен Братман (Steven Bratman) в 1997 году. «Понятие «орторексия» означает нездоровую фиксацию на здоровой пище»,- говорит доктор Братман. «Диета сама по себе ещё не орторексия, но именно диета может к ней привести. Чем строже диета, чем больше в ней ограничений, тем выше вероятность возникновения орторексии».

Определившись с терминологией, доктор Братман издал несколько книг об орторексии и здоровом образе жизни. Он уже вывел официальное научное определение заболевания и сейчас работает над тем, чтобы его опубликовали и приняли в медицинском сообществе.

Однако своей популярностью, которая вспыхнула около полутора лет назад, орторексия обязана не доктору Братману, а блогеру Джордан Янгер (Jordan Younger), двадцатипятилетней девушке из Калифорнии, которая пишет о стиле жизни. Джордан была ярой приверженицей веганосыроедения и описывала свой рацион в блоге «Блондинка Веган» («The Blonde Vegan»), собравшем десятки тысяч подписчиков, который она тогда вела. Джордан считала радикальное вегетарианство — веганство (когда из рациона исключены все продукты животного происхождения) панацеей: она больше не страдала от хронических нарушений пищеварения, вздутия живота и ощущения дискомфорта. Она расписывала преимущества растительной диеты, выкладывала фотографии ярких зелёных смузи, стеклянных баночек, до краёв наполненных семенами чиа, и капустных салатиков, и её популярность всё больше росла.

Вскоре её заметили представители компаний, специализирующихся на очищении организма при помощи растительной диеты, и предложили бесплатно пройти их недешёвые процедуры. Джордан прилежно занялась чистками — минимум три дня в неделю — и в итоге обнаружила, что каждый раз, когда она заканчивала чистку и возвращалась к твёрдой пище, проблемы с желудком тоже возвращались, а самочувствие становилось хуже, чем прежде. Но вера девушки в то, что вегетарианские чистки – это решение любой проблемы, оставалась непоколебимой. Так сложился привычный цикл: чистка — нарастающий голод – обжорство — чувство вины — и новая чистка. Вместо того чтобы поискать средства для лечения вне жёсткой вегетарианской диеты, Джордан начала избегать тех продуктов растительного происхождения, которые казались ей недостаточно здоровыми, пища начала вызывать у неё повышенное беспокойство.

В конце концов, девушка пришла к пониманию, что её поведение ненормально. Однако её случай не был тем классическим расстройством пищевого поведения, которое знакомо людям, у неё была психическая фиксация на правильности пищи. Джордан использовала термин «орторексия» в своём блоге и написала, что страдает от этого состояния и собирается обратиться за профессиональной помощью. Реакция интернет-сообщества была ошеломляющей. «Как только я начала рассказывать об орторексии в своём блоге и тему подхватили новостные агентства, выяснилось, что от этого состояние страдает бесчисленное количество людей», — говорит Джордан. — «Я получила десятки тысяч писем. Прошло уже полтора года, а люди всё пишут мне. Уже не так много, пара человек в день, но это наглядно показывает, как много тех, кто чувствует неполноценность и страдает от ощущения, что гармоничная жизнь – это ещё не всё».

С тех пор Джордан стала неофициальным «лицом» орторексии. Как раз перед нашим интервью она общалась с представителями телерадиокомпании Эн-Би-Си о своей книге «Спастись от веганства» («Breaking Vegan»), которая вышла 1 ноября. В книге описана борьба с расстройством пищевого поведения. «Я думаю, я стала «лицом» орторексии», — говорит девушка. «Сначала я не возражала, даже наоборот, потому что я хочу, чтобы люди, которые тоже страдают от этого расстройства, знали, что они не одиноки. Но сейчас, чисто по-человечески, я чувствую, что я уже ответила на все возможные вопросы об орторексии, и мне бы хотелось покончить с этой темой, во всяком случае, в интервью».

Джордан Янгер, молодая белокурая скромница, была идеальной фигурой для привлечения внимания СМИ к проблеме орторексии. Когда она говорила, Америка слушала, и внимание общественности было очень важным, но запоздалым.

Уже имели место случаи смерти от орторексии, поскольку заболевание не было должным образом диагностировано. И на сегодняшний день огромное количество людей имеет те же симптомы, свидетельство тому — бесчисленные письма, адресованные Джордан.

Специалист по расстройствам питания доктор Карин Кратина (Karin Kratina), которая более 30 лет помогает людям исцелиться от расстройств пищевого поведения и является автором научной работы, посвящённой орторексии, опубликованной на сайте NationalEatingDisorders.org, сказала в интервью: «В последнее время случаи орторексии значительно участились. Количество заболевших растёт практически в геометрической прогрессии. Сейчас каждую неделю ко мне приходит новый пациент с симптомами орторексии. Это серьёзная проблема».

По мнению доктора Кратина, одна из причин увеличения количества пациентов с орторексией – наша фиксация на здоровье. «Нет ничего плохого в том, чтобы питаться только местными продуктами, быть вегетарианцем или веганом», — считает она. «Я думаю, все эти способы питания по сути своей полезны. Проблема в том, что мы морализировали питание, вес, пищу и спорт. Всё чаще и чаще пищу преподносят как ответ на все вопросы».

Навязываемую нам психическую фиксацию на правильной пище можно видеть повсеместно. Часто кажется, что Инстаграм находится в самом эпицентре абсурдного шоу правильной, морально оправданной пищи. Нам интересны блогеры, которые пишут о еде, как, например, Элла Вудворд (Ella Woodward, она же Deliciously Ella («Элла со вкусом»)), популярный автор книг, чей веганский блог посещают сотни тысяч пользователей Инстаграм; они так привлекательны потому, что дают чёткий ответ: если ты питаешься здоровой пищей — ты хороший. И этот ответ, который изо дня в день преподносится в удобной форме картинок с тегом «чистое питание», так приятен взгляду!

«Я думаю, все эти фотографии очень красивых блюд… (Мой любимый объект насмешек – капустный смузи!) Все эти бесконечные капустные смузи смотрятся просто прелестно», говорит доктор Братман. «Многие из этих изображений – искусные фотографии. Я считаю, такая форма подачи информации определённо приводит к тому, что жертв орторексии становится всё больше и они всё моложе».

Несмотря на рост количества страдающих орторексией и повальное преклонение перед здоровой пищей, врачи не ставят официальный диагноз «орторексия», поскольку он ещё не включён в «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» — официальный справочник, который используется в США для постановки диагноза психическим больным. По этой причине у пациентов с орторексией могут годами не диагностировать расстройство пищевого поведения. В СМИ ситуация выглядит так, будто орторексия вот-вот станет официальным диагнозом и попадёт в справочник, однако в реальности всё далеко не так.

«Проблема в том, что мы морализировали питание, вес, пищу и спорт.» «Должно пройти еще, по меньшей мере, лет десять, прежде чем можно будет говорить о включении этого диагноза в официальный справочник», — считает доктор Братман. «В настоящий момент орторексии посвящается мало исследований. Статей в СМИ много, но везде повторяется одно и то же. Иногда попадаются хорошие рассказы из личного опыта, иногда бывают довольно глупые пересказы каких-то чужих историй. В большинстве своём статьи, что мне приходится читать, очень и очень непродуманные».

Поскольку орторексия известна только в довольно узких кругах, людям бывает трудно осознать, что их состояние – это серьёзная проблема, и обратиться за помощью.

«Меня очень удручает, что я столько лет боролась с орторексией, и никто мне не помог», делится Кайла Принс (Kaila Prins), коуч в сфере здоровья и профилактики в Сан-Хосе, которая боролась с орторексией в течение десяти лет. «Никто не считал, что мне необходима помощь. Даже когда я просила о помощи, мне говорили: «Ну, чтобы вылечиться, придётся платить». Страховые компании не хотели помогать, потому что моё поведение не было типичным для анорексии. Я была не похожа на анорексика, пока в какой-то момент у меня не исчезли месячные. Да, я ела, но моё питание было чересчур здоровым и настолько ограниченным, что я была в ужасном состоянии».

Кайле пришлось остаться один на один с приступами депрессии и мыслями о суициде. Помощь пришла только спустя десять лет, когда она нашла книгу доктора Братмана – книгу-прорыв «Наркоманы здорового питания» («Health Food Junkies»), которая дала девушке сведения об орторексии и позволила диагностировать её у себя.

Она вела тяжёлую борьбу с орторексией, но вместо помощи получала комплименты: «Я худела всё сильнее и сильнее – и получала комплименты, у меня появился мой первый парень. Те родственники, которым я раньше никогда не нравилась, говорили мне, что я восхитительно выгляжу». «Да, я ела, но моё питание было чересчур здоровым и настолько ограниченным, что я была в ужасном состоянии.»

<…>Случай Кайлы не единичный. В начале 2013 года – во время эксперимента со строгой палеолитической диетой – нечто подобное случилось и со мной. Всё началось с намерения сбросить 4-5 килограммов (в чём не было необходимости) и испытать на себе пользу рациона каменного века, о которой так много твердили, а закончилось одержимостью чистотой моего питания. Поскольку я ела только овощи, кокосовое масло и постное мясо, «лишние» килограммы растаяли очень быстро. Вскоре те, кто годами не обращал на меня внимания, стали расхваливать меня за то, как я прекрасно выгляжу. Я быстро впала в зависимость от комплиментов, они стали оправданием для моей выдержки, которая переросла в страх – я стала бояться доброй половины групп продуктов.

Скоро мне пришлось придумывать оправдания, чтобы объяснить, почему я не могу пойти в китайский ресторан или выпить пива с подружками, с которыми я делила комнату. «Не сходи с ума», — говорила мне подруга. — «Закажешь суп с китайскими пельменями, и всё будет нормально». Они не понимали, что в пельменях таился дьявол – тесто из пшеничной муки, и я мечтала, как буду допоздна читать жуткие статьи о вреде и пользе разных ореховых масел. В итоге у меня, вконец измученной своим «безумием», случилась паническая атака в отделе замороженных продуктов, и вскоре после этого я записалась на лечение к психотерапевту. По идее, с этого должно было начаться моё выздоровление, но мне поставили диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство». Я отнеслась к этому спокойно и продолжила тщательно следить за своей палеодиетой, купаясь в комплиментах и испытывая панические атаки в продуктовом магазине.

Эта та сторона орторексии, которая требует пристального внимания: если мы, сами того не понимая, поощряем расстройства пищевого поведения, тогда не подлежит сомнению, что необходимо менять риторику в отношении пищи. Официальные медицинские справочники обновляются довольно медленно (не будем забывать, что термин «анорексия», к примеру, был в ходу целых восемьдесят лет, прежде чем попасть в «Руководство…»), но нельзя продолжать игнорировать расстройство пищевого поведения только потому, что мы не понимаем его сущности.

Орторексики не «сумасшедшие», орторексия не аргумент, чтобы выступать против здорового питания. Орторексия – это когда стремление к здоровому питанию наносит вред другим сферам жизни конкретного человека. Как говорит Джордан Янгер в своём блоге, орторексия возникает тогда, когда человек считает, что диета – это ответ на все вопросы.
«Мне больно видеть и слышать, как красивые, целеустремлённые, талантливые девушки втягиваются в какую-либо экстремальную диету и начинают вести соответствующий образ жизни просто потому, что им разрекламировали его под видом Самого Здорового Образа Жизни, самого лучшего», говорит Джордан.

«Если что-то претендует на звание Самого Здорового или Единственно Правильного – ясно, что за этим скрывается проблема».

Оригинал: https://broadly.vice.com/en_us/article/z4jd33/orthorexia-eating-clean-eating-disorder
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О тёмной стороне здорового питания
  Какая опасность подстерегает людей, пытающихся при помощи правильного "чистого" питания улучшить состояние своего здоровья.
Орторексия: «чистая еда» как ответ на все вопросы (в сокращении)
АВТОР: Клаудиа МакНилл
Орторексией называют психическую фиксацию на здоровой пище. Читать полностью
 

Комментарии

Лолала
17 сентября 2017 года
+1
Как хорошо сформулировали о морализации еды и об ответе на все вопросы. Спасибо за статью!
Skyflower (автор поста)
17 сентября 2017 года
+1
да, мне тоже понравилось

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам