Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ МАТУШКОЙ ВЕЛИКОГО БАТЮШКИ: ко дню памяти Елизаветы Константиновны Сергиевой протоиерей Геннадий Беловолов: 4 июня 2017

Http://otets-gennadiy.livejournal.com/292571.html
Сегодня - 4 июня (22 мая ст. ст.) - день памяти Елизаветы Константиновны Сергиевой - матушки Всероссийского батюшки, который в этом году совпал с праздником Пресвятой Троицы. В этот день мы обычно совершали паломническую поездку от Леушинского подворья в Кронштадт - в гости к матушке Елизавете. В этот день Мемориальную Квартиру отца Иоанна обычно посещала правнучатая племянница Елизаветы Константиновны - Галина Николаевна Шпякина, живущая в Санкт-Петербурге, а иногда приезжала и московская правнучатая племянница Светлана Игоревна Шемякина. Но в этом году, к сожалению, такое паломничество по техническим причинам организовать было невозможно. Правнучатые племянницы тоже в Кронштадт не приехали. Галина Николаевна передала конфеты в память о своей прабабушке, которые наши сестры раздавали всем посетителям Квартиры на помин души р. Б. Елизаветы.
Я же поминал Елизавету Константиновну на дальнем приходе в Сомино. В этот день хочу почтить память Елизаветы Константиновны репостом собственной статьи о матушке.

Дерзну высказать мысль: без такой матушки не было бы такого Батюшки. Конечно, святость отца Иоанна не укрылась бы от мира, но это был бы другой святой, принадлежащий другому лику святости. Может это был бы преподобный Иоанн, может, святитель Иоанн, может, равноапостольный Иоанн.
Когда смотришь на жизненный путь Елизаветы Константиновны Сергиевой, убеждаешься, что она Самим Промыслом Божиим была предназначена быть матушкой Великого Батюшки, уверяешься и в том, что никто другой, никакая иная женщина не могла бы понести этого непростого, но великого и спасительного креста. Господь послал Батюшке Иоанну удивительную матушку, образ которой еще предстоит открыть, и верим, раскрытый во всей полноте своего подвига, он если и не станет рядом с отцом Иоанном как равновеликий, тем не менее поразит своей духовной красотой, глубиной своего смирения и тихой и терпеливой жертвенностью. У такого великого и святого батюшки и матушка также была святой и великой.

В чем же состоит подвиг Матушки Елизаветы?

О. Иоанн Кронштадтский жил всецело для Бога. "Я- священник, чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу". В доме о. Иоанна не было семейной жизни в мирском смысле этого слова. "Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно. А мы с тобой посвятим себя служению Богу". Таинство Венчания для матушки неожиданно стало своего рода постригом в особый "сан" духовной сестры о. Иоанна.

Митрополит Вениамин вспоминал о своей встрече с Матушкой Елизаветой: "Я лично видел ее еще в доме при жизни о. Иоанна. При одном посещении Батюшки на звонок мой вышла встретить нас глубокая седая старушка, вся в старческих морщинах. Я увидел ее впервые. "Батюшка дома?" - спросил я ее. "Да, брат Иоанна дома", - кротко ответила она и тихо пошла доложить ему. Тут я понял, что это и есть славная "жена"-матушка знаменитого на весь свет "отца Иоанна Кронштадтского". Какая она была простая и тихая. И всегда она была в тени при такой славе "мужа"!

В этом кротком и тихом обращении "брат Иоанн" - вся тайна ее подвига, все сознание своего служения Всероссийскому Пастырю. Может не сразу, но со временем матушка Елизавета сознала и кротко приняла на себя подвиг духовной сестры о. Иоанна, его келейницы и земного Ангела-хранителя.

Матушка Елизавета в своей жизни исполнила обеты монашества, хотя официально их не давала. Они исполнила обет нестяжания, ибо не имела никакой собственности (дом, в котором жил о. Иоанн, принадлежал причту Андреевского собора), она сохранила обет целомудрия, живя с отцом Иоанном как сестра с братом, она исполнила и третий обет монашества - послушания, пребывая в полном послушании у своего супрнуа как главы домашней церкви. Ее племянница Руфина Шемякина вспоминала, что Елизавета Константиновна ничего не делала без благословения батюшки. "Иван Ильич, благослови меня, помолись за меня", - говорила матушка несколько раз на дню как при жизни батюшки, так и после его кончины". Поэтому именование Елизаветы Константиновны "матушкой" имеет и тот оттенок смысла, который вкладывают, обращаясь к монахиням в постриге. Она почти нигде не появлялась на людях, почти никуда не ездила, не занималась церковно-общественной деятельностью, немногие знали ее в лицо. Сохранилось всего лишь несколько снимков, запечатлевших матушку и Батюшку вместе. Она осталась в тени славы Батюшки Иоанна, всецело посвятив себя служению ему. И в этой незаметности, сокрытости, а точнее сказать, сокровенности, и состоит главный подвиг матушки, который можно назвать подвигом смирения.

Когда о. Иоанн предпринимал свои частые, почти ежедневные, поездки в Санкт-Петербург и возвращался подчас глубокой ночью, - в доме на углу Посадской и Андреевской продолжал гореть свет. Когда уже весь город спал, Елизавета Константиновна ждала своего Батюшку, "никогда не ложилась спать, не дождавшись его, хотя бы это было около часу ночи, несмотря на то, что здоровье ее вообще было не из крепких".

Об этом служении земного ангела-хранителя о. Иоанна замечательно рассказывает в своих воспоминаниях племянница матушки - Руфина Григорьевна Шемякина. "К своему великому супругу-молитвеннику тетя, как только я себя помню, всегда относилась с благоговейной любовью и почтительностью." "Когда он, усталый, приезжал домой с треб или из храма Божия, она торопилась снять с него сапоги, помочь раздеться и заботливо укрывала его, укладывая отдохнуть в постель. Тогда мертвая тишина водворялась в квартире: так ревниво оберегала тетя кратковременный отдых труженика-пастыря." Перед сном Батюшка обязательно заходил к матушке благословить ее на сон грядущий: "Доброй ночки желаю тебе. Спи спокойно. Господь с тобой. Да хранит тебя Бог".

Кто ухаживал за Батюшкой во время его болезней, когда он, исцеляя сотни и тысячи людей, сам страдал подчас тяжкими болезнями за свою паству?! Кто просиживал ночи у постели страждущего о. Иоанна.?! Кто заменял ему и родимую матушку?! Все это было крестным и благодатным послушанием матушки Елизаветы. "Будучи вообще слабого здоровья, дядя часто хворал, и тогда тетя превращалась в неутомимую сиделку: проводила все ночи напролет у постели больного, а днем сама приготовляла для него кушанье." Матушка по-матерински тревожилась, чтобы Батюшка не простыл, следила за тем, чтобы Батюшка в холодный день не вышел на улицу в легкой одежде. О. Иоанн ценил эту теплую заботу супруги и говорил ей: "Спасибо тебе, родная, за заботы твои обо мне..." "С течением времени матушка по слабости принуждена была отказаться от некоторых забот о батюшке, и какое это было для нее, бедной, тяжелое лишние!"

Батюшка весьма ценил посланную ему матушку, отдавал отчет в том нелегком кресте, который она несет рядом с ним. В немногих известных письмах своей матушке отец Иоанн именует ее особыми словами: "дорогое подружие", "боголюбезная", "богоданная супруга Елизавета". На своем портрете, подаренном матушке Елизавете к 50-летию их венчания, отец Иоанн написал знаменательные слова: "Дорогой возлюбленной супруге Елизавете Константиновне Сергиевой в знак глубокой благодарности за мирное сожитие в продолжение 50 лет. Протоиерей Иоанн Сергиев".

В последние годы жизни матушка Елизавета еще более вошла в меру благодати своего Батюшки и достигла такого уровня духовной жизни, что "следуя заветам и наставлениям своего супруга-молитвенника, приобщалась очень часто или в соборе, или на дому, а последний год - ежедневно".

Господь сподобил Батюшку и Матушку вместе испить чашу старческих немощей и болезней и почти одновременно вкусить смерть. Батюшка предсказал время кончины своей супруги. "За несколько времени до кончины батюшки захворала матушка инфлюэнцей Нельзя было без слез умиления видеть, как дорогой страдалец, еле ходивший, несколько раз днем и каждый вечер перед сном благословлял ее, гладил по голове и приговаривал: "Бедная, бедная, вместе мы с тобой страдаем, вместе мы с тобой мучаемся, оба мы с тобой страдальцы".

В последние месяцы жизни о. Иоанн говорил: "Оба мы собираемся умирать, оба мы готовимся к смерти". В ноябре 1908 года о. Иоанн более определенно предсказал время кончины матушки. Беседуя с гостями, о. Иоанн стал говорить о своем тяжелом недуге, и матушка, желая ободрить его, сказала: "Весной тебе бывает всегда лучше; приедет весна - поправишься". На это батюшка возразил: "Весной, ты говоришь? Ты-то до весны доживешь, а я нет". Пророческие слова незабвенного пастыря сбылись.

Последние дни перед своей кончиной Батюшка не имел уже сил служить в храме, он причащал себя каждое утро дома. После этого он приходил в комнату матушки и приобщал ее сам - со словами: "Господь мой и Бог мой! Со страхом Божиим и верою приступим. Прими Тело и Кровь Христовы. Мир тебе, старица, поздравляю тебя". Последний раз Батюшка приобщил Матушку 17 декабря 1908 г. В этот день по немощи батюшка и матушка не смогли выйти друг к другу. Утешая матушку, Батюшка попросил передать ей свои слова: "Скажи жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею". Это были последние слова, сказанные о. Иоанном своей благоверной матушке, которые она потом часто вспоминала и утешалась ими, ободряясь в своих страданиях. Они вселяли надежду, что батюшка не оставит ее, возьмет ее скоро к себе и встретит ее в обители небесной и своим молитвенным предстательством доведет до Престола Всевышнего.

После кончины своего драгоценного Батюшки матушка будто осиротела и сильно тосковала по незабвенном почившем супруге. "Мне все кажется, будто Иван Ильич не умер, а куда-то уехал, как бывало, в Москву, и опять приедет". Без слез она не могла слышать его имени. Чувствуя и зная, что душа ее супруга-молитвенника водворилась во благих у Бога, она только вздыхала: "Ему-то хорошо, а мне так тяжело без него, ведь 53 года все были вместе".

В последние полгода жизни матушка Елизавета, подобно блаженной Ксении, имела обыкновение облачаться в подрясник своего великого Батюшки, видимо, чувствуя в нем облегчение своих страданий и скорби. В нем матушка часто ложилась спать или же укрывалась им как чудодейственною милотию. Во время болезни рук или ног, матушка тут же помазывала их маслицем из лампады над гробницей Батюшки, которое у нее всегда было, твердо веруя в его благодатную силу. Когда кто-нибудь ехал в Иоанновский монастырь, матушка просила передать свой поклон покоившемуся там о. Иоанну: "Поклонитесь от меня". Последний раз она причастилась за день до своей кончины.

Блаженная кончина супруги Великого Праведника Елизаветы Константиновны последовала. утром 22-го мая 1909 г. в 9 час. 30 мин. во время чтения Канона на исход души. Оплакиваемая тысячами слез, она мирно и безмятежно кончила земную жизнь и переселилась в мир иной. Погребена Елизавета Константиновна была в ограде Андреевского собора, но в советское время надгробие ее могилы было уничтожено. За тысячу лет христианства на Руси было множество матушек, самоотверженных помощниц и сподвижниц православных батюшек. Пока Церковь не прославила ни одну из них. Верим, не потому чтобы среди них не обреталось истинных подвижниц, но потому, что, как никто иной, они исполнили подвиг православной матушки - подвиг смирения. И это в первую очередь нужно сказать о матушке Елизавете, воплотившей в себе идеал православной матушки.

Метки: Елизвета Константиновна Сергиева, Иоанн Кронштадский

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЕЛИЗАВЕТЫ КОНСТАНТИНОВНЫ СЕРГИЕВОЙ, СУПРУГИ СВ. ПРАВЕДНАГО ИОАННА КРОНШТАДТСКАГО.





Из воспоминаний Р. Г. Шемякиной. Издание "Кронштадтский Вестник" 1909 г.





23-го мая 1909 года, в 9 часов 30 минут утра тихо отошла к Богу, после долгих страданий, вдова отца Иоанна Кронштадтскаго, Елизавета Константиновна Сергиева, дочь протоиерея Кронштадтскаго собора К. П. Несвицкаго. Причиной смерти, по определению пользовавшего ее врача, послужила старческая дряхлость с наростающим упадком сердечной деятельности. Господь сподобил ее долго и усердно готовиться к переходу в вечную жизнь: последние годы Елизавета Константиновна, следуя заветам и наставлениям своего супруга-молитвенника, приобщалась очень часто, или в соборе, или на дому, а последний год -- ежедневно; приобщалась она и 21-го мая, но это, как оказалось потом, было в последний раз: в этот день с шести часов вечера она перестала глядеть на свет Божий, а с десяти часов не стала говорить, ничем не высказывая сознание. Последнее слово ея было: " хочу", сказанное ею в ответ на предложение выпить святой водицы, но проглотить ее она уже не могла; вскоре после этого матушка впала в безсознательное состояние, а на другое утро мирно скончалась во время чтения канона на исход души. На Фоминой неделе, по своему личному желанию, она особоровалась и после того несколько раз говорила: "как я рада, что особоровалась и приготовилась". Погребение тела Елизаветы Константиновны состоялось в воскресенье, 24-го мая, в городе Кронштадте, в левой стороне соборнаго садика.



Почившая родилась 4-го мая 1829 года в г. Гдове, где отец ея, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в городском соборе и был благочинным церквей Гводскаго уезда. Переведенный в Кронштадт ключарем Андреевскаго собора, он, по слабости здоровья, не мог долго занимать это место и в 1855 году передал его священнику Иоанну Ильичу Сергиеву, женившемуся на дочери его, Елизавете Константиновне. Когда она выходила замуж, на ея руках находились ея престарелый отец, трое взрослых братьев и двое сестер; все жили вместе, и на долю Елизаветы Константиновны, исполнявшей обязанности хозяйки и матери (протоиерей Несвицкий овдовел в августе 1855 г.), выпадало немало забот и хлопот. Затем, несколько лет спустя, братья ея получили более обезпеченныя места, давшия им возможность поселиться отдельно, а сестер своих матушка выдала замуж за учителей Петербургской Духовной Семинарии, впоследствии священников, причем все попечения об их устройстве и обзаведении прняли на себя о. Иоанн и Елизавета Константиновна. Не имея достаточно личных средств, о. Иоанн в обоих случаях сам обходил состоятельных прихожан, прося их помочь сделать приличное приданое своячиницам. Многие давали охотно, но многие, вероятно, встречали молодого батюшку с тем чувством недоброжелательства, которое часто у нас сопровождает доброделание. После замужества, сестры ездили в гости в Кронштадт, и в одну из этих поездок, в 1870 году, у младшей сестры матушки, в квартире о. Иоанна, родилась дочь; это была я. Через некоторое время меня увезли домой, но Господу Богу угодно было, чтобы мой истинный дом был в тихой, мирной квартирке незабвеннаго Пастыря, под его благословенным кровом. В 1872 году умер мой отец, оставив мать без всяких средств. Тогда дядя, видя безпомощное положение нашей семьи, сказал тете: " детей у нас нет, возьмем и воспитаем, как дочь". Сказано -- сделано, и вот я очутилась, по воле Божией, на попечении незабвенных, безконечно дорогих для меня дяди и тети, которые неустанно пеклись обо мне, заботились обо мне, берегли меня, как только нежно любящие родители могут заботиться и лелеять свое любимое дитятко. Как о. Иоанн никогда не жил личною жизнью, отдавая себя на служение человечеству, так и Елизавета Константиновна никогда не жила для себя, только круг ея деятельности складывался уже, ограничивался служением родным и близким; их радостями она радовалась, их скорбями скорбела. Я помню ее, когда ей было лет сорок пять. Очень подвижная, с добрым, благообразным лицом, вечная хлопотунья, она любила всех обласкать, пригреть и накормить; как сейчас смотрю на нее, подвязанную белым передником, в кухне, делающую сладкий пирог; любила она сама постряпать, сама купить провизию, сама за всем присмотреть, чтобы все было чисто и вкусно. Сколько раз, помню дядя, отведывая любимый яблочный пирог, приговаривал: " мастерица ты у меня стряпать пироги". Приветливая, всегда ровная, ласковая, Елизавета Константиновна любила, когда кто из знакомых навещал ее; тогда она прямо закармливала гостя или гостью, а дядя, видя ее гостеприимство и искренность, не один раз говорил, указывая на хлопотливую хозяйку: “астоящая она матушка". Среди хозяйственных работ, тетя не забывала и меня; все свободное время проводила со мною, спала в одной комнате с нами, учила меня и писать по-русски и по-француски, а когда я поступила в гимназию, сама приготовляла мне завтраки, ежедневно провожала меня в гимназию и встречала, спрашивала уроки. Помню, перед тем, как тетя стала учить меня, дядей был отслужен молебен в Андреевском соборе святым Косьме и Дамиану и пророку Науму; сам дядя водил меня на вступительный экзамен в гимназию, платил все время за меня из своего кандидатскаго оклада, и с неослабевающим интересом следил за моими успехами, просматривая еженедельно тетрадь отметками и подписывал ее. Что же удивительнаго, если я, при таких благодатных условиях, блестяще окончила курс учения; это было большою радостью для незабвенных моих воспитателей, и дядя многим знакомым спешил сообщить приятную для него новость: "племянница и воспитанница наша, Руфа, окончила гимназию с золотой медалью".



К своему великому супругу-молитвеннику тетя, как только я себя помню, всегда относилась с благоговейной любовью и почтительностью. Когда он, усталый, приезжал домой с треб или из храма Божьяго, она торопилась снять с него сапоги, помочь раздеться и заботливо укрывала его, укладывая отдохнуть в постель. Тогда мертвая тишина водворялась в квартире: так ревниво оберегала тетя кратковременный отдых труженника-пастыря.



Будучи вообще слабаго здоровья, дядя часто хворал, и тогда тетя превращалась в неутомимую сиделку: проводила все ночи напролет у постели больного, а днем сама приготовляла для него кушанье. Помню, в 1879 году о. Иоанн опасно занемог: у него сделалось воспаление обоих легких. По целым часам он лежал с закрытыми глазами, в забытье, а когда приходил в себя, часто говорил : "голова болит невыносимо, точно молотом ударяют по ней". Один раз тетя сидела около кровати дяди и горько плакала; открыв глаза, батюшка посмотрел на нее и сказал: "не плачь, Лиза, Бог даст, поправлюсь, а если нет, Бог и добрые люди не оставят тебя; я никого не оставлял, и тебя не оставят". Прошло несколько дней, и однажды утром тетя вбежала в детскую и дрожащим от волнения воскликнула: " дяде лучше, кризис прошел"! Мы с тетей посмотрели друг на друга, крепко обнялись, и обе заплакали, но уже слезами радости...



Когда незабвенный батюшка предпринимал свои частыя, а потом ежедневныя поездки в Петербург, тетя никогда не ложилась спать, не дождавшись дяди, хотя-бы это было около часу ночи, несмотря на то, что здоровье ея вообще было не из крепких; она постоянно страдала головными болями и несколько лет подряд -- безсонницей. С течением времени, матушка, по слабости, принуждена была отказаться от некоторых забот о батюшке, и какое это было для нея бедной, тяжелое лишение!



Припоминается мне еще следующий случай. Несколько лет тому назад дядя, приняв ванну, зимой вышел в сени в туфлях; тетя страшно растревожилась и, не имея уже возможности по болезни ног сама быстро двигаться, послала сказать батюшке, что он рискует простудиться, выходя на воздух легко одетым после ванны. Возвращаясь из сене, дядя прошел в гостиную, где сидела тетя, и сказал ей, ласково хлопая по плечу: "спасибо тебе, родная, за заботы твои обо мне; только не безпокойся, -- ноги у меня тепло одеты".



Отец Иоанн глубоко ценил такую заботливость с ея стороны о себе и отвечал ей тем-же. Когда болезнь не давала возможности незабвенному батюшке ездить в Петербург, а впоследствии даже по Кронштадту, он ни один день не сел обедать, не зайдя в гостиную или в комнату тети, смотря по тому, где она была, и не позвав ее в столовую; он говорил:

"Когда я обедаю один, у меня и аппетита-то нет". Не было вечера, когда-бы дядя не зашел к тете проститься и благословить ее перед сном: "доброй ночки желаю тебе", "спи спокойно", "Господь с тобой", "да хранит тебя Бог", -- вот те приветствия, которыя он говорил ей, перед уходом в кабинет на покой. За несколько времени до кончины батюшки, захворала матушка инфлуенцой; тут-то особенно проявилась заботливость дяди о ней. Нельзя было без слез умиления видеть, как дорогой страдалец, еле ходивший, несколько раз днем и каждый вечер перед сном, благословлял ее, гладил по голове, и приговаривал: "бедная, бедная, вместе мы с тобой страдаем, вместе мы с тобой мучаемся, оба мы страдальцы". И долго, бывало стоит около ея кресла, покачивая головой и с жалостью смотря на больную; а иногда с ея лица переведет скорбный взор на образ и долго, долго, безмолвно молится за него... Обыкновенно, когда кто-либо справлялся у дяди о здоровье его или тети, он неизменно отвечал: "оба мы плохи, оба мы собираемся умирать, оба мы готовимся к смерти". Один раз, когда дяде сказали, что тете плохо, он пришел и сказал: " не унывай, Господь милостив; Он даст тебе терпение пережить страдания и быть совсем здоровой". В ноябре, обедая вместе с тетей и двумя приезжими, дядя стал говорить им, что здоровье его совсем плохо. Тетя, желая ободрит его, сказала: "весной тебе бывает всегда лучше; придет весна -- поправишься"; на это возразил: " весной, ты говоришь? ты-то до весны доживешь, а я -- нет". Предсказание батюшки сбылось: он почил в декабре, она -- в мае. Когда незабвенный дядя 6-го декабря не имел уже сил совершать литургию, а приобщался каждое утро на дому, он приходил в комнату больной инфлуенцией тети -- со святой чашей и приобщал ее, говоря: "Господь мой и Бог мой! со страхом Божиим и верою приступи, прими тело и кровь Христовы, мир тебе, старица, поздравляю тебя". Последний раз батюшка пришел в комнату матушки 17 декабря утром, приобщил ее, а с 18-го он не покидал кабинета. В особенности после кончины дяди здоровье тети ухудшилось; стала быстро развиваться общая слабость, ног и руки стали совсем плохо работать, сердце начало постепенно сдавать. Сильно тосковала она по незабвенном почившем, не могла без слез слышать его имени; никак не могла осиротевшая тетя примириться с мыслью, что дяди не стало; она говорила окружающим: "мне все кажется, будто Иван Ильич не умер, а куда-то уехал, бывало, в Москву, и опять приедет". Незадолго до смерти, матушка увидела у одной знакомой брошь-портрет батюшки и неутешно заплакала, восклицая: " Иван Ильич, Иван Ильич", а когда стали утешать ее тем, что ему теперь блаженно хорошо, она сказала: "ему-то хорошо, а мне так тяжело без него, ведь 53 года все были вместе". Предчувствуя близную свою кончину, матушка часто, сидя в кресле, устремляла взоры на образ и говорила: "надо мне приготовиться, надо просить у Бога простить все мои грехи". Часто вспоминала она и утешалась словами незабвеннаго батюшки, нашего общаго предстателя пред Господом Богом сказанными им 17-го декабря, когда передали, что больная матушка очень горюет, не имея возможности, по болезни, придти в кабинет и ухаживать за ним: "скажи жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею". Эти слова все время ободряли страдалицу, утешали ее в долгих страданиях надеждею, часто после кончины своей батюшка не оставил ее, возьмет ее скоро к себе, встретит ее в обители небесной и предстательством своим доведет до престола Всевышняго. Обыкновенно тетя на ночь надевала подрясник дяди или спала, покрывшись им. Каждый раз, когда я ехала в Иоанновский монастырь, она всегда говорила мне:

"поклонись от меня дяде" и горько, неутешно плакала, Начинала у ней болеть сильно рука или нога, она сейчас-же просила помазать больное место маслицем с гробницы незабвеннаго Батюшки.



Глубоко верующая и религиозная, матушка только и надеялась на милосердие Божие и всем сердцем стремилась к спасению душевному. "Иван Ильич, благослови меня, помолись за меня", несколько раз в день просила тетя своего великаго супруга-пастыря, котораго, к ея горю, пришлось пережить. По кончине его, искренно со слезами молясь сама, тетя, по своему величайшему христианскому смирению, страшилась, что молитвы ея не скоро будут услышаны Господом, и всегда других просила молиться за нее. Когда я на ночь ежедневно уходила домой, то она, после вечерних пожеланий, постоянно говорила мне: "помолись за меня". Шла ли я ко всенощной или ко обедне, я всегда слышала из уст ея ту-же просьбу, идущую из глубины сердца: "помолись за меня", и я молилась за нее, как только умела.



Однажды днем, перед моим приходом, тете сделалось нехорошо, и тут она ничем не стала себя успокаивать, как только надеждой на милость Божию: "сегодня суббота, говорила она, Руфа пойдет ко всенощной и помолится за меня". Так велика была вера ея в силу молитвы вообще, что она даже по моему грешному молению надеялась получить облегчение.



Оканчивая этот краткий очерк, посвященный святой памяти незабвенной почившей, нельзя не остановиться с удивлением на дух ея отличительных чертах: крайнем смирении и кротости; в этих двух высочайших добродетелях христианских высказалось все величие ея души. Ни на кого не сердилась, ни на кого не имела злобы. Если кто и огорчал ее, делал ей неприятное, она безропотно сносила и от души прощала всем. На вопрос, обращенный к ней: "имеете-ли против кого вражду?" Матушка неизменно отвечала всегда одно и то-же: "нет, ни на кого". Прощая сама обиды, она и других учила поступать так; бывало скажет: " не сердитесь, Бог Сам укажет, кто виноват, а вы простите".



Никогда не позволяла себе тетя входить в дела великаго пастыря и молитвенника, никогда она не старалась выдвинуться и стать на ряду с ним; оставаясь постоянно в тени, она сияла отблеском его славы, она светилась отражением высоких христианских его добродетелей; как нежная сестра и любящая мать, она неустанно берегла общее сокровище, и больная, слабая, почти без ног, всех предупреждала, всех умоляла: " не шумите, батюшка отдыхает", "не принимайте пока никого, батюшка нездоров". Батюшка сам знал ея душу, высоко ценил в ней чистоту, кротость и смирение и так отзывался о ней: "жена у меня -- ангел". Все-ли знали, что за спиной великаго праведника, отца Иоанна, стоит охранительница его, -- готова душу положит за него! Если не знали этого тогда, пусть знают теперь и пусть искренно помоляться все за старицу чистую, страрицу кроткую, рабу Божию Езизавету!



Безпределная благодарность к тебе, чудная, самоотверженная мать-воспитательница, и вечная память о тебе, славная жена-девственница Светильника Земли Русской, -- да живут в нас, в наших детях и внуках!.
http://assumptionarticles.homestead.com/files/WIFE2webhtml.htm
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам ТРУДНО ЛИ БЫТЬ МАТУШКОЙ ВЕЛИКОГО БАТЮШКИ: ко дню памяти Елизаветы Константиновны Сергиевой протоиерей Геннадий Беловолов: 4 июня 2017
Http://otets-gennadiy.livejournal.com/292571.html
Сегодня - 4 июня (22 мая ст. ст.) - день памяти Елизаветы Константиновны Сергиевой - матушки Всероссийского батюшки, который в этом году совпал с праздником Пресвятой Троицы. В этот день мы обычно совершали паломническую поездку от Леушинского подворья в Кронштадт - в гости к матушке Елизавете. Читать полностью
 

Комментарии

arinali
6 июня 2017 года
0
valesir57 (автор поста)
6 июня 2017 года
+1
))
Serebryakova Marina
6 июня 2017 года
0
удивительно, что можно, читая, прикоснуться к их семье мысленно.
п.с. мне очень нравится наш петербургский монастырь -Иоанновский. Глеб был маленьким еще совсем, когда мы первый раз его посетили. И вот идем к мощам, а еще не представляем, где именно усыпальница устроена. А малыш, который едва ходил, но шел сам ножками, вдруг вырвал ручку и на коленочках пополз как младенчик к усыпальнице, безошибочно, раньше нас почувствовав его, святого! И там он довольно долго головенкой тыкался в пол. Потом встал и как ни в чем не бывало спокойно ножками пошел.
Да, душа детская более "настроена" на Бога и Его святых угодников.
valesir57 (автор поста)
7 июня 2017 года
0
Здравия и души спасения всем вам))
Serebryakova Marina
7 июня 2017 года
0
спасибо))
Елена Цымбал
7 июня 2017 года
0
valesir57 (автор поста)
7 июня 2017 года
0
)))
Светлана_С44
7 июня 2017 года
0
valesir57 (автор поста)
7 июня 2017 года
0
))
филарета
7 июня 2017 года
0
Великий пример для подражания современным матушкам.
valesir57 (автор поста)
7 июня 2017 года
0
Ориентир верный- а мера у каждого поколения своя- хотя, если вспомнить матушку Галину Соколову- недавно перечитывала ее рассказ- давала тут ссылку- склоняешься...

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам