Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

К международному женскому дню: игумен Нектарий (Морозов). Вопрос о ребре.

ВОПРОС О РЕБРЕ

Женщина в Церкви… Сколько же противоречивых мнений приходится слышать, причем, как от одной, заинтересованной стороны, так и от другой — ничуть не менее заинтересованной. И в данном случае — стоило только нам заговорить на редакционной планерке о Неделе Жен-Мироносиц, как стало очевидно: есть необходимость в разговоре более основательном…

«Инструмент для становления души»

Вот весьма красноречивая цитата из письма, пришедшего на электронный адрес нашего сайта с вопросом к Правящему Архиерею — Митрополиту Лонгину.

«Как правильно понимать учение Священного Писания: "От жены начало греха и через нее мы все умираем" (Сир.25-27); "Горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею" (Еккл.7-26); "Женщина есть красиво окрашенное естественное зло" (блж. Августин), "Хорошо человеку не касаться женщины" (1 Кор.7-2); "... лучше не жениться" (Мф. 19-11)? Сказано, что женщина оскверняет человека (см.: Откр. 14-4) и т. п.. При многолетнем изучении Священного Писания у меня сложилось свое понимание этого вопроса. Получается, что основная цель сотворения женщины не служить делу чадородия, потому что Бог может и из камней создать детей (см.: Мф.3-9), а быть инструментом для становления души человека, который зачастую вместе с демонскими силами создает препятствия на пути к Богу: соблазны, страсти, искушения и почти все другие грехи происходят через женщину. Поэтому ли в Писании женщине отводится второстепенная роль?».

Мне это письмо попалось на глаза после долгого разговора с одной девушкой, которая совершенно всерьез утверждала, что одной из причин, препятствующих ей жить церковной жизнью, является отношение Православия к женщине как к существу второго сорта, существу, наделенному исключительно служебными, и притом в большей степени отрицательными функциями. Мне подобная постановка вопроса казалась абсурдной, однако собеседница стояла на своем и потому мне пришлось потратить немало времени и сил для того, чтобы убедить ее в том, что предложенный ею взгляд на женщину отнюдь не является точным изложением учения Церкви. Прочитав же присланный к нам на сайт вопрос, я, грешным делом, подумал: не автор ли сего послания знакомил эту девушку с основами Православия?

Но шутки шутками, а на самом деле таких людей немало: и тех, кто совершенно уверен, что все прочитанное ими в Священном Писании о женщине свидетельствует о ее «второсортности» и «неполноценности» и, сильнее скажем, «вредоносности». И тех, кто так же совершенно убежден в том, что в «такой Церкви» ему (точнее, конечно, ей) делать нечего…

Священное Писание следует читать вдумчиво, не вырывая отдельные фразы из контекста, иначе легко либо впасть в какую-нибудь ересь или же изобрести свою собственную, пусть и повторяющую отчасти прежде бывшие. Так же вдумчиво нужно читать и творения святых отцов.

Что говорит о появлении женщины книга, в которой описывается творение всего ныне существующего? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27). Не его только, а их. А вот, словно печать, приложенная к сотворенному: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Где здесь речь о женщине, как о зле, как о чем-то низменном, несущем в себе угрозу? Нет ни слова. Да и не может быть. Потому что тут же говорится и о намерении Божием: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Не инструмент искушения, не препятствие на пути к Богу, а помощника. Причем — соответственного ему, то есть — такого же, как он.

Есть «богословы», которые усматривают «неполноценность» женщины в том, что она сотворена из ребра, то есть вторична по своему происхождению. Но не в гораздо ли большей степени в этом можно увидеть единство человеческой природы, ее общее начало? То, что выражено первым богословом, Адамом, в то время, когда ум его еще не был помрачен грехопадением: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 23-24).

Можно ли обвинять женщину в том, что именно из-за нее произошло отпадение первозданного человека от своего Создателя, что именно к ее сердцу нашел изначально доступ враг? Но и Адам ел запретный плод. И неужели кто-то решится доказывать, что сам, без Евы, он бы не стал этого делать? Разве элементарный жизненный, не говорю уже аскетический, опыт не показывает, что очень и очень часто мужчина согрешает, влекомый к тому или иному пороку не женщиной, а собственной гордостью, тщеславием, страхом, малодушием и корыстолюбием? И если принять, что Адам был в их отношениях с Евой «старшим», что он был главой этой первой в истории человечества семьи (а принять такую данность с необходимостью надо, поскольку исторически, да и онтологически она достоверна, даже если это и совсем не нравится феминисткам), то ведь именно потому-то он и ответственен не только за себя, но и в той же практически мере за свою младшую половину. За свое ребро, в конце концов.


Пустой спор

К слову сказать, этот вопрос — о том, кто «старший» и кто «младший» или же «кто главнее» — для нашего характерного спутанностью понятий и явлений времени очень актуален и служит предметом непрекращающихся дискуссий. Тут, безусловно, инициатива принадлежит уже не превратно понимающим Писание, но все же православным людям, а всевозможным борцам за всевозможные права. Стоит, впрочем, остановиться на том, что данный спор стал возможным сравнительно недавно. И не потому, что прежде женщина была настолько задавлена и забита, а просто в силу того, что жизнь — более простая и естественная — все расставляла по своим местам сама.

Мужчина, выходящий на охоту на крупного зверя, могущего убить и покалечить — это что, реализация права или следствие необходимости? Или надо было женщинам эту «привилегию» предоставить? Нет, конечно. Поэтому и заведование домашним очагом следствие не ссылки, а необходимости, закономерного «разделения труда». Мужчина-охотник, мужчина-воин — это естественно. Так же естественно, как и женщина-мать, женщина у очага или у плиты.

Сегодня жизнь стала иной — но не принципиально, а по внешним своим характеристикам. Появилось множество профессий, которыми с равным успехом могут заниматься как мужчины, так и женщины. Есть масса ресторанов и кафе, где можно позавтракать/пообедать/поужинать, магазинов, где продается все необходимое для питания и быта, существуют, наконец, различные кухонные агрегаты, которые с утра запрограммируешь, а к вечеру получишь готовый ужин. Это все до известной степени уравнивает возможности и, конечно же, права. Но… не делает мужчину женщиной и женщину мужчиной. Не должно делать, по крайней мере. Потому что при единстве природы есть Богом определенные различия. Не только в области физиологии, но и в устроении душевном. А если не так, то зачем было Господу творить Адама и Еву, не довольно ли было бы одного человека (а детей — из камней, как предлагается)? Именно в этих различиях — основание гармонии, при которой сила компенсирует слабость, мягкость сводит на нет разрушительность жесткости, ум соединяется с сердцем… Почему и говорят порой о семейной жизни, как о соединении двух половинок. И ребро в этом контексте — не образ уничиженности, а образ близости к сердцу. Это в идеальном, разумеется, случае, когда замысел Божий реализуется, а не искажается. Есть сегодня масса и других «моделей», и «вариантов нормы», но о «вариантах» сейчас речь не идет.


«Красиво окрашенное зло»…

Однако вернемся к вопросу не о правах, а о том, почему и в Писании, и у отцов можно порой найти очень нелестные отзывы о женском поле. Некоторые из них приведены и в процитированном выше письме. Их как объяснить? На самом деле — не так сложно, как кажется.

После грехопадения все извратилось, пришло в состояние несоответствия своему первоначальному предназначению. И то, что Господь дал человеку как благо, стало обращаться ему в погибель. В том числе — и его «помощница». Но не в ней суть. Как суть и не в силе, и не в золоте, и не во власти как таковых, а в превратном, неправильном, страстном отношении к ним. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 14). А все остальное — лишь внешние поводы. И стоит устранить один, как эта самая похоть находит себе множество других. Наполненные же некой «отрицательной экспрессией» высказывания о женщине некоторых книг Священного Писания (преимущественно — неканонических) и святых отцов — лишь стремление отвратить человека от греха, а не от женщины как таковой. Впрочем, у некоторых подвижников есть подобные же высказывания и о мужчине. Святитель Василий Великий, например, в своем монашеском уставе указывает неоднократно на то, каким искушением является мужчина для женщины…

…Так что нет ни «первого сорта» человека, ни «второго», и ни сильный пол, ни слабый не зло сами по себе, как и ничто из Богом сотворенного. И во всем царит удивительная, проницающая собой мир премудрость. Женщина взята от мужчины и создана из его ребра, но мужчина по закону естества происходит на свет от женщины… Ева первая пала, вкусив по совету змия запретный плод, но Пречистая Дева Мария, став Матерью воплотившегося Бога, оказалась вознесенной превыше всех небожителей — как святых мужей, так и Бесплотных сил. И ученики Христовы донесли до нас Его учение в Писании Нового Завета, а жены-мироносицы, когда ученики рассеялись «страха ради иудейского», пошли послужить последний раз любимому Учителю, не боясь ни иудейских начальников, ни римских стражников.

http://igumen-nektariy.livejournal.com/192816.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам К международному женскому дню: игумен Нектарий (Морозов). Вопрос о ребре.
ВОПРОС О РЕБРЕ
Женщина в Церкви… Сколько же противоречивых мнений приходится слышать, причем, как от одной, заинтересованной стороны, так и от другой — ничуть не менее заинтересованной. И в данном случае — стоило только нам заговорить на редакционной планерке о Неделе Жен-Мироносиц, как стало очевидно: есть необходимость в разговоре более основательном… Читать полностью
 

Комментарии

arinali
7 марта 2016 года
+1
Andreas_Sch
7 марта 2016 года
-1
Конечно, в западных странах о 8 марта как женском дне почти не слышали - есть День матери, а для православных неслучаен ряд совпадений, в том числе 8 марта, которые не имеют ничего общего с настоящим почитанием стоявшей за Богоизбранный народ благочестивой царицы Эстер.
Начало Первой мiровой войны 1 августа - по иудейскому календарю 9 ав, День памяти и скорби, разрушение Первого и Второго Храма.
Арест Царской Семьи 8 марта 1914 года - 14 адар, праздник Пурим.
Ритуальное убийство Царской Семьи (не расстрел) 17 июля 1918 г. - накануне Дня памяти и скорби 18 июля.
Мария Травкина (автор поста)
8 марта 2016 года
0
Andreas_Sch пишет:
а для православных неслучаен ряд совпадений,
А я бы не говорила за всех православных. Да, Кураева я тоже читала на эту тему - и? Сегодня этот праздник наполнен несколько иным содержанием. Кто желает - празднует, кто не желает - не празднует. И вообще, статья-то не об этом...
Andreas_Sch пишет:
Ритуальное убийство Царской Семьи
В нашей группе не разрешается воспроизводить писания псевдоправославных сайтов типа "3 рим".
Andreas_Sch
9 марта 2016 года
0
Мария, я понимаю, что Вы эту информацию прочитали на псевдоправославном сайте. Но он не является первоисточником.
1) Версия о ритуальном убийстве существовала задолго до появления Интернета, ее рассматривал и сам следователь Соколов. Не могли быть случайными выбор даты и времени, условия содержания, осмысленные каббалистические знаки на стене подвала Ипатьевского дома, цитата из Генриха Гейне с утвердительным смыслом без модальной частицы "aber".
2) Известный современный историк, праправнук одного из четырех верных Царских слуг повара Ивана Харитонова Петр Валентинович Мультатули, ранее служивший следователем МВД, написал замечательную книгу "Свидетельствуя о Христе до смерти... Екатеринбургское злодеяние - новое расследование". Этот труд лично прочитал Святейший Патриарх Алексий II и выразил автору письменную благодарность, факсимиле которой с почерком покойного Предстоятеля Русской Православной Церкви мы можем увидеть в изданиях книги. Петр Мультатули показал весьма убедительно, что убийство совершалось именно холодным оружием, было ритуальным, долгим и мучительным. Свидетельством тому многие документы, а также сравнительные таблицы показаний названных советской версией участников цареубийства, где эти люди в своих воспоминаниях путались, называя разные виды оружия и количество выживших после первого залпа. Также имена цареубийц, судя по этим показаниям, не совпадают со списком советской версии.
Статьи и интервью Петра Мультатули публикуются на pravoslavie ru.
Мария Травкина (автор поста)
10 марта 2016 года
-1
И?
Даже если принять всё написанное Вами за правду (а всё сие требует проверки, ибо на покойного Предстоятеля выливали и выливают массу клеветы), остаётся ещё сомнительная фигура Мультатули.
Впрочем, не буду настаивать. Охота верить всему, что пишут - верьте. Только тут не надо распространять.
Кстати, в иудаизме нет ритуальных убийств.
Andreas_Sch
10 марта 2016 года
0
Справедливо ли вешать ярлыки, называя сомнительной фигурой того, чьи труды Вы не читали?
Если бы письменная благодарность Святейшего Патриарха Алексия II была подделкой, на главном портале Русской Православной Церкви pravoslavie ru давно бы появилось соответствующее опровержение. Однако книга "Свидетельствуя о Христе до смерти..." издавалась неоднократно еще при жизни Патриарха Алексия.
Статьи автора публикуют на портале. На официальном сайте Русской Православной Церкви patriarchia ru также есть ссылка на фамилию автора www patriarchia ru /db/text/696892 html
Петр Мультатули отстаивает версию о ритуальном убийстве холодным оружием, но вовсе не приписывает это иудеям, а говорит о том, что это сделали сатанисты мирового масштаба.
У автора отмечено, что в ортодоксальном иудаизме ритуальных убийств нет.
doksn
8 марта 2016 года
+2
В ответ на комментарий Andreas_Sch
Конечно, в западных странах о 8 марта как женском дне почти не слышали - есть День матери, а для православных неслучаен ряд совпадений, в том числе 8 марта, которые не имеют ничего общего с настоящим почитанием стоявшей за Богоизбранный народ благочестивой царицы Эстер.
Начало Первой мiровой войны 1 августа - по иудейскому календарю 9 ав, День памяти и скорби, разрушение Первого и Второго Храма.
Арест Царской Семьи 8 марта 1914 года - 14 адар, праздник Пурим.
Ритуальное убийство Царской Семьи (не расстрел) 17 июля 1918 г. - накануне Дня памяти и скорби 18 июля.

↑   Перейти к этому комментарию
Andreas_Sch
9 марта 2016 года
0
В ответ на комментарий Andreas_Sch
Конечно, в западных странах о 8 марта как женском дне почти не слышали - есть День матери, а для православных неслучаен ряд совпадений, в том числе 8 марта, которые не имеют ничего общего с настоящим почитанием стоявшей за Богоизбранный народ благочестивой царицы Эстер.
Начало Первой мiровой войны 1 августа - по иудейскому календарю 9 ав, День памяти и скорби, разрушение Первого и Второго Храма.
Арест Царской Семьи 8 марта 1914 года - 14 адар, праздник Пурим.
Ритуальное убийство Царской Семьи (не расстрел) 17 июля 1918 г. - накануне Дня памяти и скорби 18 июля.

↑   Перейти к этому комментарию
8 марта 1917 года - Пурим, допустил опечатку ранее.
Мария Травкина (автор поста)
10 марта 2016 года
-1
Поинтересуйтесь, когда начали праздновать этот праздник и когда в том году был Пурим.
Andreas_Sch
10 марта 2016 года
0
Все равно совпадение имело место в 1917 году, а история праздника с 1908 года показывает, насколько чуждым он является как Православию, так и России.
Мария Травкина (автор поста)
11 марта 2016 года
0
Andreas_Sch пишет:
Все равно совпадение имело место в 1917 году,
8 марта по старому стилю, да?
На новый перешли позже.
Может, всё-таки именно совпадение, а не умысел?
Andreas_Sch пишет:
насколько чуждым он является как Православию, так и России.
Это Ваше мнение.
Andreas_Sch
12 марта 2016 года
0


Так все равно получается, что 1) праздник в нашей стране учредили либеральные антихристианские силы;
2) он совпадает с датой Февральской революции.
Мария Травкина (автор поста)
13 марта 2016 года
+2
Andreas_Sch пишет:
1) праздник в нашей стране учредили либеральные антихристианские силы;
Либеральные - согласна. Но вот насколько они антихристианские - я бы не решилась огульно судить.
Женщины боролись за свои права. Феминистское движение можно назвать неоднозначным, но проблемы-то у женщин были...
Антихристианские силы сегодня ничуть не менее активны, если даже не более. Кое-кто из нимх считает нашу Церковь отошедшей от истины, а её документы - апостасийными.
Andreas_Sch пишет:
он совпадает с датой Февральской революции.
В этом году - о ужас! - с 1 мая совпадает Пасха. И что?
Vaskez
8 марта 2016 года
0
о.А.Ткачев у нас другого мнения ))
Мария Травкина (автор поста)
8 марта 2016 года
0
Имеет право.
Инна Алисова
8 марта 2016 года
0
Слушаю с удовольствием о.А.Ткачёва.Спасибо вам!
Мария Травкина (автор поста)
8 марта 2016 года
0
??? в этой теме представлен другой автор...
Инна Алисова
8 марта 2016 года
0
Я знаю,но я к другому коменту написала.
doksn
8 марта 2016 года
0
Мария Травкина пишет:
не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»
Вот тут уже сразу женщине отводится роль второстепенная и. д.
Я эту тему вообще не обсуждаю, потому как мне не нравится отношение церкви к женщине.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам