Млечный путь благочестия: Архимандрит Савва (Мажуко) | 18 июня 2017 г.
Http://www.pravmir.ru/mlechnyiy-put-blagochestiya1/
Что означает слово "живые", как держать себя с достоинством, если хочется есть, и на что дают нам право наши дети. О дискуссии, взбодрившей интернет - архимандрит Савва (Мажуко).
«Коварный» шеф-редактор портала «Православие и мир» всегда найдёт, чем меня занять. Время от времени я получаю от него «подмётные письма» с просьбами высказаться. Стараюсь отбиваться и держать оборону, что удаётся не всегда. Однако последнее письмо меня просто «взорвало». Читаю и не верю своим глазам: не напишу ли я чего-нибудь по поводу грудного вскармливания? Конечно, прожив в монастыре двадцать два года, я должен ухватиться за редкую возможность поделиться с народом своим богатым опытом.
Выпустив пар иронии, дочитал письмо. А в нём ссылка на статью Алеси Лонской. Поначалу я хотел отделаться шуткой, но познакомившись с этим текстом, понял, что несмотря на свой монашеский сан, имею полное право на реплику, потому что, скорее всего, непреднамеренно, произошла очень опасная путаница в понятиях.
Автор отстаивает своё законное право быть живым в храме. Живая мама с живыми детками. Девочка повисла на Распятии, опрокинула вазу, подружилась с другой девочкой. Мама в положении, но она живой человек, ей хочется кушать, у неё могут внезапно возникнуть простые, но крайне неотложные человеческие потребности.
Это очень понятно и должно вызывать сочувствие, понимание и, безусловно, желание помочь. Поэтому так больно получать удары именно в церкви, где люди собираются вокруг Бога-Любви, где всё должно быть пропитано этой любовью и добротой. Но вместо доброты и понимания – неделикатный священник, сердитый дедушка, бесчувственная уборщица, которая, наверняка, сама мама и знает, каково это – носить под сердцем ребёночка и какие сюрпризы преподносит это состояние.
А в чём путаница и почему она опасна? Вопрос: с каких пор определение «живой» стало синонимом «невоспитанный» и «распущенный»? Грубый старичок, прямолинейный батюшка, категоричная уборщица – это продукт воспитания, в том числе и самовоспитания, а этот процесс длится всю жизнь и требует ежедневной заботы и упражнения. Положим, все эти люди отнюдь не столпы деликатности и такта. Подобные свойства важны в человеческом обществе. Воспитанный человек никому не хочет доставить неудобства, он должен чётко чувствовать «свои берега» и ту грань, где они соприкасаются с чужими.
Вы рожаете деток? Это святое. Но это не ставит вас в центр мира. Церковь – это не место, где рожают детей. И это не детский сад. И не школа. И не кружок по интересам. Не надо лукавить. Детей рожают в роддоме. В храме молятся. Это место, где у каждого должна быть возможность помолчать и остаться наедине с Богом. Если у вас есть малыш, это чудесно! Но это не даёт вам право превращать церковь в детский сад. И не только церковь.
Вы восхищаетесь своим ребёнком и хотите поделиться своим восторгом с другими. Есть святой эгоизм детей, но есть и детский эгоизм матерей, как и детская гордость матерей. Это нечто естественное и природное. Даже у кошки, принесшей котят в поведении появляется гордость, да не оскорбит никого это сравнение! Я восхищаюсь трудом матери, для меня это что-то невероятное. Но ребёнок у вас на руках ещё не даёт вам право «выплёскиваться из своих берегов» и забыть о воспитанности и хороших манерах. Ведь вы не пойдёте с грудничком на концерт Баха в консерваторию или на премьеру в Ленком, не так ли? А почему собственно? Ведь детей надо приобщать к высокому с нежного возраста.
Каждый нормальный человек любит деток. Даже самое чёрствое сердце оттаивает при виде карапузов, их улыбок, возни и потешной хлопотливости. Но поставьте себя на место того священника, перед которым вы принялись кормить малыша грудью. Кормящей маме уже не надо оставаться дамой, женщиной, она может теперь везде быть просто «бабой», у неё законный отпуск от человеческой культуры? Ребенок даёт право на распущенность? Ведь это именно распущенность. Не в смысле каких-либо плотских мыслей, а поведения человека несдержанного, неделикатного, «распустившего» свои эмоции, «вышедшего из берегов». У вас на руках ребёнок, и это делает вас королевой. Так оставайтесь королевой. Держите себя с достоинством.
Ответят: а как же себя держать с достоинством, когда хочется кушать или бежать в уборную?
А зачем вы пришли в церковь? Зачем вы привели с собой в храм малышей, не зная наверняка, если тут туалет, сколько продлится служба? Здесь мы касаемся очень деликатного вопроса о том, что делают в церкви маленькие дети. У меня есть своё мнение на этот счёт. Ребёнок не даёт вам право пренебрегать другими людьми. В храм ходят на молитву. Это требует сосредоточенности и собранности. Если у вас на руках беспокойный малыш, подождите, пока он вырастет или найдите подходящий для него день, час, да вы и сами знаете, у каждой женщины есть эта удивительная мудрость, когда и как можно принести ребёнка с «минимальными потерями».
И не надо никого шантажировать своими детьми. Может быть, эта фраза вызовет бурю эмоций, но, когда они улягутся, вы со мной согласитесь, если и не сейчас, то спустя годы, когда дети подрастут, и вы окажетесь в положении дедушки с палочкой на церковной скамейке.
Когда я жил в общине Тэзе, заметил у них при храме комнатку для мамочек с детками. Она изолирована от церкви, но там можно слушать службу. Это идеальный вариант. Но если в вашей общине нет возможности сделать такую комнату, чего уж тут обижаться? Ничего страшного. Подрастут малыши, окрепнут. Только никогда не путайте живость с распущенностью.
К сожалению, эту тенденцию я наблюдаю давно. Ребёнок нас восхищает, но у него тоже должно быть своё место, и на это место ему должны указывать родители. Я сам рос в многодетной семье и у меня довольно друзей с целыми «гроздьями» деток, но воспитанного ребёнка всегда заметишь, и его сдержанность не мешает ему быть живым. Ребёнок воспитанный, как и скромные и деликатные родители, восхищают ещё больше. Это и есть тот цветок культуры, который не растёт на «диких деревьях».
Теги:
грудное вскармливание, дети в храме
Что означает слово "живые", как держать себя с достоинством, если хочется есть, и на что дают нам право наши дети. О дискуссии, взбодрившей интернет - архимандрит Савва (Мажуко).
«Коварный» шеф-редактор портала «Православие и мир» всегда найдёт, чем меня занять. Время от времени я получаю от него «подмётные письма» с просьбами высказаться. Стараюсь отбиваться и держать оборону, что удаётся не всегда. Однако последнее письмо меня просто «взорвало». Читаю и не верю своим глазам: не напишу ли я чего-нибудь по поводу грудного вскармливания? Конечно, прожив в монастыре двадцать два года, я должен ухватиться за редкую возможность поделиться с народом своим богатым опытом.
Выпустив пар иронии, дочитал письмо. А в нём ссылка на статью Алеси Лонской. Поначалу я хотел отделаться шуткой, но познакомившись с этим текстом, понял, что несмотря на свой монашеский сан, имею полное право на реплику, потому что, скорее всего, непреднамеренно, произошла очень опасная путаница в понятиях.
Автор отстаивает своё законное право быть живым в храме. Живая мама с живыми детками. Девочка повисла на Распятии, опрокинула вазу, подружилась с другой девочкой. Мама в положении, но она живой человек, ей хочется кушать, у неё могут внезапно возникнуть простые, но крайне неотложные человеческие потребности.
Это очень понятно и должно вызывать сочувствие, понимание и, безусловно, желание помочь. Поэтому так больно получать удары именно в церкви, где люди собираются вокруг Бога-Любви, где всё должно быть пропитано этой любовью и добротой. Но вместо доброты и понимания – неделикатный священник, сердитый дедушка, бесчувственная уборщица, которая, наверняка, сама мама и знает, каково это – носить под сердцем ребёночка и какие сюрпризы преподносит это состояние.
А в чём путаница и почему она опасна? Вопрос: с каких пор определение «живой» стало синонимом «невоспитанный» и «распущенный»? Грубый старичок, прямолинейный батюшка, категоричная уборщица – это продукт воспитания, в том числе и самовоспитания, а этот процесс длится всю жизнь и требует ежедневной заботы и упражнения. Положим, все эти люди отнюдь не столпы деликатности и такта. Подобные свойства важны в человеческом обществе. Воспитанный человек никому не хочет доставить неудобства, он должен чётко чувствовать «свои берега» и ту грань, где они соприкасаются с чужими.
Вы рожаете деток? Это святое. Но это не ставит вас в центр мира. Церковь – это не место, где рожают детей. И это не детский сад. И не школа. И не кружок по интересам. Не надо лукавить. Детей рожают в роддоме. В храме молятся. Это место, где у каждого должна быть возможность помолчать и остаться наедине с Богом. Если у вас есть малыш, это чудесно! Но это не даёт вам право превращать церковь в детский сад. И не только церковь.
Вы восхищаетесь своим ребёнком и хотите поделиться своим восторгом с другими. Есть святой эгоизм детей, но есть и детский эгоизм матерей, как и детская гордость матерей. Это нечто естественное и природное. Даже у кошки, принесшей котят в поведении появляется гордость, да не оскорбит никого это сравнение! Я восхищаюсь трудом матери, для меня это что-то невероятное. Но ребёнок у вас на руках ещё не даёт вам право «выплёскиваться из своих берегов» и забыть о воспитанности и хороших манерах. Ведь вы не пойдёте с грудничком на концерт Баха в консерваторию или на премьеру в Ленком, не так ли? А почему собственно? Ведь детей надо приобщать к высокому с нежного возраста.
Каждый нормальный человек любит деток. Даже самое чёрствое сердце оттаивает при виде карапузов, их улыбок, возни и потешной хлопотливости. Но поставьте себя на место того священника, перед которым вы принялись кормить малыша грудью. Кормящей маме уже не надо оставаться дамой, женщиной, она может теперь везде быть просто «бабой», у неё законный отпуск от человеческой культуры? Ребенок даёт право на распущенность? Ведь это именно распущенность. Не в смысле каких-либо плотских мыслей, а поведения человека несдержанного, неделикатного, «распустившего» свои эмоции, «вышедшего из берегов». У вас на руках ребёнок, и это делает вас королевой. Так оставайтесь королевой. Держите себя с достоинством.
Ответят: а как же себя держать с достоинством, когда хочется кушать или бежать в уборную?
А зачем вы пришли в церковь? Зачем вы привели с собой в храм малышей, не зная наверняка, если тут туалет, сколько продлится служба? Здесь мы касаемся очень деликатного вопроса о том, что делают в церкви маленькие дети. У меня есть своё мнение на этот счёт. Ребёнок не даёт вам право пренебрегать другими людьми. В храм ходят на молитву. Это требует сосредоточенности и собранности. Если у вас на руках беспокойный малыш, подождите, пока он вырастет или найдите подходящий для него день, час, да вы и сами знаете, у каждой женщины есть эта удивительная мудрость, когда и как можно принести ребёнка с «минимальными потерями».
И не надо никого шантажировать своими детьми. Может быть, эта фраза вызовет бурю эмоций, но, когда они улягутся, вы со мной согласитесь, если и не сейчас, то спустя годы, когда дети подрастут, и вы окажетесь в положении дедушки с палочкой на церковной скамейке.
Когда я жил в общине Тэзе, заметил у них при храме комнатку для мамочек с детками. Она изолирована от церкви, но там можно слушать службу. Это идеальный вариант. Но если в вашей общине нет возможности сделать такую комнату, чего уж тут обижаться? Ничего страшного. Подрастут малыши, окрепнут. Только никогда не путайте живость с распущенностью.
К сожалению, эту тенденцию я наблюдаю давно. Ребёнок нас восхищает, но у него тоже должно быть своё место, и на это место ему должны указывать родители. Я сам рос в многодетной семье и у меня довольно друзей с целыми «гроздьями» деток, но воспитанного ребёнка всегда заметишь, и его сдержанность не мешает ему быть живым. Ребёнок воспитанный, как и скромные и деликатные родители, восхищают ещё больше. Это и есть тот цветок культуры, который не растёт на «диких деревьях».
Теги:
грудное вскармливание, дети в храме
Комментарии
все разложил по полочкам по генеральной линии. Хорошо, что в сторону не ушел. Четко, по делу.
И вот дети невоспитанные и дети гиперактивные ведут себя так по какой-то причине. У гипер вроде как оправдано. У невоспитанных-связь прямая и короткая. Родители не смогли объяснить. У гиперов связь длиннее и не такая прямая. Вроде как они официально не виноваты. Однако, по какой-то глубинной причине у них это проявляется. И также мешает окружающим. Если родители в состоянии понять причину такого поведения, то они еще на стадии зарождения реакции будут перехватывать ребенка и не давать развиться негативной эмоции проявить себя, мешая другим. Если причины сложные, их не понять, то здесь выход один-попробовать механически разное время прихода на службу, понять, есть ли воскресная школа и тд. И уже исходя из объективных данных, принять решение, когда приходить и в каком составе. Батюшка правильно пишет, что каждая мать знает своего ребенка и может перенаправить его. Ни служащие, ни свечницы этого сделать не в состоянии.
Статья той обиженной мамы-это просто непродуманность действий.
Если все так тяжело, как она описывает, то нужно заранее хорошо продумать, как подойти на исповедь, как отстоять службу и тд. Даже вот прорепетировать. Много советов дают жены священников. У них блоги-космос! Читай, подбирай для себя.
Например, к священнику на исповедь с грудничком? Но будешь же отвлекаться. Можно ж наверное кого-то и попросить подержать. Я всегда предлагаю подержать деток, если мама с малышом стоит. Малыша разворачиваю лицом к людям, он видит спину мамы. Ма а спокойно делает свое дело. Ну вариантов много.Здесь можно придумать контраргументы, что "мать не доверчет", "ребенок заплачет" и тд...
Но ведь безвыходных ситуаций нет. Тем более заранее дома помолиться, все подготовить и идти.
Я, например, всегда думаю именно о том, чтоб не помешать. И дома говорю с детьми об этом. На чтение Апостола и Евангелия можно порепетировать стоять спокойно. Если дети малы еще, так и подходить только к причастию.Или на улице погулять.
Мне повезло, наверное, чаще всего вместе с мужем идем. И меняемся, если что.
Если одна, то обычно ребенок спокойно себя ведет. Но он и рос с младенчества с нами на службах. В слинге сначала, потом на руках, на скамейках...как-то ему органично, наверное.
Иногда на ранних Литургиях спал))
Вот единственный раз я уже упомянула, когда на нас накинулись. Но это единственный раз.
Бывает, он сидит на лавочке и какая-нибудь бабулька скажет, что он молоденький, может и постоять, а она должна посидеть))
Ну как-то решаем тогда.
Редко выходим.
В общем, здесь дело даже не в темпераменте ребенка, а в желании родителей тянуть к Благодати Божьей. Если душа ребенка не навыкла еще замирать на Литургии, то надо учить. Дома. В храме если что, просить прощения за беспокойство.Выходить тогда. Или заранее приходить, занимать местечко.
Технически продумывать и пробовать разные варианты при проблемах.
А вообще...если с малых лет, с крещения навыкать стоять, то обычно дети спокойно стоят и всю службу. Сначала спят, потом на ручках какое-то время. Потом учатся слышать Отче наши Верую. Потом еще что-то в дополнение. Так, постепенно, ребенок, даже гипер, привыкает.
У нас в храме есть мальчик Серафим. На воскресной службе с мамой всегда стоит спокойно, ждет причастия. Ему скоро 3 года. Наблюдаем за ним с рождения. Именно в таком режиме его мама ходит на службу, не только мы.
Так что, было бы желание, возможности найдутся.
Обижаться и рассказывать о своем тяжелом положении смысла нет. Надо учесть все нюансы и проработать их.
Я, к сожалению, не знаю всех подробностей жизни той мамы, но наверняка, если организовать заранее, то все получится.
Служащие и свечницы-они не могут угадать, как помочь. А насильно причинять добро это тоже не выход.
П.С. Вот у меня целый трактат получился. Много
нелогичных переходов. А батюшка это все одним махом выложил. Правильно, кратко и точно.
Что вот посадить их если в баночку (муравьев), то реакция у них всех разная, если выползут к теплу человеческиз рук. Один замрет от счастья, что тепло. Второц укусит, третий еще как-то среагирует. Так и с детками. Один с пеленок замрет на кульминации службы, второй закричит и бегать броситься, третий еще чего-то.
Внимательнве родители будут анализировать, как ведут себя дети. Умные признают правду и начнут действовать сообразно правде. Ведь можно же абсолютно всех деток готовить к встрече с Богом. Просто по-разному.
Да, маме просто встряхнуться надо. Иначе под своим бременем этим она поляжет. Это трудно с такими детками идти на службу. Но и со стороны священников наверное, нужно память внутреннюю включать, ведь и они, сейчас стоящие на Литургии в детстве возможно бегали по храму)) Не все же сразу рождались похожими на святых.
Все равно мы звенья одной цепи)) кто-то родился, кто-то уже Отче наш выучил, кто-то в алтаре прислуживает, а кто-то службой руководит. И все стремятся к Нему.
↑ Перейти к этому комментарию
И каждый стремится к Нему своими способами.
Батюшка-монах. Он не может не благоговеть на Литургии. Он понимает, что и на Небе служба идет. Он внутренне собран, торжественен. И это чудесно. Мы тянемся за ним.
А Алеся в силу своего понимания и возможностей растит малышей, будущих прихожан. Вот как ей это дается, это другой вопрос))
Вывод тут один:"Судить нельзя. Можешь помочь-помоги. Не можешь-отойди."
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: