Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook  Одноклассники 

Ученье - свет: плоды образования для православного христианина

Http://www.bogoslov.ru/text/4791528.html
2 декабря 2015 г.
Сергеев Александр

В данной статье Александр Сергеев рассуждает об уместности разума и учености в жизни православного христианина: нужно ли упражняться в науках церковных и светских? Полезно ли образование и самообразование в духовной жизни верующего? Не будет ли рациональность мешать спасению? Какова, согласно святым отцам, роль образованности применительно к духовной и повседневной жизни современного православного христианина?

Какое место имеет ученость в жизни современного православного христианина? Однозначный ответ получить невозможно, поскольку и по сей день существует глубочайший религиозный дуализм, о котором некогда говорил русский религиозный мыслитель Н. А. Бердяев в своей работе «Спасение и творчество». Этот дуализм выражается в том, что у определенного числа людей ученость, как и творчество, определена привилегией мирской, светской, к духовной жизни отношения не имеющей. Данные личности ограничиваются областью личного благочестия: молитвой, соблюдением заповедей и постов, посещением храмов, совершением добрых дел. В лучшем случае, ученость церковная (изучение догматического богословия и т. п.) не отметается, хотя случается и такое, когда человек заявляет: «я и без догматики знаю, в Кого и во что верю». В таком же отрицающем нужду в церковной учености духе всех, кто хоть как-то проявляет интерес к учености церковной, подводят под черту прелести. Вероятно, такое умозаключение черпается из жизнеописаний святых, не получивших в своей жизни никакого образования: раз они не хватали верхушки, так и ты не хватай, пребывая в смирении. Однако сами эти святые подвижники и пустынники подобных мыслей относительно людей ученых не имели и своей духовной жизнью познали не меньше, чем люди ученые: Н. А. Бердяев даже подтверждает их творческий образ жизни, называя святых «художниками человеческих душ»[1].

В итоге, дуализм этот достигает своего апогея в виде разделения на разные полярности в жизни человека – разума и веры. Разум, и осуществляемое им познание, представляется греховным инструментом, который лучше не использовать, дабы не впасть в тяжкий грех. Знания, даваемые разумом и ученостью, так же опасны, да и вообще не нужны, так как достаточно добрых дел и молитвы, и таким вот простым образом жизни люди приходят к ереси гносимахов, записанной у преп. Иоанна Дамаскина под 88 номером. Те тоже отвергали для христианина «необходимост … всякого знания»[2] и удостоились лишь осуждения. Для наших современных противников знания и образования интеллект станет инструментом неопасным лишь тогда, когда в жизни водворится абсолютное смирение. К таковому обычно идут всю свою жизнь, так и не употребив в деле спасения естественные способности. Однако служение Богу должно быть разумным, так как Сам Христос говорил: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим» (Мф. 22:37). Дело обожения требует всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разум[3], воля, чувства), и тело. Православию чуждо такое противопоставление разума и веры, так как они неразрывно связаны между собой. И Священное Писание, богословие, история Церкви, и люди, эту историю вершившие, являют нам яркие примеры, как в древности, так и в современности, этого симбиоза, этого отчуждения дуализма. Весь этот многовековой опыт дает понять, что христианину не лишними будут не только науки церковные (догматическое богословие, литургика и т. п.), но и науки светские, что разум не только можно, но и нужно использовать в деле нашего спасения.

Апологию (т. е. защиту) разума следует начать с аргумента, который разумно назвать библейско-богословским: в священной истории Ветхого Завета, изложенной в Библии, в самых первых главах книги Бытия бытописатель изложил нам повествование о творении первого человека, Адама, которого Бог «поселил … в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Именно на этом библейском стихе следует акцентировать внимание: уже изначально Богом были созданы условия для полноценного развития человека, как физического, так и интеллектуального. Такую мысль развивают многие православные экзегеты, толковавшие книгу Бытия. Блаженный Августин отмечает, что человек «был помещен в раю для того, чтобы он возделывал его… при посредстве не тягостного, а приятного земледелия и предусмотрительного ума, изыскивающего многое и полезное»[4]. Свт. Филарет Московский имеет схожие мысли со св. Августином: «Бог назначает ему простой, земледельческий труд, дабы он испытанием вещей умножал естественные свои познания»[5]. Наконец, библеист и богослов Лопухин А. П. дает такой комментарий: «необременительный и приятный труд был прекрасным средством для упражнения физического, а отчасти и умственных сил человека»[6]. Эта экзегеза подтверждает, что Бог, заботясь о человеке, даровал ему возможность раскрыть все свои естественные силы и способности через труд, творчество, интеллектуальную деятельность, дабы достичь полной, возможной для конечного существа меры уподобления Богу по благодати. Заметим, что от человека требовалось не только богообщение (молитва), пост и духовный подвиг (заповедь, данная Богом касательно плодов на древе), но и развитие своих способностей, а, следовательно, это входило и до сих пор входит в план Бога о человеке. Грехопадение хоть и усложнило, но не изменило ориентир: нам и по сей день должно, раскрывая весь свой потенциал, двигаться к Богу.

Действительно, разум имеет не менее важную роль в духовной жизни человека, чем, например, вера. «Надлежит пещись о ведении и разуме тому, кто хочет взять крест и последовать Христу», – говорит св. Марк Подвижник. Несомненно, всякому христианину следует помнить о правиле золотой середины, дабы не уйти в крайность, а иначе случится то, что ап. Павел охарактеризовал словами: «знание надмевает» (1 Кор. 8, 1). Но настоящему и рассудительному христианину (рассудительность также относится к разуму, к разумной деятельности человека), живущему во Христе и со Христом, не страшно такое состояние. Посему не будем углубляться в аскетику и прочие тонкости духовного совершенствования, т. к. ясно одно: Христос обновляет человека благодатью, давая возможность соблюдать гармонию относительно веры и разума.

История Церкви подтверждает предыдущие утверждения: многих святых отцов и деятелей Церкви не смущало образование, как светское, так и церковное. Начнем с того, что даже ап. Павел, известный своей простотой и часто призывавший к ней, был человеком ученым. Во-первых, он обучался у ученого раввина Гамалиила, где получил раввинистическое образование; во-вторых, ап. Павлу не была чужда и греческая культура, греческая образованность: он не чурается цитировать древнегреческого комедиографа Менандра (1 Кор. 15, 33), сочинение древнегреческого жреца и провидца, а также поэта Эпименида «Об оракулах» (Тит. 1, 12), строчки из дидактической поэмы древнегреческого поэта Арата «Явления» (Деян. 17, 28). И это не смущало ап. Павла, не мешало его восхождению ко Христу, а наоборот, помогало как в жизни духовной, так и в миссионерской деятельности. Также можно говорить и о таких отцах Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Григорий Палама, блаженный Иероним Стридонский, преподобные Ефрем Сирин (называющий себя по смирению неученым, хотя в реальности его ученостью восхищался сам свт. Василий Великий), Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и множество других святых, не гнушавшихся ученостью не только церковной, но и светской.

Знавшие античных поэтов, писателей и философов, различные гуманитарные и естественные науки, а также владевшие в совершенстве риторикой, отцы Церкви не считали, что их образование принесет вред душе, делу спасения. Наоборот, всю свою ученость, как и подобает всякому христианину, они принесли на алтарь Божий, принеся этим самым огромную пользу Церкви. Посредством рецепции, то есть христианизации, античной философии и естествознания ими было написано множество богословских трудов: например, свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский таким путем разработали православную триадологию, которая долгое время была камнем преткновения для их современников.

Современная эпоха, как и древняя, также полна личностями, чья ученость не мешала им быть настоящими христианами и послужила в добром деле проповеди и разъяснения христианского учения: это и святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Филарет Московский, и такие церковные ученые, как В. В. Болотов, А. П. Лопухин, А. В. Карташев, А. Ф. Лосев, В. Н. Лосский, И. В. Позов. Все это – лишь частичный, неполный список примеров людей, для которых разделения между верой и разумом не существовало, если рассматривать этот аспект полнее, глубже, то можно увидеть еще множество личностей, чья ученость не вредила духовной жизни, но, наоборот, помогала и содействовала делу спасения.

Наконец, посмотрим рассудительно и разумно, опираясь на авторитетные источники, на пользу учености в жизни современного православного христианина. Сейчас сфера образования имеет доступное положение, позволяя каждому желающему получить хорошее образование: гуманитарное, техническое, теологическое. Книжные магазины, как обычные, так и церковные, предоставляют современному социуму море хорошей философской, научной, богословской и святоотеческой литературы. Можно сказать, что у нас, по сравнению с эпохами святителя Василия Великого, учившегося в Афинской школе, и святителя Феофана Затворника, окончившего Киевскую Духовную Академию, положение с учебно-образовательными заведениями и обстановка не хуже и, возможно, даже чем-то лучше. Поэтому мы должны использовать эту возможность, продолжая учиться, развивать свои естественные силы души и тела, таланты и способности, уметь их употреблять, осознавая, что полученные знания ценны лишь только тогда, когда они осмысленны и подкреплены духовным опытом общения с Богом.

«Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве»[7], говорит свт. Григорий Богослов, и мы, в согласии с ним, подтверждаем, что противником образования является невежество, а не духовная жизнь во Христе. И это невежество рождает тысячи проблем, которые касаются и спасения. Невежество может провоцировать на ересь или раскол. Недавно прославленный в лике святых старец Паисий Святогорец, также видевший пользу в учености, вспоминал: «как-то раз один монах, услышав на Литургии Преждеосвященных Даров слова "Иже во Святых Отца нашего Григория папы Римскаго", решил, что поминают римского папу и соблазнился. "Не ожидал, — говорит, — никак не ожидал, что вы станете папежниками!" Сказав это, он вышел из храма»[8]. Такой случай – видная иллюстрация всей пагубности невежества, которое борется со всяким проявлением образованности. Противник же этого невежества – ученость.

Образование открывает для человека много полезного. Сразу можем опустить такие моменты, как развитие личности, которое происходит благодаря образованию, так как это и так очевидно. Перейдем к другим аспектам, например, к пользе учености в духовной жизни. Преп. Паисий Святогорец об этом говорил: «те, кто по Благодати Божией очистит свой ум от мути, которую привнесла в него наука, будут иметь больше рабочих инструментов… Люди, отдающие предпочтение своему внутреннему образованию — образованию души и внешнюю образованность также использующие для образования внутреннего, быстро преображаются духовно»[9]. Любое образование, которое было со вниманием и старанием получено, дает человеку различные методы преодоления различных задач: ум становится способным к аналитике, начинает сравнивать и рассуждать. Человеку образованному будет проще понимать науки церковные, если он не приступал к их изучению: понимание догматов имеет важное место в духовной жизни христианина, как пост и молитва. Чтение святых отцов Церкви получится более систематическим и осмысленным. Самообразование прекрасно помогает бороться с помыслами, об этом говорили многие подвижники, например, св. Феодосий Печерский: «бодрствуйте для церковного пения и для усвоения предания отеческого и чтения книжного»[10]. Именно чтение (а любое самообразование или образование привносит в жизнь множество литературы) помогает избавляться от различных греховных помыслов. К тому же, интеллектуальная деятельность приводит ум в трезвое состояние, позволяя здраво смотреть на различные обстоятельства нашей жизни. Таким образом, ученость и вообще обучение, образование, как в учебном заведении, так и самостоятельное, является очень хорошим помощником в жизни христианина.

«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3, 15). Каждый христианин – миссионер, и он должен своей жизнью и словами проповедовать о Христе в современном мире. Нередко среди людей неверующих или ищущих можно встретить людей образованных, имеющих высокий кругозор, и к таким с набором каких-то минимальных знаний просто не подойти. Таковых часто отталкивает от Церкви узость, невежество, необразованность и ограниченность христианина, который являет для него пример всего христианства. Поэтому нужно избегать таких вот неловких ситуаций и иметь достойный уровень при диалоге с представителем интеллигенции. Нужно, подобно ап. Павлу, который «для всех… сделался всем» (1 Кор. 9, 22), находить подход к каждому, как к человеку простому, не имеющему особого образования, так и к человеку, имеющему знания во многих областях. Для такой задачи ученость, обучение и разум не нужно отвергать, но, наоборот, заботиться об этом на достойном уровне.

«Простая баба, говорят нам, спасается лучше, чем философ, и для спасения ее не нужно знания, не нужна культура и пр. Но позволительно усомниться в том, что Богу нужны только простые бабы, что этим исчерпывается план Божий о мире. Божья идея о мире. Да и простая баба сейчас есть миф, она стала нигилисткой и атеисткой. Верующим же стал философ и человек культуры. Могут по-своему спасаться невежды, дураки и даже идиоты, но позволительно усомниться, чтобы в Божью идею о мире, в замысел Царства Божьего входило население его исключительно невеждами, дураками и идиотами»[11]. Резкий тон Н. А. Бердяева уместен: к сожалению, не редко теперь встречается простота стилизованная, причем искусственно, вместо простоты благодатной, которую стяжали многие святые, порой ученые. Кроме как лицемерия и прелести в этой наигранной простоте ничего нет, и таковой, соответственно, надобно сторониться. Именно о такой вот опасной для духовной жизни простоте говорит народная мудрость: простота хуже воровства. Мы сейчас живем в эпоху, где нужно много объяснять и свидетельствовать, где нужно иметь мужество мыслить, а не прикрываться иллюзорной и наигранной простотой, ничего общего с Духом Христовым не имеющей. Мир, в лице многих окружающих нас людей, требует от нас ответа о «нашем уповании», который должен быть не только кротким и благоговейным, но и разумным, дабы вопрошающий смог его понять, увидеть его обоснованность. Чтобы держать ответ, нужна подготовка, которая достигается усердными занятиями, обучением, образованием, чтением книг, изучением догматов и прочих наук, не только церковных. Немало важного и апологетического кроется и в науках современных, естественных, в современной культуре и искусстве. Нам следует пойти по пути тех, кто смог все это богатство внешней культуры и науки христианизировать, дабы представить религию Логоса-Христа не маргинальной и мракобесной, но просвещенной и способной на диалог. Дуализм, отделяющий ученость и разум от духовной жизни, не только не уместен, но и опасен. Здоровый рационализм следует признать не отцом ересей, но союзником Церкви и духовной жизни человека, защитником Православия. Ясность и осознанность убеждений – верное средство быть настоящим православным христианином в век повсеместно царящего плюрализма.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Ученье - свет: плоды образования для православного христианина
Http://www.bogoslov.ru/text/4791528.html
2 декабря 2015 г.
Сергеев Александр
В данной статье Александр Сергеев рассуждает об уместности разума и учености в жизни православного христианина: нужно ли упражняться в науках церковных и светских? Полезно ли образование и самообразование в духовной жизни верующего? Не будет ли рациональность мешать спасению? Читать полностью
 
Поваренок.ру
Лучший кулинарный портал рунета 137391 Рецептов 1445925 Пользователей
Все рецепты
Рецепты от Поваренок.ру Все рецепты
Торт "Птичье молоко" ... Торт "Птичье молоко" ...
Торт "Птичье молоко" был изобретен одним ...
Подробнее »
Яблочный джем "Экономный" ... Яблочный джем "Экономный" ...
И снова у меня джем :). Люблю я это дело - варить джемы ...
Подробнее »
Рис по-индийски и все его тайны ... Рис по-индийски и все его тайны ...
Знаете ли вы, что обычный рис может стать истинным ...
Подробнее »
Запеканка творожная "3 ... Запеканка творожная "3 ...
Долго не решалась выложить рецепт творожной запеканки ...
Подробнее »

Комментарии

Мария Травкина
20 декабря 2015 года
0
Я про ересь гносеомахии писала тут в группе давным-давно. Увы, тенденция в среде некоторых православных о ненужности образования, как духовного, так и светского, существует и поныне.
valesir57 (автор поста)
20 декабря 2015 года
0
Я ВАс очень поддерживаю- очень!))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

...или указать адрес картинки в интернете:


Закрыть

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам
ВКонтакте
Facebook