Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Может ли женщина всегда посещать храм?

Павел, патриарх Сербский

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)?
Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, "аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити к Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы", ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом. При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9, 20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено. Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой "приключилось обычное женам" причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же "приняла Св. Тайны".

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т. е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут "приступать к Святой трапезе" в действительности означают - причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью.

Так же об этом думает и преп. Никодим Святогорец, говоря: "Только не дозволяется приближаться к святыне над святынями, то есть причащаться святыни тому, кто не чист душею и телом, каковы и суть женщины в месячном очищении". Значит, иначе говоря, в старое время для причащения все верные входили в алтарь пред Честную трапезу, даже женщины, как говорит Вальсамон: "Похоже, что в старину женщины входили в алтарь и причащались со Святой трапезы". То же говорит и Матфей Властарь в своей Синтагме: "Но такая (женщина) теперь не только из алтаря, в который ей в старину было дозволено входить, но и из храма, и места пред храмом изгоняется".

В Ветхом завете у евреев, женщина, которая имеет истеченiе крови, текущей из тела ея, отделялась от остальных, потому что всякое прикосновение к ней в это время означало для них культовую, молитвенную нечистоту (Лев 15, 19). Так же было и в продолжении 40 дней после рождения ребенка мужского пола и восьмидесяти дней после рождения ребенка женского пола (Лев 12, 2-5). И у других древних народов существовало подобное отношение к женщине в этом состоянии.

В Новом завете на этот предмет смотрят по другому. Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми. Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы "не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы,... по необходимости естественной".

Понятно, что особенно в среде верных из евреев нельзя было легко и быстро преодолеть ветхозаветный взгляд на культовую нечистоту женщины, тем более что появлялись и ложные учения разных еретиков, имевших неправильный взгляд на женщину и, в связи с ней, на брак, рождение и т. д. Так, древний христианский памятник, Апостольские Постановления, остро полемизирует с одним таким воззрением, согласно которому от женщины во время менструации Дух Святой удаляется, а приходит дух нечистый, и поэтому она тогда не должна ни молиться, ни дотрагиваться до Священного Писания, ни читать его, ни слушать, как читают и т. д. Приведя это ошибочное учение, памятник дает следующее наставление женщинам: "Поэтому отвратись от праздных речей, о жено, и поминай всегда Бога, сотворившего тебя, и молись Ему, ибо Он Господь твой и всех. И учи Его законы, не смотря ни на физическое очищение,... ни на роды, ни на выкидыш, ни на нечистоту телесную, ибо таковая осмотрительность есть изобретение глупых людей, ума не имеющих. Ибо ни погребение человека, ни мертвые кости, ни гроб, ни какая-либо пища, ни ночное истечение не может осквернить человеческую душу, но только нечестие и беззаконие по отношению к Богу и неправда по отношению к ближнему, т. е. хищение, говорим, или насилие, или нечто противное справедливости по отношению к нему, прелюбодеяние и блуд". Столкнувшись с этим самым ошибочным учением, святой Дионисий, чтобы охранить от него верных, в приведенном правиле наставляет, что женщины, в каком бы то ни было состоянии, могут молиться.

Во всяком случае, на основе приведенного ветхозаветного воззрения на культовую нечистоту женщин в менструации, равно как и ответа трех епископов, позже дошло до такой точки зрения, что они не должны приходить в церковь на общую молитву в этом состоянии, а также в продолжении сорока дней после родов и выкидыша. Вероятно, что на такое отношение повлияла и возможность случайным истечением крови осквернить храм, который потребовалось бы освящать. А возможно и из-за запаха, который издает материя очищения при разложении. На вопрос: Почему не только в Ветхом законе, но и по словам Отцов месячное очищение женщины считается нечистым? - преп. Никодим Святогорец приводит три причины: 1) из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как например, из уха, носа, мокроту при кашле и т. д.; 2) это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, т. е. нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько нечисты грехи, которые мы творим по своей воле; 3) Бог называет нечистотой месячное очищение женщин (и это есть поистине единственная и главная причина), чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними, когда они имеют месячное очищение, как говорит Феодорит, как из-за достоинства мужского и почитания женщины, как говорит Исидор (Пелусиот), так и ради почитания Закона и естества, согласно Филону, а главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях".

Мы видели, что, по словам Властаря, женщины в старину входили в алтарь для причащения в этом состоянии. Опосредовано это, т. е. что они (или хотя бы некоторые из них) приходили в церковь и приступали к Святому причащению, доказывают и вопросы, заданные святому Дионисию и Тимофею. Но и после этого, когда вышло определение о том, что они тогда не могут причащаться, они приходили в церковь на молитву, как дает понять канонист Вальсамон (ХII в.), говоря, что, в особенности в женских монастырях, женщины с месячным истечением приходили в церковь и, поскольку не могли причаститься, стояли на паперти и молились Богу. Он был против этого их присутствия и стояния на паперти, и говорил, что не следовало бы им вообще приближаться к храму. Той же точки зрения придерживался и Матфей Властарь, как мы уже показали. Подобное отношение выражает 64 правило Номоканона в Великом Требнике. Из литургистов С. Булгаков говорит, что по церковным правилам (не называя каким) женщина в период месячного или послеродового очищения не должна входить в храм и причащаться. Его точку зрения дословно повторяют прот. В. Николаевич и проф. д-р Л. Миркович, ссылаясь на 2 правило святого Дионисия и на 7 правило Тимофея Александрийского.
Мы считаем, что эти частные мнения Вальсамона и приведенных авторов, или мнения их современников об этом предмете, не подтверждены никаким высшим авторитетом - Вселенским или Поместным собором - и не могут рассматриваться как позиция всей Православной Церкви. Тем более, что мы знаем, что Церковь позволяла, с глубокой древности, стоять у паперти и еще некрещенным (оглашенным), равно как и некоторым степеням кающихся, т. е. тем христианам, которые после крещения во время гонений пали и отреклись от Христа, или учинили убийство, прелюбодеяние, либо другие тяжкие грехи, "чтобы они, - как говорит святой Симеон Солунский, - слушанием и смотрением участвовали в божественном, устами и языком исповедовали веру и пели благочестивые слова."

Не может быть, чтобы Церковь поступала строже в отношении женщин в афедроне, нежели в отношении нравственных преступников, и не дозволяла бы им, чтобы они слушанием и смотрением "участвовали в божественном", в исповедании веры и пели благочестивые слова. Это подтверждало бы и точку зрения преп. Никодима Святогорца, который, со ссылкой даже на Вальсамона, говорит, что женщины и в это время могут молиться, "будь то наедине в своем доме, будь то на паперти храма, моля Бога и прося помощи и спасения у Него".
Поэтому я полагаю, что из приведенного правила святого Дионисия можно с уверенностью заключить только, что женщина во время менструации не может причащаться. Добавленное указание, что женщины могут молиться всегда, и в том, и в другом состоянии, я полагаю, значит прежде всего, что он говорит, чтобы им для молитвы не было бы запрещено приходить в церковь. Тем более, что он приводит пример кровоточивой жены из Евангелия, которая пришла ко Господу и дотронулась до края Его одежды, а не до Его тела, что для святого Дионисия служит доказательством того, что во время менструального периода нельзя причащаться. Еще определеннее это можно было бы заключить из указания упомянутого древнехристианского памятника, Апостольских Постановлений, в котором также приводится пример кровоточивой жены и подчеркивается, что Спаситель на этот ее поступок "не оскорбился, и даже не обвинил ее, но напротив, исцелил, сказав: Вера твоя спасе тя". Этот поступок Спасителя ясно говорит нам, что "Бог не гнушается телесного очищения, которое Он дал женщинам раз в тридцать дней, соответственно телесному составу, и они ослабевают телесно, и обычно сидят в доме". В заключение памятник обращается к мужчинам, предписывая: "И к женщинам, при телесном очищении, мужчины да не входят, заботясь о потомстве. Ибо Закон предписывает: к женщине, когда она в афедроне, не входи, и не сходись с беременными. Ибо это делается не ради рождения ребенка, а для наслаждения. Но не подобает, чтобы любитель Бога был любителем наслаждения".

Несомненно, что святому Дионисию и Апостольским Постановлениям руководством к позиции по этому вопросу послужило евангельское событие и отношение Господа к кровоточивой женщине, этим же должны руководствоваться и мы. Поскольку кровоточивая женщина по Моисееву Закону также была нечиста, и не смела никого касаться (Лев 15. 25), в поступке Спасителя по отношению к ней для нас имеет особое значение: 1) то, что женщина коснулась не тела Христова, но края Его одежды; 2) она сделала это не где-то наедине, но в толпе народа, собравшегося вокруг Него; 3) хотя она по Закону была нечиста, Господь из-за ее поступка не прогнал ее ни от Себя, ни из общества, но похвалил ее веру и исцелил ее.
В толковании этого события у отдельных святых Отцов и церковных писателей виден тот же самый подход. По Оригену, Господь исцелил кровоточивую, "чтобы показать, что никто из имеющих болезнь без своей вины не нечист перед Богом, призывая ее Закон праобраза перевести в духовное созерцание. Он называет ее дщерью, ибо она стала (ею) верою. Потому она и была исцелена, ибо услышала: Вера твоя спасе тя. По святому Иоанну Златоусту, кровоточивая не приступила ко Христу с дерзновением, "потому что стыдилась болезни своей и почитала себя нечистою. Если женщина во время месячного очищения почиталась нечистою, то тем более могла почитать себя таковою страждущая такою болезнью. Болезнь эта по Закону почиталась весьма нечистою". В дальнейшем изложении, на вопрос: Почему Христос открывает ее исцеление многим? - святой Иоанн приводит следующие причины: "Во-первых, Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во вторых, исправляет ее, потому что она думала утаиться. В третьих, открывает всем веру ее, чтобы и другие соревновали ей. Да и показать, что Он знает все, есть столько же великое чудо, как остановить течение крови". Следовательно, Он не обличает ее как нечистую, но успокаивает и веру ее ставит в пример, что подчеркивает и Зигабен, говоря: "Не бойся ни Меня, ни Закона, ибо ты прикоснулась веры ради, а не из презрения (Закона)".

В духе приведенного евангельского и канонического подхода я считаю, следовательно, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Вне этого процесса, женщина, также как и остальные, должна всячески стараться приходить физически чистой на общую молитву, тем более к Причастию. Но еще больше она должна трудиться над чистотой души, над украшением потаеннаго сердца человека, въ неистленiи кроткаго и молчаливаго духа, еже есть предъ Богомъ многоценно (1 Петр 3, 4).

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься. После родов, в отношении необходимых молитв для входа в церковь и воцерковления младенца необходимо и далее придерживаться предписаний Требника.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Может ли женщина всегда посещать храм?
Павел, патриарх Сербский
Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)? Читать полностью
 

Комментарии

врачик
24 марта 2011 года
+1
Спасибо за подробное объяснение.
pru
24 марта 2011 года
+1
У меня есть знакомый батюшка...который говорит что в церковь еще как можно ходить...но вот к иконам прикладываться и причастие делать нельзя!
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
0
pru пишет:
...но вот к иконам прикладываться
Спросите у него, на основании чего такой запрет?
pru
25 марта 2011 года
0
Хорошо спрошу....спасибо
Ира Иванова
24 марта 2011 года
0
Я в храм всегда хожу , не смотря на эти дни , просто не прилаживаюсь к иконам и не целую крест .
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
0
Ира Иванова пишет:
просто не прилаживаюсь к иконам и не целую крест
А в чем проблема?
Ира Иванова
25 марта 2011 года
0
Проблема в том , что когда женщина в нечистоте , то нельзя прикладываться к иконам !
Михей (автор поста)
25 марта 2011 года
+1
Ира Иванова пишет:
Проблема в том , что когда женщина в нечистоте , то нельзя прикладываться к иконам !
Пожалуйста, не поленитесь, прочитайте статью выше.
КРЫМСКИЙ ПЕРСИК
25 марта 2011 года
0
Так почему же в книге "Подготовка к исповеди" написано:" Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.
Прости мя, честный отче.".Значит ли это,что книга,купленная в церковной лавке,вводит в заблуждение?
Михей (автор поста)
26 марта 2011 года
0
КРЫМСКИЙ ПЕРСИК пишет:
Так почему же в книге "Подготовка к исповеди" написано:" Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися
А с чего вы взяли, что речь идет о месячной нечистоте? Тем более, что там стоит "согрешил", а мужчина к КД отношения не имеет.
o homutova
26 марта 2011 года
0
а значение еще имеет: замужняя или незамужняя?
Михей (автор поста)
28 марта 2011 года
0
o homutova пишет:
а значение еще имеет: замужняя или незамужняя?
Не понял.
КРЫМСКИЙ ПЕРСИК
26 марта 2011 года
0
В ответ на комментарий Михей
КРЫМСКИЙ ПЕРСИК пишет:
Так почему же в книге "Подготовка к исповеди" написано:" Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися
А с чего вы взяли, что речь идет о месячной нечистоте? Тем более, что там стоит "согрешил", а мужчина к КД отношения не имеет.

↑   Перейти к этому комментарию
Михей пишет:
Тем более, что там стоит "согрешил"
-а в скобочках пишут -(ла)-это я не дописала.Тогда что такое для мужчины дерзать ходить в нечистоте в храм?
Михей (автор поста)
28 марта 2011 года
0
КРЫМСКИЙ ПЕРСИК пишет:
Тогда что такое для мужчины дерзать ходить в нечистоте в храм?
Когда я неумытый, с дурным запахом из рта, в грязной одежде, с грязью под ногтями. Думаю, что продолжать нет смысла.
Ира Иванова
26 марта 2011 года
0
И еще вопрос , можно ли подносить ребенка к причастию если я в нечистоте ?
Михей (автор поста)
28 марта 2011 года
0
Ира Иванова пишет:
можно ли подносить ребенка к причастию если я в нечистоте ?
Да, можно.
Елена-пена
2 апреля 2011 года
0
Если для всей церкви законы и порядки одинаковые, то почему во многих местах до сих пор считается что приходить в церковь в такие дни нельзя? Или не все священнослужители знакомы с Новым заветом?

Вот у меня ещё вопрос не много не относящийся к этой теме: а почему женщинам нельзя приходить в храм в брюках? Неужели так это важно, ведь главное что у женщины в душе, в сердце, в мозгах?! Ведь все заветы писались в другие времена, а за последние годы одежда ОЧЕНЬ изменилась и брюки давно уже стали женской одеждой.....
Михей (автор поста)
4 апреля 2011 года
0
Елена-пена пишет:
почему во многих местах до сих пор считается что приходить в церковь в такие дни нельзя?
Я сам не могу понять. То ли это необразованность, закомлексованность, зациклинность на "традициях" и "обычаях" или просто нежелание понять простые вещи. Все же просто:ни одного канона по поводу запретов нет, наоборот, есть четкая позиция многих авторитетов и столпов Церкви - святых отцов по поводу "нечистоты".
Елена-пена пишет:
Или не все священнослужители знакомы с Новым заветом?
Знакомы, а воз и ныне там.
Елена-пена пишет:
а почему женщинам нельзя приходить в храм в брюках?
Есть традиции, к которым люди привыкли. Главное, чтобы одежда не была вызывающей. Брюки бывают разные и юбки тоже.
Я понимаю, что брюки не мешают спасению, но привычнее видеть женщину (в храме) в юбке.
Елена-пена
4 апреля 2011 года
0
Михей пишет:
Я понимаю, что брюки не мешают спасению, но привычнее видеть женщину (в храме) в юбке.
А вот я живу на Крайнем Севере, за Полярным кругом, у нас почти всегда холода и ветра, не идти же в храм в капроне????
Ставрос
4 апреля 2011 года
+1
Елена-пена пишет:
не идти же в храм в капроне????
Я никогда не могла понять, почему женщины считают, что в брюках теплее, чем в юбке? Я ходила и в том и другом и знаю, что тепло даёт не модель одежды, а материал, из которого она пошита. Можно одеть тёплую длинную юбку и колготки не 20, а 100 ден.
Елена-пена
5 апреля 2011 года
+1
Это потому что Вы живёте в Ростове-на-Дону, потому Вам и не понятно, а у нас бывают страшные шторма, и сильный ураганный ветер, и никакие юбки не спасают...
врачик
5 апреля 2011 года
0
Елена-пена пишет:
страшные шторма
Люди могут испугаться...
pru
5 апреля 2011 года
0
В ответ на комментарий Елена-пена
Это потому что Вы живёте в Ростове-на-Дону, потому Вам и не понятно, а у нас бывают страшные шторма, и сильный ураганный ветер, и никакие юбки не спасают...

↑   Перейти к этому комментарию
Я с вами согласна!!!здоровье женщины важнее...
Михей (автор поста)
5 апреля 2011 года
+1
pru пишет:
здоровье женщины важнее...
Без сомнения.
врачик
4 апреля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Елена-пена
Михей пишет:
Я понимаю, что брюки не мешают спасению, но привычнее видеть женщину (в храме) в юбке.
А вот я живу на Крайнем Севере, за Полярным кругом, у нас почти всегда холода и ветра, не идти же в храм в капроне????

↑   Перейти к этому комментарию
Елена-пена пишет:
я живу на Крайнем Севере, за Полярным кругом, у нас почти всегда холода и ветра, не идти же в храм в капроне
А зачем в морозы ходить в капроне?
Длинная юбка, высокие сапоги - и тепло!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам