Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Духовность как запрет?

Приходится часто слышать - вот, хорошо бы запретить то или это (день св. Валентина, женские брюки, макияж и проч.)
О том, что духовность - это не система запретов, размышляет прот Алексий Уминский. Вот - фрагмент:


"""когда духовность воспринимается как система запретов «можно-нельзя», то это очень простая духовность. Эта духовность очень многим была бы по плечу. Эта духовность очень многим была бы востребована. Поэтому, когда мы смотрим какую-нибудь программу по телевизору, например, «К барьеру!», «Поединок», где два человека обсуждают проблему сталинизма, и один «за», другой «против», и вдруг видим рейтинг защитников Сталина в десятки раз выше, чем того человека, который, с моей точки зрения, говорит обычные нормальные вещи, то понятно, что духовность как система запретов очень востребована.

Она востребована даже у нас, в христианстве, в православии. Казалось бы, мы давно прошли это все, но мы опять живем в каком-то пространстве, которое близкий мне человек назвал так: «Нашему народу нужен новый Ветхий Завет». Новый Ветхий Завет – система «можно-нельзя», система закона и запрета.

И вот мы приходим в церковь: «А что здесь можно, а что нельзя? В платке можно, без платка нельзя? В брюках можно или в брюках нельзя? А можно мне молочко в среду и пятницу или нельзя? А можно мне правой рукой свечку передать или левой?» Это – духовность?!

ХРИСТИАНСТВА КАК СИСТЕМЫ ЗАПРЕТОВ И ПООЩРЕНИЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Нет в христианстве «можно-нельзя». Христос даровал нам свободу, и свобода, между прочим, – одно из самых главных оснований духовности. Там, где нет свободы, там никакой духовности быть не может. Там не о чем говорить.
Так вот, Христос даровал нам свободу. И наша вера – это не система запретов, не система «можно-нельзя». «Люби Бога, и делай что хочешь», – сказал один из наших святых (Св. Блаженный Августин). Мне кажется, что с этим надо согласиться.""""

Полностью статью о. Алексия и видеосюжет можно посмотреть здесь:

http://www.pravmir.ru/dyrka-ot-duxa/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Духовность как запрет?
Приходится часто слышать - вот, хорошо бы запретить то или это (день св. Валентина, женские брюки, макияж и проч.)
О том, что духовность - это не система запретов, размышляет прот Алексий Уминский. Вот - фрагмент:
"""когда духовность воспринимается как система запретов «можно-нельзя», то это очень простая духовность. Эта духовность очень многим была бы по плечу. Читать полностью
 

Комментарии

Russ
21 февраля 2011 года
+2
Мария Травкина пишет:
«Люби Бога, и делай что хочешь»
Nastasia
21 февраля 2011 года
+1
А послания апостола Павла? Который поясняет детали христианского поведения?
Мария Травкина (автор поста)
21 февраля 2011 года
0
Тут надо конкретно разбираться. Приведите, пожалуйста, примеры.
Nastasia
21 февраля 2011 года
0
Мария Травкина пишет:
В платке можно, без платка нельзя?
Вот, допустим..
Св. Павел говорил, что женщина должна ходить с покрытой головой, когда слушает о Христе.
Могу, конечно поискать в Библии, если нужно.
Конечно в храме бывают прихожане,которые очень суеверны и действительно бояться передавать свечку "неправильной" рукой. Вот это, конечно, не правильно. Суеверие и церковь понятие не совместимы. А по поводу молока по средам и пятницам, это уж у батюшки нужно взять благословение.
Наверное, так.
Михей
21 февраля 2011 года
0
Nastasia пишет:
женщина должна ходить с покрытой головой
"А мужчина не должен отращивать волосы, ибо этим он бесчестит себя".
Мария Травкина (автор поста)
22 февраля 2011 года
+1
А как же духовенство?
Вообще, насчёт волос интересно... слышала пояснения, что здесь ап. Павел говорит о практике подражания другому полу - ведь в античном мире сильное распространение имел гомосексуализм. Насчёт стриженых волос у женщин - тогда с непокрытой головой ходили только женщины определённого поведения, и это было их отличительным признаком. Они же брили волосы на висках. Поэтому запрет касается вовсе не женских стрижек 21-го века, а определённого стиля поведения. Сегодня и порядочные замужние женщины ходят без головного убора и стригутся.
Russ
22 февраля 2011 года
+1
Мария Травкина пишет:
Вообще, насчёт волос интересно
http://blogs.privet.ru/community/platok/50294458
Здесь аудио лекция Осипова на эту тему.
Мария Травкина (автор поста)
23 февраля 2011 года
0
Спасибо. Он говорит. что благоговение выражается средствами нашей культуры. Но сегодня культура не требует постоянного ношения платка замужними женщинами (в храм - да, традиция сохранилась), и не требует непременных длинных волос у женщин...
Nastasia
22 февраля 2011 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
А как же духовенство?
Вообще, насчёт волос интересно... слышала пояснения, что здесь ап. Павел говорит о практике подражания другому полу - ведь в античном мире сильное распространение имел гомосексуализм. Насчёт стриженых волос у женщин - тогда с непокрытой головой ходили только женщины определённого поведения, и это было их отличительным признаком. Они же брили волосы на висках. Поэтому запрет касается вовсе не женских стрижек 21-го века, а определённого стиля поведения. Сегодня и порядочные замужние женщины ходят без головного убора и стригутся.

↑   Перейти к этому комментарию
Да, я тоже такое слышала!
Но в храме все платочки обычно одевают.
А духовенство с очень длинными косами я не видела. Все равно стригутся же.
Мария Травкина (автор поста)
23 февраля 2011 года
0
Nastasia пишет:
А духовенство с очень длинными косами я не видела.
А я видела (ну, не до пояса, но до плеч - точно).
Nastasia
23 февраля 2011 года
0
Ну, имела в виду волосы ниже пояса. А до плеч и ниже-все-равно уже стриженые!
Ставрос
22 февраля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Мария Травкина
А как же духовенство?
Вообще, насчёт волос интересно... слышала пояснения, что здесь ап. Павел говорит о практике подражания другому полу - ведь в античном мире сильное распространение имел гомосексуализм. Насчёт стриженых волос у женщин - тогда с непокрытой головой ходили только женщины определённого поведения, и это было их отличительным признаком. Они же брили волосы на висках. Поэтому запрет касается вовсе не женских стрижек 21-го века, а определённого стиля поведения. Сегодня и порядочные замужние женщины ходят без головного убора и стригутся.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
А как же духовенство?
Так вот же. Соответственно, это предписание, которое чем-то мотивировалось, но не запрет, карающийся смертной казнью. Что меня поражает в некоторых людях - это нежелание думать. Есть запрет и хорошо, больше ничего и не надо.
Онорина
22 февраля 2011 года
+3
Когда любишь Бога и стараешься жить так чтоб Его присутствие в твоей жизни было максимальным, наверное такие внешние мелочные вопросы вообще не появляются, птому что в душе происходит более важная и сложная работа.
Мария Травкина (автор поста)
22 февраля 2011 года
+1
Да. Эту статью, вообще, надо целиком читать, там как раз об этом... о том, что духовность изнутри идёт.
Просто часто правила людям заменяют внутреннюю работу. Так проще.
Онорина
23 февраля 2011 года
0
К сожалению не только правила заменяют внутреннюю работу, а еще и "охота на ведьм" .
Nastasia
22 февраля 2011 года
0
Это так. Столько раз видела и слышала в храме всяких "не" от бабушек, когда кто-нибудь из новоначальных заходит...
А ведь действительно Господь дал самые главные заповеди - о любви и смирении.
Думаю, если по настоящему любить Господа, тогда стараешься больше узнать и о служении, и писания святых отцов начинаешь читать, и поститься во-время.
Эх... Еще расти и расти до этого!
Онорина
23 февраля 2011 года
+2
Ой,эти околоцерковные бабушки это вообще отдельная тема...настоящих верующих среди них мало, в основном в их словах и поучениях сплошное язычество сквозит, но зато тех - настоящих видно сразу - они никогда не пристают- "за пятки не кусают" а в глазах у них столько света!
Ставрос
22 февраля 2011 года
+2
Согласна со всем!
Мария Травкина пишет:
Христос даровал нам свободу, и свобода, между прочим, – одно из самых главных оснований духовности. Там, где нет свободы, там никакой духовности быть не может.
Вот что пишет иерей Геннадий Егоров (Священное писание Ветхого завета, стр.64): "Закон обуздывал, налагая цепи: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи... Но внутренних позывов не отнимал, сердца не обрезывал, не оживлял духовно. Этим стеснением внешним без внутренноего изменения он располагал подзаконных жаждать избавления, иначе, желать внутреннего изменения, которое сделало бы излишним и внешние цепи. Та часть закона, которая учила нас жизни и поведению не была неясна, - иначе он был бы дан напрасно, - а только те части его были прикровенны, из которых мы могли узнать, что закон через Христа упраздняется. Подлинно, и это было делом премудрости Божией - ввести закон, говорящий о себе самом, что Христос, пришедши упразднит его, и что во Христе он прекратится".
Мне не понятно, почему у нас упразднены: нечистые животные, нечистота трупов, но женщин мы продолжаем считать нечистыми??? Хорошо, соблюдаете закон, так соблюдайте! Но опять непонятно: у нас считается, что женщина после родов нечиста 40 дней, независимо от того родила она мальчика или девочку, тогда как в книге Левит говорится, что женщина, родившая девочку нечиста 80 дней. Пока никто мне такое законничество объяснить не может.
Мария Травкина пишет:
«Нашему народу нужен новый Ветхий Завет». Новый Ветхий Завет – система «можно-нельзя», система закона и запрета
Да, именно так. Священник на лекции рассказывал, что некоторые люди не способны сами определить, что хорошо и что плохо. Они просто требуют: "скажите, что мне можно делать, а что нельзя". Я считаю, что просто так легче жить и человек снимает с себя ответственность.
Онорина
23 февраля 2011 года
+3
Кстати, насчет 40 дней после родов - я подходила с этим вопросом к нашему батюшке, потому что мне тоже казалось что как это так - женщина родив наоборот совершает хорошую работу, а над ней еще и очистительную молитву читать нужно. Так батюшка мне ответил , что нечистотой является чисто физическое проявление, а насчет очитстительной молитвы, так в ней не содержится ни слова о какой-то еще нечистоте, а наоборот содержатся просьбы о том чтоб сохранить мать и ее дитя.
Вообщем как-то мне его объяснения показались довольно логичными.
Ставрос
23 февраля 2011 года
+1
Онорина пишет:
Так батюшка мне ответил , что нечистотой является чисто физическое проявление
Так оно и есть на самом деле. Тут надо определиться, является ли женщина во время истечения кровей ритуально нечистой? Если да, то тогда нужно в точности соблюдать иудейский закон, если же нет, то тогда полная свобода. А вот половинчатые меры - это, по меньшей мере, странно. Святые отцы говорят о том, что женщина не является ритуально нечистой, имеет место лишь проблема физической нечистоты, которая разрешилась благодаря современным средствам гигиены.
Онорина
24 февраля 2011 года
0
Помнится какое-то время женщины в любое время могли ходить в храм и не считалось что это не правильно...
Михей
23 февраля 2011 года
+2
В ответ на комментарий Онорина
Кстати, насчет 40 дней после родов - я подходила с этим вопросом к нашему батюшке, потому что мне тоже казалось что как это так - женщина родив наоборот совершает хорошую работу, а над ней еще и очистительную молитву читать нужно. Так батюшка мне ответил , что нечистотой является чисто физическое проявление, а насчет очитстительной молитвы, так в ней не содержится ни слова о какой-то еще нечистоте, а наоборот содержатся просьбы о том чтоб сохранить мать и ее дитя.
Вообщем как-то мне его объяснения показались довольно логичными.

↑   Перейти к этому комментарию
Онорина пишет:
женщина родив наоборот совершает хорошую работу
Совершенно верно.
Блаженный Феодорит: "должно вникать в намерение закона. Ибо часто вместо одного учит он другому. Ибо если родившая нечиста, то нечиста и чревоносящая. Посему, думаю, что закон повелевает успокоиться родившей, как много потрудившейся и потерпевшей жестокие муки".
Онорина пишет:
нечистотой является чисто физическое проявление
К сожалению, молитвы говорят об обратном.
В Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями. Таковы "Молитвы жены в первый день рождения отрочате ея", "Молитва во еже назнаменовати отроча в осьмый день", "Молитва жене родильнице по четиредесетех днех", "Молитва жене, егда извергнет отроча", "Молитва о искушающемся во сне". В этих чинопоследованиях, как бы возвращаясь к ветхозаветному пониманию нечистоты, авторы молитв считают нечистыми не только саму родильницу, но и прикоснувшихся к ней, сама она до сорока дней и не допускается до причащения. Находим мы здесь целый ряд молитв от осквернения животными, считавшимися нечистыми в Ветхом Завете, воды, вина, елея, сосуда пшеницы и самого человека, евшего скверное животное.
Мария Травкина (автор поста)
23 февраля 2011 года
0
Михей пишет:
сама она до сорока дней и не допускается до причащения
Насколько я знаю, в случае смертной опасности всё же допускается...
Михей
24 февраля 2011 года
+1
Апостольские постановления, книга 6 (О ересях, пп.27-30):
"Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных (Лев. 15,1-30), те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого. ...а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, если ты, жена, во дни очищения месячного не имеешь в себе, как говоришь, Духа Святого, то ты должна быть исполнена духа нечистого. Ибо когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе; потому что он любит неблагодарных, порочных, нерадивых, сонливых, так как и сам, по неблагодарности заболев зломыслием, лишен Богом достоинства, решившись вместо архангела быть диаволом.

Наблюдения эти суть пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых".
Михей
24 февраля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Михей пишет:
сама она до сорока дней и не допускается до причащения
Насколько я знаю, в случае смертной опасности всё же допускается...

↑   Перейти к этому комментарию
Свт. Григорий Великий:
"Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки".

"Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли".

"Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?"
Ставрос
24 февраля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Михей пишет:
сама она до сорока дней и не допускается до причащения
Насколько я знаю, в случае смертной опасности всё же допускается...

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
Насколько я знаю, в случае смертной опасности всё же допускается...
Так вот же, если в случае смертной опасности можно, то почему в других случаях нельзя?
Онорина
24 февраля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Михей
Онорина пишет:
женщина родив наоборот совершает хорошую работу
Совершенно верно.
Блаженный Феодорит: "должно вникать в намерение закона. Ибо часто вместо одного учит он другому. Ибо если родившая нечиста, то нечиста и чревоносящая. Посему, думаю, что закон повелевает успокоиться родившей, как много потрудившейся и потерпевшей жестокие муки".
Онорина пишет:
нечистотой является чисто физическое проявление
К сожалению, молитвы говорят об обратном.
В Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями. Таковы "Молитвы жены в первый день рождения отрочате ея", "Молитва во еже назнаменовати отроча в осьмый день", "Молитва жене родильнице по четиредесетех днех", "Молитва жене, егда извергнет отроча", "Молитва о искушающемся во сне". В этих чинопоследованиях, как бы возвращаясь к ветхозаветному пониманию нечистоты, авторы молитв считают нечистыми не только саму родильницу, но и прикоснувшихся к ней, сама она до сорока дней и не допускается до причащения. Находим мы здесь целый ряд молитв от осквернения животными, считавшимися нечистыми в Ветхом Завете, воды, вина, елея, сосуда пшеницы и самого человека, евшего скверное животное.

↑   Перейти к этому комментарию
Наверное подобные молитвы писались теми, кто в любом женском проявлении видел нечто не хорошее, а в остальном, если брать то что женщина через чадородие спасается, то вообще отношение к родам, беременности весьма противоречиво.
Михей
24 февраля 2011 года
0
Онорина пишет:
Наверное подобные молитвы писались теми, кто в любом женском проявлении видел нечто не хорошее
О чем и речь идет. В Византийских требниках в чине 40 дня присутствуют только молитвы о младенце, а о матери ни слова.
Мария Травкина (автор поста)
24 февраля 2011 года
0
Видимо, это чисто русская традиция. Так же, как и мнение о том, что собака - нечистое животное.
Не есть ли это наследие ереси жидовствующих?
Михей
24 февраля 2011 года
+2
Мария Травкина пишет:
Не есть ли это наследие ереси жидовствующих?
У нас столько наследий, что уже и не разберешься.
Russ
24 февраля 2011 года
0
Михей пишет:
У нас столько наследий, что уже и не разберешься.
Онорина
25 февраля 2011 года
0
В ответ на комментарий Михей
Мария Травкина пишет:
Не есть ли это наследие ереси жидовствующих?
У нас столько наследий, что уже и не разберешься.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина (автор поста)
23 февраля 2011 года
0
В ответ на комментарий Ставрос
Согласна со всем!
Мария Травкина пишет:
Христос даровал нам свободу, и свобода, между прочим, – одно из самых главных оснований духовности. Там, где нет свободы, там никакой духовности быть не может.
Вот что пишет иерей Геннадий Егоров (Священное писание Ветхого завета, стр.64): "Закон обуздывал, налагая цепи: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи... Но внутренних позывов не отнимал, сердца не обрезывал, не оживлял духовно. Этим стеснением внешним без внутренноего изменения он располагал подзаконных жаждать избавления, иначе, желать внутреннего изменения, которое сделало бы излишним и внешние цепи. Та часть закона, которая учила нас жизни и поведению не была неясна, - иначе он был бы дан напрасно, - а только те части его были прикровенны, из которых мы могли узнать, что закон через Христа упраздняется. Подлинно, и это было делом премудрости Божией - ввести закон, говорящий о себе самом, что Христос, пришедши упразднит его, и что во Христе он прекратится".
Мне не понятно, почему у нас упразднены: нечистые животные, нечистота трупов, но женщин мы продолжаем считать нечистыми??? Хорошо, соблюдаете закон, так соблюдайте! Но опять непонятно: у нас считается, что женщина после родов нечиста 40 дней, независимо от того родила она мальчика или девочку, тогда как в книге Левит говорится, что женщина, родившая девочку нечиста 80 дней. Пока никто мне такое законничество объяснить не может.
Мария Травкина пишет:
«Нашему народу нужен новый Ветхий Завет». Новый Ветхий Завет – система «можно-нельзя», система закона и запрета
Да, именно так. Священник на лекции рассказывал, что некоторые люди не способны сами определить, что хорошо и что плохо. Они просто требуют: "скажите, что мне можно делать, а что нельзя". Я считаю, что просто так легче жить и человек снимает с себя ответственность.

↑   Перейти к этому комментарию
Ставрос пишет:
Но опять непонятно: у нас считается, что женщина после родов нечиста 40 дней, независимо от того родила она мальчика или девочку, тогда как в книге Левит говорится, что женщина, родившая девочку нечиста 80 дней. Пока никто мне такое законничество объяснить не может.
Просто - дань традиции, идущей с ветхозаветных времён. Богословского христианского обоснования не имеет. Как-нить ссылку дам, есть хорошая работа на тему.
Онорина
24 февраля 2011 года
0
Да уж...столько перегибов...
Nastasia
23 февраля 2011 года
0
Мария Травкина (автор поста)
24 февраля 2011 года
+1
О так называемой женской "нечистоте"

священник Константин Пархоменко


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: "Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…"

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: "Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!"

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристинским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14, 6).

Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: "Смелее, дочь!" (Мф. 9, 22).

Апостолы учили так же. "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14, 14). Он же: "Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные - как естественные процессы нашего организма - не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, "на всякий случай", или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в "критические" дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении "Апостольские постановления":

"Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя".

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

"Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать".

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

"Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом".

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". "Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший".

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: "Должно отложить, доколе очистится".

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором - непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: "Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)"?

Святейший Патриарх пишет: "Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься".

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что "эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов". В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши "церковные бабушки". Именно они пугают новоначальных христианок некой "скверной" и "нечистотой", которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

1. Есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил.^
2. По преданию, именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста.^
3. Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.^
4. Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты.^
Ставрос
24 февраля 2011 года
+1
Мария Травкина пишет:
Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что "эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов". В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции
Так и есть. У нас богословская комиссия вынесла решение, что с месячными можно всё, кроме причащения. А по секрету передала, что и причащаться можно, просто ввиду того, что православный народ у нас воинственный, боятся это сказать открыто.
Мария Травкина пишет:
Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши "церковные бабушки".
Да, и делают они это (как сказал один священник) из зависти.
Онорина
25 февраля 2011 года
0
Nastasia
24 февраля 2011 года
+1
Очень хорошая и полезная статья!
lena7504
25 февраля 2011 года
0
Жизнь каждого человека, конечно очень индивидуальна, по-моему ап. Павел говорил( поправте, если ошибаюсь)"Всё мне можно, но не всё полезно"
Вот, кто как, вы, думаете, можно нарушать Заповеди Божии?
Ставрос
25 февраля 2011 года
+1
lena7504 пишет:
Вот, кто как, вы, думаете, можно нарушать Заповеди Божии?
Немного не поняла вопрос: Кто может нарушать заповеди? или то, как мы рассуждаем, ведёт к тому, что можно нарушать заповеди Божии? Ответ на первый - никто, на второй - нарушать заповеди нельзя.
lena7504
25 февраля 2011 года
0
Прошу прощения, запуталась! Но,вы меня поняли правильно! Нарушать Заповеди - нельзя.
А почему, кто как думает? Это - запрет?
Russ
25 февраля 2011 года
+2
lena7504 пишет:
Это - запрет?
Не думаю что запрет. Нарушая заповеди мы меняемся. Становимся злыми. Перестаем быть людьми. И вредим себе.
lena7504
25 февраля 2011 года
0
То есть, нарушить Заповеди можно( в смысле нам никто не может запретить это сделать), но нарушая духовные законы, мы вредим себе. Я правильно понимаю?
Russ
25 февраля 2011 года
0
lena7504 пишет:
То есть, нарушить Заповеди можно( в смысле нам никто не может запретить это сделать)
Скажем так, мы же нарушаем Да и как нам запретишь? Бог дал человеку право выбора.
lena7504
25 февраля 2011 года
+1
Но ведь нарушая духовные законы мы в первую очередь вредим себе! Ведь, Бог дал Заповеди человеку не потому что, человек находится в Его власти, а из-за Любви к человеку, что бы оградить человека от падений и скорби.
Так почему мы боимся запретов? Ведь запреты -это благо, это - предупреждение - где, опасно! Запреты воспитывают послушание в тех, кто хочет быть послушным. Ведь первый запрет нарушили Адам и Ева, вкусив запретный плод, а что из этого вышло - известно всем! Или не всем?
Russ
25 февраля 2011 года
0
Я не пойму, вы спорите?
lena7504 пишет:
Но ведь нарушая духовные законы мы в первую очередь вредим себе!
я же про это и писал
lena7504 пишет:
Так почему мы боимся запретов?
почему боимся?
Заповеди нужно не боятся нарушить, а жить так чтоб и не хотелось нарушать но это дело совершенных, а наше сдерживать себя от нарушения заповеди.
lena7504 пишет:
Ведь запреты -это благо, это - предупреждение - где, опасно!
Я бы не обобщал.
lena7504
25 февраля 2011 года
+1
Прошу прощения! Я не спорю, я рассуждаю о запретах.
Russ пишет:
Я бы не обобщал
Каюсь, не права.

Спаси, Господи!
Russ
25 февраля 2011 года
+1
lena7504 пишет:
рассуждаю о запретах.

Вы правильно рассуждаете, только смотрим мы с разных сторон Вы смотрите на заповеди как на запреты , я как на науку какой должен быть человек, что б остаться человеком. Хотя это не важно
lena7504
25 февраля 2011 года
0
Это потому что, Вы рассуждаете как, высокодуховная личность,
а я как, преступник на испытательном сроке исправления
Russ
26 февраля 2011 года
+1
lena7504 пишет:
как, высокодуховная личность,
Это точно не так
lena7504
27 февраля 2011 года
0
Не хочу в это верить.
lena7504
27 февраля 2011 года
0
В ответ на комментарий Russ
lena7504 пишет:
как, высокодуховная личность,
Это точно не так

↑   Перейти к этому комментарию
Russ пишет:
lena7504 пишет:
как, высокодуховная личность

Russ пишет:
Это точно не так

Мне хочется верить, что это, именно так
Спаси, Господи!
Russ
27 февраля 2011 года
+1
lena7504 пишет:
Мне хочется верить
Мне тоже
Но до такого мне далеко

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам