Почему священники не носят обручальные кольца?
Исчерпывающий ответ дает иерей Андрей Чиженко.
Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня.
С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так…
Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои образ и подобие и опять усыновляет его.
Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности.
Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.
Священные одежды, в которые облачают новорукоположенного иерея, говорят о том, что Господь наш Иисус Христос будет покрывать его Своею благодатью и действовать его руками. Подризник – символ чистоты, епитрахиль – благодатных даров Святого Духа для совершения Таинств и богослужений, пояс – силы, поручи – символ уз Христовых и того, что руками священника действует Бог; фелонь (риза) – символ багряницы, уз, страданий Спасителя и одновременно знак того, что священник облечен во Христа. Это высочайшее и страшное служение: быть посредником между Богом и народом. Оно потребует у священнослужителя максимальных самоотдачи, самоотвержения и сил.
Потому брак для священнослужителя возможен только до рукоположения в сан. После Таинства Священства он – человек, посвященный Богу. Конечно, с «белого» батюшки не снимается забота о семье. Он должен опекать свою малую церковь. Но это является для него второстепенной задачей. На первом месте он – служитель Божий.
Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест. Вот Кому он принадлежит всецело.
Конечно, может возникнуть вопрос: а как же жена и дети? Но самое поразительное состоит в том (сужу по личному опыту), что чем ревностнее ты служишь Богу, тем благоприятнее микроклимат создается и у тебя в семье. Божья благодать каким-то дивным образом передается-изливается щедро и в священническую семью, скрепляя ее узами любви.
Так что хранительницей кольца батюшки является его матушка. Часто матушки, например, носят кольца своих супругов на руках или как украшение на шее.
Кроме того, в неношении священником кольца есть еще и чисто технический момент. Во время Литургии крошки Тела Христового или изъятые на проскомидии частички просфор могут забиться под кольцо и позже, не дай Бог, упасть на пол. И случится святотатство.
Так что, дорогие братья и сестры, смею надеяться, что несколько приоткрыл вам завесу над священнической жизнью. Поверьте мне, она удивительна!
Но самое, пожалуй, главное впечатление, которое я, как священник, вынес из своего скромного опыта, состоит в том, что Господь, как было сказано святому пророку Моисею при неопалимой купине, действительно Сущий, Живой. Каждый раз, когда предстою у Престола во время Божественной литургии или служу другие Таинства, я в этом убеждаюсь.http://pravlife.org/content/pochemu-svyashchenniki-ne-nosyat-obruchalnye-kolca
Иерей Андрей Чиженко
Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня.
С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так…
Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои образ и подобие и опять усыновляет его.
Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности.
Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.
Священные одежды, в которые облачают новорукоположенного иерея, говорят о том, что Господь наш Иисус Христос будет покрывать его Своею благодатью и действовать его руками. Подризник – символ чистоты, епитрахиль – благодатных даров Святого Духа для совершения Таинств и богослужений, пояс – силы, поручи – символ уз Христовых и того, что руками священника действует Бог; фелонь (риза) – символ багряницы, уз, страданий Спасителя и одновременно знак того, что священник облечен во Христа. Это высочайшее и страшное служение: быть посредником между Богом и народом. Оно потребует у священнослужителя максимальных самоотдачи, самоотвержения и сил.
Потому брак для священнослужителя возможен только до рукоположения в сан. После Таинства Священства он – человек, посвященный Богу. Конечно, с «белого» батюшки не снимается забота о семье. Он должен опекать свою малую церковь. Но это является для него второстепенной задачей. На первом месте он – служитель Божий.
Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест. Вот Кому он принадлежит всецело.
Конечно, может возникнуть вопрос: а как же жена и дети? Но самое поразительное состоит в том (сужу по личному опыту), что чем ревностнее ты служишь Богу, тем благоприятнее микроклимат создается и у тебя в семье. Божья благодать каким-то дивным образом передается-изливается щедро и в священническую семью, скрепляя ее узами любви.
Так что хранительницей кольца батюшки является его матушка. Часто матушки, например, носят кольца своих супругов на руках или как украшение на шее.
Кроме того, в неношении священником кольца есть еще и чисто технический момент. Во время Литургии крошки Тела Христового или изъятые на проскомидии частички просфор могут забиться под кольцо и позже, не дай Бог, упасть на пол. И случится святотатство.
Так что, дорогие братья и сестры, смею надеяться, что несколько приоткрыл вам завесу над священнической жизнью. Поверьте мне, она удивительна!
Но самое, пожалуй, главное впечатление, которое я, как священник, вынес из своего скромного опыта, состоит в том, что Господь, как было сказано святому пророку Моисею при неопалимой купине, действительно Сущий, Живой. Каждый раз, когда предстою у Престола во время Божественной литургии или служу другие Таинства, я в этом убеждаюсь.http://pravlife.org/content/pochemu-svyashchenniki-ne-nosyat-obruchalnye-kolca
Иерей Андрей Чиженко
Комментарии
Мне еще понравилось упоминание про одежду и символику, связанную с этим. Вот таких тонкостей и не знала.
частицы тела Христовы- всего лишь постная выпечка и не боле.Создателю абсолютно всё равно- упали крошки на пол или вы будете натирать ими свой палец под кольцом.а рассказать вам, уважаемый иерей Андрей Чиженко, как распределеятся помощь малоимущим при церкви? или кому достаются квартиры одиноких верующих старушек?
( ожидаемо занесение меня в ЧС. потому как ответить вам совершенно нечего, скорее всего.)
частицы тела Христовы- всего лишь постная выпечка и не боле.Создателю абсолютно всё равно- упали крошки на пол или вы будете натирать ими свой палец под кольцом.а рассказать вам, уважаемый иерей Андрей Чиженко, как распределеятся помощь малоимущим при церкви? или кому достаются квартиры одиноких верующих старушек?
( ожидаемо занесение меня в ЧС. потому как ответить вам совершенно нечего, скорее всего.)
↑ Перейти к этому комментарию
Поэтому Вам и непонятно. Оно может и дальше быть непонятным. А можно начать изучать и тогда оси проявятся. Но это исключительно по Вашей доброй воле. И последнее. Если Вам сложно воспринять эту информацию, Вы поаккуратнее с выводами. Конечно, физически колотушка с Неба на Вас по идее не должна упасть. Но это теоретически. А практически -может быть всё. Но даже если пропетляете сейчас, товарищи за левым плечом записали. Молча. Просто как факт. Потом уже не отвертеться будет. Так что из чисто шкурных своих интересов-лучше также молча пройти мимо. Хоть не запишут. Ну или спросить у тех, кто знает побольше нашего.
Хотя бы церковную культуру дальше будете передавать. Это тоже важно.
Может, у Вас сейчас этап переосмысления?
Но в любом случае, чувствуется, что Вы ищите. Это тоже чудесно!
Про колотушки и "товарищей" прошу прощения-Вы правы, для старушек и детей идеальные образы. А для взрослых-своя форма преподнесения. Не получается у меня толком объяснить. Ну значит, и браться не буду.
По поводу знающих людей-в городе, где живет моя мама...есть один очень знающий. Там в принципе много знающих, думающих. Много врачей-священников. Но наш епископ Боровичский -Владыка Ефрем-всегда открыт для общения. Не прячется. Можно придти в приемную, попросить дождаться его. Можно позвонить, договориться. Это удивительно. Обычно архиереи за 7 печатями, а здесь-вот, иди, спрашивай!
Вот сухая информация про него. Но если познакомиться с ним лично, информация начнет разворачиваться...https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ефрем_(Барбинягра)
Этот священнослужитель очень добрый. Очень.
Но повторюсь, и другие отцы, служашие в храме при монастыре-достойные!
Может сказывается именно та провинциальность в хорошем смысле этого слова. Может еще что. На исповеди священники очень внимательно разбирают проблемы и дают советы осторожно. Уходишь оттуда-как на крыльях летишь!
У нас в Санкт-Петербурге подобную работу вижу на Подворье Оптиной Пустыни. Монахи исповедают с полной отдачей себя. Иногда от масштаба проблем и внутренней из работы опускаются на стульчик, и с них течет рекой пот. В Казанском Соборе священники-ухххх! По большей части высокие, статные. Если призывают к чему-то, то хочется разом все бросить и бежать исполнять))) Иногда у меня поджилки трясутся)) и я четко понимаю, что приближаюсь к осознанию что такое Страх Божий.
Если хочется более семейного общения-так пожалуйста, приезжайте к нам в обычный спальный район СПб-Приморский. Храм Николая Чудотворца. Все священники семейные люди. Поговорят, объяснят. Все разные. Но такие удивительные!!!!
Например, когда один батюшка о.Игорь входит в храм, за ним люди невольно хороводом идут. Он прям изнутри сияет!!! А он смущается и норовит поскорее в алтарь))))
В общем, в Смоленске я ничего не знаю, а здесь у нас-соберетесь, приезжайте! У нас и правда хорошо)))
В любом случае от души желаю Вам помощи Божией, чтоб полегче Вам стало!
То мы ж не первые христиане, которые все же волей-неволей вырабатывали эту культуру, шаг за шагом.
Нет, я вижу людей, которые заходят в храм своей общиной, что-то там свое поют и тоже вещают про веру, свободную от условностей. Они из самочинных...
А как же церковное пение? А как же псалмы, дарованные на. на укрепление веры?
Ведь вот просто встать и стоять столбом посреди храма и верить, это же не вера как таковая? Ну я утрирую, но думаю, Вы меня поняли))
п.с. и Вам спасибо за диалог. Было приятно пообщаться. Грустно, что кто-то или что-то Вас отвернуло от храма...
частицы тела Христовы- всего лишь постная выпечка и не боле.Создателю абсолютно всё равно- упали крошки на пол или вы будете натирать ими свой палец под кольцом.а рассказать вам, уважаемый иерей Андрей Чиженко, как распределеятся помощь малоимущим при церкви? или кому достаются квартиры одиноких верующих старушек?
( ожидаемо занесение меня в ЧС. потому как ответить вам совершенно нечего, скорее всего.)
↑ Перейти к этому комментарию
частицы тела Христовы- всего лишь постная выпечка и не боле.Создателю абсолютно всё равно- упали крошки на пол или вы будете натирать ими свой палец под кольцом.а рассказать вам, уважаемый иерей Андрей Чиженко, как распределеятся помощь малоимущим при церкви? или кому достаются квартиры одиноких верующих старушек?
( ожидаемо занесение меня в ЧС. потому как ответить вам совершенно нечего, скорее всего.)
↑ Перейти к этому комментарию
Вы ведь сами все понимаете. И степень Вашего неразумения, и желание поглумиться. Но здесь это неуместно.
Про священство женщины даже говорить не приходится, ибо в православии этого нет...
Монашество-да. А вот женщина без кольца и такие мысли-этого просто быть не может.
П.С. а вообще кольца-то есть у вас с мужем. Обручальные?
судить, конечно, не возьмусь. Но вы не священники, это точно))
я подумала, что вдруг муж у Вас только что рукоположенный. А Вы его жена, исходя из Вашего комментария. Но раз Таинства рукоположения не было, то беспокоиться и вопрошать Вам нечего)))
Поэтому иногда все же важны условности. Но и они не превыше Духа Святого. Который получили в дар первые апостолы. И вот в Таинстве руколожения этот Святой Дух и сходит. Это именно что Таинство. А просто полагать, что "я проповедую и исцеляю", эдак можно и доисцеляться, что потом сам не встанешь с постели в один прекрасный день. В Таинстве исключено инородное сошествие. Тогда как миряне могут приобрести всяких лукавых духов, заставляющих впадать в прелесть, если будут сильно замахиваться на исцеление.
Тут осторожно надо. И лучше в союзе с пастырем. Священником. Ну так, опять же, из чисто шкурных интересов, дабы не впасть не туда.
Безусловно, были подвижники и подвижницы, которые стяжали Дух Святой иным способом. Вот хоть Марию Египетскую вспомнить. Но она столько лет молитвенно трудилась! Столько сил положила. Нам бы хоть отдаленно походить на нее в молитвенном усердии.
Титул и звание-Вы правы, не имеет значения. Вон Спиридон Тримифунтский был епископом! А на архиерейский собор пришел в пастушьей шапочке. Прост он был в обращении всегда и помогал от чистого сердца быстро и верно. А титулы-большая ответственность. Вот не зря святая (она даже Преподобная!) Мелания Римляныня отказалась быть игуменией основанного ею монастыря, именно чтоб не впадать в прелесть и не терять того, что приобрела. Хотя могла бы земную жизнь провести и в чести и в богатстве. Но предпочла другое. Мало того, помогая людям, уклонялась от благодарности и собственного признания. Всегда при помощи стороннего предмета переносила свою силу помощи на других. Чтоб не почитали ее и цеплялись как за целительницу.
Поэтому да, Вы миллион раз правы, никакие регалии не могут нас возвысить в глазах Бога.
Вам спасибо за разговор!
Вы ведь сами все понимаете. И степень Вашего неразумения, и желание поглумиться. Но здесь это неуместно.
↑ Перейти к этому комментарию
Если Ваш интерес искренен, то Вам нужно к ученым православным обратиться. Они разъяснят. Или на жизненном пути встретить ТАКОГО священника, который одной фразой передаст Вам глубину той Любви, которая основа основ этого мира и всего.А так как Вы сообщаете миру, что Вам не интересно, то бегать за Вами никто не будет. За руку в храм тащить тоже не будет.
А вот "придуманная удобная система", как Вы полагаете, совсем и неудобная. Очень трудная. Со стороны вообще может показаться, что православные-люди странные. Это трудная вера. Правда. Но радостная!
А чтобы "церковный протокол" был понятен, его надл изучать. Вы же когда-то и читать не умели. Но научились. Плохо, что Вас с толчков а спину начали обучать. Но теперь возможен другой вариант постижения. Было бы желание!
П.С. а скажите, если Вы бесплатно помощь получаете, то десятину жертвуете как-то по-особому?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: